Семенова Анна Владимировна
Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников
▼ Скачать + Заказать документы
Вопросы психолого-педагогического сопровождения и его особенностей в педагогической и психологической науках освещаются многими исследователями, как в поисках единого научного обоснования, так и в решении практических задач.
В целом проблема психолого-педагогического сопровождения, как вида психолого-педагогической деятельности является предметом глубокого исследования лишь последнее два десятилетия. Ее появление вызвано не только активной деятельностью психологов в общеобразовательной организации в качестве полноправных субъектов образовательного процесса, но и содержательным изучением психолого-педагогических аспектов обучения и воспитания. В широком смысле – это отражение процессов, нововведений характеризующих педагогическую науку на современном этапе развития. Термин «сопровождение» ряд ученых (М. Р. Битянова, И. А. Кибак, Н. Л. Коновалова, Н. С. Пряжников, С. Н. Чистякова и др) употребляют как особый вид оказания психолого-педагогической помощи. А. Н. Леонтъев, Ф. Перлз употребляет понятие «сопровождение» как целенаправленный процесс «дополнительного подкрепления» деятельности обучающихся, направленный на удовлетворение потребностей школьников в успешных для них видах деятельности от заданий по образцу и многократному их выполнению до самостоятельной интеллектуальной и творческой деятельности.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников» размещена в разделах
В психолого-педагогической литературе мы увидим разные трактовки термина «психолого-педагогического сопровождения» но наиболее для нас значима явилась формулировка Н. Зуевой, Н. Л. Коноваловой, Л. Г. Субботиной, которые понимают «психолого-педагогическое сопровождение как целостный и непрерывный процесс изучения и формирования личности; создание условий для ее самореализации во всех сферах деятельности, адаптации в социуме на всех возрастных этапах в условиях взаимодействия всех субъектов воспитательно- образовательного процесса» (Н. Зуева, Н. Л. Коновалова, Л. Г. Субботина).
В нашей лекции мы не будет подробно останавливаться на различных трактовках термина «психолого-педагогическое сопровождение», а только лишь акцентируем внимание на то, что психолого-педагогическое сопровождение сегодня нашло свое употребление в документах, регламентирующих введение и реализацию ФГОС.
Реализация ФГОС на всех уровнях образования определяет новые требования к содержанию и методам психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, так как для достижения нового результата образования важно учитывать закономерности развития детей, уметь использовать психологические методы и приемы в образовательном процессе.
В современных условиях педагогической практики многие руководящие и педагогические работники испытывают затруднения в осуществлении психолого-педагогического сопровождения, так как специфика сопровождения в контексте введения и реализации ФГОС недостаточно разработана.
Поэтому в контексте введения и реализации ФГОС, прежде всего, необходимо определиться в том, каковы особенности и приоритетные задачи психолого-педагогического сопровождения на современном этапе образования.
Цель психолого-педагогического сопровождения ребёнка в образовательном процессе — обеспечить его полноценное развитие (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
При этом задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях образования различны.
Задачи психолого-педагогического сопровождения на разных уровнях (ступенях) образования различны.
Дошкольное образование — ранняя диагностика и коррекция нарушений в развитии, обеспечение готовности к школе.
Начальная школа — определение готовности к обучению в школе, обеспечение адаптации к школе, повышение заинтересованности школьников в учебной деятельности, развитие познавательной и учебной мотивации, развитие самостоятельности и самоорганизации, поддержка в формировании желания и «умения учиться», развитии творческих способностей.
