Сотникова Елена
Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Важнейшим периодом становления личности является дошкольный возраст. Этот период благоприятен для овладения социальным пространством человеческих отношений через общение с взрослыми, сверстниками, родителями. Этот возраст приносит ребенку все новое и важное для дальнейшего развития его личности. В период дошкольного детства важно уметь выбрать правильный подход к ребенку.
Публикация «Психолого-педагогическая характеристика младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
У ребенка в годы дошкольного детства происходит интенсивное психическое развитие, появляются новые психические способности, которые ранее отсутствовали. Как отмечает Л. С. Выготский, ведущей потребностью ребенка данного возраста является потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка, а ведущей деятельностью – игровая.
В дошкольный период закладывается способность ребенка доверять себе и другим и определяется развитие его разума.
В понимании О. Н. Истратовой, Г. А. Широковой, Т. В. Эксаусто, дошкольное детство - оригинальный период. Время, где эмоции превосходят над всеми остальными сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену. Дети не похожи своей эмоциональной сферой. В первую очередь, эмоциональной впечатлительностью. На протяжении дошкольного возраста, чувства становятся более глубокими, осознанными и обобщенными. Нарастают умения ребенка контролировать свои эмоциональные реакции. Возникают новые, высшие чувства (нравственные, эстетические, познавательные).
Период дошкольного возраста у детей характеризуется формированием новых психологических функций, изменением мировоззрения, становления процесса управления собственным поведением, активным развитием в социуме, установлению отношений с окружающими и другими детьми.
В возрасте 3-4 лет происходит постепенный выход ребенка за пределы семейного круга. Взрослый становится для ребенка носителем определенной общественной функции, а не только членом семьи. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию, так как реальные возможности ребенка не позволяют осуществить выполнение данной функции. Такое противоречие успешно находит решение в ходе детской игр, которая, как уже говорилось выше, в дошкольном возрасте становится ведущим видом деятельности.
В младшем дошкольном возрасте кора больших полушарий мозга еще не окончательно сформирована, что позволяет эффективно развивать интеллектуальные и творческие возможности человека. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание, отмечает В. С. Мухина.
По мнению Л. И. Божович, ведущей познавательной функцией, в этом возрасте, является восприятие. Автор отмечает, что именно восприятие создает необходимую основу для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.
У детей 3-4 лет восприятие носит предметный характер - ребенок не отделяет свойства предмета от него самого. При восприятии любого предмета он видит только наиболее яркие его характеристики (цвет, форму, вкус, и по ним отличает предмет от других. Для осознания отдельных качеств предмета, его разнообразных свойств ребенку необходимо совершить с этим предметом различные действия. По мнению Г. В. Нечаевой, различные манипуляции с предметом способствуют развитию у ребенка способности отделять свойства от предмета, замечать похожие качества в разных предметах и разные в одном.
Как отмечает А. Н. Леонтьев, важнейшими психическими новообразованиями этого возраста являются появление речи и наглядно- действенного мышления. Постепенное получение элементарных представлений о природе и быте людей происходит в ходе наблюдений за окружающими, в быту и на занятиях. В возрасте три-четыре года ребенок пытается проанализировать то, что видит вокруг себя; сравнить предметы друг с другом и сделать заключение об их взаимосвязях. Сравнение и анализ у младших дошкольников происходит в наглядно-действенном плане, они могут обобщать предметы по цвету (это все синее, форме (это все круглое, величине (это все большое).
В младшем дошкольном возрасте речь становится более сложной и развернутой, но продолжает оставаться ситуативной и диалогической. Словарный запас увеличивается за год в примерно до 1500 слов. На четвертом году жизни дети используют в разговоре родовые понятия, такие как: игрушки, одежда, фрукты, овощи, животные, посуда. В каждое понятие младшие дошкольники включают большее число конкретных наименований предметов. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения.
Особенностью речи детей четвертого года жизни является «разговор с собой» - при занятии каким-либо делом дошкольники сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речи, которая имеет большое значении в развитии детей. Эта особенность позволяет дошкольнику удерживать в памяти поставленные цели, строить новые планы, обдумывать пути их достижения, выполнять на словах действия, которые опускает в реальности, отмечает А. Н. Леонтьев.
