Мария Давидович
Психолого-педагогические условия снижения детской агрессивности у детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Агрессивные действия у ребенка можно наблюдать уже с самого раннего возраста. В первые годы жизни агрессия проявляется почти исключительно в импульсивных приступах упрямство, часто не поддающихся управлению взрослых. Выражается это чаще всего в вспышками злости или гнева, сопровождающихся криком, брыканием, кусанием, драчливостью. И хотя такие реакции ребенка неприятны и не поощряются, но и не считаются ненормальными. Причины такого поведения является блокирования желаний или намеченной программы действий в результате применения воспитательных воздействий. Поэтому совершенно ясно, что такое поведение ребенка вызвано состоянием дискомфорта, фрустрации или беспомощности. Причем, его и агрессивным можно считать весьма условно, так как у ребенка нет намерения причинить ущерб окружающим.
Темочки:
В более позднем возрасте на первый план все активнее выдвигаются конфликты и ссоры с ровесниками, связанные с обладанием вещами, чаще всего игрушками. В этот же период развития более чем в пять раз возрастает число случаев использования детьми физического насилия, вспышки ярости становятся более целенаправленными, и в поведении ребенка отчетливо прослеживается реакция нападения.
Конфликты между детьми, связанные с обладанием вещами и игрушками, возникают, когда эти границы пересекаются, т. е. несколько детей «кладут глаз» на одну и ту же игрушку или один из детей пытается расширить свои границы путем экспансии (захвата) чужих игрушек.
В дальнейшем ребенок постепенно научается контролировать свои агрессивные импульсы и выражать их в приемлемых рамках. Проявления агрессивности в этом возрасте, главным образом, зависят от реакции и отношения родителей к тем или иным формам поведения. Если родители относятся нетерпимо к любым проявлениям открытой агрессии, то в результате могут формироваться символические формы агрессивности, такие как нытье, фырканье, упрямство, непослушание и другие виды сопротивления.
Следует также отметить, что в этом возрасте усиливается «исследовательский инстинкт» и значительно расширяются социальные контакты ребенка. И в то же время ребенок сталкивается с целой системой новых для его опыта запретов, ограничений и социальных обязанностей. Невольно, попадая в конфликтную ситуацию между ненасытной любознательностью, спонтанным интересом ко всему новому и необычному и родительским «нельзя», ребенок испытывает сильнейшую депривацию – ограничение возможности удовлетворения своих потребностей. И воспринимает эту ситуацию как акт отвержения со стороны родителей. Невозможность разрешения этого конфликта приводит к тому, что в нем просыпаются злость, отчаяние, агрессивные тенденции.
В дальнейшем проявления агрессивности во многом связаны с процессами поло-ролевой идентификации ребенка или особенностями «эдиповой ситуации» в семье. В частности, использование техники «Doll-play» (когда ребенок играет в куклы, представляющие членов семьи) позволило установить, что игра мальчиков отличается большей агрессивностью к куклам, чем игра девочек.
У мальчиков на протяжении всех возрастных устойчиво доминируют физическая агрессия и негативизм, а у девочек – негативизм и вербальная агрессия.
Психолого-педагогические условия снижения детской агрессивности
Взаимодействие всех субъектов образовательного процесса
Взаимодействие с семьей
Повышенная агрессивность – одна из частных проблем детского коллектива. Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но и самому себе.
В последние годы научный интерес к проблемам детской агрессивности существенно возрос. Многие психологи справедливо отмечают, что об агрессивности нельзя судить лишь по ее внешним проявлениям, необходимо знать ее мотивы и сопутствующие ей переживания.
Родители могут смягчить агрессивность ребенка, оказав ему помощь, или усилить ее. Для родителей, стремящихся к тому, чтобы их ребенок вырос психически полноценным, нет более ответственной задачи, чем установление между ними и ребенком гармоничных отношений. Задача состоит в том, чтобы сделать эти отношения гармоничнее на протяжении всего периода воспитания ребенка. Родителям необходимо создать атмосферу доверительной близости в их отношении с детьми, так возникновение такого рода привязанностей имеет огромное значение для нормального развития ребенка и снижения его агрессивности.
