надежда докучаева
ППРС в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Здравствуйте, меня зовут Надежда Александровна, я воспитатель старшей группы Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детского сада №1 «Теремок». Сегодня я расскажу и покажу, как организована развивающая среда для детей старшей группы.
Первое куда попадают дети и их родители в детском саду, является приемная.
Публикация «ППРС в старшей группе» размещена в разделах
Перед современной системой образования стоит задача приобщения новых поколений к исторической памяти народа, а значит и сохранение ее в наших детях. Наше прошлое это фундамент стабильной, полнокровной жизни в настоящем и залог развития в будущем. Мы обращаемся к народной педагогике не только потому, что это кладезь мудрости, запасник педагогической мысли и нравственного здоровья, но и потому что это наши истоки и поэтому нашу приемную мы оформили в русском народном стиле. На первом стенде расположена «Визитная карточка группы», на котором расположена вся необходимая информация о воспитателях группы, девиз группы, общая фотография, список детей «Мальчики и девочки».
Современный родитель – это человек активный, находящийся в постоянном поиске новой информации, но обладающий огромным дефицитом времени. Все чаще мы слышим от родителей, что у них нет времени задержаться в наших приемных, чтобы ознакомиться с информацией на стендах, что не хватает времени для поиска материалов для дополнительных занятий с детьми.
Мир динамичен, постоянно изменяется. И уже трудно себе представить нашу жизнь без использования современных средств коммуникации…
В QR -коды мы занесли следующую информацию:
• Контактные данные. Это визитки, содержащие код. Можно просканировать код и сохранить контактную информацию в адресной книге телефона или компьютера.
• Адрес электронной почты. QR-код может содержит адрес электронной почты и имя адресата.
• Телефонные номера. При сканировании QR-кода с внедренным телефонным номером можно сразу же сделать звонок.
Закодированную информацию мы размещаем на сайте, в презентации, в печатном документе, на информационных стендах, в групповом пространстве.
Всю необходимую информацию родители получают из материалов стендов и папок – передвижек, что происходит в детском саду видно из фотовыставок, тематических выставок, выставок рисунков и поделок.
В рамках реализации парциальной программы «Самоцветы» индивидуальные шкафчики наших воспитанников промаркированы картинками с уральскими самоцветами и минералами. Также внутри шкафчиков расположены индивидуальные кармашки, куда наши воспитанники в течение дня собирают камни и самоцветы, получая их за активное участие на занятиях, помощь воспитателям, за помощь товарищам, так в конце недели ведется подсчет камней, и за большее количество дети получают «Сюрприз».
Сегодня большое внимание уделяется формированию в группе образовательного пространства стимулирующую детскую инициативу и самостоятельность, творчество, свободу выбора, двигательную и познавательную активность детского сотрудничества взрослого и ребенка.
Одним из главных условий в организации пространства группы является оснащение современным новой функциональной мебелью. Групповая мебель с максимально открытыми нишами, которые находятся на уровне роста ребенка. Для хранения игрового оборудования имеется прозрачный контейнер.
Чтобы осуществлять баланс между стабильностью и динамичностью предметной пространственной среды мы стали внедрять функциональные маркеры для детских игр, это универсальная ширма, мягкие модули, кресла, пуфы, которые служат как местом для релаксации, так и объектом игрового взаимодействия детей.
Для психологического комфорта группа оборудована уголками для уединения в виде ширмы трансформера, мягкими модулями, закрытым шторами уголка, в котором дети могут спрятаться от внешнего мира. Воспитанники могут самостоятельно перемещать данные атрибуты в пространстве группы, взаимозаменять их в соответствии со своими игровыми замыслами. Эти конструкции легко трансформируются, переносятся и обрабатываются.
Следующее, очень важное условие, которое мы стараемся соблюсти, индивидуализация среды, которая заключается в том, что пространство группы должно быть представлено возможностью воспитанникам демонстрировать свою индивидуальность и творчество. Так в оформлении группового помещения появились различные уголки и стенды, такие как кармашки с секретиками, в которые дети могут в течение дня положить свои любимые игрушки, спрятать свои интересные рисунки и загадочные секреты от друзей и родителей.
