Складчикова Татьяна
Психогимнастические упражнения часть 3
Тема 14. Новогодний Праздник. Зимние забавы.
Этюд «Спать хочется»
Мальчик попросил родителей, чтобы ему разрешили вместе со взрослыми встретить Новый год. Ему разрешили, но, чем ближе к ночи, тем больше ему хочется спать. Он долго борется со сном, но в конце концов засыпает.
Выразительные движения. Зевота, верхние веки опущены, брови приподняты, голова клонится вниз, руки опущены.
Этюд «Снегурочка»
Ведущий рассказывает сказку «Снегурочка».
Затем дети изображают удивление и радость старика со старухой, когда они увидели живую Снегурочку.
Выразительные движения.
Публикация «Психогимнастические упражнения часть 3» размещена в разделах
1. Удивление: раскрыть рот, приподнять брови.
2. Радость: широко улыбнуться.
Упражнение «Игра в снежки»
Зима. Дети в саду играют в снежки.
Выразительные движения. Нагнуться, схватить двумя руками снег, распрямиться и бросить снежок резким коротким движением, широко раскрывая пальцы.
Тема 15. Дом. Семья.
Упражнение «Любящие родители»
Мама - медведица и папа - медведь укачивают своего любимого сыночка. Сначала мама - медведица качает медвежонка, нежно прижимая его к себе, а папа - медведь с доброй улыбкой смотрит на маму и сына и сам тоже тихонько покачивается. Мама - медведица передает медвежонка медведю. Теперь папа - медведь качает малыша, а мама - медведица глядит на обоих ласково, с любовью.
Выразительные движения. Сложить перед собой руки, обхватывая пальцами локоть другой руки, мерно покачиваться под музыку вправо-влево, на лице улыбка.
Этюд «Сердитый дедушка»
К дедушке в деревню приехал Петя и сразу же пошел гулять. Дедушка рассердился, что Петя ушел за калитку. А если из леса придет волк, что будет с Петей?
Мимика. Нахмуренные брови.
Этюд «Стыдно»
Мальчик Коля случайно сломал переключатель у телевизора. Он испугался, что мама его накажет. Коля сказал, что переключатель крутил его маленький брат. Брата наказали. Старшему брату стало очень стыдно.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед, брови подняты и сдвинуты, углы рта опущены.
Этюд «Разные настроения»
Ведущий читает стихотворение Еф. Юдина «Вот какой малыш», а ребенок изображает мимикой различные эмоциональные состояния, описанные в тексте.
«Ох, как плачет малыш –
Что медведь рычит.
А смеется малыш –
Что ручей журчит.
А уж слезы текут –
Будто дождик льет.
Улыбается малыш
Будто солнце взойдет.
Вот какой малыш –
Сын мой».
Упражнение «Провинившийся»
Мальчик разбил вазу, и мама его ругает. Он чувствует свою вину.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты; ноги прямые, пятки сдвинуты; руки висят вдоль тела.
Мимика. Брови идут вверх и сдвигаются, уголки губ опущены.
Упражнение «Эгоист»
Мама принесла к чаю три пирожных. Мальчик взял себе одно пирожное и показал пальцем на два других: «А эти я съем вечером». Мама подумала: «Мой сын эгоист».
Этюд «Момент отчаяния»
Ребенок приехал с родителями в чужой город. На вокзале он отстал от них. Мальчик вышел на привокзальную площадь. Он в смятении, не знает, куда идти.
Выразительные движения. Голова наклонена вперед и втянута в плечи, плечи приподняты, брови идут вверх и сдвигаются, губы раскрыты так, что виден верхний ряд зубов, одна рука с силой сжимает другую.
Упражнение «Любящий сын»
Мальчик потихоньку входит в комнату с подарком, спрятанным за спиной. Он идет на носочках и улыбается. Мама не знает, что мальчик в комнате и сейчас сделает ей подарок.
Этюд «Негаданная радость»
В комнату вошла мама, с улыбкой посмотрела на своих мальчиков и сказала:
- Заканчивайте, ребята, свою игру. Через час мы идем в цирк!
Мама подняла руку и показала билеты. Мальчики сначала замерли, а потом пустились плясать вокруг мамы.
