Инна Иванова
Психокоррекционная программа «Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития» (часть 2)
▼ Скачать + Заказать документы
III. Основное содержание
Занятие №1 «Здравствуй»
Задачи: установление контакта, создание благоприятной атмосферы, развитие произвольного внимания. [/b]
Вводная часть
Психолог приветствует детей.
Упражнение-приветствие «Давайте поздороваемся и познакомимся»
Цель: снятие мышечного напряжения, переключение внимания.
Публикация «Психокоррекционная программа „Коррекция внимания у детей с задержкой психического развития“ (часть 2)» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2013
Материал и оборудование: аудиомагнитофон, аудиозаписи с мелодиями.
Ход игры: Дети по сигналу ведущего начинают хаотично двигаться по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути. Здороваться надо определенным образом: 1) Под музыку марша - здороваемся за руку; 2) Под музыку польки - здороваемся плечиками; 3) Под музыку вальса- здороваемся спинками. При этом каждый ребенок называет свое имя
Основная часть
Игровое упражнение «Утром рано мы проснулись»
Цель: развитие мелкой моторики, вызвать положительные эмоции,
Ход игры. Утром рано мы проснулись (потягиваются,
Солнышко! Солнышко! (фонарики вверху)
Выпиваю чашку чая (одна ладошка - блюдце, другая - чашка, подносим ко рту, как - будто пьём)
До донышка, до донышка (стучим кулачком по ладошке)
Ем на завтрак бутерброд (кладём одну ладошку на другую)
С маслицем, с маслицем (гладим одну ладошку другой)
Ну-ка вместе, ну-ка дружно:
-Здравствуйте!
- Здравствуйте!
Игра в имена
Цель: повторить имена детей, развивать запоминание.
Ход игры. Мы сейчас в одну игру поиграем с вами.
Ну а как в нее играть, вы поймете сами!
Всем Юлям, Соням, Катям нужно
Сейчас ногами топать дружно!
А Таи дружно крикнут «Ой!»
Кивнут все Саши головой.
Андреи, Наташи и Гали!
Тихонько у стульчиков встали!
Тихо сядут все сейчас,
Кто был назван тут у нас!
Игра «Ку-ку
Цель: Формировать внимание, учить ожидать появления предмета в одном и том же месте, понимать, что предмет, который спрятан, не исчезает, а лишь оказывается вне поля зрения.
Материал и оборудование: достаточно крупная или яркая игрушка, ширма.
Ход игры. Педагог сажает детей полукругом напротив ширмы, а сам садится за нее. Медленно из-за ширмы появляется игрушка (матрешка, новая кукла) и говорит: «Ку-ку». Педагог вместе с детьми радуется появлению игрушки, затем опускает ее за ширму. Игрушка показывается из-за ширмы 3-4 раза, обязательно в одном и том же месте, чтобы дети поняли, в каком месте надо ожидать ее появления.
Игра «Мишка спрятался»
Цель: Продолжать развивать зрительное внимание и запоминание, учить последовательно осматривать пространство, ориентируясь на определенные предметы.
Материал и оборудование: игрушка мишка.
Ход игры. Педагог показывает детям мишку и говорит, что он хочет поиграть в прятки, ему нужно помочь найти место, где спрятаться. Педагог ведет детей вдоль одной из стен комнаты, останавливается около отдельных предметов: «Вот шкаф, он большой, мишка наверх не залезет. Это полка, в ней много книг, мишке будет тесно». Наконец находится подходящее место обязательно открытое, расположенное на уровне роста ребенка. Педагог сажает туда игрушку, отводит детей в противоположный конец комнаты. Все вместе 10 раз хлопают в ладоши, и педагог спрашивает, кто может найти мишку (или предлагает это сделать одному из детей). Если ребенок затрудняется выполнить задание, он помогает вспомнить, куда они шли, чтобы спрятать мишку, просит снова пройти этот путь.
Заключительная часть
- Молодцы, ребята, вы сегодня так старались и так здорово играли! А вам понравилось играть?
- До скорой встречи! До свидания!
Занятие №2 «Дружные ребята»
Задачи: создание благоприятной атмосфер, развивать зрительное, слуховое внимание и запоминание.
Вводная часть
-Здравствуйте ребята! Какое у вас сегодня настроение?
Основная часть
Игра «Дружба начинается с улыбки»
Цель: снижение эмоционального напряжения, налаживание контакта.
Материал и оборудование: аудиомагнитфон, запись мелодии.
Ход игры. под песенку «От улыбки хмурый день.», дети улыбаются друг другу и приветствуют друг друга по имени.
Игра «Найди свое место»
Цель: учить ориентироваться в пространстве, создавать эмоциональное отношение к игре и игрушке, развивать зрительное внимание и запоминание.
