Таранина Анна Александровна
Проект «Неделя психологии»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель недели психологии : вовлечение всех участников образовательного процесса в совместную деятельность, создание условий для формирования положительной установки, благоприятного психологического и эмоционального благополучия в ДОУ, формирование интереса к психологии.
Задачи недели психологии :
создать благоприятный микроклимат в ДОУ и группах;
раскрыть возможности психологической службы ДОУ и новые формы работы с детьми и взрослыми;
Темочки:
формировать интерес взрослых к миру ребёнка, стремление помогать ему в индивидуально-личностном развитии;
повысить психологическую компетентность педагогов и родителей ДОУ.
Участники: дети, родители, воспитатели ДОУ.
Предварительная работа:
• оформление стендов, информационных бюллетеней по проблемам развития детей;
• разработка конспектов занятий с детьми,
• разработка положений к различным конкурсам для родителей всех возрастных групп, ознакомить с ними родителей и раздать им положения за несколько дней до «Недели психологии».
Мероприятия недели. При проведении необходимо учитывать «двуслойность» проведения мероприятий (фигура и фон). Фигурами являются центральные мероприятия дня: 1 день – Радуга эмоций и настроения, 2 день – Узнай больше, 3 день – День дружбы, 4 день – День семьи, 5 день – Детский сад – это МЫ.
Фоном являются развешиваемые по детскому саду психологические газеты («влияние слов и мыслей на человека»; «влияние настроения на здоровье», «влияние цвета на человека» и т. п., стенды недели («Я благодарю за.», «позитивные слова», цитаты (о смысле жизни, воспитании, настроении и т. п.).
Структура Недели психологии
День 1: «Радуга эмоций и настроения»
- Акция для родителей «Цвет дня»;
- Акция для педагогов «Аптечка для души»;
- Путешествие на острова чувств и эмоций с детьми подготовительных групп.
День 2: «Узнай больше»
- Викторина для детей средних и старших групп «Мой любимый детский сад»;
- Семинар-практикум для педагогов на тему «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей»;
- социологический опрос родителей «Детский сад для наших детей».
День 3: «День дружбы»
- развивающее занятие для детей старших групп «Я хочу с тобой дружить»;
- Психологическая игра для сотрудников детского сада «Тайный друг»;
- Родительское собрание в старшей группе «Волшебный мир звуков» (совместно с музыкальным руководителем).
День 4: «День семьи»
- Представление эмоциональных портретов групп;
- Конкурс стенгазет, альбомов среди родителей детей 1 и 2 младших групп «Познакомьтесь – это Я»;
- Конкурс стенгазет среди родителей средних – подготовительных групп.
День 5: «Детский сад – это МЫ»
- Конкурс среди воспитателей групп «Лучший психологический уголок в группе»;
- Забор психологической разгрузки;
- Подведение итогов за неделю.
Ход недели
Понедельник (первый день)
«Радуга эмоций и настроения»
Первый день Недели психологии был посвящён эмоциям и чувствам. Начался он с акции «Цвет дня».
Цель акции: изучение настроения детей и взрослых в детском саду. Родителям и педагогам, а также детям предлагалось выразить свое настроение при помощи цветных кружочков. В каждой группе стояли цветные коробочки с надписью: «Подойди скорей сюда и возьми кружочек, цвет настроения свой брось в этот коробочек». На следующий день были вывешены результаты акции с информацией о психологической характеристике каждого цвета.
Для педагогов была организована акция «Аптечка для души».
Цель акции: создание положительного эмоционального фона в детском саду. Для этого был создан лифлет-холдер в виде домика с окошками-«кармашками», для пополнения которых были изготовлены листовки с позитивными высказываниями, установками, поговорками, пословицами, крылатыми фразами. Ведь известно, что доброе слово лучше всякого лекарства.
Дети подготовительных групп путешествовали на острова чувств и эмоций.
Цель мероприятия: развитие эмоциональной сферы детей, развитие художественного творчества.
