Наталия Васильева
Производственная преддипломная практика по дисциплине «Детская практическая педагогика»
▼ Скачать + Заказать документы
Производственная преддипломная практика
по дисциплине : Детская практическая педагогика.
«Сюжетное рисование, как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста»
Ф. И. О. Васильевой Наталии Юрьевны
Направление подготовки: 44.03.02 «Психолого - педагогическое образование»
Профиль: Психолого – педагогическое дошкольное образование
Сроки прохождения практики с 22.11. по 18.12.2021г.
Карта наблюдений №1
Цель: изучение развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Публикация «Производственная преддипломная практика по дисциплине „Детская практическая педагогика“» размещена в разделах
Объект: дети старшего дошкольного возраста МБДОУ Детский сад №4
Процедура организации и проведения: наблюдение проводится в естественных условиях
Наблюдатель: Васильева Н. Ю.
Дата: 22.11.2021-26.11.2021
Испытуемый Виды деятельности
Трудо-вая Игро-вая Познават. исследов. Констру-ирование Продуктив-ная Общее количество баллов уровень
№1 3 3 3 3 3 15 высокий
№2 2 3 1 2 2 10 средний
№3 3 2 1 2 1 9 средний
№4 2 2 2 2 1 9 средний
№5 2 1 1 2 2 8 низкий
№6 3 2 1 2 1 9 средний
№7 1 1 1 1 1 5 низкий
№8 2 2 2 2 1 9 средний
№9 3 2 1 2 2 10 средний
№10 1 1 1 2 1 6 низкий
№11 3 3 3 3 2 14 высокий
№12 2 2 2 2 1 9 средний
№13 1 1 1 1 1 5 низкий
№14 2 2 2 1 1 8 низкий
№15 3 2 2 2 2 11 средний
№16 2 2 2 2 2 10 средний
№17 3 2 1 2 2 10 средний
№18 2 1 1 2 1 7 низкий
№19 2 2 2 2 1 9 средний
№20 2 2 1 2 1 8 низкий
Оценивание производила по трехбалльной системе с критериями:
3. б. – выполняет задания самостоятельно
2 б. – выполняли задания с незначительной помощью воспитателя.
1. б. – даже с помощью воспитателя не мог выполнить задание
Вывод:
В течение пяти дней за детьми старшей группы велось наблюдение с целью изучения развития их самостоятельности в разных видах деятельности.
В трудовой деятельности (дежурство, бытовой труд, ручной труд) 7 детей умеют работать самостоятельно, ставят цель и выполняют поручения данные воспитателем, половина из них справилась с заданиями с незначительной помощью воспитателя, 3 испытуемых не справились с заданиями.
Наблюдения детей в игровой деятельности показало, что большая часть могут найти себе занятие с помощью воспитателю, остальные не всегда могут найти себе занятие и организовывать свою деятельность.
В позновательно - исследовательской деятельности 11 детей не проявляли интерес к изучаемому объекта, и только воспитатель мог вызвать у них к нему интерес.
У четырнадцати детей проявляется интерес в конструировании, пусть даже с незначительной помощью воспитателя, они сосредоточены на процессе, их действия были активные, направленные на достижение результата.
При наблюдении за детьми в продуктивной деятельности их большая часть не могут справиться с заданиями и часто обращаются за помощью к воспитателю. С трудностью доводили начатое дело до конца.
Подведя общий итог, только у 2 детей была развита самостоятельность во всех видах деятельности, они могли решать поставленной задачи без посторонней помощи, ставить цель деятельности и получали результат. Средний уровень 11 испытуемых выполняли задания с незначительной помощью воспитателя, и низкий уровень 7 детей, которые даже с помощью воспитателя не мог выполнить задание.
Таким образом, это даёт нам основание, что необходима работа по развитию самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Методика диагностики развития самостоятельности
Цель нашей работы: определить уровень самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста
Задание: Детям проводят экспериментальные занятия, в которых они решают поставленные задачи без посторонней помощи, ставят цели, осуществляют планирование и получают результат. Карта проявлений самостоятельности заполняется на основе наблюдений, проведенных за ребенком.
