Тамара Левочкина
Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого – педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста
Возрастные психологические особенности дошкольников проявляются следующим образом.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста» размещена в разделах
До пяти лет все основные психические процессы ребенка - внимание, память, мышление — носят непроизвольный характер. Это означает, что малыш не может управлять ими по собственному желанию, он не в состоянии сосредоточиться или специально что-то запомнить — он обращает внимание на то, что само привлекло его внимание, запоминает то, что само запоминается. Такова важнейшая особенность, которая определяет характер методов и приемов, используемых в работе с детьми.
Ребенок 2—3 лет очень эмоционален, однако его эмоции непостоянны, малыша легко отвлечь и переключить с одного эмоционального состояния на другое. Восстановлению эмоционального равновесия способствует так называемая ритмическая стимуляция — игры со взрослым, которые включают ритмичное покачивание, подбрасывание, поглаживание и т. п. Такими играми изобилует народная традиция пестования детей.
Маленький ребенок обучается только тому, что его заинтересовало, и принимает что-то только от того человека, которому он доверяет. Поэтому и успешность его обучения зависит от того, сложился ли контакт с педагогом. В этом отношении очень важно, как проходит адаптация ребенка к детскому саду и испытывает ли он в группе эмоциональный комфорт.
Для детей 2—3 лет характерны низкие пороги сенсорной чувствительности, у них еще недостаточно сформированы механизмы физиологической саморегуляции организма. Субъективное ощущение физического дискомфорта приводит к резкому снижению эффективности обучения. Дискомфорт может быть вызван тем, что ребенок не выспался, ему холодно или жарко, он хочет пить или есть, у него что-то болит, его беспокоит давление обуви, теснота пояса колгот или брюк, резинка слишком стянула волосы, раздражение кожи от соприкосновения с шерстью и т. п.
Общение у детей данного возраста носит ситуативно-личностный характер. Это означает, что каждому ребенку необходимо индивидуальное внимание педагога, индивидуальный контакт с ним. Отсюда следует, что занятия должны быть кратковременными, построенными так, чтобы воспитатель мог говорить понемногу, но с каждым ребенком в отдельности. Занятия не рассчитаны на работу со всей группой как единым целым. Мы уже отмечали важную особенность: обу-чить ребенка может только тот взрослый, которому он доверяет и симпатизирует.
Обучение в этом возрасте происходит и на собственном опыте, и на основе подражания. При этом ребенок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Сверстник еще не представляет для такого малыша особенного интереса и рассматривается часто как еще один предмет. Они играют «рядом, но не вместе». Друг для друга они иногда становятся источниками отрицательных эмоций: другой исследует предмет, который интересует и меня, ребенок завладел вниманием воспитательницы, которую я люблю, другой ребенок наступил мне на ногу, пролил компот на скатерть и т. п.
Малыш 2— 3 лет может не понимать разницы между живым и неживым и «разобрать на части» живую бабочку так, как это делает с пластмассовой машинкой. Пока еще это поведение не является проявлением жестокости. Различия между живым и неживым он усваивает из наблюдений и ношением взрослого к разным объектам. Мышление ребенка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций, соответственно и ведущим типом игры является предметно-манипулятивный. Очень важно для маленьких первооткрывателей поддержать саму мотивацию исследования окружающего мира. От взрослого требуется лишь создать интересную развивающую среду и предоставить детям время и свободу деятельности в ней.
Из предметно-манипулятивной игры вырастают такие виды творческой деятельности, как непредметное конструирование, то есть архитектура, дизайн, абстрактное изобразительное искусство. Опыт работы показал, что часть детей дошкольного возраста имеет и сохраняет при благоприятных условиях способность видеть красоту в простом сочетании цветовых пятен и линий, в изысканности конструкции независимо от того, напоминает ли она какой-либо конкретный предмет и может ли быть названа каким-то придуманным словом.
