Елена Антонова
Психологическая игра «Звездный трамвай»
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическая игра «Звездный трамвай»
Содержание и игровая цель: комплексная игра на развитие произвольности внимания, памяти, воображения, моторной ловкости, коммуникативной активности.
Участники: возраст 7–10 лет, количество 5–10 человек.
Время проведения: 40–60 минут (полный вариант, 15–20 минут (краткий вариант).
Публикация «Психологическая игра „Звездный трамвай“» размещена в разделах
Необходимые материалы: стулья по количеству участников, фишки красного, желтого, синего, зеленого цветов по количеству участников, разграфленный на пять горизонтальных частей лист бумаги, чистая бумага формата А4, карандаши, бумажные стрелки разной длины, секундомер, булавки, линейка.
Личный опыт применения игры: игра применялась в качестве основного компонента в программах занятий по развитию произвольности, тренингах межличностной адаптации. Возможна модификация для более старшего возраста (12–15 лет).
Методические рекомендации
1. Игру можно проводить после эмоционального разогрева, создания спокойной, дружелюбной, понимающей атмосферы.
2. Ведущий создает обстановку высокой мотивации достижения, интереса к выполнению заданий.
3. При достаточной подготовке участников и их высоком интересе ведущий может давать дополнительные задания (этап 2).
4. Ведущий подводит итог каждого этапа и затем общий итог, подчеркивая важность согласованности действий каждого участника в работе группы, возможности испытать и потренировать свои способности.
5. Игра может проводиться неоднократно. При этом задания варьируются.
6. При неоднократном проведении игры ведущий сравнивает результаты и комментирует их, исходя из позитивной Я-концепции ребенка и таким образом, чтобы не снизить мотивацию достижения.
7. В кратком варианте проводятся 1–5-й этапы. При этом 4-й этап может быть сокращен.
Возможности игры
В двигательной сфере:
— формирование умения произвольно направлять свое внимание на движение мышц,
— развитие умения менять характер движений,
— развитие моторной координированности и ловкости.
В когнитивной сфере:
— развитие направленного внимания,
— развитие распределения, переключения внимания,
— формирование смысловой памяти,
— тренировка операции анализа.
В эмоциональной сфере:
— развитие умения отдавать себе отчет в собственных чувствах, анализировать их,
— развитие умения отражать свои эмоции посредством образов фантазии.
В сфере общения:
— развитие умения согласовывать свои действия с действиями партнера,
— развитие социальной рефлексии,
— развитие умения понимать, вживаться в чувства другого и адекватно отвечать на них.
В сфере поведения:
— развитие умения подчинять свое поведение правилам,
— осознание влияния собственных действий на общий результат,
— тренировка волевых усилий,
— развитие целенаправленности.
В плане мониторинга
При проведении серии игр можно отследить динамику показателей:
— координированности действий группы и удержания инструкции (1-е задание);
— индивидуально-групповых умений работать в условиях ограниченного времени (2-е задание);
— направленного внимания, самоконтроля (3-е задание);
— динамику групповой сплоченности и вклада каждого в этот процесс.
СЦЕНАРИЙ ИГРЫ
1. В комнате в один или два ряда, как в трамвае, расставлены стулья (по количеству участников). Каким-нибудь предметом удлиненной формы (например, длинной линейкой) обозначается вход.
Ведущий. Мы — группа пассажиров — сейчас сядем в звездный трамвай, который полетит к звездам. Я вам сейчас раздам билеты на этот трамвай.
(Ведущий раздает участникам билеты-фишки из бумаги желтого, зеленого, синего, красного цвета.)
2. Ведущий. Но входные двери заблокированы. А чтобы их разблокировать, нужно применить код: по моему сигналу (взмаху руки) сначала все одновременно поднимают и показывают мне фишки, потом, тоже по сигналу, те, у кого фишки красные, потом желтые и, наконец, синие.
Повторяю: сначала показывают фишки все, потом только те, у кого они зеленого цвета, потому что мы оторвемся от Земли — зеленой планеты. Потом показывают те, у кого желтые, потому что мы пролетим желтую луну. Потом — красные, потому что еще выше — красное солнце. И затем синие, потому что перед нами откроется синий космос. Итак, начинаем.
Желательно задать с самого начала быстрый темп.
Если с первой попытки задание не удалось, ведущий дает еще две. Если согласованные действия опять не удались, предоставляются еще две дополнительные попытки. Если дверь разблокирована только после дополнительных попыток, ведущий предупреждает, что дверь открыта чуть-чуть и теперь придется протискиваться в щелочку.
Ведущий, ставя точку, отмечает на разграфленном пятью горизонтальными линиями листе полученный результат. Он определяет уровень высоты.
Например, если задание получилось с первой попытки, то это первый уровень высоты — самый высокий на листе. На этом уровне ведущий отмечает карандашом точку. Если задание сделано с двух попыток, то это второй уровень, и т. д.
Если все попытки оказались неудачными, то полет отменяется, «потому что не удалось набрать высоту. Но можно потренироваться дома».
В зависимости от игровой ситуации и подготовленности участников задание можно усложнить.
