Папки-передвижки

Психогимнастика для дошкольников

Юлия Мамасуева
Психогимнастика для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Уважаемые коллеги! Мне хотелось бы представить вашему вниманию картотеку игр и упражнений по психогимнастике.

Психогимнастика является доступным методом в работе с детьми для воспитателей, психологов, родителей, так как в основе лежит игра. Игра для ребенка – это средство познания мира, способ уйти от проблем, возможность примерить на себя разные роли, освободиться от физического и эмоционального напряжения. Психогимнастическая игра создает особый мир, в котором дети всегда успешны и талантливы.

Публикация «Психогимнастика для дошкольников» размещена в разделах

Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей

3 – х лет.

Игра «Тише – тише!»

Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что два малыша собираются перейти дорогу, на которой, свернувшись, спит маленький котенок. Они идут очень осторожно на носочках, потом останавливаются и, приложив указательный палец к губам, друг другу показывают: тише! Движения должны быть выразительными, брови приподняты вверх, шея вытянута вперед.

Игра способствует успокоению и самоорганизации детей.

Игра «подойди ко мне!»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что девочка (мальчик) манит к себе малыша, который учится ходить самостоятельно. Выразительные движения. Присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

Игра с шарфиком

Цель: обучение приемам саморасслабления; развитие воображения.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что мама принесла медвежонку теплый шарфик, чтобы тот больше не мерз. Полусонный медвежонок, не открывая глаз, повязал шарфик на шею. Покрутил медвежонок головой в одну сторону, потом в другую. Хорошо. Тепло.

Игра «Спящий котенок»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: ребенок исполняет роль котенка, который ложится на коврик и засыпает, закрывает глазки. Котенок глубоко дышит, животик приподнимается и опускается.

Игра «Медвежата»

Цель: обучение приемам саморасслабления мышц.

Оборудование: уютное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: предложите детям представить, что медвежата остались одни у себя в берлоге. Вдруг подул холодный сильный ветер и пробился сквозь щелки в берлогу. Медвежата очень замерзли. Они сжались в маленькие клубочки. Ветер прекратился. Стало жарко. Медвежата развернулись. И снова подул ветер. Игру повторить 2 раза.

Игра позволяет ребенку выработать навык расслабления, чередование состояний напряжения и расслабления дает физическую и психологическую разгрузку.

Упражнение «Деревце»

Цель: развитие выразительности движений.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии, мягкое ковровое покрытие.

Инструкция: выполняется под музыкальное сопровождение.

Ветер дует нам в лицо

(машем ладошками в сторону лица)

Раскачалось деревцо

(раскачиваемся в разные стороны)

Ветерок все тише – тише

(пальчик приставить к губам)

Веточки все ниже – ниже

(руки плавно опускаются, дети ложатся на коврик).

Упражнение – пантомима «Ароматные цветы»

Цель: развитие выразительности движений и воображения

Оборудование: не требуется специального оборудования

Инструкция: предложите детям наклониться понюхать цветы. Дети вдыхают их запах (глубокий вдох и сильный выдох, наслаждаясь приятным ароматом цветов. Повторить несколько раз.

Упражнение – пантомима «Волшебные снежинки»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: под спокойную музыку дети снежинки кружатся в танце, словно их кружит легкий ветерок. Снежинки движутся по всей комнате. Музыка смолкает, ветер стихает, снежинки кружатся все медленнее и медленнее и постепенно опускаются на землю (дети ложатся на ковер и будто тают, как снежинки).

Игра «Солнышко»

Цель: развитие навыков саморасслабления и снятие напряжения.

Оборудование: не требуется

Инструкция: предложите детям представить, что солнышко спряталось за тучку, стало прохладно (предлагаем ребенку свернуться клубочком и задержать дыхание). А вот солнышко вышло из – за тучки и стало жарко, разморило на солнышке (предлагаем сделать выдох и расслабиться).

Упражнение «Я проснулся!»

Цель: развитие целостного позитивного образа своего тела.

