Ирина Моторина
Психологическая готовность ребёнка к школе
▼ Скачать + Заказать документы
Уважаемые взрослые! Предлагаю вам взглянуть на эту проблему глазами школьного психолога и учителя начальных классов.
1часть. Как определить готовность ребёнка к школе.
Известный русский педагог П. П. Блонский считал отношение педагога к ребёнку - основным критерием его профессиональности.
Проблема готовности ребёнка к школе существовала всегда, но сформулирована как проблема только несколько десятков лет назад, в связи с изменением (снижением) сроков начала систематического обучения.
Публикация «Психологическая готовность ребёнка к школе» размещена в разделах
Учёные, педагоги, психологи, физиологи, медики подключились к исследованиям, с помощью которых нужно было определить все трудности, которые возникают с более ранним обучением и найти оптимальные сроки, когда ребёнок может идти в школу.
Предлагается немало способов определения готовности ребёнка к обучению, т. е. школьной зрелости.
Одни учёные предлагали определять достижение морфологической зрелости сменой молочных зубов. Другие – связывали готовность непременно с умственным развитием. Третьи – определённый уровень психического, и прежде всего личностного развития. Но после всех исследований, экспериментов пришли к выводу, что значение имеет весь комплекс факторов. Поэтому и принято считать, что готовность ребёнка к систематическому обучению в школе (школьная зрелость) - это тот уровень морфологического, функционального и психического развития ребёнка, при котором требования систематического обучения не будет чрезмерными, и не приведут к нарушению здоровья ребёнка.
Почему же так необходимо определить готовность ребёнка в самом начале обучения, до поступления ребёнка в школу по ряду причин.
1. У детей неготовых к школе трудней и длительней проходит период адаптации к школе.
2. Гораздо чаще проявляются трудности в обучении. Среди них значительно больше неуспевающих.
3. У них, в большем числе случаев, отмечается нарушение со стояния здоровья, и прежде всего, психоневрологической сферы.
«Неготовность» ученика – сигнал для учителя более пристального внимания к ученику, индивидуального подхода, учитывающего особенности и возможности ребёнка. Необходимо обратить внимание на старательных, но ослабленным здоровьем детей, ведь они достигают хорошей успеваемости высокой ценой, что приводит к переутомлению, и в результате к расстройствам со стороны нервно – психической сферы. В каждом отдельном случае нужно решать о целесообразности идти данному ребёнку в школу в 6 лет, ведь через год ему будет гораздо легче. Для этого необходимо учителю знать детей поступивших к нему в класс, т. к. наблюдая, можно выявить изменения в ребёнке и остановить процесс разрушения его психофизического и эмоционального здоровья.
Много ли таких детей в школе? До 25%, а 6 –леток до 50%. Но девочки на полгода созревают раньше мальчиков и именно поэтому необходим медико – педагогический отбор в школу, который начинается в мае, и при необходимости, даются рекомендации родителям по улучшению состояния здоровья и устранению недостатков воспитания.
Можно ли определить готовность к школе?
В настоящее время разработаны надёжные критерии готовности ребёнка к школе.
1. Начинают с особенностей личности. На каждого ребёнка заводится отдельная карта, куда, со слов родителей, вносятся сведения из медицинского обследования (отклонения в здоровье, осложнения при родах, группа здоровья, когда пошёл, во сколько начал говорить, часто ли болел и т. д.). Информированность ребёнка о себе, семье, родителях, легковозбудимый, раздражительный, поведение в детском коллективе, отношение с детьми (дружелюбный, драчлив, спокойный, дисциплинированный, ленивый, характеристика дневного и ночного сна (засыпает быстро, спит спокойно, засыпает долго, спит беспокойно, вскрикивает во сне, страдает ли энурезом, навыки опрятности (неряшлив, аккуратен, владеет ли навыками самообслуживания).
2. Работоспособен ли ребёнок во время занятий, работает целеустремлённо на протяжении всего занятия, быстро отвлекается, рассеянный, чрезмерно беспокоен, возбуждён, быстро утомляется, занимается ли посторонними делами.
3. Состояние и характер памяти: хорошая, плохая, зрительная, слуховая.
4.Особенности мышления: воспринимает материал на конкретных примерах, владеет абстрактными понятиями, обобщает, сравнивает, синтез – аналитические способности, анализ целого, деление целого составные части, пространственное воображение. (КУБИКИ КАОСА)
5. Развитие речи: произносит ли правильно все звуки, заикание, заикание при рассказе текста, употребление распространённых предложений, понимает ли смысл картинки или рассказа, односложная или бедная речь.
6. Тест Керна – Иразека (нарисовать фигуру человека, скопировать незнакомую комбинацию штрихов «он ел суп» или «ей дан чай», скопировать десять нарисованных точек расположив их одну под другой на равном расстоянии по горизонтали и вертикали). Этот тест проводит и интерпретирует только специалист.
