Ачакова Юлия Юрьевна
Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ
«Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» - определение, данное Всемирной организацией здравоохранения.
Здоровье ребёнка с первых дней жизни зависит от того микросоциума, который его окружает. Детский сад и семья — вот две основные социальные структуры, которые главным образом определяют уровень здоровья ребенка. Единство ДОУ и семьи в вопросах сохранения здоровья детей достигается в том случае, если цели и задачи воспитания здорового ребенка хорошо понятны не только воспитателям, но и родителям; когда семья знакома с основным содержанием, методами и приемами физкультурно-оздоровительной работы в детском саду, а педагоги используют лучший опыт семейного воспитания зож.
Публикация «Пропаганда здорового образа жизни среди воспитанников и их родителей в условиях ДОУ» размещена в разделах
Дошкольное учреждение и семья призваны уже в раннем возрасте заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы взаимодействия. Именно в семье, ребенку должны помочь понять ценность здоровья, побудить самостоятельно сохранять свое здоровье.
Специалисты нашего дошкольного учреждения в своих годовых планах работы уделяют большое внимание вопросу работы с родителями по формированию здорового образа жизни и реализовывают его в течение года.
Цель - организация совместных действий педагогов, воспитанников и их родителей, направленных на укрепление здоровья.
Для реализации поставленной цели определяются основные задачи:
1. Выявление готовности семьи к активному взаимодействию с дошкольным учреждением по охране и укреплению физического и психического здоровья детей;
2. Повышение педагогической культуры родителей путем их просвещения о совершенствовании функций организма детей, повышение его защитных свойств и устойчивости к заболеваниям средствами движения, дыхательной гимнастики, массажа, закаливания;
3. Воспитание потребности в здоровом образе жизни: выработка привычки к соблюдению режима, потребность в физических упражнениях и играх;
4. Воспитание физических качеств, необходимых для полноценного развития личности.
5. Установление партнерских отношений с семьей каждого ребенка.
Для решения данных задач используются следующие формы работы с родителями:
анкетирование родителей по вопросам ЗОЖ;
беседы;
консультирование;
творческие конкурсы и выставки;
групповые и индивидуальные методические рекомендации;
спортивные и физкультурные праздники и развлечения.
Информационные формы и методы:
оформление фотовитрин по мероприятиям
папок – передвижек
составление памяток - буклетов для родителей
показ видеороликов на родительских собраниях.
Большую роль в повышении педагогической культуры родителей играет наглядная информация по теме: «Здоровьесбережение детей», где родители получают консультации специалистов: воспитателя, педагога - психолога, музыкального руководителя, медицинского работника, инструктора по физической культуре.
Детский сад – первое звено системы общественного воспитания, с которым вступает в контакт родители. Они вправе ожидать от педагогов всесторонней педагогической помощи. Педагогическая пропаганда должна быть убедительна, интересна, содержательна.
Главное условие – это системность и последовательность.
Основные компоненты здорового образа жизни
1. Рациональный режим. Под режимом принято понимать научно обоснованный распорядок жизни, предусматривающий рациональное распределение времени и последовательность различных видов деятельности и отдыха.
При проведении режимных процессов следует придерживаться следующих правил:
Удовлетворение всех органических потребностей детей (во сне, питании). Крепкий сон - залог гармоничного развития, один из важнейших элементов человека, а особенно ребёнка. Именно во сне происходит сложнейшая работа, в результате которой формируется мозг, развивается тело. Нужно постараться в максимальной степени соблюдать ритм сна и бодрствования.
Гигиенический уход, обеспечение чистоты тела, одежды, постели.
Привлечение детей к участию в режимных процессах.
Формирование культурно-гигиенических навыков.
Эмоциональное общение в ходе выполнения режимных процессов.
Учет потребностей детей, индивидуальных особенностей каждого ребенка.
2. Правильное питание. В детском возрасте формируется пищевой стереотип, закладываются особенности взрослого человека. От правильно организованного питания во многом зависит состояние здоровья.
Основные принципы рационального питания:
Обеспечение баланса
Удовлетворение потребностей организма в основных питательных веществах, витаминах и минералах.
Соблюдение режима питания.
Рациональное питание детей является одним из основных факторов внешней среды, определяющих нормальное развитие ребенка. Оно оказывает самое непосредственное влияние на жизнедеятельность, рост, состояние здоровья ребенка.
3. Рациональная двигательная активность. Активная двигательная деятельность, помимо положительного воздействия на здоровье и физическое развитие, обеспечивает психоэмоциональный комфорт ребенка.
Средства двигательной направленности
Физические упражнения
Физкультминутки;
Эмоциональные разрядки;
Гимнастика (оздоровительная после сна);
Пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;
Подвижные и спортивные игры способствуют улучшению работы всех органов и организма в целом.
Основными условиями формирования двигательной культуры являются:
Воспитание у детей осознанного отношения к выполнению двигательных действий.
Развитие воображения при выполнении двигательных действий.
Включение сенсорных систем при воспитании двигательной культуры.
Создание оптимальных условий для каждого ребенка в процессе освоения двигательного опыта.
В процессе воспитания двигательной культуры происходит развитие творческой деятельности ребенка, его познавательных способностей, волевых качеств, эмоциональной сферы. Зарядка, занятия физкультурой и танцами, подвижные игры на свежем воздухе являются обязательными в любом дошкольном учреждении.
Движение активирует аппетит, улучшает обмен веществ и пищеварительные процессы, тренирует волю и характер, дает ребенку массу позитивных эмоций.
4. Закаливание организма. Закаливание способствует улучшению деятельности систем и органов, увеличивается сопротивляемость к различным заболеваниям, повышается выносливость организма.
5. Соблюдение правил личной гигиены. Важно приучать ребёнка к гигиеническому индивидуализму: своя расчёска, своя постель, свой горшок, свой носовой платок, своё полотенце, своя зубная щётка.
Условия, необходимые для сохранения здоровья дошкольников
Охрана и укрепление здоровья, воспитание привычки к здоровому образу жизни обеспечивается:
направленностью воспитательно-образовательного процесса на физическое развитие дошкольников и их валеологическое образование (как приоритетное направление в работе дошкольного учреждения);
комплексом оздоровительных мероприятий в режиме дня;
созданием оптимальных педагогических условий;
формированием подходов к взаимодействию с семьей.
В результате информация и практический опыт, полученный родителями, помогут: повысить эффективность работы по оздоровлению детей; получить необходимые знания о физическом развитии ребенка; сформировать потребность в здоровом образе жизни в своей семье.