Козлова Галина
Программа «Этикет и культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы
Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение
«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»
отделение социальная гостиница
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ»
Направленность программы : социально-педагогическая
Срок реализации программы : 1 год
Составитель:
воспитатель Козлова Г. А.
Содержание
1. Пояснительная записка. ….….…. 3
Публикация «Программа „Этикет и культура общения“» размещена в разделах
- Вежливость, этикет, культура поведения и общения
- Речевой этикет, культура общения
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
2. Направленность программы. …3
3. Новизна программы ….3
4. Актуальность программы…4
5. Педагогическая целесообразность. …. 4
6. Цель программы. …4
7. Задачи программы…. 4
8. Отличительные особенности…. ….4
9. Принципы и подходы к реализации программы…4
10. Прогнозируемые результаты. …4
11. Способы оценки качества результатов освоения программы ….5
12. Учебный план …. 5
13. Тематическое планирование. .…6
14. Условия реализации программы….9
15. Список литературы….…10
Пояснительная записка
На сегодняшний день проблема духовно - нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Особенно актуальна она для выпускников сиротских учреждений, так как, зачастую, знания в области культуры общения и этикета, поведения в социуме усвоены недостаточно из-за ограниченности воспитательной работы в этом направлении.
Отсутствие коммуникативных умений и навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, ведет к неестественности в поведения, ошибкам, скованности, а также демонстративному и асоциальному поведению.
Для того, чтобы клиенты научились правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни, составлена данная программа.
Направленность программы
Социально-педагогическая, духовно – нравственная.
Новизной данной программы по этикету от уже существующих программ можно считать то, что в содержании программы заложено не только овладение элементарными нормами поведения в современном обществе, но и формирование способности анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям.
Актуальность программы заключается в соответствии идеи программы задачам, принятым международным сообществом в области образования.
Образование сегодня призвано дать ребенку шанс на успех, предоставить знания и способ их приобретения, т. е. чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на становление ключевых компетенции, такие как:
Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда; оценивать собственные профессиональные возможности; ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений; наличие навыков самоорганизации);
Компетентность в сфере гражданско-общественной (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);
Компетентность в сфере бытовой (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и прочие);
Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, в выборе путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.
Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности формирования на ее содержании всех видов ключевых компетенций, подготовки к жизни в обществе образованных воспитанных и культурных людей.
У выпускников детских домов существует проблема, связанная с недостаточным развитием этических норм поведения, поэтому данная программа является актуальной в воспитательной работе социальной гостиницы.
Цель программы
Социализация клиентов гостиницы через приобщение к нормам этикета и общения.
Задачи программы
1. Дать знания о человеке и человеческих отношениях в обществе; о простых нормах и правилах нравственности и культуры поведения.
2. Формировать умения и устойчивые навыки культурного поведения, нравственный опыт.
3. Развивать коммуникативные умения, этические нормы поведения.
4. Развивать нравственную самооценку, готовность к самоанализу.
Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является формирование разносторонней личности, следование высоким моральным принципам.
Принципы и подходы к реализации программы
Программа рассчитана на выпускников детских домов, клиентов социальной гостиницы в возрасте 18-23 лет, предусматривает занятия в количестве 32 часов, длительностью 40-45 минут каждое.
Количество часов и длительность занятий примерные и могут быть изменены, исходя из специфики учреждения сферы социальной защиты населения, каковым и является социальная гостиница, и в силу особенностей и потребностей клиентов гостиницы.
Предполагаемые формы занятий: лекции, беседы, экскурсии, практические занятия, проводятся в формате микро-групп (3-4 человека)
Прогнозируемые результаты
• Повышение культурного уровня;
• Овладение знаниями по этикету;
• Применение на практике полученных знаний;
• Развитие коммуникативных навыков;
• Воспитание толерантности;
• Умение формулировать понятие “этикет”;
• Сформированное значение роли этикета в жизни людей;
• Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;
• Сформированные навыки в общественных местах;
• Сформированный навык сервировки стола;
• Умение пользоваться столовыми приборами.
Способы оценки качества результатов освоения программы
Для оценивания результатов освоения программы клиентами гостиницы предусмотрены: тестовые задания, адаптированные в соответствии с заявленными темами и программным содержанием. Планируются к проведению после освоения темы в виде экспресс-диагностических заданий с дальнейшим обсуждением возможных ошибок. (Источник - интернет сайт «Этикет от А до Я» https://www.etiket.ru)
Учебный план
1) «Из истории этикета» - 2 теоретических занятия;
2) «Общение и взаимоотношения людей» - 6 теоретических и 4 практических занятий;
3) «Поведение в общественных местах» - 5 теоретических занятий;
4) «Внешний вид» - 2 теоретических и 1 практическое занятия;
5) «Гостеприимство» - 7 теоретических и 4 практических занятий;
6) «Печальный этикет» - 1 теоретическое занятие.
