Марина Анпилогова
Прогулка в подготовительной группе «Нахождение в природе первых признаков зимы»
▼ Скачать + Заказать документы
Прогулка в подготовительной группе
Тема: «Нахождение в природе первых признаков зимы»
Основные этапы прогулки :
1. Наблюдения в природе.
2. Подвижные игры.
3. Индивидуальная работа.
4. Дидактические игры.
5. Опытно-экспериментальная деятельность.
Выносной материал: мячи, цветные мелки, оборудование для игр со снегом, мешки для мусора.
Ход осенней прогулки в подготовительной группе ДОУ
1. Наблюдения в природе.
Публикация «Прогулка в подготовительной группе „Нахождение в природе первых признаков зимы“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Зимние прогулки и наблюдения
- Зима. Экологическое воспитание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2018
Цель: создание социальной ситуации развития в процессе наблюдений за осенью как времени года.
Задачи: создать условия для ознакомления с сезонными изменениями в природе; создать условия для формирования эстетических представлений; способствовать развитию познавательного интереса, мышления, памяти, речи, внимания.
– Ребята, сегодня мы с вами совершим прогулку по территории нашего детского сада. Начнем мы наше путешествие замечательными стихами:
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.
– О каком времени говорится в стихотворении Ивана Бунина? (Об осени).
– Какие осенние месяцы вы знаете? Назовите их. (Ответы детей).
– А как в народе называют сентябрь, октябрь и ноябрь и почему? (Ответы детей).
– Давайте все вместе вспомним пословицы об осени:
Гром в сентябре – к теплой осени.
Поздний листопад – к суровой зиме.
От осени к лету поворота нету.
В сентябре и лист на дереве не держится.
Сентябрь без плодов не бывает.
Холоден сентябрь да сыт.
Октябрь то плачет, то смеется.
Сентябрь пахнет яблоком, октябрь – капустой.
В ноябре зима с осенью борются.
– А теперь проверим, умеете ли вы осенние загадки отгадывать:
1) Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья…. (осень. Обратить внимание детей на листву деревьев, отметить цветовую палитру осени).
2) Листья падают с осин
Мчится в небе острый клин (журавлиная стая)
3) Весной вырастают, сенью опадают (листья)
– Молодцы, ребята, легко справились с загадками. А сейчас я вам немножко расскажу о народных приметах. Все они подмечены были народом на основе постоянных наблюдений за жизнью природы :
Много рябины уродилось – осень будет дождливая.
Облака идут низко – ожидай стужи.
Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной.
– Давайте проверим, какой нам ждать зимы. (Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).
– Ребята, а как вы думаете, сможем ли мы проверить эту примету? Каким способом? (Ответы детей).
Опыт: «Свойства снега».
Сейчас я вам расскажу, как в народе назывались осенние месяцы и почему.
Первый осенний месяц – сентябрь – хмурень.
Название месяца сентября происходит от латинского слова «septem», что означает – семь. Ведь по старому римскому календарю начало года было в марте. Первый осенний месяц был седьмым от начала года.
Одно из народных названий сентября – «хмурень». Попросите детей объяснить, с чем связано такое название? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Октябрь – листопад.
Октябрь – восьмой месяц года по старому римскому календарю. Латинское слово «octo» означает – восемь. У славян этот месяц назывался «листопад», что вполне понятно. Осенние месяцы
По причине осенних дождей в октябре часто бывало много грязи. Отсюда и такое название месяца октября – «грязник».
И самое романтическое название этого месяца, которое обычно вызывает большой интерес у детей, — «свадебник». Это название связано с крестьянским бытом. Ведь работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы - создавались новые крестьянские семьи.
Ноябрь – листогной и полузимок.
Происхождение названия ноября тоже связано с латинским числительным – «novem» — девять. Осенняя страничка.
Оба названия этого месяца – «листогной» и «полузимок» вполне очевидны. Дети обычно легко находят им объяснения.
2. Подвижная игра «Колечко»
Цель: вырабатывать ловкость, быстроту, координацию движений, внимание; формировать умение играть в коллективе, уступать друг другу; воспитывать чувство товарищества; соблюдать правила игры; развивать речь и память.
– Осенью на улице становится прохладно, поэтому, чтобы нам не замерзнуть, вместе поиграем в игру. («Подними игрушку»)
3. Индивидуальная работа (по подгруппам).