У нас в группе есть свой семейный групповой альбом, когда дети пришли к нам малышами они приносили фотографии своей семьи и время ожидания родителей становилось гораздо короче. А сейчас в старшей группе они с удовольствием рассказывают о своих братьях, сестрах, бабушках, дедушках и конечно же о любимых родителях.
В нашей группе определены центры по интересам и видам активности детей, среди них есть такой центр «Почитай-ка», в котором представлена разнообразная художественная литература, литература энциклопедического характера, в этом же центре мы знакомимся с писателями, поэтами и художниками иллюстраторами книг художественных и энциклопедических. А в данный момент в центре расположена выставка книжек-малышек «Фрукты и овощи».
Следующий центр «Мозаика» объединяет в себе два направления художественное творчество и театрализация. В центре размещен материал для рисования, лепки, аппликации, также размещены предметы декоративно-прикладного искусства, трафареты, шаблоны, мини скульптуры, книги с технологическими картами, помогающие ребенку самостоятельно научиться лепить и рисовать. Дети с большим интересом и удовольствием проводят здесь свободное время. Свою индивидуальность воспитанники выражают в творческих работах и у них всегда есть возможность здесь и сейчас, продемонстрировать свои шедевры на выставке творческих работ.
Индивидуальное самовыражение означает, что каждый ребенок может выбирать тему и средства выражения и выполнять работу в собственной манере. Здесь же ребенок может и обыграть свой рисунок при помощи театральных героев, а помогут ему в этом разнообразные виды кукольного театра. В театральном центре детям предложены различные виды театра: пальчиковый, настольный, театр кукол «Би-ба-бо», театр на палочках, маски и шапочки сказочных персонажей для обыгрывания игр драматизаций. Дети большие артисты, поэтому с удовольствием участвуют в постановках. Театрализованная деятельность помогает ребенку преодолеть робость, застенчивость и неуверенность в себе.
В центре музыки представлены различные музыкальные инструменты: металлофон, треугольник, саксофон, гармошка, балалайка, различные шумовые инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. Разнообразие музыкальных инструментов позволяет детям самостоятельно играть, экспериментировать, развивая творчество и фантазию. Музыкальные игрушки предназначаются для создания игровой ситуации, при которой дети фантазируют, представляют себя музыкантами. Сердце музыкального центра – это народные музыкальные инструменты.
Благодаря нашему центру безопасности ребята изучают правила поведения, правила дорожного движения, прививаются навыки безопасного поведения на дороге, а также учатся обыгрывать ситуации на дороге при помощи макета.
Далее патриотический центр. Здесь дети знакомятся с символами нашей страны, флаг, герб, президент РФ. Также здесь дети могут познакомиться с народами Урала. Рассмотреть альбомы с достопримечательностями нашего села.
Центр «Хочу все знать» объединяет в себе два направления познавательную и исследовательскую деятельность. В центре имеются муляжи овощей и фруктов, дикие и домашние животные, инвентарь по уходу за комнатными растениями, различные коллекции ткани, семена, камни, ракушки. Также здесь представлены различные дидактические игры по экологическому воспитанию, наглядный демонстрационный материал, познавательная литература. Задача центра природы является воспитание любви и бережного отношения к природе. Обобщать результаты своих наблюдений за природным миром дети учатся при работе с календарем природы. Центр экспериментирования оборудован для проведения элементарных опытов и экспериментов. Экспериментирование стимулирует интеллектуальную активность и любознательность ребенка.
Для реализации образовательной области познавательное развитие в группе организован учебный центр. В учебном центре у каждого воспитанника есть свое рабочее место. Это его парта. В нишах парт у каждого воспитанника хранится весь необходимый материал для занятий, это пенал с цветными карандашами, ножницы, клей, пластилин, краски, математические пеналы, счетные палочки. Все это приучает детей к самостоятельности, следить за порядком своего рабочего места. Также в этом центре расположено множество игр, способствующих формированию элементарных математических представлений.
