Валентина Виноход
Конспект прогулки «По следам осени»
▼ Скачать + Заказать документы
Виноход Валентина Леонидовна, воспитатель
МБДОУ детский сад 28 "Жемчужинка" г. Саяногорск, Республика Хакасия
Тип ОД: прогулка «По следам осени».
Подготовительная группа «В» «Родничок»
Направление: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие
Форма организации: групповая, индивидуальная
Форма проведения: прогулка на участке
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осенние прогулки и наблюдения
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Цель: создание условий для формирования представлений детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи приоритетной области:
- формировать познавательный интерес к природным явлениям;
- развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- учить исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.
- расширение знаний детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают.
Задачи интегрируемых областей:
Речевое развитие:
- развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, развивать связную речь ( словарь: черешок, кромка, хлорофилл, хмурая, промозглая, ненастная, сырая, унылая, животные линяют.)
-формировать умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы (рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно-следственные связи).
Социально-коммуникативное развитие:
- развивать любознательность, коммуникативные навыки, воспитывать в детях уважение к себе и к другим участникам образовательного процесса, отзывчивость, доброе отношение к окружающему миру.
Физическое развитие:
- формировать навыки ЗОЖ,
- развивать опорно-двигательный аппарат, стимулировать двигательную активность.
Предпосылки к учебной деятельности:
-Формировать навыки учебной деятельности: умение слушать указания и пояснения воспитателя, отвечать на вопросы;
-одновременно начинать и прекращать действия, не мешая друг другу.
Виды детской деятельности: познавательная, исследовательская, игровая, продуктивная, двигательная.
Методическое обеспечение:
Демонстрационный материал: Письмо
Раздаточный материал: Лупы, белые тканевые салфетки, листочки, природный материал
Предварительная работа:
- наблюдение за тем, как опадают листья с деревьев;
- сбор листьев разной формы и окраски;
- беседы об осени;
- чтение художественных произведений: «Листопадничек» И. Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский,и стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина;
- разучивание стихов и поговорок об осени;
- пение песен об осени и слушание музыки;
- рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы;
- рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев;
- поделки из природного материала;
Методы и приё мы:
- организационный: эмоциональная завязка, сюрпризный момент;
- мотивационный: вовлечение в оказание информационной помощи;
- словесный: беседа, вопросы к детям, указания, уточнения, поощрение;
- наглядно – демонстрационный: наблюдение за объектами живой и неживой природы;
- практический: исследовательская деятельность, игры, игровые упражнения, трудовая деятельность;
- метод контроля: анализ выполненных заданий, оценка результатов деятельности;
- рефлексия: метод пяти пальцев.
Методы и приё мы:
- технология проблемного обучения: создание проблемной ситуации;
- технологии сохранения и укрепления здоровья: прогулка, подвижная игра, этафета;
- личностно-ориентированная технология: педагогическая поддержка, индивидуальная работа, индивидуальный подход;
- технология исследовательской деятельности : экспериментирование;
-технология безопасной жизнедеятельности: беседа о безопасном поведении во время прогулки.
Ход
Образовательная деятельность:
Сбор детей
Собрались все дети в круг
Ты мой друг, и ты мой друг
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я обнаружила письмо. Адрес: д/с Жемчужинка, группа Родничок
Хотите узнать, что в нем написано?
Письмо от детей из Африки
«Здравствуйте ребята из детского сада «Жемчужинка»! Пишут вам ребята из Африки. Мы слышали, что в вашей стране наступает время года осень, но про осень мы ничего не знаем. Расскажите, что такое осень!».
Воспитатель: О чем просят ребята из Африки? Расскажем про осень? А для того, чтобы было им интересно, мы снимем видео- ролик нашей прогулки.
Видео оператором у нас будет Ирина Александровна
Воспитатель:Сейчас, дети расскажут стихотворение Алексея Плещеева «Осень наступила»
- Ребята, как мы узнали, что наступила осень? (По признакам).
Какие признаки осени вы знаете?
Ответы детей с мячом
-Солнце светит, но греет слабо:
-день короче, а ночь длиннее;
- на деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад.