Для оценки уровня самостоятельности у старших дошкольников в сюжетном рисовании мы опирались на критерии развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
Критерии самостоятельности:
-решение поставленной задачи без посторонней помощи;
-умение ставить цель деятельности;
-осуществлять элементарное планирование;
-реализовывать задуманное и получать результат.
Уровни развития самостоятельности
Высокий уровень: ребенок стремится к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеет поставить цель деятельности, не опираясь на указания, при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.
Средний уровень: ребенок стремится к решению задач деятельности, однако иногда требуется помощь взрослого; умеет поставить цель деятельности, но опирается на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняет решение задач с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Низкий уровень: ребенок не стремится к решению задач деятельности, ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеет поставить цель деятельности, не может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Карта проявлений самостоятельности заполняется нами на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень - 1 балл, средний уровень - 2 балла, высокий уровень - 3 балла.
На основе критериев были выделены следующие уровни развития повествовательного рассказывания: высокий 10-12 баллов, средний уровень 7-9 баллов, низкий уровень 4-6 баллов.
Констатирующий эксперимент
В ходе преддипломной практики на базе МБДОУ Детский сад № 4 село Якшур-Бодья проводилось научное исследование на тему «Сюжетное рисование, как средство развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста» в 2021 году.
В исследовании принимали участие дети 5-6 лет, в количестве 20 человек (10 детей контрольной группы и 10 экспериментальной).
Эксперимент планируется провести в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Цель констатирующего эксперимента: выявить исходный уровень развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи констатирующего эксперимента:
1. Проанализировать планы образовательной работы.
2. Проанализировать самостоятельность детей в разных видах деятельности.
3. Подобрать методику и провести констатирующий эксперимент.
4. Проанализировать результаты работы.
Для решения первой задачи нами были проанализированы планы образовательной работы по программе Н. Е. Вераксы, Т. C. Комаровой, М. А. Васильевой «От рождения до школы» с детьми старшего дошкольного возраста. Анализ планов показал, что занятия по развитию самостоятельности проводятся согласно требованиям рабочей программы, перспективному и календарному планированию. Специальная работа по развитию самостоятельности детей старшего дошкольного возраста проводится, преимущественно используются: дежурства, ручной труд, конструирование, игровая деятельность, позновательно – исследовательская деятельность. В изобразительной деятельности, а именно в сюжетном рисовании применяется редко. В качестве приемов развития самостоятельности воспитатели используют – поощрения, совет, разъяснение, не исключены указания и требования, особенно в тех вопросах, которые касаются безопасности и здоровья детей. В качестве методов развития самостоятельности воспитатели используют: игрушки, картины, наглядный пример, наблюдения и другие.
Для решения второй задачи мы понаблюдали за развитием самостоятельностью детей в разных видах деятельности (Карта наблюдений № 1). Обращали внимание на то, как дети решали поставленные задачи без посторонней помощи, соблюдали последовательность выполнения заданий. Так же внимание было направлено на то, как дети осуществляли планирование своей деятельности, реализовывали задуманное и получали результат. Наблюдение показало, что самостоятельность у детей старшего возраста недостаточно развита, дети очень часто обращаются за помощью к воспитателю, забывают последовательность выполнения заданий.
Чтобы решить третью задачу мы обследовали уровень развития самостоятельности у детей экспериментальной и контрольной группы.
Для выявления уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста был использован метод наблюдений.
Выявление уровней самостоятельности детей старшего дошкольного возраста оценивались по критериям:
Критерии самостоятельности:
-решение поставленной задачи без посторонней помощи;
-умение ставить цель деятельности;
-осуществлять элементарное планирование;
-реализовывать задуманное и получать результат.
На основе данных критериев были выделены уровни развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста:
Высокий уровень: ребенок стремится к решению задач деятельности без помощи взрослых; умеет поставить цель деятельности, не опираясь на указания, при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач без напоминаний, при этом без упрямства может отстоять свое мнение.