Основная школа — сопровождение перехода в основную школу, адаптации к новым условиям обучения, поддержка в решении задач личностного и ценностно-смыслового самоопределения и саморазвития, помощь в решении личностных проблем и проблем социализации, формирование жизненных навыков, профилактика неврозов, помощь в построении конструктивных отношений с родителями и сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Старшая школа — помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении, поддержка в решении экзистенциальных проблем (самопознание, поиск смысла жизни, достижение личной идентичности, развитие временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной компетентности, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
Основные виды работ и содержание деятельности психолого-педагогического сопровождения :
— Психологическое просвещение (и образование) - формирование у воспитанников и их родителей (законных представителей, педагогических работников и руководителей образовательных организаций потребности в психологических знаниях, желания использовать их в интересах собственного развития и своевременного предупреждения возможных нарушений в становлении личности ребенка;
— Профилактика – предупреждение возникновения явлений дезадаптации воспитанников, профессионального выгорания педагогов; выявление и нейтрализация факторов, негативно влияющих на здоровье педагогов и детей; формирование у всех участников образовательного процесса потребности в здоровом образе жизни; разработка конкретных рекомендаций педагогическим работникам, родителям (законным представителям) по оказанию помощи в вопросах воспитания, обучения и развития;
— Диагностика (индивидуальная и групповая) - психолого-педагогическое изучение воспитанника на протяжении всего периода его образования, определение индивидуальных особенностей личности ребенка, его потенциальных возможностей в процессе воспитания и образования, а также выявление причин и механизмов нарушений в обучении, развитии, социальной адаптации;
— Развивающая работа (индивидуальная и групповая) - формирование потребности в новом знании, возможности его приобретения и реализации в деятельности и общении;
— Коррекционная работа (индивидуальная и групповая) – организация работы с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении, поведении и личностном развитии, выявленные в процессе диагностики; активное воздействие на процесс формирования личности и преодоление затруднений в усвоении программного материала на основе комплексного взаимодействия педагога-психолога с педагогами, дефектологами, логопедами, врачами, социальными педагогами; коррекция недостатков психического и (или) физического развития детей с ограниченными возможностями здоровья;
— Консультирование (индивидуальное и групповое) – помощь участникам образовательного процесса в осознании ими природы их затруднений, в анализе и решении психологических проблем, в актуализации и активизации личностных особенностей; содействие сознательному и активному присвоению нового социального опыта; помощь в формировании новых установок и принятии собственных решений; решение различного рода психологических проблем, связанных с трудностями в межличностных отношениях, самосознании и саморазвитии.
— Экспертиза – психологический анализ образовательных и учебных программ, проектов, пособий, образовательной среды, профессиональной деятельности специалистов образовательной организации; оценка альтернативных решений и выделение наиболее предпочтительных вариантов организации образовательного процесса.
Кроме того, при реализации ФГОС становится возможным разграничение (дифференциация) коррекционной и развивающей работы.
Если в коррекционной работе специалист системы сопровождения имеет определённый эталон психического развития, к которому стремится приблизить ребёнка, то в развивающей работе он ориентируется на средневозрастные нормы развития для создания таких условий, при которых ребёнок сможет подняться на оптимальный для него уровень развития. Этот уровень может быть как выше, так и ниже среднестатистического. За коррекционной работой закрепляется смысл «исправления» отклонений, а за развивающей — смысл раскрытия потенциальных возможностей ребёнка. При этом развивающая работа становится не просто тренингом определённой способности, но ориентирована на работу с другими факторами, определяющими продвижение в учебной работе (Н. И. Гуткина).
Такие возможности открываются в связи со складывающимся различением учебной и образовательной программ. В учебной программе акцент делается на овладение знаниями, умениями, навыками. В образовательной программе основное внимание уделяется становлению, развитию и воспитанию личности в совокупности её когнитивных, эмоциональных, мотивационно-потребностных характеристик.
Таким образом, образовательная программа в отличие от учебной должна выполнять не только обучающую, но и диагностическую, прогностическую, коррекционную функции, что предполагает изучение стартовых возможностей и динамики развития ребёнка в образовательном процессе и, следовательно, построение системы психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса.
Основанием для проектирования образовательных программ для любого уровня образования является возрастно-нормативная модель развития ребёнка определённого возраста, в которой даётся характеристика его развития в виде последовательности ситуаций и типов развития.
Образовательная программа проектируется совместно педагогом-психологом и педагогами.
При этом особое внимание необходимо уделять переходным этапам в развитии и образовании детей, что предполагает выделение уровней сопровождения.
Уровень группы (класса). На этом уровне ведущую роль играют педагог, обеспечивающий необходимую педагогическую поддержку ребёнку в решении задач воспитания и развития. Основная цель его деятельности — развитие самостоятельности в решении проблемных ситуаций, предотвращение дезадаптации ребёнка, возникновения острых проблемных ситуаций.