- небо серое, хмурое;
- часто идут дожди;
- перелетные птицы улетают на юг;
- дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку;
- люди надевают демисезонную одежду;
-собирают урожай овощей, фруктов и зерна;
Какие осенние месяцы вы знаете? Как они называются по народному календарю?
Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его назвали, рябинником? (потому что в это время появляется рябина)
Октябрь – листопадник (потому что опадают листья)
Ноябрь – зимник (становится холодно, как зимой)
Воспитатель: Правильно ребята, по всем этим признакам мы узнали, что наступила осень.
Воспитатель: Какие народные приметы, про осень вы знаете?
1. Если осень ненастная, то и весна будет дождливая.
2. Был дружный листопад – холодная зима.
4. Кошка прячет мордочку – на холод.
5. Редкие облака осенью предвещают ясную и холодную погоду
6. Сухая погода в этот день указывает на то, что холода наступят не скоро
7. Если первый снег в этот день выпал, то через 40 дней наступит настоящая зима.
8. Облака идут низко – ожидай стужи.
9. Если листья, осыпаясь, лягут изнанкой вверх – к теплой зиме, лицевой стороной вверх – к зиме холодной.
Воспитатель: Хотите проверить, какой нам ждать зимы.
(Дети рассматривают положение листьев и делают выводы. Если мнения разделились, подвести детей к тому, что положение листьев может меняться из-за ветра).
Воспитатель: Ребята, скажите пожалуйста, какая у нас сегодня погода? (ответы детей).
Действительно, сегодня прекрасная осенняя погода. По народному календарю нескоро наступят холода
Воспитатель:
-Как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья?
Дети: Листья украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит и питается
Проблемный вопрос:
Воспитатель:
- Вы хотите узнать, как устроен лист?
А для того, чтобы лучше рассмотреть, чем можно воспользоваться?
Ответы детей: воспользуемся увеличительным прибором – лупой.
Исследование №1стоение листа с помощью лупы
Воспитатель:
Рассмотрим сначала черешок. Что вы можете, о нем рассказать?
Дети: (это часть, которая соединяет лист с веткой,
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Как вы думаете, для чего они нужны?
Дети: через эти жилки листочки питаются влагой.
Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Какая она у вашего листочка.
Дети: верхушка листа бывает острой или округлой.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки, через которые листочки питаются влагой
Проблемный вопрос:
Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Исследование №2 «Почему лист зеленый?»
Воспитатель:
- Хотите выяснить, почему листья зелёные?
Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь возьмите камень и сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
( Дети: на ткани появились зеленые пятна).
- Это зеленое вещество из листочка называется - хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет.
Вывод детей: Когда наступает осень, становится холоднее и меньше солнечного света. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …
-какого цвета бывают листья у деревьев осенью? ( Дети: оранжевые, красные, коричневые).
Нас сейчас зовет игра – поиграем детвора. Вокруг себя повернитесь в осенние листочки превратитесь
П/И «Осень – осень у ворот»
Воспитатель: Какие красивые листочки! Что мы можем сделать из них?
Дети: картину на земле.
Предлагаю вам проявить свою фантазию и изобразить из природного материала осенние «Картины на земле» в стиле Ленд –арта. Ленд – ландшафт, Арт – искусство. (природа и творчество)
Воспитатель: вспомните Инструкцию, Ленд – Арта.
Выбрать природный материал.
На участке найти место для своего творчества.
Представить, что можно сделать из этого материала, и что конкретно будет выполнять каждый из вас
Реализовать свой замысел.
Придумать название.
Предлагаю разделиться, по желанию (парами, тройками).
Презентация работ.
Воспитатель: - Ребята, как вы думаете, мы про осень все рассказали? Поймут, дети из Африки, что такое Осень?
Выберите, пожалуйста, палец на руке, зажимайте пальцы при каждом ответе на вопрос
Мизинец: Понравилась ли вам прогулка?
Безымянный: О чём говорили?
Средний: Что интересного было сегодня на прогулке?
Указательный: Что нового вы узнали? (ответы детей).
Большой: С кем вы можете поделиться своими знаниями?
Видео ролик, снят! Сегодня по электронной почте, отправим детям в Африку
Воспитатель: Молодцы ребята!