Ведущий. Да, рано мы обрадовались, что двери открыты. За ними еще одни. Звездные трамваи с двойными дверями устроены так, что вторые двери нужно открывать быстрее первых. Хорошо, что коды похожи. Итак, сначала показывают зеленые билеты (трава) и сразу же изображают, как трава колышется (ведущий показывает участникам, что им надо делать, далее — желтые (луна) и изображают, что луна круглая, потом — красные (солнце, оно жаркое, потом — синие (космос, он огромный.
Дети по ходу объяснения инструкции повторяют движения ведущего. Далее по той же схеме.
В зависимости от интереса к игре, ее повторяемости двери можно объявить и тройными. Код третьей двери: «Без подготовки каждому из группы «зеленых» назвать по слову, обозначающему то, что растет; «желтых» — то, что бывает ночью; «красных» — что бывает летом; «синих» — что бывает высоко вверху». Далее по той же схеме.
Код входа при каждой новой игре меняется. Например:
а) сначала показывают фишки все те, у кого они цвета спелого помидора, потом те, у кого фишки цвета холода, потом те, у кого фишки цвета травы, потом — цвета лимона;
б) те, у кого синие фишки, поднимают их левой рукой, потом те, у кого красные, — правой, у кого желтые — двумя руками над головой, у кого зеленые — двумя руками на уровне груди;
в) сначала поднимают самые темные фишки (синие, потом — самые светлые (желтые, самые яркие (красные, далее — вообще все!
3. Ведущий. Дверь разблокирована, но пока не входим. Есть еще одно условие: входить в трамвай нужно очень быстро, потому что через три минуты может сработать обратный код, а этот код нам неизвестен. Входить нужно по одному человеку, по моему сигналу. (Если дверь открылась не до конца, то нужно протиснуться, изображая это.) Времени очень мало. Как только я взмахну рукой, тот, кто вызовется первым, пробежит на цыпочках, не задевая ни одного стула, к самому дальнему сиденью. Я не буду ждать, пока этот человек сядет, а, досчитав до пяти, опять махну рукой уже для следующего. Каждый из вас, кто успеет быстро сесть и ничего не коснется, может заработать призовое очко для команды. Итак, желающему приготовиться.
Через каждые 5 секунд ведущий подает сигнал, приглашая следующего игрока на старт. По количеству призовых очков команде выдается бумажная стрелка, на обороте которой написана соответствующая цифра. Чем больше очков, тем длиннее стрелка. Она прикрепляется к листу бумаги над нанесенной на него точкой (острием вверх).
4. Ведущий. Мы поднялись в воздух. Как вам нравится полет? Как вы себя чувствуете? Мы уже прошли зону перегрузок, а сейчас находимся в зоне покоя. Не вставая с места, посмотрите в окно. Эта зона тем интересна, что может показать для каждого свое. Как вы думаете (чувствуете, вам бы хотелось, мимо чего мы теперь пролетаем?
(Ответы на вопросы каждого из детей.)
5. Ведущий. А теперь мы входим в зону астероидов. Это обломки планет — большие и маленькие. И сейчас наш трамвай будут бомбардировать астероиды. Если сегодня попадется много больших (а они стучат в борта громче всего, то придется менять маршрут. Если больших будет не больше десяти, то мы продолжим полет. Но чтобы разобраться во всем, нужно полное молчание. Итак, в борта сейчас будут стучать разные астероиды — большие стучат громко, средние — не очень громко, а маленькие — тихо. Считайте крупные астероиды, но про себя. И потом нужно будет всем помолчать еще немного, а потом сказать, сколько вы насчитали громких звуков.
Ведущий производит карандашом по столу серию перемежающихся громких, средних и тихих ударов.
Ответы детей о результатах счета.
Если тишина не нарушалась, стрелка остается на прежнем месте, если было одно нарушение — стрелка опускается на 45 градусов, если 2 — еще на 45 градусов, если 3 и больше — трамвай возвращается на землю, стрелка опускается вниз.
6. В зависимости от игровой ситуации ведущий может производить больше десяти громких ударов, что означает конец игры, или меньше, когда можно продолжить путешествие. В этом случае возможны три варианта.
1) Ведущий сообщает, что трамвай уже прилетел на далекую планету. Далее разворачивается свободная игра-адаптация.
2) Ведущий сообщает, что трамвай уже прилетел на далекую планету, но эта планета такая, что для каждого может выглядеть по-разному. Надо выйти из трамвая (по желанию, пройтись вокруг, постараться все увидеть, услышать и почувствовать. А кто-то захочет познакомиться с планетой, закрыв глаза. Почувствовать, как относится к нему планета, какая там погода, какого цвета планета, кто там живет, что там растет? Кстати, неизвестно название планеты, надо его придумать. Затем ставим стулья к столу, дети берут бумагу и карандаши и рисуют все, что хотят, об этой планете.
3) Ведущий сообщает, что трамвай летит на далекую планету. Лететь так далеко, что хватит времени, чтобы пофантазировать, какой же окажется эта планета. Интересно, будет ли она похожа на Землю? И т. д. (аналогично п. 2). Сочинение можно писать на занятии или же дать на дом. Форма может быть устной или письменной (если сочинение устное в рамках занятия, хороша групповая форма; возможна и индивидуальная).
7. Участники сидят за столом.
Ведущий. А вы не обратили внимания, что мы уж в трамвае? Давайте возьмемся за руки и зажмурим глаза, только очень крепко. А когда откроем, мы уже на Земле. Итак, путешествие закончено!
8. Рефлексия.