Эльвира Бабасиева
Психология воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Только живой пример воспитывает ребенка,
а не слова, пусть самые хорошие,
но не подкрепленные делом.
А. С. Макаренко
Психология воспитания это основа педагогической психологии, которая помогает понять ребенка, разрешить его проблемы, найти подход к каждому представителю подрастающего поколения.
Публикация «Психология воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Дистанционная педагогическая конференция март 2018
Основные понятия, которые рассматривает психология воспитания, условно можно рассмотреть на примере закономерностей, выделенных П. И. Пидкасистым:
1. Воспитание ребенка, как процесс гармоничного формирования его психических и нравственных характеристик возможно только с помощью активного участия самого ребенка в этом процессе. То есть основополагающим фактором правильного воспитания является активность воспитуемого.
2. Деятельность ребенка в процессе воспитания должна полностью соответствовать его актуальным возрастным потребностям. Иначе воспитатель рискует натолкнуться на сопротивление и пассивность ребенка.
3. В процессе воспитания должна быть пропорциональность усилий воспитанника и педагога. Сначала ребенок повторяет за учителем, затем его активность возрастает и в конечном итоге он все выполняет самостоятельно.
4. Развитие ребенка возможно только в условиях чувства любви и защищенности.
5. Воспитание будет иметь эффект только в случае когда ребенок достигнет точки успеха в каком-либо виде деятельности. Пережив этот момент, воспитуемый получит чувство удовлетворения результатом и своим участием в деятельности.
6. Процесс воспитания не должен быть открытым. Иначе ребенок будет осознавать, что на него специально пытаются повлиять нравоучениями и будет активно сопротивляться.
Процесс воспитания начинается с определения его целей. Главной целью воспитания является формирование и развитие ребенка как личности, которая обладает полезными качествами, необходимыми ей для жизни в обществе. Цель и задачи воспитания не могут устанавливаться раз и навсегда в любом обществе. Изменение общественного устройства и социальных отношений ведет к изменению и целей воспитания. Они задаются каждый раз в виде требований, предъявляемые новыми тенденциями развития общества к личности человека. Общая цель современного воспитания — сделать детей высоконравственными, духовно богатыми, внутренне свободными и ответственными личностями. Задачи воспитания на всех этапах социальной истории определяются, в первую очередь, так называемыми общечеловеческими и нравственными ценностями. К ним мы относим понятие добра и зла, порядочности, гуманности и любви к природе, духовности, свободы, ответственности личности за то, что происходит с ней и вокруг нее, скромности, доброты и бескорыстности. Под духовностью мы понимаем приоритет нравственных идеалов над сиюминутными влечениями и потребностями, она проявляется в стремлении личности к самосовершенствованию. Под свободой мы понимаем стремление личности к внутренней и внешней независимости. Ответственность мы определяем как внутреннюю готовность человека добровольно взять на себя обязательства за судьбу других людей и общество в целом. Средствами воспитания, например, могут быть личный пример воспитателя, образцы поведения, демонстрируемые окружающими людьми. Средства воспитания по характеру воздействия на человека делятся на прямые и косвенные. Прямые средства воспитания предполагают непосредственно личностное воздействие одного человека на другого, которое осуществляется в прямом общении друг с другом.
Косвенные средства воспитания содержат воздействия, которые реализуется с помощью каких-либо средств, без личных контактов друг с другом воспитателя и воспитанника (например, чтение книг, просмотр телевизионных и видеофильмов).
Осознанные средства воспитания : воспитатель сознательно ставит перед собой определенную цель, а воспитуемый знает о ней и принимает ее. Неосознанные средства воспитания : воспитуемые принимает воспитательное воздействие без сознательного контроля со своей стороны, а воспитатель также не производит преднамеренного воздействия на воспитуемого. По характеру того, на что в самом объекте воспитания направлены воспитательные воздействия, его средства делят на эмоциональные, когнитивные и поведенческие. На практике они чаще всего являются комплексными, т. е. включают разные стороны личности воспитуемого.
