Анжела Бурматова
Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Работа выполнена: Бурматовой Анжелой Васильевной
Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми
Этим детям свойственны страхи, тревожные опасения, боязнь нового, незнакомого, низкая адаптивность. В школьном возрасте - ипохондрики за свое здоровье, родных. Появляются навязчивость и чрезмерная мнительность. Им важно, как они выглядят в глазах других: в неудобных, стыдливых ситуациях испытывают тяжелейший стресс, который долго переживают, склонны к суициду, внушаемы. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с застенчивыми детьми:
Публикация «Психолого-педагогические рекомендации педагогам и родителям по работе с застенчивыми и замкнутыми детьми» размещена в разделах
- Застенчивость. Работа с застенчивыми детьми
- Застенчивый ребенок. Консультации
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Консультации для родителей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Не ставить в ситуацию неопределенности, неизвестности.
2. Не включаться в игру во время болезней, дать работу, когда здоров.
3. Включать в посильные общественные дела.
4. Хвалить самостоятельность.
5. Стимулировать личную ответственность.
6. Не создавать напряжения во взаимоотношениях, не угрожать. Отношения ровные, открытые. Ребенок должен принимать ваши эмоции и чувства к нему. Негативизм относить к своему поступку, но не к личности в целом. Ребенок должен расставаться с Вами, успокоившись.
7. Если уровень его притязаний завышен, помочь найти адекватный.
8. Быть осторожным с передачей стрессовой информации. Не допускать, чтобы ребенок выбегал из класса - это опасно. Сразу же последовать за ним. Даже когда он расстроен, не выводить его из класса, чтобы не закрепилась привычка уйти из класса, если расстроен.
9. Можно на время освободить от работы - дать время успокоиться.
10. Иногда можно позволить отвечать с места или письменно.
11. Как правило, эти дети из семей по типу воспитания высокой моральной ответственности. И для этих детей самое страшное - ошибиться или кого- то подвести. Задача учителя научить детей спокойно относиться к ошибкам, иметь желание их исправить, находя при этом разные варианты решения проблемы.
Этих детей характеризует выраженный аутизм (уход в себя, отстраненность от мира и его боязнь). Такие дети испытывают определенные страхи, они склонны к развитию логического мышления, имеют нетипичные интересы (о строении мира, о потустороннем мире, любят много читать, развита речь. Негативные черты: эмоциональная холодность, не испытывают большой привязанности к родителям, эмоциональная тупость. Способны на странные поступки (сбросить кота с 6 этажа, но не из желания убить, а посмотреть, как он приземлится). Самосохранение притупляется, могут пройти по карнизу. Не имеют друзей - они одиночки, в дружбе подчиняемы, а не лидеры, не смотрят в глаза. Для этого педагогам необходимо соблюдать ряд следующих рекомендаций по работе с замкнутыми детьми:
1. В работе попробовать опираться на сильные стороны ребенка. «Не важно, как он выглядит для других, важно как для себя».
2. Ничего не навязывать, а приспосабливаться к новым условиям.
3. Не призывать к совести, не читать морали.
4. Учитывать наличие страхов, методом наблюдения определить тематику страхов, потом прорисовать их. Например, вместо ножа в руке нарисовать букет цветов. Страх сопряжен с любопытством - помочь преодолеть эту стену.
5. Помочь в развитии речи, внимания, моторики, формировании навыков изобразительной деятельности.
6. Смягчение общего эмоционального дискомфорта, тревоги.
7. Стимуляция психической активности, направленной на взаимодействие со сверстниками и взрослыми.
8. Учитывать интерес к точным наукам - математике, физике.
9. Отношение с учениками строить по методу: выделять его поведение, как отличное от других. Не навязывать поручение, но и не отвергать. Давать ему почувствовать принадлежность к классному коллективу.
Необходимо формировать у ребенка положительную самооценку.
Ребенок воспринимает окружающий мир через призму своих ощущений. Положительные чувства формируют позитивное отношение к миру и самому себе, а отрицательное отношение порождается негативными эмоциями и неуверенностью в своих силах. Отношение к себе в детском возрасте тесно связано с самооценкой. Родителям нужно сформировать у ребенка положительное отношение к себе, уверенность в том, что он любим и необходим. Никто из взрослых не должен прямо указывать на недостатки или неудачи ребенка. Лучше всего противопоставлять неудачи успехам ребенка. Для повышения самооценки никогда нельзя сравнивать детей, даже родных братьев и сестер, потому что каждый ребенок индивидуален. Отлично повышает самооценку ребенка признание взрослым его достоинств и поступков. Хвалить застенчивого ребенка просто необходимо. Но для этого необходимо давать только посильные задания.
Следует научить ребенка саморегуляции.