Итого: всего 32 занятия; 23 теоретических и 9 практических занятий
Тематическое планирование
1) Тема занятия: «Из истории этикета»,
Примерное планирование: Происхождение понятия, аспекты и виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время.
Задача: Дать понятие о происхождении этикета, его значении и роли в нашей жизни.
Форма работы: беседа
Количество занятий 2 занятия
2) «Общение и взаимоотношения людей» 10 занятий
2.1. Тема занятия: «Приветствуем друг друга»
Примерное планирование: Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.
Задача: Формировать правила хорошего тона.
Форма работы: лекция
Количество занятий: 1 занятие
2. 2 Тема занятия:“Давайте знакомиться”
Примерное планирование: Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.
Задача: Развивать умения вести себя в соответствии с правилами этикета.
Форма работы: Беседа; практическое занятие (тестирование, инсценировка ситуаций по теме).
Количество занятий: 2 занятия
2.3. Тема занятия: “Правила хорошего тона”
Примерное планирование: Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.
Задача: Формировать навык общения друг с другом.
Форма работы: Лекция – беседа; практическое занятие
Количество занятий: 2 занятие
2.4. Тема занятия: «В мире вежливости»
Примерное планирование: Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.
Задача: Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.
Форма работы: Лекция-беседа
Количество занятий: 1 занятие
2.5. Тема занятия: «Пишем письма»
Примерное планирование: Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.
Сетевой этикет.
Задача: Учить культуре написания и построения письма.
Форма работы: Беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме).
Количество занятий: 2 занятия
2.6. Тема занятия: “Беседа по телефону”
Примерное планирование: Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.
Задача: Формирование навыков общения по телефону.
Форма работы: Беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)
Количество занятий: 2 занятия
3. «Поведение в общественных местах» 5 занятия
3.1. Тема занятия:«Ох уж эти пассажиры!”
Примерное планирование: Правила поведения в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах.
Задача: Формирование навыков поведения в общественном транспорте.
Форма работы : Лекция - беседа
Количество занятий: 1 занятие
3.2. Тема занятия: «Ах, вернисаж!»
Примерное планирование: правила поведения в кафе, кинотеатре и т. д.
Задача: Формирование навыков поведения в местах досуга.
Форма работы: Беседа; Экскурсия в музей
Количество занятий: 2 занятие
3.3. Тема занятия: «Повседневный этикет»
Примерное планирование: Правила поведения на улице. Курение.
Задача: Формирование навыков поведения на улице.
Форма работы: Беседа
Количество занятий: 2 занятие
4. «Внешний вид» 3 занятия
4.1. Тема занятия: «Внешний вид»
Примерное планирование: Гардероб мужчины, гардероб женщины. Как подобрать обувь. Прическа макияж. Домашняя одежда.
Задача: Привить навыки ухода за собой. Личная гигиена.
Форма работы: Лекция- беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)
Количество занятий: 3 занятия
5. «Гостеприимство» 11 занятий
5.1. Тема занятия «Милости просим”
Примерное планирование: Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу
Задача: Формировать правила поведения и культуру гостеприимства.
Форма работы: Беседа; лекция; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)
Количество занятий: 4 занятия
5.2. Тема занятия «Красота на столе и за столом”
Примерное планирование: Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.
Задача: Формировать навыки и умения пользования столовыми приборами.
Форма работы: Лекция-беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)
Количество занятий: 3 занятия
5.3. Тема занятия: «Семь бед – один обед…”
Примерное планирование: Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.
Задача: Формирование культуры поведения за столом.
Форма работы: Лекция-беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)
Количество занятий: 4 занятия
6. Тема занятия «Печальный этикет»
Примерное планирование:Понятие печальный этикет. Похороны. Поминки. Годовщины.
Задача: Дать понятие о печальном этикете, о его роли в нашей жизни.
Форма работы: Лекция-беседа
Количество занятий: 1 занятие
Условия реализации программы
Для успешной реализации программы имеются следующие материально технические условия:
- учебный кабинет оснащенный мебелью, соответствующей возрасту клиентов;
- дидактический материал:
а) презентации;
б) художественная литература;
в) иллюстрационный материал;
- карандаши, фломастеры, бумага;
- телевизор;
- ноутбук;
Список литературы
1. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах М. -1988
2. Гусев И. Е. Этикет от А до Я. Энциклопедия Минск - 1999
3. Гальперина Д., Языкова Г. Магистр вежливых наук М. - 1991
4. Иванова В. И. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники М. - 2001
5. Кобзева В. В. Этикет в вопросах и ответах М. - 2000
6. Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, задачах и картинках Екатеринбург - 2000
7. Мигалатий Б. С. Этикет за столом СПб - 1996
8. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравиться другим М. -1999
9. Равич М. М. Современный этикет. Курс лекций 2002
10. Рукавчук Г. Н. Энциклопедия этикета СПб 1996
11. Рольф М. Этикет. Энциклопедия М. -2000