Необходимые материалы: карта воображаемого путешествия, письмо для детей, пиктограммы с изображением различных эмоциональных состояний, портреты людей с изображением различных эмоций, магнитофон, музыкальные записи, картон, пластилин.
Дети перемещаются на остров чувств и эмоций с помощью воображаемого воздушного шара.
Дыхательное упражнение «Надуем воздушный шар» ( силой выдохнуть: пых-пых, по-по-по и т. п.)
Прослушивание музыки. Попав на остров, дети слушают музыкальную композицию, соответствующее эмоциональному состоянию жителей, по музыке отгадывают какое у них эмоциональное состояние. Далее дети слушают сказочные истории про жителей, изображают мимикой, пантомимикой эмоции. Также, детям предлагается определить, какого цвета настроение у жителей.
Беседа. Дети рассказывают ситуации, в которых они испытывают подобные эмоции, например: «Я злюсь, когда.», «Я радуюсь, когда.», «Когда я боюсь, я. (плачу, прячусь)» и т. п.
На островах дети встречаются с эмоциями радости, страха, злости, удивления, печали.
Игра «Найди нужный конверт» (дети выборочно берут портреты людей с выражением разных эмоций и находят конверты соответствующей пиктограммой и вкладывают портрет в конверт).
Беседа. С детьми обсуждается, какие эмоции способствуют дружбе, какие мешают.
Рисунок своей эмоции. Дети рисуют свою эмоцию.
Вторник (день второй)
«Узнай больше»
Второй день прошёл под названием «Узнай больше». Для детей средних и старших групп была проведена викторина «Мой любимый детский сад».
Цель викторины: развитие внимания, памяти, речи, отработка быстроты реакции; развитие коммуникативных умений (слушать и слышать, воспринимать и понимать (перерабатывать) информацию, говорить самому; сплочение детского коллектива; поднятие общего эмоционального тонуса; развитие представлений об окружающем мире (о детском саде).
Для педагогов был проведён семинар-практикум на тему «Эмоциональное состояние взрослого как опосредующий фактор эмоционального состояния детей».
Цель семинара-практикума: профилактика эмоционального неблагополучия педагогов.
На семинаре педагоги узнали, каким образом эмоциональное состояние взрослого, его эмоционально-личностные характеристики влияют на психосоматическое состояние ребёнка, познакомились с различными способами саморегуляции своего эмоционального состояния.
Родители в этот день участвовали в социологическом опросе «Детский сад для наших детей», итоги которого были представлены в каждой группе в последний день недели.
Цель опроса: узнать мнение родителей о том, каким они хотят видеть детский сад.
Среда (день третий)
«День дружбы»
В этот день было проведено развивающее занятие для детей двух старших групп «Я хочу с тобой дружить».
Цель занятия: проявление привязанности, дружелюбия друг к другу, объединение детей, накопление позитивного эмоционального опыта, сплочение коллектива.
Инвентарь: клубок ниток.
Содержание: Взрослый говорит: «Сядьте, пожалуйста, в один большой круг. Сейчас я научу вас одной интересной игре с клубочком. Когда он попадет к вам, вы обматываете нитку вокруг пальца. Далее у каждого из вас есть возможность сообщить нам свое имя и рассказать что-нибудь о себе. Может быть кто-то из вас захочет рассказать о своей любимой игрушке или о том, что у него лучше всего получается, или о своем друге, или о тот, чем любит заниматься в свое свободное время. Рассказать о себе вы передаете клубок кому захотите. Но есть одно правило, передавая клубок, нужно сказать волшебные слова:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!»
Ведущий начинает игру:
«В руки я клубок возьму,
Пальчик обмотаю.
А кому его отдам –
Мы сейчас узнаем…»
Передает клубок ребенку со словами:
«Буду так я говорить:
- Я хочу с тобой дружить!».
Далее ребенок проделывает то же самое с клубком, что и ведущий. Игра продолжается до тех пор. Пока клубок не вернется к ведущему.