Оборудование: не требуется

Инструкция: утро с ребенком начинайте со слов «Просыпаются ручки, просыпаются ножки». Таким образом разбудите все части тела. Когда ребенок окончательно проснется, он может включиться в процесс, показывая, как просыпаются ручки, приподнимая их. Когда он откроет глаза, проговорите: «Вот и глазки проснулись!»

Игру можно проводить в детском саду после дневного сна.

Игра «Котенок»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, выражать удовольствие, радость.

Оборудование: игрушечный котенок, мягкий и пушистый.

Инструкция: ребенок держит у себя на руках и поглаживает мягкого пушистого котенка, который ластится, мурлычет, прикрывая глазки. А потом представляет себя этим котенком и подставляет голову взрослому, чтобы тот его погладил, приласкал.

Упражнение – пантомима «Пингвин и ребята»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние, а также сопереживать, выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложить детям с помощью мимики и жестов изобразить, как грустит пингвин ; изобразить гусят и смелых ребят.

Один пингвин весь день грустил,

Один пингвин печальным был.

А почему грустил пингвин?

Да потому, что он один!

***

Пять гусят на ребяток шипят,

Пять гусят не пускают ребят.

Пять ребят не боятся гусят:

На гусят они тоже шипят!

Упражнение «Вот какой малыш!»

Цель: развитие способности понимать эмоциональное состояние и выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: ведущий (взрослый, педагог, психолог) читает текст стихотворения, а дети изображают мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.

Ох, как плачет малыш – что медведь рычит,

А смеется малыш – что ручей журчит.

А уж слезы текут – будто дождик льет…

Улыбается малыш – будто солнце взойдет.

Вот какой малыш.

(Е. Юдин)

Упражнение «Разные эмоции»

Цель: формировать умение распознавать и выражать эмоции.

Оборудование: набор картинок сказочных героев с ярко выраженными эмоциями

Инструкция: картинки нужно чередовать, например, Баба Яга – злая, затем Буратино – веселый. Таким образом, злая мимика перемешается с радостной. Вместе с ребенком (детьми) прокомментируйте эмоции, поговорите о героях. Можно попросить изобразить сказочных персонажей. После того как ребенок покажет мимику, похвалите его за то, что у него здорово получается изображать героев.

Можно предложить и другие варианты заданий: покажи, как ты радуешься; как ты грустишь; какой ты, когда злишься (или попросите изобразить злую собаку) и др. можно попросить ребенка нахмуриться, как осенняя тучка; улыбнуться, как солнышко; показать, как испугался заяц волка, как устал муравей, который тащил большую палочку. Такие упражнения помогают развивать азбуку эмоций и воображение.

Упражнение «Рисунок на спине»

Цель: концентрация внимания, сосредоточение внимания на тактильных ощущениях, обучение навыкам саморасслабления.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: нарисовать пальцем на спине ребенка одну из знакомых фигур (треугольник, круг, квадрат и т. д.). Попросите его сказать, какая фигура нарисована. Если он затрудняется, нарисуйте прямую (горизонтальную, вертикальную, наклонную) и попросите его изобразить ее на стене или на листе бумаги. Упражнение можно выполнять как сидя, так и лежа.

Упражнение вызывает у детей особый интерес. Если ребенок легко справляется с заданием, упражнение можно усложнить, рисуя на спмне цифры или буквы. Также можно проделать данное упражнение на правой, а потом на левой руке, рисуя на обеих сторонах кисти.

Упражнение – этюд «Собака лает, но не кусает»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: аудиозапись спокойной мелодии.

Инструкция: предложите детям представить, что ребенок прогуливается в парке с мамой. Вдруг им встречается большая собака, которая громко лает на мальчика (девочку) и пытается подобраться к его (ее) ногам. (Попросите изобразить с помощью мимики и пантомимы).

Упражнение «Лисенок боится»

Цель: формировать умение выражать свои эмоции и переживания.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в воду. Вода такая холодная, да и глубоко! Выразительные движения: поставить ногу вперед на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Упражнение «Зеркало»

Цель: формировать целостный положительный образ своего тела.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: дети участвуют в игре по очереди, по два человека (можно в паре со взрослым). Один ребенок смотрится в «зеркало» (другой ребенок, которое повторяет все его движения потом они меняются местами.

