Юрина Ольга
Простые опыты с воздухом
▼ Скачать + Заказать документы
По плану было запланировано занятие по исследовательской деятельности с детьми старшего подготовительного возраста в группе компенсирующей направленности.
По теме: «Простые опыты с Воздухом».
Но из-за карантина занятия проводили дистанционно. В нашей работе вместе с детьми принимали участия и их родители, которые помогали детям, проводить опыты и соблюдать правили безопасности.
Форма проведения: исследовательская лаборатория это домашний уголок ребенка, необходимый материал для опытов простой и безопасный.
Ход работы с опытом и результаты фотографируем для фото отчета.
Публикация «Простые опыты с воздухом» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2020
Оборудование: цветная бумага разной фактуры, мячи, воздушные шары, мыльные пузыри, продуктовые красители, гуашь, полиэтиленовые пакеты, трубочки, макароны, вата, свечи, ёмкость с водой, с молоком и моющим средством для посуды, трубочка.
Предварительная работа: наблюдение за ветром во время прогулок, игры с мыльными пузырями, воздушными шарами.
Провести с детьми беседу.
Видим ли мы воздух? – Нет, воздух невидимый, но мы его можем почувствовать. Выходя на улицу унюхать свежий воздух или грязный. Воздух чистый. Мы глубоко вдыхаем его и с наслаждением выдыхаем.
Бывает, мы только вышли на улицу вдохнули воздух, а он пыльный, грязный и у нас защекотало в носу и мы давай чихать, значит, воздух грязный, пыльный, в горле першит и у нас появляется кашель.
Что можно сказать про воздух, каким бывает он?
Воздух невидимый, легкий, плотный, чистый и загрязнённый. От чего воздух бывает грязным? Сильный ветер поднимает в воздух пыль, мусор, дым с заводов, газ, все запахи распространяются по воздуху.
Нужно беречь природу, ухаживать за растениями, не сорить на улицах, выкидывать мусор в определенные баки.
Как можно обнаружить воздух в пространстве?
Для этого предлагаю опыт №1.
Ощутить давление воздуха при помощи веера.
У нас на столе лежат три листа бумаги разного формата.
Давайте сложим каждый лист «гармошкой» так, чтобы получился веер.
Проверь, какой веер при обмахивании создаёт самый сильный поток воздуха.
Подумай, из чего ещё, кроме бумаги, можно сделать веер?
После наблюдения и эксперимента, подумать самостоятельно и сделать вывод.
Опыт №2
Как вы думаете, для чего у нас лежат карандаши, перышко, кубик, книга, ватные шарики?
Мы сейчас убедимся в том, что с помощью воздуха можно передвигать предметы.
Предметы: кубик, ватные шарики, цветные шарики, карандаш, книга в плотном и тонком переплете.
Подуй на предметы. Какие из них можно передвинуть с помощью потока воздуха? Выбери предмет, который легче всего. Почему?
Правильно предмет легкий и его можно поднять в воздух - это перышко и вату. Карандаш катиться по столу, если сильно дуть то покатятся быстрее, дуть на кубик с близкого расстояния он сдвигается с места, книгу в толстом переплете не сдвинуть, а в легком переплете перелистываются странички.
Переходим к третьему опыту, задуваем свечи.
Что помогло нам задуть свечу? Правильно воздух, которым мы дули.
Какой сделаем вывод: Что с помощью потока воздуха можно передвигать предметы, дуем на кораблики.
Что помогло задуть свечу? Поток воздуха, которым мы дули на свечу.
Опыт со свечей и банкой, можно использовать стакан. Если свечку накрыть банкой или стаканом, воздух перестаёт поступать, свеча тухнет. Вывод: свеча без воздуха гореть не может.
Ребята, я не вижу воздуха, а вы с родителями увидели воздух, мы провели три опыта, а воздуха не увидели, почему? Потому что воздух не видимый.
Давайте, исследуем давление воздуха в предмете.