Центр сенсорного развития — это тихий центр, где игр не перечесть, есть конструкторы, шнуровки для ума и для сноровки. Дидактические игры – это неотъемлемая часть образовательного процесса. В центре дидактических игр дети находят себе игры по интересам и с удовольствием проводят время. Они выкладывают из мозаики интересные узоры, складывают пазлы, играют в настоль-печатные игры. Важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления, а также развивает речь ребенка.
Центр развития речи содержит множество игр для обогащения словарного запаса ребенка.
Спортивный центр направлен на создание условий для повышения двигательной активности детей и коррекции двигательных нарушений; развитие физических качеств, формирование двигательных умений и навыков, воспитание потребности в самостоятельных занятиях физическими упражнениями. Оборудование спортивного центра: атрибуты для организации подвижных игр и проведения утренней гимнастики,
Маски - их можно использовать и для повседневных ролевых игр, и для праздничных спектаклей, ленты - используются для ОРУ, флажки – используются для ОРУ, на праздниках и развлечениях, в играх; платочки – используются для занятия ОРУ, для подвижных игр, для выполнения танцевальных упражнений, дыхательной гимнастики. Оборудование, предназначенное для физкультурно-оздоровительной и лечебно-профилактической работы с детьми: массажные дорожки, гимнастические палки, мешочки с песком, обручи, массажеры, мячики-ежики. Дидактический материал по физической культуре: картотека подвижных игр, иллюстративный материал для ознакомления детей с зимними видами спорта, иллюстративный материал для ознакомления детей с летними видами спорта, тематический альбом «Виды спорта», иллюстративный альбом «Азбука здоровья», «Правильное питание», альбом дыхательной, артикуляционной, пальчиковой гимнастики. Центр двигательной активности помогает дальнейшему расширению двигательного опыта детей, обогащение его более новыми сложными движениями.
В центре сюжетно-ролевых игр созданы условия для творческой деятельности детей и формирования игровых умений. В сюжетно-ролевых играх дети воспроизводят действия взрослых. Центры оснащены модулями «Семья», «Магазин», «Строители», «Больница», «Парикмахерская». Имеются все необходимые материалы и атрибуты для обыгрывания любимых игр.
Центр конструирования способствует развитию конструкторских способностей и развитию творчества. Развернуть строительство из конструктора можно на коврике, либо на столе. Дети, особенно мальчики всегда с удовольствием занимаются постройками и обыгрывают их. В центре конструирования представлены разнообразные конструкторы, особый интерес вызывает легоконструктор. Конструкторы можно переносить в любое желаемое пространство. Центр конструирования содержит достаточное количество строительного материала разных размеров. Игрушки для обыгрывания построек.
В группе есть центр дежурства. Дежурства имеют большое значение в воспитании детей. Дежурства воспитывают у ребенка организованность, самостоятельность, аккуратность, благодаря чему дети становятся более уверенными в своих действиях.
С целью реализации задач цифровая образовательная среда с 2020 года группы старшего дошкольного возраста стали оснащаться телевизорами, это позволяет нам педагогам активно использовать в образовательном процессе информационные и электронные образовательные ресурсы.
Созданная на сегодняшний день в группе развивающая предметно-пространственная среда позволила в рамках обновления содержания дошкольного образования расширить границы образовательного пространства и обеспечить построение доброжелательного и развивающего образования, ориентированного прежде всего на ребенка, но было бы неправильно думать, что можно создать идеальную развивающую среду. Это открытая живая система постоянно изменяющаяся, поэтому поиск новых подходов к развивающей предметно-пространственной среде продолжается. Главным критерием при этом остается безопасность ребенка и возможность для разностороннего развития личности воспитанников с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.