По мнению Л. С. Выготского, в 3-4 года ребенок еще не способен полноценно управлять своим вниманием. Для того чтобы удержать внимание ребенка на каком-либо объекте или предмете, требуется многократное повторение словесных инструкций. Объем внимания с двух объектов в начале года увеличивается до четырех к концу года, активное внимание удерживается 7-8 минут. В данном возрасте преобладает непроизвольное внимание, его устойчивость зависит от характера деятельности ребенка. По мнению Л. С. Выготского, на устойчивость внимания отрицательное воздействие оказывает импульсивность поведения ребенка, желание немедленно получить понравившийся предмет, ответить, сделать что-то.
Процессы памяти младшего дошкольника остаются непроизвольными, преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что он видит и слышит многократно, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. У младшего дошкольника хорошо развита двигательная память: лучше запоминается то, что было связано с собственным движением.
В младшем дошкольном возрасте замысел рождается после совершения какого-либо действия, причем он легко разрушается или теряется в ходе его реализации, при возникновении затруднений или при изменении знакомой ситуации. Малыши еще не умеют управлять своим воображением, поэтому любой замысел возникает неожиданно, под влиянием эмоционального переживания. У детей 3-4 лет наблюдаются только элементы предварительного планирования игры или продуктивных видов деятельности, отмечает В. С. Волков.
На четвертом году жизни воображение у ребенка развито слабо, но, под влиянием взрослого он может действовать с предметами, перевоплощая их.
Мотивационная сфера ребенка деятельно развивается в дошкольные годы. Важное влияние на поведение дошкольника начинают оказывать такие воздействия, как интерес к миру взрослых, к новым осваиваемым видам деятельности (игра, лепка, рисование, конструирование и др., установление и сохранение положительных взаимоотношений с взрослыми в семье, детском саду. Проявляется чувствительность к оценкам родителей и педагогов, выражаясь в стремление завоевать симпатию, желание самоутвердиться, соревновательные мотивы (быть лучше других, выиграть, победить).
Данный период помимо важности является одним из самых сложных этапов в жизни детей. Именно с четырех лет происходит становление личности, формируются манеры поведения, которые свойственны только мальчикам или только девочкам. Детей начинают интересовать более сложные и интересные игры, например, мальчики, как правило, начинают что-нибудь мастерить, а девочки помогают родителям по хозяйству. Особое место среди игр следует выделить рисованию, чаще всего оно является одним из любимых занятий дошкольников. На данном этапе необходимо развивать творческий потенциал ребенка и уделять внимание его разностороннему развитию.
Очень важно уделить особое внимание физическому развитию дошкольника, т. к. дети этого периода начинают осваивать новые движения и задачи, требующие проявления скорости и ловкости. Кроме того, дети начинают осознавать течение времени, ориентироваться в пространстве. Таким образом, основу любой деятельности ребенка составляет активный игровой процесс. Ограничивать физическую активность ребенка ни в коем случае нельзя, т. к. это в дальнейшем может негативно сказаться на дальнейшем развитии.
Продолжает развиваться также их половая идентификация, что чаще всего проявляется в характере выбираемых игрушек и сюжетов. В младшем дошкольном возрасте ребенок еще не умеет управлять своими переживаниями, поэтому чувства преобладают над всеми сторонами жизни ребенка, придавая им особую окраску и выразительность.
Организация, самообслуживания в детском саду и его воспитательные результаты зависят от правильного педагогического руководства.
Как считает Е. Ю. Конина, именно воспитатель организует самообслуживание так, чтобы в нём принимали участие все дети, чтобы постепенно усложнялись трудовые задачи, совершенствовалось по мере роста ребят содержание самообслуживания, чтобы этот вид труда был действительно одним из средств воспитания дошкольников. Каждый ребенок научится обслуживать себя сам только в ходе систематической и последовательной работы и упражнений в практической деятельности с учетом реальных возможностей детей.
Особую роль при развитии навыков самообслуживания играет активное поведение ребёнка, его участие в практическом выполнении данного действия, а также твердо установленный режим жизни дошкольника. Таким образом, в младшем дошкольном возрасте происходит интенсивное психическое развитие ребенка, восприятие носит предметный характер, развивается речь и наглядно-действенное мышление, внимание и память носят непроизвольные характер, преобладает двигательная память, воображение развито слабо, ведущим видом деятельности становится игра.