Татьяна Р
Психологический тренинг для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологический тренинг для родителей «Профилактика жестокого обращения в семье»
Цель: предупреждение насилия в семье, профилактика и предотвращение жестокого обращения с детьми; осознание ответственности родителей за воспитание детей по поводу жестокого отношения к окружающему миру.
Оборудование: нормативно – правовые документы, анкеты, компьютер, карточки для деления на группы, раздаточный материал, памятка для родителей.
Ход тренинга:
Публикация «Психологический тренинг для родителей „Профилактика жестокого обращения в семье“» размещена в разделах
- Наказание и поощрение детей
- Насилие. Жестокое обращение с детьми
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
Вступление.
Здравствуйте, уважаемые родители! Нашу беседу хотелось бы начать такими словами: «Если твои намерения рассчитаны на год - сей рожь, на десятилетия - сажай деревья, на века – воспитывай детей» (Народная мудрость).
Сегодня мы проведем нашу встречу в форме тренинга. Тренинг – это обучение опытом. Это чудесная форма для налаживания общения, профилактики конфликтов, которые возникают между родителями и детьми. Вы-люди, у которых разное образование, разный характер, разные взгляды на жизнь, разные судьбы, но есть одно, что объединяет вас, это ваши дети, которые могут стать горем или радостью. Как и что надо сделать, чтобы ваш ребенок стал для вас счастьем, чтобы однажды можно было сказать себе: «Жизнь сложилась». Поэтому на этом тренинге мы рассмотрим актуальную проблему, это предупреждение насилия и жестокости в семье и в детском коллективе.
Упражнение «Знакомство».
Цель: познакомить участников между собой, создать условия для эффективного сотрудничества.
Но прежде, чем мы попробуем обсудить эту тему, я предлагаю поприветствовать друг друга словами: «Добрый день, меня зовут., о жестоком обращении с детьми я впервые услышала., в своей жизни я встречалась (не встречалась) с такими людьми, которые жестоко обращаются с детьми.
Упражнение «Правила работы».
Цель: показать необходимость выработки и соблюдения, определенных правил, по которым происходит взаимодействие людей в группе; принять правила для продуктивной работы во время тренинга.
Прежде чем перейти к дальнейшей работе, предлагаю вам принять определенные правила, по которым мы будем работать в течение нашей встречи. Практика проведения тренинга показывает, что наиболее полезными в работе групп имеются такие правила:
1. Активность.
2. Право промолчать.
3. Быть откровенным.
4. Быть позитивным.
5. Право поднятой руки.
6. Правило «здесь» и «сейчас».
7. Толерантность.
8. Работать «от» и «до».
Согласны ли вы с первым правилом?
Принимаем ли мы второе правило?
Как вы относитесь к тому, чтобы в работе пользоваться требованиями третьего правила?
Упражнение «Ожидания».
Цель: сформулировать задачи тренинга, настроить участников на работу во время тренинга.
Каждый из вас, услышав тему тренинга, пообщавшись с другими родителями, возможно, имеет определенные вопросы, которые хотел бы решить во время работы. Каждый из вас что-то ожидает от этой встречи. Что же именно? Вы получите стикеры, на которых сможете записать свои ожидания от этого тренинга, пожелания. Потом зачитываете и прикрепляете их на доску ожиданий.
Работа в группах.
Цель: выяснить уровень осведомленности родителей относительно причинно-следственной связи жестокого поведения и понимание того, что не каждое наказание принесет ребенку пользу. Развивать навыки группового взаимодействия.
I группа – записывает причины жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
II группа – записывает последствия жестокого, агрессивного поведения и невнимательного отношения к ребенку.
III группа – записывает условия эффективного общения, приводит примеры
IV группа – записывает проект идеальной модели взаимоотношений «родители-дети»
Упражнение «Моя семья».
Цель: осознание, анализ взаимоотношений и возможность изменения сложившихся семейных стереотипов.
Родителям раздают по 10 кружочков.
Инструкция: «Возьмите кружочки и впишите в них имена всех членов вашей семьи.
Предложите родителям на листе бумаги а4 нарисовать простыми схематическими рисунками кружочки в центре с вписанными туда именами своим и членов семьи по степени близости с ними.
Проведите линии от себя к ним. Сверху от линии напишите то, что вас связывает, снизу - то, что отталкивает, тормозит процесс взаимопонимания.
Как бы вы хотели изменить свои отношения?
Теперь обратите внимание на кружочки «Я» и «Ребенок». Что вы написали над той линией, которая вас соединяет?»
Данное упражнение так же может нести и диагностический характер (примерно как методика «Социограмма семьи»)
Упражнение «Запреты- поощрения».
Цель: проанализировать ограничения и разрешения в семье.
Инструкция: «Заполните таблицу «Запреты – поощрения», записав:
1) Что вам запрещали ваши родители и чем они вас поощряли;
2) Что вы запрещаете своим детям и чем поощряете.
Подчеркните пункты, которые совпадают. Какие вы сделали выводы?»
Ролевая игра
Цель: обратить внимание на внутренний мир ребенка, проанализировать, как влияют «недоразумение» родителей на эмоциональное состояние детей.
Для участия в игре приглашаются трое желающих. Один выполняет роль отца, второй – роль матери, третий – роль ребенка.
Они получают задание проиграть ситуацию:
«Отец задержался на работе и пришел домой позже, чем обычно. Он забыл, что планировали провести вечер вместе с семьей в бассейне. Мать начинает выяснять отношения в присутствии ребенка».
Затем участники обсуждают, как они чувствовали себя, исполняя роли.
Участнику, который исполнял роль ребенка, предоставляется возможность выразить свои чувства и обратиться к «родителям».
Своими впечатлениями делятся наблюдатели.
Анкетирование «Хорошие ли вы родители?»
Наказывая ребенка, отец и мать проявляют терпение, спокойствие и выдержку.
Ознакомление родителей с предварительным анкетированием учащихся:
1. Если тебя наказывают, то как.
2. Если тебя поощряют, то как.
3. Четыре «нельзя», которые бы ты хотел иметь в своей семье, когда тебя наказывают.
Рефлексия
Цель: получить от каждого участника краткую информацию о впечатлениях от проведенного тренинга. Подвести итоги и сделать выводы. Раздать родителям памятки (приложение).