Выразительные движения.
1. Закусить нижнюю губу, поднять брови, улыбаться.
2. Смех, потирают руки одну о другую, причем одна рука может быть сжата в кулак. Можно хлопать в ладоши, прыгать, пританцовывать.
Упражнение «Дружная семья»
Дети сидят на стульях, расставленных по кругу. Каждый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, другой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует, кто-то шьет или вяжет и т. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работают.
Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а вполне реальные.
Тема 16. Мебель.
Пластический этюд «Новоселье»
Представьте, что вы купили мебель в новую квартиру. Покажите, как мы несем тяжелый шкаф, перетаскиваем диван, переносим легкие стулья, расставляем книги на полки, аккуратно ставим посуду в сервант.
Передайте позой внешний вид дивана, стула и кровати. Представьте себе, что один из вас - сиденье, а другой - спинка. (Диван и кровать можно изобразить с помощью трех детей, а стул - двух детей.)
Действия с воображаемыми предметами
Изобразите, как столяр делает мебель: строгает рубанком доски, сверлит дырки, скручивает их шурупами.
Покажите, как вы делаете уборку, а я догадаюсь, что вы делаете. (Дети выколачивают диван, протирают пыль.)
Образные перевоплощения
Изобразите стол, уставленный вкусной едой; сломанный табурет; шкаф, наполненный одеждой; диван, по которому прыгают дети; сервант с новой посудой. О чем могли бы говорить эти предметы между собой? Что они могли бы сказать вам?
Упражнение «Мебель»
На каждое название предмета мебели дети загибают по одному пальчику. К концу стихотворения должны быть загнуты все десять пальцев.
«В нашей комнате - столовой
Есть отличный стол дубовый,
Стулья - спинки все резные, ножки гнутые, витые.
И ореховый буфет
Для варенья и конфет.
В комнате для взрослых - спальне
Есть для платьев шкаф зеркальный,
Две широкие кровати с одеялами на вате
И березовый комод,
Мама там белье берет.
А в гостиной кресло есть, телевизор смотрят здесь.
Есть диван и стол журнальный,
В стенке - центр музыкальный».
(Н. Нищева)
Упражнение «Много мебели в квартире»
«Раз, два, три, четыре, (Хлопают в ладоши.)
Много мебели в квартире. (Прыгают на месте.)
В шкаф повесим мы рубашку. (Делают повороты туловищем вправо, влево.)
А в буфет поставим чашку. (Поднимают руки вверх и потягиваются.)
Чтобы ножки отдохнули,
Посидим чуть-чуть на стуле. (Трясут каждой ногой.)
А когда мы крепко спали (Приседают на корточки.)
На кровати мы лежали. (Кладут руки под щеку.)
А потом мы с котом
Посидели за столом, (Хлопают в ладоши.)
Чай с вареньем дружно пили.
Много мебели в квартире». (Прыгают на месте.)
(Интернет ресурс. www.vospitateljam.ru)
Тема 17. Бытовая техника.
Упражнение «Вот он какой!»
Ребенок должен без слов рассказать о размерах и форме хорошо известных ему предметов. Он воспроизводит отчетливые жесты, которые характеризуют предмет: маленький, большой, заостренный, крупный, круглый, четырехугольный, мелкий, длинный, короткий.
Упражнение «Пылесос и пылинки»
Пылинки весело танцуют в луче солнца. Заработал пылесос. Пылинки закружились вокруг себя и, кружась, все медленнее и медленнее, оседают на пол. Пылесос собирает пылинки; кого он коснется, тот встает и уходит.
Когда ребенок - пылинка садится на пол, спина и плечи у него расслабляются и сгибаются вперед - вниз, руки опускаются, голова наклоняется, он весь как бы обмякает.
Тема 18. Посуда.
Этюд «Посуда»
Выражение эмоционального и психофизического состояния :
Выразите мимикой огорчение - разбили чашку; радость - купили новую посуду; неудовольствие - грязная посуда. Покажите, как мы моем посуду; наливаем воду в кувшин с узким горлышком; несем чашку, наполненную водой; поднимаем горячую сковороду; черпаем суп поварешкой.