В качестве резюме отметим самые важные с точки зрения обучения и развития психологические особенности детей 2— 3 лет:
— им присуще наглядно-действенное мышление; их интеллектуальное развитие зависит от того, насколько богата окружающая развивающая среда, т. е. позволяет ли она разнообразно и содержательно исследовать окружающий мир, манипулируя различными предметами;
— речь находится в стадии формирования;
— обучение эффективно только на фоне психо-эмоционально комфортного состояния;
— внимание, мышление, память непроизвольны.
Во второй младшей группе (3-4 года) сохраняется непроизвольный характер основных психических процессов — внимания, памяти, мышления, а также эмоциональная лабильность и потребность в эмоциональном комфорте. Однако ведущим типом общения становится ситуативно-деловое. Это означает, что взрослый привлекает ребенка в первую очередь как партнер по интересной совместной деятельности. Сверстник пока мало пригоден для исполнения этой роли, поскольку еще не вполне владеет речью, с ним трудно согласовать намерения и построить план совместной деятельности.
Взаимодействие с трех - четырехлетними детьми данной возрастной группы осложнено тем, что они проходят через возрастной кризис трех лет — кризис становления воли, кризис «Я сам!». В этот период психологи рекомендуют постараться дать каждому ребенку возможность реализовать все его намерения, каждое «Я хочу» и «Я буду», если это не угрожает жизни и здоровью его самого или других детей группы. Все это значительно осложняет работу педагога, поскольку дети как и прежде нуждаются в индивидуальном внимании. Формы работы поэтому снова ориентированы на возможность кратковременных, но индивидуальных контактов с воспитанниками.
Мышление детей старше 3 лет носит уже наглядно-образный характер. Это означает, что от манипулирования объектами ребенок способен перейти к манипулированию представлениями и образами. При этом сфера его познавательной деятельности сосредоточена на реальном, предметном, непосредственно окружающем его в данный момент мире. Он познает то, что видит перед собой сию минуту.
Важно помнить, что речь у ребенка находится в стадии формирования, поэтому педагог еще не может полноценно использовать ее как средство проверки и выявления знаний. Это не позволяет судить о действительном уровне сформированности того или иного представления малыша. Педагог может расширить используемый словарный запас, но не ждать от трех-четырехлетних детей развернутых и полных ответов.
В качестве резюме отметим самые важные психологические особенности детей данного возраста : мышление ребенка носит наглядно-образный характер; внимание, память, мышление остаются непроизволь-ней, находится в стадии формирования; ребенок познает мир, непосредственно окружающий его в определенный момент.
Непроизвольность психических процессов сохраняется у детей и на пятом году жизни. Однако важнейшими новообразованиями являются два: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации, общение носит ситуативно-деловой характер, кризис 3 лет остался позади, дети стали более эмоционально устойчивыми, менее капризными. Они начинают проявлять интерес к своим сверстникам как к партнерам по играм. Мнение сверстника приобретает особую значимость. поэтому желательно организовывать формы взаимодействия, предполагающие сотрудничество, а не соревнование. Воспитательная оценка, если она неизбежна, может прозвучать в ситуации индивидуального общения, когда ее никто, кроме самого ребенка, не слышит. Мышление по-прежнему носит наглядно-образный характер.
Личностные характеристики детей от 3 до 6 лет определяются следующими параметрами.
Успехи дошкольников в познании окружающего мира поистине велики, хотя логическое мышление у них ещё не сформировалось. Этому в определённой мере мешает их эгоцентризм, когда ребенок считает, что он – центр вселенной и все вращается вокруг него, как планеты вокруг солнца. Препятствует этому и недостаточно развитое умение сосредоточиваться только на какой-то одной (или нескольких, но не всех) стороне события, явления или предмета. Кроме того, в 3-5 лет дети ещё не способны проследить все стадии изменений, происходящих с объектом, в их последовательности, хотя, как правило, верно фиксируют его начальное и конечное состояния. Как и дети в возрасте от года до 3 лет, дошкольники более старшего возраста эгоцентричны : они ещё не понимают, что у других людей могут быть свои представления о чем-либо, отличные от их представлений, что вообще возможно существование разных точек зрения на один и тот же предмет. Как правило, в этом возрасте дети и не умеют взглянуть на объект с позиций другого человека.