Положительная среда способствует развитию у ребенка самостоятельности, уверенности в собственных силах, общему психологическому развитию. Излишняя врожденность ослабляется, таким образом, при помощи нескольких средств. Во-первых, формирование положительной эмоциональной среды требует, чтобы родители в разумных пределах поощряли привязанность к ним ребенка. Проявляя внимание к потребностям ребенка не допуская случаев его чрезмерного разочарования, родители в значительной мере снижают враждебность ребенка, что благополучно сказывается на положительной привязанности между родителями и детьми. Во-вторых, устанавливая доверительные отношения с ребенком, родители, испытывающие амбивалентные чувства любви-ненависти, закладывают в отношения с детьми компонент любви. Ситуация доверия между родителями и ребенком – это наиболее действенный инструмент в руках родителей для контроля над чувствами враждебности, чтобы предотвратить их накопление в психике ребенка. Какими бы психологическими качествами не обладал ребенок от природы, формирование положительной и устойчивой атмосферы доверия между ним и родителями препятствуют развитию излишней враждебности в его характере. Условием формирования доверительных отношений с ребенком является любовь родителей к нему и умение вызывать ответное чувство – также как и умение вовремя отозваться на призыв ребенка к взаимному общению.
Немаловажное значение имеет умение матери установить атмосферу взаимопонимания, наладить эмоциональный диалог с ребенком. Чтобы быть в достаточной мере отзывчивым, родителям следует знать о чувствах своего ребенка, его эмоциональных переживаниях.
Если родители учитывают особенности развития ребенка, этапы взросления трансформацию способов коммуникации с детьми их отзывчивости станет более гибкой, легче установится эмоциональный диалог, отношения доверительной близости между родителями и ребенком.
Формирования личности, способных к добрым взаимоотношениям, отзывчивости, не может вестись без эмоционального общения, открытости и доступности к нему как родителей, так и детей.
Сходство или взаимодополнение эмоциональных переживаний – гарантия оптимального развития ребенка и его отношений с окружающими людьми.
Чем устойчивее положительная эмоциональная привязанность между ребенком и родителями, тем легче ребенку преодолеть свои негативные чувства. Конструктивное разрешение чувств враждебности прививает ребенку более здоровый стереотип адаптации к окружающему, укрепляет навыки перемещения и подавления негативных чувств. Позитивная привязанность нейтрализует конфликтные ситуации.
Родителям необходимо осознать важность эмоциональной доступности, эмоционального общения, которые не дают развиться агрессивности ребенка. Дети должны быть уверены, что в трудный момент они могут положиться на родителей и получить их помощь. Агрессивность не будет развиваться, если родители умеют ставить себя на место ребенка или сопереживать ему. Поняв, какие чувства переживает ребенок и о чем говорит его поведение, взрослый может найти способы снизить тревожность и беспокойство, так как сопереживание – это способность чувствовать то, что переживает другой без наличия раздражителя вызвавшего чувства переживавшего. Отсюда наилучший путь усилить эту способность – попытаться на время представить себя на месте ребенка, столкнувшегося с определенной проблемой, почувствовать его состояние.
Для наиболее эффективного и продуктивного сотрудничества между родителями и детьми агрессивного поведения, предлагается ряд рекомендаций: доброжелательное и спокойное общение с ребенком; сдерживание своих негативных эмоций; предоставление ребенку достаточного внимания; не потакание ребенку, в случаях истерических приступов, связанных с привлечением на себя внимания; тщательное анализ причин появления агрессивности у ребенка; предоставление ребенку возможность выхода своей агрессивности конструктивным способом; демонстрирование ребенку личных примеров эффективного поведения; сдерживания стремления ребенка к провокациям ссор с другими; отказ от обсуждений при ребенке его поведения с другими лицами и так далее.
Таким образом, осознание родителями важности в позитивном эмоциональном общении, будет благоприятно способствовать гармонизации отношений между детьми и их родителями, что имеет важное значение для предотвращения агрессивного общения уже в дошкольном возрасте.
Семья – это важнейший социальный институт, формирования полноценной личности без нее не возможно. Функции семьи широки и многогранны. Исторически семья накапливает созданное предшествующими поколениями семейное достояние, являющееся частью национального богатства, передает подрастающим поколениям культурно – бытовые традиции, духовные ценности. В условиях политических и экономических потрясений традиционно возрастает интерес общества к семье как фактору стабильности.
Агрессивное поведение нередко приносит результаты, т. е. человеку удается силой отстоять свои интересы и заставить других подчиниться. Тот, кого боятся, никогда не бывает любим. Агрессивный человек оказывается одиноким, окруженным страхом, недоверием и неприязнью. Жестокость поведения, склонность к враждебным, насильственным действиям весьма настораживает. Ребенок должен постоять за себя, но всему должна быть мера.