Потом предлагается детям закрыть глаза и легонько натянуть ниточки, чтобы почувствовать друг друга.
«Чувствуете, как тесно мы связаны? Это потому, что мы все дружим между собой! Как это здорово, не так ли?»
Рефлексия. Подведение итогов.
Как вы чувствуете себя сейчас?
Трудно ли было рассказывать о себе?
Чьи рассказы заинтересовали больше всего?
Совместно с музыкальным руководителем мы провели для родителей старшей группы собрание на тему «Волшебный мир звуков».
Цель мероприятия: показать родителям, каким образом музыка оказывает влияние на восприятие, эмоциональное состояние и развитие ребёнка.
Для педагогов была проведена психологическая игра «Тайный друг». Цель: игра способствует психологической разгрузке, повышению общего позитивного эмоционального тонуса, развитию толерантности, доброты и взаимоподдержки.
Сотрудникам необходимо было написать и отправить по 5 писем с пожеланиями своим коллегам. Подписываться в письмах было необязательно.
День сегодня необычный – «Тайный друг» у нас игра.
Нас собрали дружно в зале и сказали нам тогда:
Вам даю по 5 конвертов, пожеланья написать,
А потом в почтовый ящик попрошу их отправлять.
Правила игры такие:
Указать «Кому» письмо, чтоб по адресу дошло.
Пожелания любые, юморные и простые.
«От кого» писать не надо, так интересней будет, правда!
И кому письмо отправил, держит это каждый в тайне.
Завтра ящик я открою, письма дружно заберу.
Пожеланья Вам оформлю, потом каждому вручу.
Все пожелания были оформлены в форме сердечек и вручены каждому сотруднику.
Четверг (день четвёртый)
«День семьи»
Этот день был посвящён семье. Дети и педагоги всех групп трудились над изготовлением «Эмоциональных портретов группы». Яркие, красочные работы с улыбающимися лицами детей и педагогов появились почти в каждой группе.
Прошёл конкурс стенгазет и альбомов среди родителей детей ясельных и 2 младших групп «Познакомьтесь это Я» (каждому родителю предлагалось ярко и красочно представить своего малыша).
Цель конкурса: повышение интереса родителей к психологии.
Конкурс стенгазет среди родителей детей средних - подготовительных групп (родителям предлагалось обосновать через форму стенгазеты психолого-педагогические проблемы дошкольного детства на определённые темы).
Цель: повысить интерес родителей к психологии.
Тематика стенгазет: «Говорят дети», «Рабочая неделя группы в фотографиях», «Желаем Вам удачи», «Советы родителя», «О наших детях», «Давай сглаживать углы», «Как хорошо иметь друзей», «Какие наши мамы? Какие наши папы?», «Сам себе психолог», «Игрушки», «Зачем ребёнку нужна мама?», свои варианты.
Пятница (день пятый)
«Детский сад – это МЫ»
Этот день был посвящён подведению итогов недели, вручению грамот и призов победителям и участникам различных мероприятий недели.
В этот день среди воспитателей групп прошёл конкурс «Лучший психологический уголок в группе».
Цель конкурса: создание условий для сохранения психологического здоровья каждого ребёнка
В этот день родителям и педагогам предлагалось высказать своё мнение о работе детского сада, о ходе Недели психологии и в целом выразить отношение к психологии на Заборе психологической разгрузки.
С первого дня и на протяжении всей недели в холле, лестничных пролётах, а также в группах родители, воспитатели и дети могли познакомиться с мудрыми мыслями выдающихся людей информационными бюллетенями, яркими красочными психологическими картинками и т. д.
По окончании «Недели психологии» были вручены дипломы и призы воспитанникам-победителям викторины, а также дипломы, сертификаты победителям и участникам различных конкурсов, грамоты активным участникам и всем, кто оказывал содействие в проведении мероприятий.
Главный итог можно выразить фразой - «Детский сад - это МЫ». От каждого зависит, каким он станет, какие мысли, чувства, и взаимоотношения здесь будут главенствующими».