Эгоцентризм накладывает отпечаток и на способ мышления, и на характер общения детей с другими людьми. Иногда дети начинают рассказывать о каком-нибудь событии не с начала, а с середины, словно предполагая, что окружающие думают в данный момент о том же, о чем и ребенок.
Центрация. Этот термин Пиаже ввел для обозначения тенденции сосредоточивать внимание на какой-то одной стороне события, явления, предмета. Если раньше дети могли воспринимать лишь целостный объект, то теперь в центре внимания может оказаться его часть.
Такое пока ещё ограниченное восприятие значительно сужает кругозор ребенка, и он формулирует свое мнение, основываясь не на том, какими вещи являются в действительности, а на том, какими они представляются ему. Для него три кусочка крекера выглядят чем-то большим (а он полагает, что и в реальности это именно так, нежели целый крекер; ему кажется, что две половинки бутерброда больше, чем целый бутерброд, а в высоком, но узком стакане сока больше, чем в низкой, но широкой чашке.
Дошкольников характеризует неумение сосредоточиться на изменениях объекта. Дошкольники не способны уследить за тем, как меняется объект и как он переходит в другое состояние. Они прекрасно фиксируют в памяти лишь устойчивые ситуации, состояния – исходные и конечные, но от них ускользает сам процесс преобразования. В качестве иллюстрации этой специфики восприятия Пиаже использовал аналогию с кино: каждый кадр ребенок разглядывает как самостоятельный, не связанный с другими, в то время как взрослый воспринимает фильм как длящуюся во времени череду событий, связанных каким-то общим смыслом.
Необратимость мышления. Это понятие также принадлежит Пиаже и означает неспособность детей мысленно возвращаться к исходному пункту своих размышлений.
Размышляя над точкой зрения Пиаже относительно мышления детей-дошкольников, Вавсворт подчеркивает: «У Пиаже понятия эгоцентризма, центрации, преобразования и необратимости мышления взаимосвязаны. Уровень умственного развития ребенка определяется наличием или отсутствием у него любой из упомянутых характеристик. Постепенно эти факторы ослабевают. Ослабление эгоцентризма, например, позволяет лучше сосредотачиваться на простейших преобразованиях. А это, в свою очередь, создает основу для формирования способности мысленно возвращаться к исходному пункту рассуждений».
Психическое развитие, становление личности связано с формированием самосознания—осознанием себя и отношением к себе как к физическому, духовному и общественному существу.
Выдающийся советский психолог С. Л. Рубинштейн подчеркивал, что движущая сила развития самосознания — в «растущей реальной самостоятельности индивида, выражающейся в изменении его взаимоотношений». К 6 годам ребенок становится значительно са-мостоятельнее, независимее от взрослого, расширяются, усложняются его отношения с окружающими. Это дает возможность для более полного и глубокого осознания себя, оценки достоинств и недостатков как своих, так и сверстников.
Активно развивается в этот период и самооценка — важная форма проявления самосознания.
Самооценка шестилетнего ребенка в одном виде деятельности может отличаться от его самооценки в других. В оценке своих достижений, например, в рисовании ребенок может оценивать себя правильно, в овладении грамотой—переоценивать в пении—недооценивать себя. Критерии, используемые ребенком при самооценке, в значительной степени зависят от педагога. Ведь, как справедливо заметил Б. Г. Ананьев, оценочное суждение ребенка, «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы» .
Итак, оценки и самооценки шестилетних детей оказались в высокой степени связанными с оценками педагогов как в детском саду, так и в школе. Наиболее тесная связь между оценками и самооценками детей и пе-дагогов в системе межличностных отношений.
Это связано с возрастающим к концу дошкольного возраста стремлением ребенка к взаимопониманию, совпадению своего отношения и оценки окружающего с оценкой и отношением взрослого. Этой и другими особенностями шестилетних детей следует умело пользоваться как вос-питателям, так и учителям, родителям при формировании личностных качеств ребенка.
Таким образом, на протяжении всего дошкольного детва происходит развитие основных психофизических процессов в детском организме. Ребенок социализируется в мире взрослых и сверстников.