Исследователи подчеркивают, что агрессивными чаще бывают дети тех родителей, которые сами не стремятся сдерживать своих враждебных проявлений. В некоторых случаях можно говорить о врожденной патологии. В раннем возрасте это проявляется преимущественно в поведении: капризность, упрямство, агрессивность, эмоциональная неустойчивость, истерические реакции. В дошкольном периоде наблюдаются реакции протеста с агрессией, истерическими припадками. В подростковом периоде поведение принимает отчетливо выраженный личностный характер и проявляется в раздражительности, гневливости, жестокости, негативизме, эгоцентризме, агрессии. Ребенок практически утрачивает восприимчивость к воспитательным воздействиям семьи, школы. Таким образом, агрессию ребенка с одной стороны, можно объяснить наследственность, а с другой стороны, дети просто усваивают на ближайшем примере соответствующий стиль поведения.
Совершенно очевидно, что агрессивности можно научиться. Если ребенок растет в такой среде, где жестокие столкновения обычны, он легко может усвоить наглядные образцы поведения. Ругань, бранные слова, драки, раздражительный повышенный тон, неумение и нежелание понять юмор, разрядить атмосферу шуткой способствуют тому, что ребенок замыкается в себе, «лелеет» обиду, а затем стремится прочь из дома. Образцы современной массовой культуры (компьютерные игры, многие мультфильмы, к которым ребенок восприимчив, также часто навязывают стереотипы агрессивного поведения. Очень важно для родителей, не только организовать свободное время ребенка, но и позаботиться о круге его интересов, причем активно учувствовать в формировании этого самого круга интересов.
В психологии существует и такая точка зрения, согласно которой агрессия – это механизм преодоления препятствий, возникающих на жизненном пути. Столкнувшись с ситуацией, которую не удается разрешить иными ранее освоенными способами, человек бросается на препятствие, чтобы его сокрушить. Способы конструктивного разрешения сложных, проблемных, противоречивых ситуаций сами по себе достаточно сложны и должны быть усвоены в ходе становления личности. Но не все они еще включены в поведенческий арсенал ребенка. Однако агрессия – простейшее средство – ему уже вполне доступна. Опробовав однажды агрессивный способ разрешения конфликта и добившись таким образом, успеха ребенок отдает предпочтение именно этому способу и отказывается искать другие. Так агрессивность начинает закреплять в качестве черты характера, а это затрудняет усвоение более совершенных, конструктивных форм поведения.
У детей подобное отношение проявляется необычайно остро. Поэтому родители должны учить ребенка держать себя в руках и находить приемлемые пути поведения. Родители должны постоянно подсказывать и показывать своему ребенку рациональные, допустимые способы решения встающих перед ним проблем.
Родители должны понимать запросы и чувства детей. Они любят их хотят позволить и разрешить все, но это невозможно в силу личных, культурных, гигиенических и других норм. Поэтому, с одной стороны, родители вынуждены достаточно во многом отказывать своим детям, а с другой стороны, непрерывно чего-то от них требуют. Дети подвержены невероятному принуждению в семье и проявляют непосильные способы к приспособлению. Родители должны понять агрессивность, неизбежно присутствующую в подобного рода отношениях, чтобы развить в себе способность прочувствовать гнев, разочарование, ярость своего ребенка, желание сгладить разгладившиеся отношения. Такая позиция и такое желание позволят родителям запрещать, требовать, устанавливать границы и говорить «нет» с хорошим чувством – родители знают, что они любят своего ребенка, настроены по отношению к нему терпимо, ласково, приветливо. Понимать и уважать потребности и запросы детей это не означает все им позволять. Разрешить, позволить – это зависит от обстоятельств, соображений здоровья, педагогических взглядов, культура родителей. Но тем не менее понимать – это очень важно, потому что понимание поможет так внедрять границы дозволенного в повседневный режим, что бы это было в достаточной степени приемлемо так и для детей. Все это дает возможность пережить ситуацию с наименьшем раздражением.
Характерно, что дети из тех семей, где царят ровные доброжелательные отношения, где родители способные учитывать происходящие в ребенке перемены и здраво реагировать на них, как правило, не склонны к агрессивному поведению. Так, агрессивность – это «болезнь» не ребенка, той среды, в которой он формируется и растет.