Тестирование проводится индивидуально – главное, чтобы малыш сидел за столом один.
Тест даёт представление об уровне общего развития ребёнка и различных его способностях.
7. Сведения об имеющихся хронических заболеваниях. «Правша» или «левша».
8. Проверка выполнения инструкций, умение «слушать и слышать» - рисование по клеткам в разных направлениях. Например: 2 клетки вправо, 1 вверх, 1 вправо, 1 вниз, 2 вправо и т. д. – а теперь продолжи рисунок сам. Трудности в выполнении таких заданий показывают плохое развитие моторики, недостаточное развитие механизмов координации движений, плохую пространственную ориентацию. Нужно обратить особое внимание на темп работы.
9. Очень важно для успешного обучения уровень развития памяти. Проверить механическую память довольно просто. Сложность в том, что её нельзя проводить со всеми вместе сразу, а индивидуально, в спокойной обстановке.
Инструкция: «Постарайся запомнить слова, которые я назову, а затем повтори их». Ровным голосом произносятся слова: «год, лес, мёд, брат, слон, мяч, окно, мыло, сын, рука». Попросить повторить слова, а затем это же задание сделать ещё 3 – 4 раза. Если после первого запоминания вспомнил не менее 5 – слов, а после повтора 9 – 10, то память очень хорошая и наоборот.
Итак, готовность к школе показатель комплексный и каждая методика даёт представление лишь об определённой стороне готовности. Использование этих тестов может помочь учителю, но предостерегаем от выноса приговора ребёнку и родителю, а тем более решать вопрос единолично о возможности и невозможности обучения в школе. Надо корректно объяснить, как родители могут ликвидировать пробелы «готовности», которые выяснились при тестировании. Неудовлетворительные результаты тестирования в 7 лет - это повод для немедленной консультации с врачом – специалистом и только он имеет право решать вопрос об обучении, а тем более ставить диагноз.
Понятие «психологической готовности ребёнка» гораздо шире этих методик тестирования. Начало систематического обучения связанно с изменением социальной ситуации, социального статуса, а также с изменением ведущей деятельности. Предпосылками является желание учиться и подчиняться их требованиям особенно тогда, когда это желание поддерживается окружающими. И он принимает вместо игры новый вид деятельности – учёбу. Иногда родители «натаскивают» детей перед школой, но такой ребёнок при обучении быстро теряет интерес. Поэтому важно знать и показать родителям, что готовность к школе определяется не только уровнем развития интеллекта. Важен не объём знаний, который имеет ребёнок, сколько их качество, степень осознанности, чёткость представлений.
Не подлежит сомнению, что успешность обучения в школе определяется, в основном, тем уровнем состояния здоровья, с которым малыш пришёл в 1 класс.
К сожалению, в настоящее время, здоровыми, начинают обучение, всего лишь 20 - 25% детей. При оценке состояния здоровья детей принято учитывать основные факторы:
- уровень достигнутого физического и нервно – психического развития;
- уровень функционирования основных систем организма;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний;
-степень сопротивляемости организмом к неблагоприятным воздействиям (восприимчивость к разным заболеваниям, тяжесть и длительность их протекания);
- степень социального благополучия ребёнка, включая семью и школу.
В зависимости от совокупности этих показателей различают 5 групп детей:
1 группа – дети редко болеющие или не болеющие совсем. Имеющие соответствующие возрасту психическое и физическое развитие.
2 группа – дети, имеющие различные функциональные нарушения, находящиеся на грани здоровья и болезни ещё не перешедшей в хронический процесс, сказывающийся на успешность адаптации к школе и к обучению (30 – 35%).
3 группа – дети, страдающие различными хроническими заболеваниями (30 - 35%).
4 и 5 группа - дети, имеющие серьёзные, грубые нарушения в состоянии здоровья, несовместимые с обучением в массовой школе. Но существуют трудности своевременной диагностики некоторых заболеваний (особенно нервно – психических).
С практической точки зрения наиболее трудными, для учителя, дети 2 группы. Почему именно 2, а не 3? 2 группа – это группа риска! Маленькие нарушения условий их обучения и жизни, превышение нагрузок, несоответствие возрастным возможностям организма приводят к резкому ухудшению состояния их здоровья, к развитию хронических заболеваний и конечном счёте к выраженным трудностям обучения. Эти сведения должны быть отражены в «карте индивидуального развития ребёнка» где зафиксированы заключения всех специалистов и группа здоровья. Неосведомлённость учителя о состоянии здоровья является одной из основных причин столь частых педагогических ошибок, не позволяет правильно оценить трудности, возникающие при обучении, отсюда и неумение найти правильный индивидуальный подход к ученику.