Средний уровень: ребенок стремится к решению задач деятельности, однако иногда требуется помощь взрослого; умеет поставить цель деятельности, но опирается на указания при этом может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач ситуативно и не постоянно, выполняет решение задач с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Низкий уровень: ребенок не стремится к решению задач деятельности, ему всегда требуется помощь и поддержка взрослого; не умеет поставить цель деятельности, не может найти себе занятия и организовать свою деятельность, осуществляя элементарное планирование, реализуя задуманное адекватно поставленной цели; не способен к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач, выполняет решение задач только с напоминаниями взрослого, при этом может отстоять свое мнение, если ему это важно.
Карта проявлений самостоятельности заполняется нами на основе наблюдений, проведенных за ребенком. Выполнение заданий оценивалось по баллам: низкий уровень - 1 балл, средний уровень - 2 балла, высокий уровень - 3 балла.
На основе критериев были выделены следующие уровни развития повествовательного рассказывания: высокий 10-12 баллов, средний уровень 7-9 баллов, низкий уровень 4-6 баллов.
Результаты диагностики представлены в таблицах (Приложение №1).
Если рассматривать развитии самостоятельности в экспериментальной группе по каждому критерию в отдельности, то можно увидеть, что большинство из показателей находятся на низком уровне развития. Решение поставленной задачи на среднем.
С решением поставленной задачи без посторонней помощи справились двое детей (Ребёнок 5 и 8, 5 детей справились с задачей но при помощи воспитателя (Ребёнок 1,2,4,7,9, не справились с поставленной задачей 3 человека (Ребенок 3,6,10) даже при помощи взрослого.
Умение ставить цель деятельности на высоком уровне развития отмечено лишь у одного испытуемого (Ребенок 8, на среднем уровне развития у 2 детей (Ребёнок 2,7, остальные с низким уровнем.
Осуществление элементарного планирования деятельности на высоком уровне не выявлено ни у кого; средний уровень у 5 детей (Ребёнок 1,5,7,8,9, остальные испытуемые с низким уровнем. Дети не соблюдают последовательность выполнения заданий, допускают ошибки.
И последний критерий это реализация задуманного и получение результата на высоком уровне развития отмечен лишь у одного испытуемого (Ребенок 8, на среднем уровне 4 человека (Ребёнок 1,2,7,9, остальные с низким уровнем. Дети допускают очень много ошибок, не доводят работу до конца.
Таким образом, мы видим, что средний уровень развития самостоятельности отмечен у 50% (5 человек) от общего количества испытуемых в экспериментальной группе, низкий – у 40% (4 человек) и высокий у 10 % (1 человек).
С детьми контрольной группы были выполнены такие же диагностические задания.
Анализ результатов диагностики в контрольной группе по каждому критерию в отдельности показал, что умение ставить цель деятельности у детей по группе на низком уровне развития. Остальные на среднем.
С решением поставленной задачи без посторонней помощи справился только 1 ребёнок (Ребёнок 1, 6 детей справились с задачей, но при помощи воспитателя (Ребёнок 3,5,6,7,8,10, не справились с поставленной задачей 3 человека (Ребенок 2,4,9) даже при помощи взрослого.
Умение ставить цель деятельности на высоком уровне развития отмечено лишь у одного испытуемого (Ребенок 1, на среднем уровне развития у 4 детей (Ребёнок 6,7,8,10, остальные с низким уровнем.
Осуществление элементарного планирования деятельности на высоком уровне не выявлено ни у кого; средний уровень у 6 детей (Ребёнок 1,3,5,7,8,10, остальные испытуемые с низким уровнем. Дети не соблюдают последовательность выполнения заданий, допускают ошибки.
И наконец, последнее, это реализация задуманного и получение результата на высоком уровне развития не отмечен не у одного испытуемого, на низком уровнем 1 человек (Ребенок 4, стальные на среднем уровне.
Таким образом, мы видим, что средний уровень развития повествовательного рассказывания отмечен у 60% (6 человек) от общего количества испытуемых в контрольной группе, низкий – у 30% (3 человек) и высокий у 10 % (1 человек).