Повышение педагогической культуры родителей
Положительные результаты в воспитании детей достигаются при умелом сочетании разных форм сотрудничества, при активном включении в эту работу всех членов ДОУ и членов семей воспитанников.
Все формы работы с семьей можно разделить на традиционные и нетрадиционные. Традиционные формы работы делятся на коллективные и индивидуальные. К коллективным относят: занятия с родителями, оформление уголка для родителей, родительское собрание. Индивидуальные – консультации для родителей, беседы, посещение семьи.
Родительские собрания - одна из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей и формирования родительского коллектива.
Чтобы повысить его эффективность родительские собрания необходимо проводить по-новому. Родительские собрания - это и педагогическое просвещение, и консультация, и дискуссия, и семейные праздники.
Методы развития у родителей рефлексии собственных воспитательных приемов.
Обсуждение разных точек зрения на вопрос настроит родителей на размышление. Вопрос может быть таким: в чем, по вашему мнению, заключается главный залог благополучия ребенка - в незаурядной силе воли, крепком здоровье или в ярких умственных способностях?
Решение проблемных задач семейного воспитания побуждает родителей к поиску наиболее подходящей формы поведения, упражняет в логичности и доказательности рассуждений, развивает чувство педагогического такта. Для обсуждения предлагаются подобные проблемные ситуации. Вы наказали ребенка, но позже выяснилось, что он не виноват. Как вы поступите и почему именно так? Или: ваша трехлетняя дочь шалит в кафетерии, куда вы ненадолго зашли, - смеется, бегает между столами, размахивает руками. Вы, думая об остальных присутствующих, остановили ее, усадили за стол и сурово отчитали. Какую реакцию на действия родителей можно ожидать от ребенка, который не умеет пока понимать потребности других людей? Какой опыт может получить ребенок в данной ситуации?
Ролевое проигрывание семейных ситуаций обогащает арсенал способов родительского поведения и взаимодействия с ребенком. Дается, например, такое задание: проиграйте, пожалуйста, как вы будете устанавливать контакт с плачущим ребенком, и др.
Тренинговые игровые упражнения и задания. Родители дают оценку разным способам воздействия на ребенка и формам обращения к нему, выбирают более удачные, заменяют нежелательные конструктивными (вместо "Почему ты опять не убрал свои игрушки?" - "Я не сомневаюсь, что эти игрушки слушаются своего хозяина"). Или родители должны определить, почему неконструктивны такие слова, обращенные к ребенку: "Стыдно!", "Меня не устраивают твои "хочу", мало ли, что ты хочешь!", "Что бы ты без меня делал (а?", "Как ты можешь поступать так со мной!" и др. Задания могут выполняться в такой форме: воспитатель начинает фразу: "Хорошо учиться в школе - это значит. " или "Для меня диалог с ребенком - это. " Мать или отец должны закончить предложение.
Анализ родителями поведения ребенка помогает им понять мотивы его поступков, психические и возрастные потребности.
Обращение к опыту родителей. Педагог предлагает: "Назовите метод воздействия, который более других помогает вам в налаживании отношений с сыном или дочерью?" Или: "Был ли подобный случай в вашей практике? Расскажите о нем, пожалуйста", или: "Вспомните, какую реакцию вызывает у вашего ребенка применение поощрений и наказаний" и т. п. Побуждение родителей к обмену опытом активизирует их потребность анализировать собственные удачи и просчеты, соотносить их с приемами и способами воспитания, применяемыми в аналогичных ситуациях другими родителями.
Игровое взаимодействие родителей и детей в различных формах деятельности (рисование, лепка, спортивные игры, театрализованная деятельность и др.) способствует приобретению опыта партнерских отношений.
Перечисленные методы предоставляют родителям возможность моделировать варианты своего поведения в игровой обстановке. Экспериментальные наблюдения показывают: когда родитель в игре моделирует собственное поведение, его взгляд на воспитательную проблему расширяется. Он может даже поставить под сомнение свое прежнее представление о проблеме.
Только вербальное общение (родители отвечают на вопросы педагога и друг друга) не позволяет решать задачи, связанные с осознанием родителями себя в роли воспитателя. Причина в том, что, стараясь представить себя в наилучшем свете, мамы и папы тщательно контролируют свои высказывания, подавляя естественность и спонтанность своего поведения.
