Ольга
Психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с семьёй в дошкольной организации
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие системы дошкольного воспитания и обучения является приоритетным направлением государственной политики Республики Казахстан. Качественное дошкольное образование и развитие способностей детей имеет важное значение для общества, так как дети являются будущим интеллектуальным потенциалом страны.
Современная образовательная политика Казахстана в связи с интеграцией в мировое образовательное пространство предъявляет высокие требования и интенсифицирует поиски новых, эффективных психолого-педагогических подходов, в первую очередь, к системе дошкольного образования, как начальной ступени раскрытия потенциальных способностей ребёнка.
Публикация «Психолого-педагогическое взаимодействие воспитателя с семьёй в дошкольной организации» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция декабрь 2017
В рамках разработанного государственного общеобязательного стандарта образования РК педагог в ДО должен:
- обеспечивать индивидуализацию процесса образования и развития, использовать свои знания относительно развития детей; строить взаимоотношения на основе учёта уникальных потребностей и потенциальных возможностей каждого ребёнка;
- создавать учебную среду, способствующую развитию у детей возможности для принятых самостоятельных решений, практического овладения жизненными навыками;
- вовлекать в образовательно – воспитательный процесс на партнёрских условиях родителей дошкольников, предоставляя им возможность совместного поиска решений существующих проблем;
- разрабатывать совместно со своими коллегами краткосрочные планы реализации проектов обучения и воспитания;
- владеть методом наблюдения за прогрессом своего ребёнка, фиксировать и оформлять документально, видеть достижения своего воспитанника, составлять план дальнейших шагов;
-использовать занятия для выработки у детей высокого уровня взаимопонимания, навыков межличностного общения и сотрудничества;
- обеспечивать включение детей в различные виды деятельности, направленных на активное, содержательное обучение; применять интерактивные технологии в обучении.
Главная задача детского сада - создание необходимых условий для формирования, развития и профессионального становления личности на основе национальных и общечеловеческих ценностей; реализация прав ребенка на воспитание, образование и всестороннее развитие, сохранение родного языка, культуры, укрепление здоровья.
Но один педагог не может участвовать в образовательном процессе, ему необходима помощь семьи. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских,
юридических, педагогических и психологических.
Семья – даёт ребёнку главное – то, что не может дать никакой другой социальный институт, личностную связь и изначальное единство с родными.
Взаимодействие с семьёй – одно из основных актуальных направлений психологической компетентности работы нашего детского сада является представление о способах гармонизации эмоционально – волевой сферы на психическое развитие детей. Умение регулировать свои эмоциональные процессы чрезвычайно важно, поскольку именно такое умение помогает найти адекватные способы снятия напряжения.
С развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир ребёнка, который для достижения гармонии чувств и ощущений, а также для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным. Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может, её необходимо внимательно изучать и бережно развивать.
Необходимо также, чтобы родители приобрели более позитивный взгляд на своего ребёнка, полнее понимали и принимали его индивидуальность, осознавали вред и пользу своих воспитательных воздействий.
В своей работе по взаимодействию с родителями мы придерживаемся таких принципов : не приказывать, не угрожать, не проповедовать, не поучать, не подсказывать решения, не выносить суждений, не оправдывать и не оправдываться, не ставить «диагноз», не выпытывать, не провоцировать конфликты.
Безусловное принятие ребенка является необходимым условием его нормального развития и адекватных эмоций, потому что удовлетворяются его базовые потребности в нужности, чувстве защищенности, выполнять психолого – педагогическую функцию родительской позиции, а не ограничиваться лишь воспитательной, так как такая позиция «эмоционально питает» ребенка, поддерживает и даже обеспечивает его развитие через эмоциональное благополучие.
В работе с родителями при проведении собраний, семинаров – практикумов, совместной работы обеспечивают достижение родительского счастья и гордости за себя и своего ребенка.
Гармоничное взаимодействие воспитателя с родителями и педагогом – психологом создают условия для психологически комфортного существования детей в различных образовательных областях.
Вовлекая родителей в образовательный процесс посредством анкетирования, консультаций, родительских собраний, бесед, выставок, тематических встреч, дискуссий с участием медиков, семинаров – практикумов с использованием элементов арт – терапии (коллаж, рисование, занятий – тренингов, психолого – педагогических просвещений, элементов сказкотерапии (сказки, притчи, а также проведение занятий с использованием интернет – ресурсов, музыкальных центров, ноутбуков способствует повышению сотрудничества семьи педагогов нашего детского сада. Такие совместные встречи сближают родителей, воспитателей, детей, помогают создать эмоциональный комфорт в группе. Дети начинают воспринимать родителей по – новому – как союзников, так как родитель, участвующий во всех мероприятиях, знает проблемы и пути их преодоления, старается понять чувства ребенка, его деятельность, его точку зрения. У ребенка, который чувствует поддержку, понимание родителей, повышается самооценка. Как правило, работа с родителями проводится в форме семинара с использованием лекционных, психогимнастических приёмов, групповых дискуссий, сказкотерапии. Мы доносим до родителей всё ценное, что проводится в рамках детского сада, приглашая родителей всех возрастных групп в свою очередь принимают участие в родительских собраниях по развитию современного дошкольного образования семьи. Мы же в свою очередь повышаем свой профессиональный уровень через участие в регионально научно – практических конференциях и посещение семинаров практикумов областных и городских уровней. В результате организованного комплексного взаимодействие воспитателя, педагога – психолога и других специалистов у родителей повышается уровень семейных ценностей, устанавливаются более дружеские и гармоничные отношения.
Для выявления потребностей родителей в педагогических знаниях, стимулирования наблюдений за детьми, стремления понять своего ребенка проводились анкетирование «Знаете ли Вы своего ребенка?». Из анкетирования следует:
Результат после проведённой работы с родителями
1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 48%
2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 52%
3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 63%
Результат на начало работы с родителями
1категория Родители понимают внутренний мир ребенка – 32%
2категория Находят время побывать с ребенком наедине – 41%
3категория Хотели бы получить консультацию по вопросам воспитания – 48%
В нашей работе мы стараемся находить эффективные способы взаимодействия с семьёй, и все они ради достижения согласия в вопросах воспитания и обучения; ведь без этого согласия нет полноценного личностного становления дошкольников. Семья и детский сад два воспитательных феномена, каждый из которых по – своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Только в гармоничном взаимодействии детского сада и семьи можно компенсировать и смягчить друг друга. Для нас это стало возможным только благодаря объединению сил и сотрудничеству. Постепенно ушли непонимание, недоверие родителей. Взаимодействие родителей и детского сада редко возникает сразу. Это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий терпеливого, неуклонного следования выбранной цели. Мы не останавливаемся на достигнутом, продолжаем искать новые пути сотрудничества с родителями. Ведь у нас одна цель – воспитывать будущих созидателей жизни. Каков человек – таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать своих близких.
Литература
1. Базовый минимум содержания общеобразовательной программы дошкольного воспитания и обучения детей от 1 до 6 (6.1.6.3 стр. 69); Министерство образования и науки РК; Астана ГОСО РК 1.002 – 2004
2. Работа ДОУ с семьёй; А. В. Козлова, Р. П. Дешеулина; Москва 2005