У меня два мяча и два воздушных шарика.
Посмотрите, как хорошо и высоко подпрыгивает мяч, летит высоко воздушный шарик. А этот мяч не подпрыгивает, шарик лежит на полу и не летает.
Как вы думаете почему? Очень хорошо, нам помогают и подсказывают родители. Внутри мяча находится воздух. Воздух давит изнутри на стенки мяча и шарика и он подпрыгивает. Давайте надуем шарики и наблюдаем, что происходит с шариком, когда мы его надуваем, он наполняется воздухом.
Что нужно сделать, чтобы мячик прыгал хорошо? Правильно его нужно накачать насосом и мячик заполниться воздухом и будет прыгать.
Значит, мы можем исследовать давление воздуха в мяче. Воздух давит изнутри на стенки мяча, и он подпрыгивает.
Что мы знаем о воздухе? Воздух невидимый, легкий.
Можем ли мы его почувствовать?
Можно, когда дует ветер. Ветер дует теплый и воздух теплый, сырой ветер и воздух сырой пахнет дождем, зимой ветер морозный и воздух холодный, морозный.
Поймать, потрогать воздух можно. Нет, мы его не видим.
Нужен нам воздух? Нужен, мы им дышим. Воздух мы не видим, потрогать не можем, но может можно его обнаружить.
Давайте попробуем обнаружить воздух.
Что у вас стоит на столе? Родители приготовили тазик с водой.
Рядом стоит стакан. Что есть в стакане? Правильно стакан пустой. Вот мы и попробуем обнаружить воздух. Повторяйте за мной. Берем стакан, помещаем в него вату, стакан держим ровно. Переворачиваем стакан вверх дном и держим ровно, при этом помещаем его в воду.
Посмотрим, намокла ли вата, попала ли вода в стакан? Нет, вода в стакан не попала, вата сухая.
Почему вода не попала в стакан?
Потому что в стакане воздух, который не пропускает воду. А сейчас опустим стакан в воду, но немного наклонив его.
Что появляется в воде? Пузырьки воздуха.
Откуда они взялись? Воздух выходит из стакана, освобождает место для воды и стакан наполняется водой.
Сейчас вы сами проведете опыт и обнаружите воздух. Берем трубочки и стакан с водой, выдыхаем воздух через трубочку. Что появилось в стакане? Пузырьки воздуха. Что можно сказать о воздухе.
Воздух невидим, но его можно обнаружить
Попробуем можно ли удержать воздух в руках? Мы сейчас поучимся держать воздух в руках. И нам помогут родители.
Возьмите пакеты, лежащие у вас на столах и махните ими, затем закройте отверстие пакета. Что произошло с пакетом? Он раздулся. Почему? Он набрал воздух. Можно пакет насыпать разноцветные шарики из пенопласта.
И дуть через соломинку. Пакет надувается, заполняется воздухом, шарики разлетаются.
Значит, воздух можно подержать в руках.
Ребята, дальше вы проведете опыты с родителями и мы с вами через 2 дня увидимся, вы пришлете мне фотографии. Опыты с воздушными шарами и мыльными пузырями. Шары можно надувать, налив в них немного воды, использовать любые способы надуть шары, показать опыты с мыльными пузырями, чтобы они были большие и красивые.
Можно самим приготовить раствор для мыльных пузырей. Добавить пищевые красители, можно добавить гуашь, эффект отличный, добавляй гуашь и получай тот цвет который тебе нравиться.
Вывод: Воздух легкий, невидимый, почувствовать мы его можем, когда дует ветер. Поймать, потрогать не можем, он невидим. Воздух везде им мы дышим.
Не все родители принимали участие. Жаль, детям было бы интересно.
Возможно, сложно, не все было бы понятно, Дети особые, но я думаю им было бы интересно, когда в саду проводили опыты, эксперименты, они смотрели и слушали с большим интересом.
Наблюдения, исследования, опыты развивают у детей инициативы, изобразительности, пытливости, самостоятельности.