Эта игра очень полезна для неуверенных в себе детей, застенчивых. Она помогает ребенку открываться, почувствовать себя свободно и рискованно и увидеть себя со стороны.

Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей

4 – 6 лет.

Упражнение «Кукла»

Цель: обучение приемам саморасслабления.

Оборудование: тряпичная кукла.

Инструкция: покажите детям тряпичную куклу. Пусть каждый по очереди попробует подвигать ее руки и ноги. Поднимите руки куклы и опустите их. Пусть дети повторят. Предложите детям представить себя тряпичной куклой. Пусть они расслабляют руки, а вы поднимайте их и опускайте.

Упражнение «Бабочка»

Цель: развитие выразительности движений и волевой саморегуляции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что девочка «Маша» в солнечный день гуляла в саду и вдруг увидела красивую, яркую бабочку. Стала она к ней подкрадываться, все ближе и ближе, осторожно. Только протянула руки, чтобы прикрыть ее ладошками, как бабочка, встрепенувшись, улетела и села в другом месте. Шея вытянута вперед, пристальный взгляд, туловище слегка наклонено вперед; ступать на носочках, очень медленно и осторожно.

Упражнение «Смелый заяц»

Цель: развитие выразительности движений и самоорганизации.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложите детям представить, что заяц любил стоять на пеньке и громко петь песни и читать стихи. Он не боялся, что его может услышать волк. Выразительные движения. Поза. Положение стоя, одна нога чуть впереди другой, руки заложены за спину, подбородок поднят. Уверенный взгляд.

Игра «Дочки - матери»

Цель: формирование умения выражать эмоции и чувство любви.

Оборудование: маленькая игрушка – пупс, аудиозапись колыбельной мелодии.

Инструкция: игра сопровождается колыбельной мелодией. Предложите детям представить, что мама и папа укладывают спать своего любимого сыночка (дочку). Сначала мама берет на руки сыночка (дочку, нежно прижимая его (ее) к себе, а папа с доброй улыбкой смотрит на маму и ребенка и сам тихонько покачивается. Мама передает ребенка папе. Теперь папа трепетно держит малыша на руках, а мама смотрит на них ласково, с любовью. На лице улыбка, медленно покачиваются под музыку вправо – влево, руки сложены перед собой. Следить за выразительностью движений.

Игра «Солнечный зайчик»

Цель: формирование целостного положительного образа своего тела и умения выражать эмоции.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: веселый и добрый солнечный зайчик заглянул тебе в глаза. Закрой их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладь его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке (поглаживай аккуратно, нежно, чтобы не спугнуть его). Погладь голову, шею, животик, руки, ноги. Зайчик забрался к тебе за шиворот, погладь его там. Подружись с ним. Тебе весело и приятно с ним играть.

Упражнение «Маленькая птичка»

Цель: развитие воображения, способности сопереживать и выражать свои чувства.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: (обращаясь к ребенку) : Попробуй представить, что сейчас у тебя в руке маленькая птичка с раненым крылышком. Протяни осторожно руки ладонями вверх. Постарайся согреть птичку, прижми ее к себе, к своей груди; подыши на нее, ровно, спокойно и глубоко; подари ей доброту своего сердца и дыхания. Чуть позже раскрой ладони – ты увидишь, что птичка радостно взлетела. Улыбнись ей и не грусти: она еще обязательно прилетит к тебе. Помаши ей и пожелай доброго пути!

Комплекс игр и упражнений по психогимнастики для детей

6 – 7 лет.

Упражнение «Хомяк»

Цель: обучение элементам техники выразительных движений.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: ребенок изображает хомяка, который идет по лесу. Вот хомяк сытый (облизаться, надуть себе обе щеки, развести руки, а вот какой он голодный (втянуть щеки, пощелкать зубами, обнять себя). Идет и гоняет зерно из одной щеки в другую (поочередно надувать щеки в такт с руками). Влез в узкую норку и выплюнул зерно (бить кулачками по надутым щекам, с силой и шумом выдохнуть).