Саморегуляция - это способность выражать своим эмоции и управлять ими. При нормальном развитии эта способность формируется к 10-12 годам. Ребенок спокойно реагирует на неудачи и готов обсуждать свои отрицательные черты.
Хорошую помощь в развитии саморегуляции оказывают игры с водой и песком, психогимнастика, арт-терапия, релаксация, дыхательные упражнения, театрализованные, ролевые и подвижные игры. Ребенка надо научить пользоваться всеми этими методами, и, возможно, в нужный момент он сам сможет использовать то или иное занятие для того, чтобы привести свое состояние в норму.
Обеспечить снижение уровня тревожности в семье и установить доверительные отношения с ребенком.
Близким людям необходимо снижать степень тревожности застенчивого ребенка, которая у него очень высока. Для этого родителям и другим родственникам нужно исключить из повседневного общения крики и нервозность. Доверительные отношения с родителями сформируют у застенчивого ребенка доверенность к близким, что станет первым шагом к раскрепощению. Говорить о том, о чем хочет ребенок, а не взрослый - это одно из главных условий родительского воспитания. Во время беседы родителям и детям важно переживать одинаковые эмоции, так у ребенка будет формироваться эмпатийное восприятие действительности. Возможность сопереживать откроет застенчивому ребенку то, что на свете много действительно несчастных страдающих людей, а его проблемы часто надуманные и не такие уж «страшные». В результате ребенок начнет воспринимать себя более позитивно. Развить чувство эмпатии в ребенке могут только родители, а педагогам под силу продолжать развивать то, что заложили в семье.
Навести порядок в поведении взрослого.
Ребенку сложно понять, почему взрослый кричит из-за неправильно одетых колготок или злится из-за рисунка на стене. Родительская помощь состоит в следующем.
Во-первых, требования взрослых должны быть постоянны и обоснованны. Если правило касается ребенка, то его должны соблюдать и все члены семьи.
Во-вторых, поставленная перед ребенком задача должна быть конкретной и понятной, чтобы не вызвать у ребенка растерянность и заторможенность.
В-третьих, настойчивые и назидательные требования и указания необходимо заменить дружеской формой общения. Ребенок пусть станет партнером, а не подчиненным. Доверительное общение никогда не приведет к формированию застенчивости и неполноценности.
Обеспечить ребенку возможность реализовывать естественную потребность в движении.
Здоровый ребенок не может не двигаться. Движения вызывают повышенную вентиляцию легких. Кислород активно поступает в головной мозг, активизируя его работу. Застенчивые дети менее подвижны, скованы в движениях, поэтому у них часто возникает психическое переутомление. Чтобы этого избежать, ребенку необходимо давать свободу движения, позволять самостоятельно выбирать место игр, занятий, обучения. Многие родители ведут малоподвижный образ жизни, поэтому активность своего ребенка воспринимают как непослушание. Застенчивость у ребенка может возникнуть из-за того, что его постоянно одергивают: «Не бегай!», «Не шуми!» и т. д.
Научить ребенка, как устоять перед неудачей.
Чтобы научить ребенка с достоинством воспринимать трудности, ошибки и неудачи, не зацикливаться на них, а с уверенностью двигаться дальше, нужно, чтобы сам взрослый умел это делать и был для ребенка примером. Поэтому следующие советы пригодятся родителям и близким взрослым застенчивого ребенка, от поведения которых зависит, разовьется ли в характере ребенка такая черта, как застенчивость:
• не погрязать в неудаче, не стонать, не составлять «длинный список неудач» и не думать о них постоянно;
• нельзя представлять себя единственным несчастным человеком на свете, ведь у каждого были неудачи, и у всех они будут. Надо верить, что каждую неудачу можно исправить и даже обратить в успех;
• нельзя, чтобы неудача казалась ребенку «позором». В неудаче человек может ощущать себя, как будто он упал с гор. Но нужно поскорее подняться и двигаться дальше;
• неудача - лучшая школа успеха. Ее можно рассматривать, как необходимую тренировку, закаливание. Неудачу нужно рассматривать с помощью воли, с помощью разума и осмысления. Тогда буден виден путь к успеху. Например, надо сказать себе твердо и уверенно: «Задача была поставлена правильно, но она осталась невыполненной, ее надо достичь. Сейчас я снова займусь решением этой задачи. Подумаю: как мне лучше сделать это?». Надо продумать все: «Чего мне не хватило для достижения цели? Что я сделал неправильно? Возможно, я был неосторожен (поспешен, нерешителен, невнимателен и т. д.)». Надо научиться задавать такие вопросы и отвечать на них, словно спрашиваешь не себя, а своего доброго друга, которого постигла неудача, и которому нужно помочь словом и делом. Так умолкнут собственные обиды, и разум поможет решить проблему.