Сравнительный анализ результатов по проведению методики диагностики детей среднего дошкольного возраста в экспериментальной и контрольной группах отражён в Таблице 1 и Рисунке 1
Таблица 1
«Сравнительные результаты диагностики уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в ЭГ и КГ»
уровень развития количество диагностируемых процентный уровень
эксперимен-тальная контрольная эксперимен-тальная контрольная
высокий 1 человек 1 человек 10% 10%
средний 5 человек 6 человек 50% 60%
низкий 4 человек 3 человек 40% 30%
Рис. 1 Сравнительные результаты диагностики уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста на этапе констатирующего эксперимента в ЭГ и КГ
Обе группы находятся приблизительно на одинаковом уровне развития, поскольку расхождения в процентах очень незначительны. Выявленный в ходе исследования уровень развития самостоятельности является недостаточным для детей в ЭГ и КГ. Таким образом, это даёт нам основание разработать систему занятий по развитию самостоятельности у детей, необходима работа с детьми
Формирующий этап эксперимента
Для формирующего этапа эксперимента мы взяли детей экспериментальной группы в количестве 10 человек. С детьми контрольной группы работа не проводились
Цель формирующего эксперимента апробировать систему занятий по обучению самостоятельности детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетного рисования.
Задачи формирующего эксперимента:
1. Определить работу по развитию самостоятельности средствами сюжетного рисования
2. Разработать последовательность и провести занятия по развитию самостоятельности средствами сюжетного рисования.
Работа с детьми планируется проводиться в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.
На подготовительном этапе мы разработали перспективный план, на основе которого была организована образовательная деятельность с детьми, были подобраны темы сюжетного рисования:
1. «Снеговик несет письмо»
2. «Зимние забавы»
3. «Рисование по замыслу»
4. «Колобок румяный бок»
5. «Кто на севере живет»
6. «Моя семья»
7. «Гуси лебеди»
8. «Конек горбунок»
9. «Подводный мир»
10. «Волшебная страна»
При подборе материала мы учитывали возрастные и индивидуальные особенности детей, а также их уровень самостоятельности, поэтому нами подобраны темы сюжетного рисования, которые соответствуют программному содержанию ДОУ.
В группе создан уголок, который эстетически оформлен, привлекателен для детей.
В уголке находятся:
- серии картин для совместного рассматривания: «Времена года», «Герои русских сказок», «Любимые сказки».
- сюжетные картинки для индивидуальной работы.
- иллюстрации по произведениям художественной литературы.
- бумага различной текстуры (матовая, глянцевая, тонированная и т. д.)
- цветные карандаши, восковые мелки, фломастеры
- гуашевые и акварельные краски
- фартуки, нарукавники, подносы и. д.
В основном этапе нашей работы занятия по теме планируется проводить 2 раза в неделю. Первое занятие включает в себя рассматривание иллюстраций и картин, чтение сказок, рассказов. Второе занятие сюжетное рисование, направлено на то, как дети сами учатся ставить цели, задачи планируют свою деятельность и получают результат.
При работе с картиной или иллюстрацией планируется придерживаться примерного алгоритма работы:
- необходимо научить детей рассматривать картину,
- дать возможность самим назвать её,
-определять объекты на картине (основные, затем второстепенные,
- найти на картине взаимосвязи между объектами,
- учить детей пространственной ориентировке на картине,
- учить определять местонахождения объектов на картине,
- учить детей, что каждый объект может быть описан через ориентировки двухмерного (центральная часть, левая–правая, нижняя–верхняя части картины; правый–левый, верхний –нижний углы картины) и трехмерного пространства ( вводятся слова: ближе – дальше, впереди– сзади, около, между, за, перед, после, в глубине).
Всего было разработано и апробировано 10 занятий по сюжетному рисованию, каждое из которых включало в себя приемы для развития самостоятельности детей старшего дошкольного возраста.
- проблемная ситуация
- рисование по замыслу.
- поощрения
- советы
-разъяснения
- собственный пример
- таблицы последовательности
В занятии «Снеговик несет письмо Деду Морозу» перед детьми встает проблемная ситуация в гости к детям приходит снеговик, который очень любит сказку «Снеговик почтовик» и просит детей нарисовать ему картинки тем самым мотивируя детей к самостоятельному рисованию. Использование специально организованной проблемной ситуации во время занятия тем самым возникает необходимость активно использовать «я сам».