Упражнение «Качели»

Цель: обучение элементам техники выразительности движений.

Оборудование: не требуется.

Инструкция: предложить детям ноги слегка расставить, обе ступни касаются пола, вес тела перенесен на одну из ног. Переносить тяжесть тела с одной ноги на другую. Затем выдвинуть одну ногу вперед и перенести на нее всю тяжесть тела, покачиваться вперед – назад.

Дополнительно при выполнении данного упражнения можно сгибать и выпрямлять колени.

Упражнение «Насос и надувная кукла»

Цель: развитие расслабления и саморасслабления, снятие физического и психологического напряжения.

Оборудование: мягкое ковровое покрытие.

Инструкция: ребенок – надувная кукла, из которой выпущен воздух, лежит совершенно расслабленно на полу. Взрослый (педагог, психолог) или другой ребенок накачивают куклу воздухом с помощью насоса, ритмично наклоняясь вперед и произнося звук «с – с – с» на выдохе. Кукла постепенно наполняется воздухом, ее части тела распрямляются, выравниваются. Наконец кукла надута. Дальнейшее накачивание воздухом опасно – кукла сильно напряглась и любой момент может лопнуть. Время окончания надувания определяется по состоянию напряжения тела ребенка. После этого из нее вынимают насос, кукла постепенно «сдувается» и «опадает» (ребенок расслабляется).

Упражнение выполняется в парах со сменой ролей. Чередование расслабления и напряжения является своего рода массажем изнутри, оно ускоряет кровообращение.

Упражнение «Ковер - самолет»

Цель: обучение навыкам расслабления и ауторелаксации, развитие воображения.

Оборудование: комфортное помещение с мягким ковровым покрытием.

Инструкция: рекомендовано детям принять удобную позу, расслабиться, сделать несколько глубоких вдохов – выдохов. Ведущий (взрослый, педагог, психолог) : «Мы ложимся на волшебный ковер – самолет; плавно и медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивается, убаюкивая; ветерок нежно обдувает усталые тела, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, поля, реки и озера… Постепенно ковер – самолет начинает снижаться и приземляется в нашей комнате (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно садимся и аккуратно встаем».

Публикации по теме:

Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников»Фотоотчет «ОБЖ для дошкольников» Формирование у детей дошкольников основ безопасности и жизнедеятельности в условиях ДОУ является наиболее актуальной и значимой проблемой.

Игротека для старших дошкольников с ТНРИгротека для старших дошкольников с ТНР Ни для кого не секрет, что у старших дошкольников с ТНР недостаточно развит словарный запас. Активный и пассивный словарь дошкольника необходимо.

Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст)Конспект НОД «Золотое правило». Психогимнастика (старший дошкольный возраст) Продолжение проекта "Всегда иди дорогою добра!" В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая.

Лэпбук «Весна» для дошкольниковЛэпбук «Весна» для дошкольников Автор: Назарова Татьяна Александровна. ДОУ «Аленький цветочек» г. Куйбышева Вот и пришла долгожданная весна! И специально к ее приходу.

Патриотическое воспитание дошкольников.Патриотическое воспитание дошкольников. .

Презентация «Пасха» для дошкольников» Презентация «Пасха» для дошкольников» Слайд 1 Цель: познакомить детей с таинством Пасхи. Прививать чувство уважения к народным традициям.

Психогимнастика для детей 4–5 лет «Помощники машины» Психогимнастика для детей 4-5 лет «Помощники - машины» Педагог-психолог МБДОУ детский сад № 61 Войнова Н. Г. Цель: развитие и коррекция.

Психогимнастика для детей 6–7 лет .

Патриотическое воспитание дошкольников Патриотическое воспитание детей было и остается одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Это - сложный педагогический.

Стихи про птиц для дошкольников Цель:Расширение и обогащение знаний о птицах,прививать любовь к птицам. Задачи:Закреплять знания детей о перелетных птицах, воспитывать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психогимнастика для дошкольников
Опубликовано: 5 декабря 2020 в 13:02
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психогимнастика для дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Мамасуева (УИ 399951) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД