Наталья Скулкова
Произношение — результат координированной работы всего организма
▼ Скачать + Заказать документы
Чтобы неслышащие дети могли говорить они должны пройти все те же стадии, что и слышащие дети: гуление, лепет и сама речь. Слуховой канал является для неслышащих детей одним из путей овладения речью. Если звуковые раздражения поступают в орган слуха лишь эпизодически т. е. только на занятиях, то возбуждения,вызываемые ими в сохранившихся клетках улитки, являются кратковременными и слабыми, а все остальное время сохранные слуховые клетки, не возбуждаются, не живут, а находятся в состоянии покоя и не могут выполнять присущую им работу. Роль постоянных" ушей"может выполнять только аппаратура индивидуального пользования. Главное требование -это правильно подобранный аппарат, в правильном режиме. Индивидуальная аппаратура, должна быть частью тела каждого ребенка, с нарушенным слухом. При постоянном ношении индивидуальных аппаратов остатки слуха детей развиваются двумя путями:
Публикация «Произношение — результат координированной работы всего организма» размещена в разделах
1)Естественным - шумы из которых состоит жизнь.
2) Процесс упражнений - развитие речевого слуха.
Произносительная сторона речи детей формируется на основе слухо -зрительного восприятия. При общении с ними взрослых -появляется отраженная реакция-лепет, далее -слова, фразы и т. д.
Ранее протезирование ведет к быстрому говорению ребенка. Начинает формироваться сопряженная, затем отраженная и самостоятельная речь.
Большинство детей к началу обучения не понимают обращенную к ним речь.
Произношение-это движение. Начиная работу над крупными движениями и переходим к более мелким движениям, мы заставляем артикуляционный аппарат детей работать.
Развитие слухового восприятия,на базе которого формируется устная речь, позволяет созданию речевого мышления. Развитие слуховой функции и слухового восприятия обогащает и преобразует сенсорную базу неслышащего ребенка. Слышащий младенец произносит лепет -обязательно производя движения. Поэтому, чтобы побудить глухого малыша к гулению надо помочь ему в этот момент действовать. Я занимаясь со своими детьми 4-5 лет на занятиях индивидуальных и фронтальных, обучаю их произношению с помощью фонетической ритмики. Фонетическая ритмика дается очень трудно, ведь ребенку нужно научиться одновременно и двигаться и говорить. Поэтому обучение начинаем с подражания крупным движениям взрослого,поэтапно переходя к более мелким движениям. Определяющим при обучении произношению является не наличие определенных звуков, а произношение целого слова, воспроизведение его структуры, что необходимо для общения.
Работая над произношением, я иду в такой последовательности:
1)совместная деятельность ребенка и взрослого -сопряженное проговаривание;
2)отраженное проговаривание за педагогом;
3)самостоятельное воспроизведение слов.
Ни одно слово, ни одна фраза не должна произноситься вне какой-либо деятельности ребенка.
Полноценное развитие личности ребенка невозможно без восприятия у него правильной речи. Любые недостатки речи ограничивают общение ребенка со сверстниками, взрослыми и отрицательно влияют на формирование его эмоционально-интеллектуальной сферы.
Литература
1. Багрова И. Г. Обучение слабослышащих учащихся восприятию речи на слух. - М. ,1990. – 124 с.
2. Богданова Т. Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. - М., 2002. – 343 с.
3. Боскис P.M. Учителю о детях с нарушениями слуха. - М., 1988. – 98 с.
4. Головчиц Л. А. Дошкольная сурдопедагогика: Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений - М., 2001. – 341 с.
5. Головчиц Л. А. Коррекционно-педагогическая помощь дошкольникам с недостатками слуха с комплексными нарушениями в развитии. // Дефектология. - № 6. - 2006.
6. Дидактические игры для дошкольников с нарушениями слуха. Сборник игр для педагогов и родителей. / Под ред. Л. А. Головчиц. – М., 2003. – 186 с.
7. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся. Пособие для учителя. - М., 1976. – 241 с.
8. Изучение слабослышащих детей в процессе обучения: Сб. / Под ред. Р. М. Боскис. - М. : Педагогика, 1972. - 192 с.
9. Королева И. В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - СПб., 2009. – 134 с.
10. Леонгард Э. И. Формирование устной речи и развитие слухового восприятия у глухих дошкольников. - М., 1971. – 223 с.
11. Миронова Э. В., Пелымская Т. В., Шматко Н. Д. Педагогические методики выявления детей с подозрением на снижение слуха (младенческий, ранний, дошкольный и школьный возраст). - М., 2000.