Воспитательные воздействия наиболее эффективны, если они проводятся комплексно и затрагивают все сферы личности (т. е. включает когнитивные, эмоциональные и поведенческие воспитательные воздействия). Мы работаем совместно с социальным педагогом и психологами, которые используют методы психотерапевтического и психокоррекционного воздействия на личность. Это, например, социально-психологический тренинг : групповые индивидуальные коррекционные занятия с детьми, основной целью которого является научить человека лучше справляться с его жизненными проблемами, успешно решать деловые и личные проблемы.
Школа жизни такова, что не позволяет избежать сложностей при воспитании ребенка, ведь вся теория разлетается в пух и прах, когда на руках появляется теплый сверток с пытливым взглядом. Причем неважно какой он по счету — с каждым малышом начинается новая история. И только оправившись от шока после родов и самого чудесного мгновения в жизни любой женщины — появления на свет ребенка, начинаешь вспоминать раннее изученное, искать новые методики воспитания, подходящие характеру и склонностям малыша.
Преимуществами уже состоявшихся родителей является натренированные умения пеленания, одевания подгузников, прогулок и прочих необходимых навыков в области ухода за ребенком, но вот воспроизвести из прошлого опыта метод воспитания не получится, так как дети из одной семьи и даже близнецы — уникальные и неповторимые личности с рождения. К каждому замочку — свой ключик, иначе можно только взломать и сломать. В случае с воспитанием дело обстоит серьезнее — ломают характер, личность и при этом совершенно не понимают, почему со старшим сыном «сработало», а с младшим нет, ведь те же способы воздействия, те же родители…
Поговорим о том, что, возможно, поможет родителям найти дорогу к сердцу своего ребенка. Исходя из опыта общения с родителями, могу условно разделить их на три категории:
1. Родители, которые уверены, что всё знают о воспитании детей и не нуждаются в изучении трудов по детской психологии и педагогики.
2. Родители, которые ищут золотую середину между уже известным и новым материалом по воспитанию детей.
3. Родители, точно знающие, сколько денег они получат за рождение ребенка, размер детского пособия — и, пожалуй, на этом их знания о детях и интерес к ним пропадает за пеленою алкогольного дурмана.
Однако какие бы ни были родители — все дети одинаково нуждаются в их любви и заботе. Авторитарный подход воспитания зачастую подавляет чувства и эмоции ребенка, приучает его скрывать их и ради одобрительного кивка родителей он идет на это, потому что родители для него, особенно, в раннем детстве — это всё, весь мир. И представить себе жизнь без мамы ребенок не в силах, поэтому даже в случае плохого, жестокого обращения — он бежит к ней в объятия. Сколько раз я наблюдала картину, как дети ждали своих родителей, лишенных социальными службами родительских прав за насилие, алкоголизм. Дома без еды, в холоде с пьяной мамой им лучше, чем в приюте, где тепло и сытно, потому что «а я маму свою очень люблю».
Дети искренние, чистые, светлые и их так легко обидеть, сломать, а без родительской любви они беззащитны в нашем суровом мире, где проповедуется тезис «человек человеку волк» или «выживает сильнейший». Думаю, многие понимают, как важно любить малыша, но вот не все понимают, как это делать. Все мы родом из детства и часто повторяем поведение своих родителей и верим в правильность утверждений: не берите ребенка на руки, не целуйте, особенно мальчиков — мужчины же растут! Прежде чем доверять проверенным стереотипам, подумайте сами, может ли ребенок понять вашу любовь — «она, дескать, и так понятна» — это не ответ. Хотя бы потому, что вы сами ждали признания в любви от окружающих, например своего будущего супруга. А ведь он мог резонно заявить: «зачем говорить о том, что я люблю — это и так понятно!» Любовь проявляется не только на уровне мыслей. Для ребенка важен именно тактильный контакт, непосредственные коммуникативные действия со взрослыми. Нельзя по скайпу и по фотографии дать ребенку почувствовать, как сильно вы его любите. Малыш понимает, что его любят, если родители его нежно целуют, обнимают, говорят добрые слова. Любовь родителей зеркально отражается на развитии ребенка и в физическом и психическом плане. Главное правило воспитания детей — любите их!