Цель: преодоление застенчивости, развитие наблюдательности, речи, умственных способностей; отработка основных движений, воспитание моральных качеств.
Самоанализ занятия
Тема: «Нахождение первых признаков зимы в природе»
На занятии: «По следам осени» присутствовало воспитанников 7 мальчиков и 5 девочек. При составлении конспекта я опиралась на картотеку прогулок, на методическое пособие Т. Г. Кобзевой «Организация деятельности детей на прогулке. Подготовительная группа»
Использовала компоненты интеграции следующих образовательных областей: познавательное, речевое, художественно - эстетическое, физическое и социально - коммуникативное развитие.
Перед собой ставила следующие цели и задачи:
Цель: Закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Учить устанавливать причинно-следственные связи.
Задачи:
развивать умение детей называть приметы осени используя образные слова и выражения, внимание, связную речь;
совершенствовать интонационную выразительность речи, диалогическую и монологическую речь. Формировать умение сочетать движение и речь;
расширять представления детей о жизни диких животных осенью;
закреплять умение устанавливать связь между признаками в природе, делать выводы;
продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения;
воспитывать творчество, любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приё мы: В ходе занятия использовала целый ряд методов: наглядный, практический, словесный, игровой.
В процессе занятия применялись следующие технологии: игровая деятельность;
- деятельностный подход; технология развивающего обучения; здоровьесберегающая технология, которая была использованы для предупреждения утомляемости детей и снятия эмоционального напряжения.
Формы организации детей: групповая и индивидуальная
Перед занятием была проведена следующая предварительная работа:
Наблюдение на прогулке за опадающими листьями с деревьев, сбор листьев разной формы и окраски, беседы об осени, О. Э. Д. с комнатным растением- Хлорофитумом, чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский, стихотворений об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; разучивание стихов и поговорок об осени;
рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; работа с мнемотаблицами, проведение конкурса поделок из природного материала.
Занятие состояло из трёх частей
Вводная часть предполагала организацию детей: переключение внимания на предстоящую деятельность - доказать что сейчас время года осень, стимуляцию интереса к ней, создание эмоционального настроя. Использование мнемотаблицы- помогло актуализировать знания детей, полученные ранее, развивало связную речь,экспериментальная деятельность с письмом развивала познавательную активность детей.
Основная часть занятия - В основную часть занятия были включены задания на речевое развитие: «Назови приметы осени которые определяют время года, погоду»; «Подбери прилагательные к существительному слову «Осень», что способствовало закреплению и активизация в речи детей названий осенних месяцев, примет, изменений в природе, умению согласовывать имена прилагательные с именами существительными, отвечать на вопросы полным ответом, инсценировка «Как звери к зиме готовятся» позволила детям в игровой форме расширить знания об окружающем мире животных. Особый интерес у детей вызвала опытно - экспериментальная деятельность со снегом.
Кроме того, смена различных видов деятельности также способствовала снятию усталости у воспитанников. Для реализации каждой задачи я подобрала приемы, которые помогли их решить. Приемы были основаны на игровых обучающих ситуациях, в которых я старалась побуждать детей к активной речевой деятельности. На протяжении всей образовательной ситуации сохранялась выдержанность сюжетной линии, наличие логической связи между этапами, сохранение целевых ориентиров, мотивации и осмысленного отношения к деятельности на каждом этапе. Использовала сочетание методов самооценки и взаимооценки детьми.
Во время занятия использовался демократический стиль общения, выслушивались ответы каждого ребенка, побуждались к высказыванию дети нерешительные.
Дети были активны, проявляли интерес к деятельности, предложенной мною, легко включались в работу, работали в заданном темпе, были ориентированы на общение, что способствовало развитию познавательного интереса детей.
В заключительной части занятия, рефлексивно - оценочном этапе, чтобы в ходе его проведения проверить усвоение материала и подтвердить успешную реализацию поставленной цели. В течение всей образовательной деятельности формировались предпосылки исследовательской деятельности, что соответствует требованиям ФГОС.
Я считаю, что выбранная мной форма организации занятия была достаточно эффективной. Об этом можно судить по ответам и действиям детей, по интересу и желанию выполнять задания. Поставленные задачи удалось реализовать полностью, благодаря созданной творческой атмосфере.