Следующий прием это рисование по замыслу. Здесь, дети отправляются на машине времени в прошлое и вспоминают, что интересного узнали и увидели ранее. О чем им читали, рассказывали дома, в детском саду. Проводиться Беседа о ранее прочитанном, увиденном далее детям задают вопросы
-С чего ты начнешь рисовать?
-А как ты это нарисуешь? и т. д.
Ребенок сам ставит цель, планирует свою деятельность и получает результаты своей работы. В конце занятия все рисунки рассмотреть и оценить, выбрать наиболее интересные, выразительные, оригинальные по замыслу.
В занятии «Моя семья» для мотивации к самостоятельному творчеству перед детьми ставят задачу создать в группе выставку семейных портретов, «Постарайтесь нарисовать так, чтобы ваши мамы, папы, глядя на портрет, себя узнали. Вспомните, какого цвета глаза, волосы у ваших близких?». Дети стремятся решить задачу без посторонней помощи, учатся планировать свою деятельность и в итоге получают результат - это портреты семьи.
Использование приема советов, детям дают совет для рассуждения, например в занятии «Гуси - лебеди»
- Настя, обрати внимание, что Иванушка младше своей сестры, значит он ниже ростом;
- Дом, яблоню, печь и др. надо изобразить не в самом низу листа бумаги, а повыше. Чтобы перед ними было свободное место для главных героев;
Так же использование приема поощрения:
- Как красиво нарисовал Андрей гусей-лебедей, кружатся они вокруг печки, где спрятались сестра с братцем, машут крыльями, вытянули шеи, клювы раскрыли;
- Молодец, Вика, нарисовала избушку Бабы яги. А какого цвета будешь использовать при раскрашивании карандаши?
В занятии Подводный мир детям предлагают таблички, которые помогут им последовательно нарисовать одного или несколько морских обитателей.
1. Сначала надо мелком нарисовать контур
2. Закрасить
3. Нарисовать лицо, ведь у нас сказочные герои
4. Украсить своего персонажа
Этот прием позволяет ребенку самостоятельно рисовать персонажей без посторонней помощи, планировать свою деятельность реализовывать задуманное.
Так от занятия к занятию с помощью наших приемов у детей улучшаются показатели, и развивается самостоятельность. Следовательно, мы постарались реализовать задачи, поставленные в ходе формирующего эксперимента. Для объективности оценки полученной работы необходимо провести контрольную диагностику и проследить динамику в развитии самостоятельности в старшей группе дошкольного возраста.
Приложение 1.
Таблица 2 -«Результаты методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в экспериментальной группе на констатирующем этапе эксперимента»
№ Критерий №1 Критерий №2 Критерий №3 Критерий №4 Общее количество баллов уровень
1. 2б 1б 2б 2б 6 средний
2. 2б 2б 1б 2б 7 средний
3. 1б 1б 1б 1б 4 низкий
4. 2б 1б 1б 1б 5 низкий
5. 3б 1б 2б 1б 7 средний
6. 1б 1б 1б 1б 4 низкий
7. 2б 2б 2б 2б 8 средний
8. 3б 3б 2б 3б 11 высокий
9. 2б 1б 2б 2б 5 средний
10 1б 1б 1б 1б 4 низкий
«Результаты методики диагностики уровня развития самостоятельности у детей старшего дошкольного возраста в контрольной группе на констатирующем этапе эксперимента»
№ Критерий №1 Критерий №2 Критерий №3 Критерий №4 Общее количество баллов уровень
1. 3б 3б 2б 2б 10 высокий
2. 1б 1б 1б 2б 5 низкий
3. 2б 1б 2б 2б 7 средний
4. 1б 1б 1б 1б 4 низкий
5. 2б 1б 2б 2б 7 средний
6. 2б 2б 1б 2б 7 средний
7. 2б 2б 2б 2б 8 средний
8. 2б 2б 2б 2б 8 средний
9. 1б 1б 1б 2б 5 низкий
10 2б 2б 2б 2б 8 средний