Помню, прочитала в статье по детской психологии результаты эксперимента с тремя младенцами в Доме малютки. К каждому ребенку в течение определенного времени с момента рождения относились по – разному. Первого брали на руки, ласкали, говорили нежно теплые слова, за вторым просто осуществляли доброкачественный уход – молчаливо кормили, мыли, переодевали, третьего — постоянно ругали.
После сравнили развитие детей, и выяснилось, что самым запущенным был отнюдь не тот, к кому плохо относились, а малыш, который жил в равнодушии. Любое, даже негативное внимание — лучше равнодушия. Дети с дефицитом родительской заботы и любви готовы пойти с кем угодно, если ему уделят, хоть толику внимания. А уж, какие это будут люди, для чего им нужен ребенок — другие вопросы.
Итак, нет ничего приятнее для человека, чем получить внимание от других людей к себе. Позитивное внимание несет в себе огромный запас положительной энергии, в том числе и основу для физического, психологического здоровья, негативное внимание — вызывает разные эмоциональные реакции, но все равно оно лучше безразличия.
Ребенок, совершая какой-либо поступок, внимательно считывает ответную реакцию родителей. Если они не обращают на него внимания, то он пытается всевозможными способами показать значимость своего детского «я».
Как правило, родители реагируют на яркое демонстративное поведение юного создания, особенно в общественных местах — покупают требуемое, выполняют капризы, тем самым закрепляя такую модель поведения ребенка. Поэтому поощрять малыша надо за хорошее поведение своим вниманием, добрым словом, теплыми объятиями, подарками. Если покупать малышу мороженое только в случае его истошного крика, то подумайте, какое поведение вы подкрепляете? Не проще ли купить сладость сразу, с оговорками или честно спокойно объяснить, почему нельзя это сделать.
Воспитание с точки зрения психологии – это неотъемлемое звено в процессе формирования гармоничной личности. Закономерности психики прекрасно сочетаются с педагогическими приёмами. К примеру, возрастная психология позволяет отслеживать изменение потребностей ребенка по мере его взросления и с помощью воспитательных мер направлять воздействие именно на эти потребности. Иными словами, если вы хотите правильно воспитать ребенка, не забывайте о его тонкой и ранимой психике. В этом и заключается главный секрет психологии правильного воспитания.
Таким образом, нет, и не может быть универсальных готовых советов воспитания, мы в силах лишь только показать пути к пониманию ребенка, а окончательный выбор и ответственность за него остаётся за родителями. Правильное ли решение примут родители в вопросах воспитания детей — покажет время, ведь только школа жизни сможет, как говорится, расставить все точки над «i».
Используемая литература:
1. Эльконин Д. Б. Детская психология : Учебное пособие / Ред. -сост. Б. Д. Эльконин. М., 2003. – 384 с.
2. Байярд Р. Т., Байярд Д. Т. Ваш беспокойный ребёнок. – М., 2004. – 357с.
3. Бауэр М. Психологическое развитие младенца. : Пер. с англ. – М., 1999. –188с.
4. Венгер Л. А., Мухина В. С. Психология. – М., 1998. –290с.
5. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. – М., 1979.
6. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
7. Грэхэм Дж. Как стать родителем самому себе. Счастливый невротик. – М., 1993.
8. Джайнотт Х. Д. Родители и дети. – М., 1999.
9. Ибука М. После трех уже поздно. – М., 1992.
10. Кэмпбелл Р. Как на самом деле любить детей. – М., 2002. – 233с.
11. Макарова Е. В начале было детство. – М., 2001. –203с.
12. Матейчек З. Родители и дети. – М., 1999. –145с.
13. Муссен П. и др. Развитие личности ребенка. – М., 2000.
14. Немов Р. С. Психология. – М., 1990.
15. Обухова Л. Ф. Детская психология : теории, факты, проблемы. – М., 1995.
16. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии. – М., 1995.
17. Хоментаускас Г. Т. Семья глазами ребенка. – М., 2004. – 372с.
18. Эберлейн Г. Страхи здоровых детей. – М., 1997. –211с.
19. Экман П. Почему дети лгут? – М., 1999. –275с.