Материал и оборудование: игрушки по числу детей (разные по пред-метному назначению или по величине, цвету, бубен или барабан.
Ход игры. Участники игры рассаживаются на стулья, стоящие посреди комнаты. Каждому ребенку педагог дает какую-либо игрушку (куклу, мишку, собачку, кошку, погремушку, птичку, лошадку и др.) и показы-вает, как играть с ней (например, куклу и мишку можно укачивать, с собачкой и кошкой выполнять имитационные звуки «мяу», «ав-ав», птичку покормить с ладошки и т. п.). По сигналу барабана дети должны положить игрушки на стулья и побегать по комнате под звуки барабана (бубна). Когда звучание прекратится, им надо быстро прибежать к своим стульям и сесть. Чтобы найти свое место, ребенок должен опознать свою игрушку. Педагог следит за правильным выполнением действий, при необходимости помогает детям.
Игра «Куда девался мяч» (кукольный театр).
Цель: формировать не только зрительное, но и слуховое внимание детей, следить за передвижением предмета в пространстве; учить понимать несложный сюжет, продолжать развивать эмоциональное отношение к игре с игрушками.
Материал и оборудование: игрушечная кошка, мяч, две корзинки.
Ход игры. Детей рассаживают полукругом у стола педагога. По обеим сторонам стола на пол ставят две корзины. Педагог достает мяч, кладет его на стол. Затем достает кошку, она как бы прыгает на стол снизу, смотрит на мяч, подбегает к нему и толкает его лапой, катя по столу. Нечаянно сталкивая мяч со стола в одну из корзин, останавливается, оглядывается, ищет мяч, просит детей помочь. Педагог предлагает кому-либо найти мяч.
Игра повторяется 2-3 раза. При этом не следует поочередно сталкивать мяч то в одну, то в другую корзину, а надо сначала два раза в одну, затем один раз в другую или наоборот, для того чтобы дети при поиске мяча не ориентировались на очередность, а внимательно следили за его перемещением по столу.
Заключительная часть
Игра «Что изменилось?»
Цель: запомнить пространственные отношения между предметами, увидеть разницу.
Материал и оборудование: игрушки разной величины.
Ход игры. Педагог предлагает детям внимательно посмотреть и рассмотреть игрушки, которые расставлены на столе. После этого дети выходят из группы и педагог меняет расположение игрушек. Приглашает детей обратно и обращает внимание детей на расположение игрушек. Дети отмечают пространственные отношения между предметами.
- Ребята, сегодня вы много играли и многое узнали? А что вам понравилось больше всего на нашем занятии?
- До свидания, ребята!
Занятие №3 «Веселый денек»
Задачи: установить дружеское отношение между детьми, развивать зрительное внимание, формировать устойчивость и объем внимания.
Вводная часть
- Здравствуйте, мои хорошие! Как вы себя чувствуете?
Игра «Ручеек»
Цель: психогимнастика, установление контакта, воспитывать положительные эмоции.
Материал и оборудование: аудиомагнитофон, запись с мелодией «шум воды».
Ход игры. Педагог предлагает детям лечь на ковер на спину и закрыть глаза,
расслабиться, вдохнуть поглубже воздуха и выдохнуть.
Основная часть
Игровое задание: «Чей это дом?»
Цель: развитие наблюдательности, зрительного внимания
Материал и оборудование: рисунок с изображением домов и людей.
Ход игры. Педагог предлагает детям рассмотреть картинки на которых изображены дома и люди разных профессий и просит детей «заселить» каждого в свой дом.
Упражнение «Слушай команду»
Цель: развитие активного внимания.
Материал и оборудование: музыкальное сопровождение.
Ход игры. Дети идут под музыку (Р. Газизов «Марш») в колонне друг за другом. Когда музыка прекращается, все останавливаются и слушают произнесенную шепотом команду педагога и тотчас же ее выполняют. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа хорошо слушает и точно выполняет задание.
Упражнение «Исключение лишнего»
Цель: развитие мышления и объема внимания
Материал и оборудование: карточка с заданием каждому ребенку
Ход игры. Педагог раздает каждому ребенку карточку с изображением четырех предметов. Задача ребенка исключить один предмет, который не классифицируется по общему признаку с другими предметами.
Игра «Кого испугался охотник?»
Цель: развитие объема и устойчивости внимания
Материал и оборудование: рисунок с изображением леса, зверей и охотника.
Ход игры. Ребенку предлагается рисунок с изображением охотника в лесу. Необходимо найти того, кого испугался охотник.
- «Посмотри внимательно на рисунок. На нем изображен бегущий по лесу охотник. Он кого-то испугался. Кого мог испугаться охотник в этом лесу? Покажи и объясни: – почему?».
Заключительная часть
- Молодцы, ребята! Скажите-ка мне, понравилось ли вам сегодня играть?
- Давайте прощаться! До свидания!