Образные перевоплощения
Изобразите кипящий самовар; кастрюлю, наполненную водой; ведро с крышкой; разбившуюся чашку; чайник с заваренным чаем.
Пластический этюд с использованием стихотворения
Послушайте стихотворение и изобразите чайник.
«Я чайник - ворчун,
Хлопотун, сумасброд,
Я всем напоказ выставляю живот,
Я чай кипячу, клокочу и кричу:
- Эй, люди, я с вами «чай пить» хочу».
(Н. Нищева)
Тема 19. Продукты питания.
Этюд «Вкусные конфеты»
У девочки в руках воображаемый кулек (коробка) с конфетами. Она протягивает его по очереди детям. Они берут по одной конфете и благодарят девочку, потом разворачивают бумажки и берут конфеты в рот. По ребячьим лицам видно, что угощение вкусное.
Мимика. Жевательные движения, улыбка.
Этюд «Хорошее настроение»
Мама послала сына в булочную: «Купи печенье и конфеты, - сказала она. Мы выпьем с тобой чай и пойдем в зоологический сад». Мальчик взял у мамы деньги, сумку и вприпрыжку побежал в магазин. У него было очень хорошее настроение.
Выразительные движения. Походка: быстрый шаг, иногда переходящий на поскоки.
Мимика. Улыбка.
Этюд «Соленый чай»
Бабушка потеряла очки, и поэтому она не заметила, что насыпала в сахарницу вместо сахарного песку мелкую соль.
Внук захотел пить. Он налил себе в чашку горячего чая и, не глядя, положил в него две ложечки сахарного песку, помешал и сделал первый глоток. До чего же противно стало у него во рту!
Тема 20. Праздник 23 февраля. Мужские профессии.
Упражнение «Часовой»
Ребенок изображает пограничника. Ведущий читает стихотворение:
«Стоит он в дозоре,
И зорок, и смел,
Чтоб мир потревожить
Никто не посмел».
(С. Погореловский)
Выразительные движения. Голова держится прямо и немного откинута назад, взгляд устремлен вперед, ноги слегка расставлены, руки как бы держат воображаемый автомат.
Упражнение «Я – грозный боец»
Мальчик чувствует себя сильным и храбрым. Он марширует по залу, воображая себя грозным бойцом:
«Вот пегий мой конь,
Вот сабля моя,
И открыть я огонь
Могу из ружья.
Я – грозный боец
И очень силен.
И, как взрослый храбрец,
В боях закален».
(Н. Карпов)
Этюд «Битва»
Один ребенок изображает Ивана - царевича, который сражается с трехглавым змеем - Горынычем и побеждает его. Рад и горд своей победой Иван - царевич.
Выразительные движения.
1. У исполнителя роли змея - Горыныча голова и кисти рук – это головы змея-Горыныча. Они качаются, делают выпады в сторону Ивана - царевича, никнут по очереди (срубленные, поднимаются (вырастают новые). Иван - царевич с видимым усилием размахивает воображаемым мечом.
2. Поза и мимика победителя. Плечи развернуты, ноги слегка расставлены, голова откинута, брови приподняты, губы тронуты улыбкой.
Игра «Разведчики»
1-й вариант. В комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой стороны, а другой ребенок (командир, запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети. Разведчик прокладывает новый путь, а командир ведет по этому пути весь отряд и т. д.
2-й вариант. Начало игры такое же, как в первом варианте, но командир должен начать вести отряд оттуда, куда пришел разведчик и привести туда, откуда вышел разведчик.
Игра «Расставить посты!»
Дети маршируют под музыку (Ф. Шуберт «Марш») друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладоши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т. д.).
Упражнение «Капитан»
Ребенок представляет себя капитаном. Капитан стоит на мостике корабля и смотрит вперед. Вокруг темное небо, высокие крутые волны, свистит ветер. Но не боится капитан бури. Он чувствует себя сильным, смелым, уверенным. Он доведет свой корабль до порта назначения.
Выразительные движения. Спина прямая, ноги расставлены, взгляд устремлен вперед, иногда подносить к глазам воображаемый бинокль.