татьяна козулина
Психологические аспекты проблемы современного детства
▼ Скачать + Заказать документы
Психологические аспекты проблемы современного Детства.
Козулина Татьяна Леонидовна,
воспитатель
МБДОУ г. Иркутска детский сад № 152
Аннотация:в статье рассматриваются философские, психолого-педагогические подходы к феномену детства. Краткий анализ теоретических аспектов данного феномена является основой для того, чтобы обозначить наиболее важные теоретико-методологические проблемы социально-правовой защиты детства.
Публикация «Психологические аспекты проблемы современного детства» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2022
Ключевые слова:детство, самоценность детства, детский возраст, социально-правовая защита детства.
Психологические проблемы дошкольников – это осложнение психического развития ребенка, оказывающее негативное влияние на его социально-психологическую адаптацию. В раннем возрасте межличностные отношения дошкольника сводятся к узкому семейному кругу.
Затем, поступив в дошкольное учреждение, ребенок начинает осваивать сферу общения со сверстниками. При этом, отношения с родителями сохраняются в качестве наиболее значимых отношений. В детском учреждении кроме сверстников во взаимоотношения включается воспитатель.
В дошкольном возрасте вместе с познавательным и личностным развитием идет качественное изменение прежних связей. Происходит перестройка отношений между ребенком и родителями, перестраивается взаимодействие с другими членами семьи. По сравнению с ранним детством, принципиально иной становится сфера деятельности – дошкольник осваивает сюжетно-ролевую игру, рисование, конструирование и др. В общении дошкольник осваивает более сложные формы деятельности– внеситуативно-познавательную и внеситуативно-личностную, постепенно складывается целая система новообразований, которые в онтогенетическом процессе имеют фундаментальное значение. Ничего непонятно? Попробуй обратиться за помощью к преподавателям Решение задач Контрольные работы Эссе В дошкольном возрасте идет интенсивное развитие таких психических функций, как внимание, память, речь, восприятие, закладываются общие основы познавательных способностей. В этот период есть уникальные возможности для развития функции и воображения, которые являются основой творческой активности. В личностной сфере идет формирование структуры мотивов и потребностей, самооценки, элементов волевой регуляции поведения, усваиваются нравственные его нормы.
Дошкольники в возрасте 3-4 лет переходят от наглядно-действенного мышления к наглядно-образному, в словарном запасе имеют более 1000 слов, имеют непроизвольный характер внимания и памяти. У старших дошкольников активизируются творческие способности, внимание и память становятся произвольными. У них более стабильны эмоциональные реакции, формируется совесть, чувство долга, твердо усваиваются правила поведения в обществе. Старшие дошкольники уже имеют понятие о добре и зле, дружбе и любви. Их психологические особенности характеризуются развитием познавательных интересов, которые выходят на первый план.
Взрослым важно поддержать эту любознательность, чтобы в дальнейшем она трансформировалась в любовь к знаниям и интерес к учебе. В дошкольном возрасте закладываются и серьезные будущие проблемы. Совершенно справедливо в этом плане замечание А. В. Запорожца о том, что если эмоциональные и интеллектуальные качества в раннем детстве не получают должного развития, то в дальнейшем преодолеть эти недостатки дело трудное, а иногда и невозможное. Психологические проблемы дошкольников. Развитие ребенка в дошкольном возрасте идет очень быстро, круг его интересов становится шире и растет с каждым днем. Изменения происходят не только на физическом уровне, но и на психологическом, эмоциональном, интеллектуальном. Маленький человек учится взаимодействовать с окружающим его миром, становится личностью. Однако данный этап развития сопровождается трудностями, потому что психика ребенка к глобальным переменам ещё не готова, а это приводит к психологическим проблемам и проблемам со здоровьем. Психологическое развитие дошкольника имеет свою специфику: идет быстрое творческое развитие; усложняются способности восприятия информации; происходит осознанное личностное становление; развивается речь, моторика, координация; развивается рациональное мышление, способность делать выводы; устанавливаются доверительные отношения с родителями; формируется понимание своих желаний, целеустремленности; проявляется интерес к новому.
В дошкольном возрасте психологические проблемы не ограничиваются отклонением поведения от нормы. На основании проведенных исследований, была принята классификация психологических проблем, возникающих у дошкольников, в связи с ней специалисты выделяют ещё целый ряд проблем : проблемы интеллектуального развития – неумение концентрироваться и усваивать материал; эмоциональные проблемы – повышенная возбудимость, апатия, раздражительность, тревога, появление фобий; поведенческие проблемы – грубость, агрессия, обман; проблемы неврологического характера – потеря аппетита, расстройство сна, быстрая утомляемость, нервные движения; проблемы общения – стеснительность, замкнутость, излишняя чувствительность, попытка быть лидером. Психологи считают, что любая из этих проблем в будущем может стать причиной психических нарушений. Важно вовремя выявить эти причины и найти способы их устранения. Так, например, причиной обмана могут быть различные факторы, включая авторитарный стиль воспитания, недоверие. Причина неподчинения взрослым связана с поиском своего «Я».
При некорректном общении родителей с ребенком – это может быть унижение, сравнение с чужими детьми, критические замечания – нарушается его самооценка. У малыша, если от него очень многого ждут, может появиться тревога, чувство страха за неспособность оправдать надежды родителей. Замечание 1 Все психологические нарушения легче предупредить, нежели потом исправлять. Для этого ребенка надо просто любить, общаться с ним на равных, заботиться о нем, уважать его мнение, играть с ним. Чтобы маленький человек чувствовал себя счастливым, лучше адаптировался в современном мире и решал, свойственные его возрасту задачи, ему важно иметь о себе положительное представление. Психологические проблемы в области взаимоотношенийВ связи с возрастными или индивидуально-психологическими особенностями многие дошкольники испытывают определенные трудности во взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми людьми. В кризисный период – это возраст 3 года, некоторые дети непослушны, упрямы, неусидчивы, робки, имеют непроизвольное поведение, что вызывает определенную эмоциональную напряженность и недовольство родителей, а иногда и взаимное раздражение. Основная причина заключается в сознательном игнорировании или незнании родителями возрастных норм и важных условий развития ребенка. Стремясь добиться опережающего развития и превосходства своего ребенка над другими детьми, родители завышают требования к ребенку. Неумелое форсирование умственного развития приводит к перенапряжению психологических и физиологических резервов организма маленького человека. Очень часто современные дети страдают от дефицита общения и совместной деятельности с родителями. Подобная ситуация провоцирует проявление бессознательного протеста, вызывает у дошкольника непослушание, негативизм, капризность. Жалобы родителей на невнимательность, импульсивность, непоседливость детей младшего и среднего дошкольного возраста могут возникать в результате завышенных и необоснованных требований к возрастным особенностям либо по поводу серьезных проблем, среди которых может быть задержка умственного или общего психического развития. При данных проблемах страдает регуляторная сторона поведения и деятельности ребенка. Неадекватные требования родителей, предъявляемые детям, объясняются не только их неосведомленностью относительно возрастных норм развития, значительно чаще они бывают связаны с личностными проблемами самих родителей. Жалобы на своего ребенка, порой неадекватные, характерны для родителей, склонных к авторитарности, эгоцентризму, неудовлетворенных собой и проецирующих нереализованность своих желаний на ребенка. Подобная ситуация говорит о неблагополучии детско-родительских отношений и в целом обстановки в семье. Дисгармония в отношениях родителей и ребенка может возникнуть в результате различия их темпераментов, поэтому данный факт должен учитываться взрослыми людьми. Острую точку во взаимоотношениях родителей и ребенка дошкольника составляет проявление его самостоятельности, которую родители воспринимают часто неверно. «Я сам» воспринимается родителями как желание «делать всё по-своему» и часто пресекается взрослыми, поэтому данные возрастные нормальные особенности ребенка могут трансформироваться и принять форму непослушания и каприза.
Список литературы
1. Аксенова, Ю. А. Символы мироустройства в сознании детей / Ю. А. Аксенова. - М. : Деловая Книга, 2013. - 738 c.
2. Акулина, Мария Детско – родительские отношения / Мария Акулина. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2015. - 108 c.
3. Алис, Миллер Драма одаренного ребенка и поиск собственного Я: моногр. / Миллер Алис. - М. : Академический проект, 2016. - 240 c.
4. Арефьева, Т. А. Преодоление страхов у детей. Тренинг / Т. А. Арефьева, Н. И. Галкина. - М. : Психотерапия, 2017. - 298 c.
5. Артемьева, Татьяна Психолого-педагогическая диагностика нарушений развития детей / Татьяна Артемьева. - М. : Palmarium Academic Publishing, 2017. - 204 c.
6. Астапов, В. М. Тревожность у детей / В. М. Астапов. - М. : ПЕР СЭ, 2018. - 160 c.
7. Бакюс, Анн 100 способов уложить ребенка спать. Эффективные советы французского психолога / Анн Бакюс. - М. : Эксмо, 2015. - 798 c.
8. Балина, Татьяна Психофизиологические факторы изучения детьми иностранного языка / Татьяна Балина. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2018. - 104 c.
9. Баркан, А. О чем говорят рисунки детей: моногр. / А. Баркан. - М. : Этерна, 2014. - 709 c.
10. Беличева-Семенцева, Светлана На переломе эпох. Исповедь психолога / Светлана Беличева-Семенцева. - М. : Алгоритм, 2015. - 920 c.
11. Белолуцкая, Анастасия Диалектические структуры мышления детей и взрослых / Анастасия Белолуцкая. - М. : LAP Lambert Academic Publishing, 2014. - 156 c.
12. Берк, Л. Е. Развитие ребенка / Л. Е. Берк. - М. : Питер, 2015. - 331 c.
13. Биосоциальная природа материнства и раннего детства. - М. : Издательство СПбГУ, 2016. - 376 c.
14. Боно, Э. Учите своего ребенка мыслить / Э. Боно. - М. : Попурри, 2014. - 805 c.
15. Брюн, Даниэль Тело / Даниэль Брюн, Франсуа Бернар. - М. : ФАИР-Пресс, 2018. - 128 c.
16. Брязгунов, И. П. Непоседливый ребенок, или Все о гиперактивных детях / И. П. Брязгунов, Е. В. Касатикова. - М. : Психотерапия, 2015. - 208 c.
17. Буянов, М. И. Ребенок из неблагополучной семьи. Записки детского психиатра / М. И. Буянов. - М. : Просвещение, 2014. - 208 c.
18. Валлон, Анри Психическое развитие ребенка / Анри Валлон. - М. : Питер, 2013. - 208 c.
19. Винникотт, Д. В. Ребенок, семья и внешний мир / Д. В. Винникотт. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 945 c.
20. Вологодина, Н. Г. Детские страхи днем и ночью / Н. Г. Вологодина. - М. : Феникс, 2016. - 224 c.