Уровень образовательной организации. На этом уровне работа ведётся педагогами-психологами, логопедами, социальными педагогами (желательно объединёнными в службу, консилиум и т. д., выявляющими проблемы в развитии детей и оказывающими первичную помощь в преодолении трудностей в воспитании, взаимодействии со взрослыми, родителями, сверстниками. Реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы воспитанников, ведётся экспертная, консультативная, просветительская работа с администрацией и педагогическими работниками. Выделим направления психолого-педагогического сопровождения в условиях модернизации образования.
Анализ показывает, что на сегодняшний день ресурсы системы психолого-педагогического сопровождения недостаточно использованы в решении актуальных задач воспитания.
В этом направлении необходимо:
• обеспечить активное участие педагогов-психологов в разработке и сопровождении программ воспитания;
• осуществлять поиск и апробацию форм эффективного взаимодействия воспитателей, педагогов-психологов и социальных педагогов, педагогов дополнительного образования, педагогов-организаторов в образовательных организациях всех типов и видов;
• активнее использовать в воспитательном процессе методы работы с ценностно-смысловыми ориентациями воспитанников : тренингов межличностного общения, бесконфликтного взаимодействия, самостоятельности, методов развития критического мышления, противостояния негативным социальным влияниям (СМИ, реклама, групповому давлению и манипуляциям.
Важнейшее направление психолого-педагогического сопровождения развития воспитанников — сохранение и укрепление здоровья детей.
Конкретные задачи работы в этом направлении:
• формирование установок на здоровый образ жизни;
• развитие навыков саморегуляции и управления стрессом;
• профилактика дорожного травматизма.
Современные подходы к построению эффективных профилактических программ утверждают необходимость не только давать воспитанникам информацию о поведенческих рисках, опасных для здоровья, но формировать навыки здорового жизненного стиля. Необходимым условием эффективности приобщения к здоровому образу жизни становится использование широкого диапазона интерактивных видов деятельности (тренинг, ролевые игры, моделирование ситуаций и т. д.).
Специфическим предметом психолого-педагогического сопровождения ребёнка являются отношения ребёнка с сообществом сверстников.
На сегодняшний день чётко установлена связь между социально-эмоциональным благополучием ребёнка в сообществе, коллективе и его успешностью в образовательной деятельности.
Педагог призван решать особые проблемные ситуации, связанные с тем, что сообщество отвергает ребёнка, например, из-за этических различий особенностей внешности и т. п.
Разрешение подобных ситуаций требует как работы с окружением ребёнка — преодоления у сверстников негативных стереотипов, выработки способности к толерантности, и так и с самим ребёнком (самопринятие, поддержка его веры в свои силы).
Нельзя недооценивать серьёзность таких проблем, как стигматизация (клички и прозвища, насмешки над ребёнком, исключение из общих игр и мероприятий.
Кроме того, решение задач психолого-педагогического сопровождения ребёнка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребёнком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками образовательного процесса.
Это направление определяется как модель развития психологической компетентности педагогов, оснащению их антропо- и психотехниками, позволяющими решать актуальные задачи развития и воспитания ребёнка, его обучения.
Педагогам приходится работать с неоднородным контингентом детей. Реальная практика образования испытывает потребность в педагоге-профессионале, способном к работе с различными категориями детей (детей с особенностями в развитии, одарённых детей, детей — представителей различных этнических и субкультурных общностей) в соответствии с различными типами норм развития: среднестатистической, социокультурной, индивидуально-личностной.
С воспитанниками, которые испытывают трудности и имеют проблемы в личностном и психологическом развитии, необходимо осуществлять коррекционно-развивающую работу. Данная работа может проводиться в традиционных формах, целью которой является обеспечение своевременной специализированной помощи в освоении содержания образования и коррекции недостатков в познавательной и эмоционально-личностной сфере детей:
- коррекционно-развивающая работа обеспечивает своевременную специализированную помощь в освоении содержания образования и коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей в условиях образовательной организации;
- консультативная работа обеспечивает непрерывность сопровождения детей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических условий обучения, воспитания, коррекции, развития и социализации воспитанников;
- информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии, их родителями (законными представителями, педагогическими работниками.