Дарья Харитонова
Прогулка как компонент двигательного режима младших дошкольников
▼ Скачать +Заказ
Прогулка как компонент двигательного режима младших дошкольников
Харитонова Дарья
Студент, 44.02.01 Дошкольное образование, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Петрова Наталья Викторовна
преподаватель высшей категории, ГБПОУ «Дзержинский педагогический колледж», г. Дзержинск
Аннотация
Публикация «Прогулка как компонент двигательного режима младших дошкольников» размещена в разделах
Прогулка является важным компонентом двигательного режима младших дошкольников. Она способствует физическому развитию ребенка, укрепляет его здоровье и повышает иммунитет. Во время прогулок дети получают возможность разнообразить свой двигательный опыт, учатся координировать движения, улучшают баланс и координацию. Кроме того, прогулки способствуют развитию эмоциональной сферы ребенка, повышают его настроение и самооценку. В целом, прогулки являются неотъемлемой частью двигательного режима младших дошкольников и являются важным фактором их физического и эмоционального развития.
Ключевые слова: двигательная активность, движение, прогулка, трудовая деятельность детей, познавательная деятельность детей, самостоятельная деятельность детей, двигательная деятельность детей.
Двигательная активность - это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение - это врожденная, жизненная необходимость и потребность человека. Полное удовлетворение ее особенно важно в раннем и дошкольном возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма.
В. А. Муравьев одним из основных факторов оздоровления детей в детском саду выделяет прогулки с детьми. Прогулка является очень важным режимным моментом жизнедеятельности детей ДОУ. Цель прогулки – укрепление здоровья детей, развитие их физических и умственных способностей, воспитание любви к природным явлениям родного края. На прогулке решаются задачи физического, умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания детей. Правильно организованная и продуманная прогулка помогает осуществлять задачи всестороннего развития воспитанников.
По мнению И. И. Малоземовой, прогулка – это надежное средство укрепления здоровья и профилактики утомления. Пребывание на свежем воздухе положительно влияет на обмен веществ, способствует аппетиту, усвояемости питательных веществ и оказывает закаливающий эффект. Свет и солнечные лучи способствуют образованию в организме витамина Д, необходимого для укрепления костного аппарата.
Прогулка – это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Прогулка должна дать ребенку : разрядку, снять напряжение после статических, сосредоточенных занятий и создать у него жизнерадостное настроение, что обеспечивает соответствующий эмоциональный тонус для успешного физического и психического развития ребенка в иных условиях деятельности. Такое определение дал А. В. Кенеман.
Рекомендованная продолжительность ежедневных прогулок составляет 3-4 часа. Проводится она в любую погоду два раза в день (в первую и вторую половину дня, а летом вся жизнь детей переносится на открытый воздух (за исключением приема пищи и сна). В любое время года при проведении прогулки воспитатель обязан наблюдать за самочувствием и тепловым состоянием детей. В холодное время года не допускать переохлаждения, а в теплое – перегревания. В летний период обязан соблюдать питьевой режим на прогулке.
Традиционно прогулка включает в себя организацию с воспитанниками: познавательной (наблюдение за явлениями природы, растительным и животным миром, неживой природой); трудовую деятельность; двигательную и самостоятельную деятельность детей по их выбору и интересам.
Познавательная деятельность детей – известно, что ознакомление с предметами или явлениями дает наиболее оптимальный результат, если оно носит действенный характер. Необходимо предоставить детям возможность действовать с объектами в окружающем его мире. Предметами исследования старших дошкольников могут быть : вода («Цветная капелька», «Фонтанчики», «Водяные часы»); ветер («Откуда дует ветер», «Воздух занимает место»); песок («Узоры на песке», «Из чего построен дом»); явления неживой природы («Измерение тени взрослого и ребенка», «Изготовление солнечных часов»); живая природа «Живые часы», «Сколько лет дереву»). Кроме этого, рекомендуется использовать разнообразные дидактические задания и игры. Например, «Найди листок, который упал давно, вчера, сегодня», «Круглый год».
Трудовая деятельность детей – для ее организации воспитателю необходимо знать и соблюдать требования гигиены детского труда, правила охраны жизни и здоровья детей (использование не травмоопасных предметов, предметов, вызывающих аллергию и соответствующих возрастным особенностям детей). Трудовая деятельность планируется и проводится в любое время года. Зимой организуется работа со снегом; осенью, весной и летом - в цветнике и на огороде. Летом рекомендуется работать с детьми не в жаркие часы (утром и вечером); обязательно чередовать виды работы. Инвентарь должен соответствовать возрасту детей.
Двигательная деятельность детей - подвижные игры, эстафеты, физкультурные развлечения, разнообразные игровые упражнения с предметами и без них, упражнения с игровыми материалами: обручами, мячами, скакалками, ракетками, кеглями и т. д., это тот перечень двигательных форм, которые следует активно использовать на прогулке. Ежедневно рекомендуется планировать две подвижных игры (утром и вечером). Руководство организованной двигательной деятельностью на прогулке обеспечивает воспитатель группы. В любую минуту она обязана оказать детям помощь – при уточнении правил игры, распределении ролей, команд; подготовки мест для проведения эстафет, соревнований. Некоторые упражнения (ходьба по узкой дорожке, прыжковые упражнения) требуют непосредственного внимания и помощи взрослого - страховка, поддержка, совместное выполнение движений.
Самостоятельная деятельность детей – на прогулке дети находятся в тесном контакте с природой, они приспосабливаются к условиям сезона и погоды, что существенно влияет на содержание игр детей. Зимой преобладают физкультурные упражнения (катание на ледяной дорожке, на санках, на горке); конструктивные игры.
Участвуя в играх самостоятельно, Л. П. Матвеев считает, что дети организуются в небольшие группы, свободно бегают, прыгают, догоняют друг друга, упражняются в метании, играют с мячом, со скакалкой. Такие игры ценны тем, что каждый ребенок может проявить инициативу и выполнить задуманное. Роль воспитателя заключается в организации условий для самостоятельной деятельности (необходимое оборудование участка, выносной материал: атрибуты, игрушки, модульный материал и пр.).
Список литературы:
1. Адашкявичене, Э. Й. Спортивные игры и упражнения в детском саду : книга для воспитателя детского сада / Э. Й. Адашкявичене. – Москва : Просвещение, 1992. - 159 с.
2. Волошина, Л. Н. Играйте на здоровье! : программа и технология физического воспитания детей 3-7 лет / Л. Н. Волошина, Т. В. Курилова. – Белгород : Белый город, 2017. — 239 с.
3. Егоров, Б. Б. Оздоровительно-воспитательная технология «Здоровый дошкольник» / Б. Б. Егоров. – Москва : Научно-технический центр, 2020. – 196 с.
4. Завьялова, Т. П. Теория и методика физического воспитания дошкольников : учебное пособие для академического бакалавриата / Т. П. Завьялова, И. В. Стародубцева - 2-е изд. - Тюменский государственный университет. - Москва : Юрайт, 2019. - 350 с. - ISBN 978-5-534-11218-4. - URL : https://urait.ru/bcode/476794 ( дата обращения : 10.10.2022).