Родитель, вовлекаемый в игровой тренинг, начинает заново открывать для себя радость общения с ребенком. Многие в результате участия в игровых тренингах открывали такие, например, истины, что невозможно испытывать отчуждение, гнев и злость на ребенка и одновременно быть счастливым родителем; нельзя, сея в душе ребенка семена негативных эмоций, получать взамен его улыбку и любовь.
Деятельность педагогов
Деятельность воспитателя
Деятельность воспитателя направлена на обеспечение всестороннего развития всех воспитанников. Особенностями организации работы воспитателя является:
• планирование (совместно с другими специалистами) и проведение фронтальных занятий со всей группой детей, включая воспитанников с отклонениями в поведении;
• планирование (совместно с другими специалистами) и организация совместной деятельности всех воспитанников группы;
• соблюдение преемственности в работе с другими специалистами по выполнению индивидуальной программы воспитания и обучения;
• обеспечение индивидуального подхода к каждому воспитаннику;
• консультирование родителей (законных представителей) по вопросам воспитания ребенка в семье;
Деятельность педагога-психолога.
Деятельность педагога-психолога направлена на сохранение психического здоровья каждого воспитанника группы. В его функции входят:
• психологическое обследование воспитанников;
• участие в составлении индивидуальных программ развития (воспитания и обучения ребенка в условиях семьи и ДОУ);
• проведение индивидуальной и подгрупповой коррекционно-психологической работы с воспитанниками;
• динамическое психолого-педагогическое изучение воспитанников;
• проведение консультативной работы с родителями по вопросам воспитания ребенка в семье;
• осуществление преемственности в работе ДОУ и семьи;
• консультирование персонала группы.
Деятельность музыкального руководителя.
Деятельность музыкального руководителя направлена на развитие музыкальных способностей, эмоциональной сферы и творческой деятельности воспитанников. Особенностями работы музыкального руководителя являются:
• взаимодействие со специалистами ДОУ по вопросам организации совместной деятельности всех детей на занятиях, развлечениях, утренниках и т. д. ;
• проведение занятий со всеми воспитанниками группы;
• консультирование родителей по использованию в воспитании ребенка музыкальных средств.
Деятельность инструктора по физической культуре.
Деятельность инструктора по физической культуре направлена на сохранение и укрепление здоровья всех детей и их физическое развитие, пропаганду здорового образа жизни. Его работа предусматривает:
• проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками с учетом их психофизических возможностей;
• планирование совместной деятельности воспитанников группы; подготовку и проведение общих спортивных праздников, досугов и развлечений;
• оказание консультативной поддержки родителям по вопросам физического воспитания, развития и оздоровления ребенка в семье;
• регулирование физической нагрузки на воспитанников.
Деятельность педагога по ИЗО
Деятельность педагога направлена:
• на выявление творческих способностей воспитанников, создание условий, способствующих их развитию;
• на проведение индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятий со всеми воспитанниками группы
• на консультирование родителей по вопросам развития творческих способностей ребенка в условиях семьи
Учет возрастных особенностей
Возрастной подход в воспитании – учет и использование закономерностей развития личности (физических, психических, социальных, а также социально-психологических особенностей групп воспитуемых, обусловленных их возрастным составом.
Процесс развития каждого человека сугубо индивидуален. Но сквозь индивидуальные особенности проглядывают общие закономерности, присущие в той или иной мере каждому человеку. Одной из таких закономерностей являются возрастные особенности, то есть такие черты свойства человека, которые появляются в строго определенные промежутки времени и по прошествии их исчезают, вернее изживаются.
Особенности эти имеют двойственную биосоциоальную природу. С одно стороны, они продиктованы необходимостью решать задачи возраста, то есть развиваться в определенном природой направлении. С другой стороны, их возникновение обусловлено социальной ситуацией развития ребенка, то есть теми отношениями, которые складываются у него со взрослыми и другими представителями социального окружения, требованиями и ожиданиями, налагаемыми на него с их стороны.
Таким образом, при выборе методов воздействия необходимо учитывать и возрастные особенности. Так, ребенку до 6 лет не все необходимо доказывать и даже наглядно показывать. Эту ступень можно назвать ступенью категорического требования. В младшем школьном возрасте, когда велика роль наглядного мышления, наглядной памяти, большое значение будет иметь пример окружающих людей, литературный образ; это ступень наглядного образа.