Приложение МААМ

Программа «Этикет и культура общения»

Козлова Галина
Программа «Этикет и культура общения»
▼ Скачать + Заказать документы

Санкт-Петербургское государственное бюджетное учреждение

«Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних «Воспитательный дом»

отделение социальная гостиница

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ЭТИКЕТ И КУЛЬТУРЫ ОБЩЕНИЯ»

Направленность программы : социально-педагогическая

Срок реализации программы : 1 год

Составитель:

воспитатель Козлова Г. А.

Содержание

1. Пояснительная записка. ….….…. 3

Публикация «Программа „Этикет и культура общения“» размещена в разделах

2. Направленность программы. …3

3. Новизна программы ….3

4. Актуальность программы…4

5. Педагогическая целесообразность. …. 4

6. Цель программы. …4

7. Задачи программы…. 4

8. Отличительные особенности…. ….4

9. Принципы и подходы к реализации программы…4

10. Прогнозируемые результаты. …4

11. Способы оценки качества результатов освоения программы ….5

12. Учебный план …. 5

13. Тематическое планирование. .…6

14. Условия реализации программы….9

15. Список литературы….…10

Пояснительная записка

На сегодняшний день проблема духовно - нравственного воспитания, считается одной из основных проблем в нашем обществе. Особенно актуальна она для выпускников сиротских учреждений, так как, зачастую, знания в области культуры общения и этикета, поведения в социуме усвоены недостаточно из-за ограниченности воспитательной работы в этом направлении.

Отсутствие коммуникативных умений и навыков поведения в обществе, получаемых в детстве, впоследствии вселяет в человека неуверенность в себе, ведет к неестественности в поведения, ошибкам, скованности, а также демонстративному и асоциальному поведению.

Для того, чтобы клиенты научились правильно общаться с окружающими людьми и чувствовать себя уверенными во всех ситуациях, с которыми они могут столкнуться в жизни, составлена данная программа.

Направленность программы

Социально-педагогическая, духовно – нравственная.

Новизной данной программы по этикету от уже существующих программ можно считать то, что в содержании программы заложено не только овладение элементарными нормами поведения в современном обществе, но и формирование способности анализировать свои поступки, свое отношение к другим людям, культуре и культурным ценностям.

Актуальность программы заключается в соответствии идеи программы задачам, принятым международным сообществом в области образования.

Образование сегодня призвано дать ребенку шанс на успех, предоставить знания и способ их приобретения, т. е. чтобы процесс обучения и воспитания был направлен на становление ключевых компетенции, такие как:

Компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности;

Компетентность в сфере социально-трудовой деятельности (в том числе умение анализировать ситуацию на рынке труда; оценивать собственные профессиональные возможности; ориентироваться в нормах и этике трудовых взаимоотношений; наличие навыков самоорганизации);

Компетентность в сфере гражданско-общественной (выполнение роли гражданина, избирателя, потребителя);

Компетентность в сфере бытовой (включая аспекты собственного здоровья, семейного быта и прочие);

Компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, в выборе путей и способов использования свободного времени, культурно и духовно обогащающих личность.

Педагогическая целесообразность данной программы заключается в возможности формирования на ее содержании всех видов ключевых компетенций, подготовки к жизни в обществе образованных воспитанных и культурных людей.

У выпускников детских домов существует проблема, связанная с недостаточным развитием этических норм поведения, поэтому данная программа является актуальной в воспитательной работе социальной гостиницы.

Цель программы

Социализация клиентов гостиницы через приобщение к нормам этикета и общения.

Задачи программы

1. Дать знания о человеке и человеческих отношениях в обществе; о простых нормах и правилах нравственности и культуры поведения.

2. Формировать умения и устойчивые навыки культурного поведения, нравственный опыт.

3. Развивать коммуникативные умения, этические нормы поведения.

4. Развивать нравственную самооценку, готовность к самоанализу.

Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих образовательных программ является формирование разносторонней личности, следование высоким моральным принципам.

Принципы и подходы к реализации программы

Программа рассчитана на выпускников детских домов, клиентов социальной гостиницы в возрасте 18-23 лет, предусматривает занятия в количестве 32 часов, длительностью 40-45 минут каждое.

Количество часов и длительность занятий примерные и могут быть изменены, исходя из специфики учреждения сферы социальной защиты населения, каковым и является социальная гостиница, и в силу особенностей и потребностей клиентов гостиницы.

Предполагаемые формы занятий: лекции, беседы, экскурсии, практические занятия, проводятся в формате микро-групп (3-4 человека)

Прогнозируемые результаты

• Повышение культурного уровня;

• Овладение знаниями по этикету;

• Применение на практике полученных знаний;

• Развитие коммуникативных навыков;

• Воспитание толерантности;

• Умение формулировать понятие “этикет”;

• Сформированное значение роли этикета в жизни людей;

• Доброжелательное отношение к взрослым и сверстникам;

• Сформированные навыки в общественных местах;

• Сформированный навык сервировки стола;

• Умение пользоваться столовыми приборами.

Способы оценки качества результатов освоения программы

Для оценивания результатов освоения программы клиентами гостиницы предусмотрены: тестовые задания, адаптированные в соответствии с заявленными темами и программным содержанием. Планируются к проведению после освоения темы в виде экспресс-диагностических заданий с дальнейшим обсуждением возможных ошибок. (Источник - интернет сайт «Этикет от А до Я» https://www.etiket.ru)

Учебный план

1) «Из истории этикета» - 2 теоретических занятия;

2) «Общение и взаимоотношения людей» - 6 теоретических и 4 практических занятий;

3) «Поведение в общественных местах» - 5 теоретических занятий;

4) «Внешний вид» - 2 теоретических и 1 практическое занятия;

5) «Гостеприимство» - 7 теоретических и 4 практических занятий;

6) «Печальный этикет» - 1 теоретическое занятие.

Итого: всего 32 занятия; 23 теоретических и 9 практических занятий

Тематическое планирование

1) Тема занятия: «Из истории этикета»,

Примерное планирование: Происхождение понятия, аспекты и виды этикета. Значение этикета в прошлом столетии и в настоящее время.

Задача: Дать понятие о происхождении этикета, его значении и роли в нашей жизни.

Форма работы: беседа

Количество занятий 2 занятия

2) «Общение и взаимоотношения людей» 10 занятий

2.1. Тема занятия: «Приветствуем друг друга»

Примерное планирование: Приветствие – одна из форм вежливости. Роль приветствия в жизни людей. Формы приветствия и прощания. Правила хорошего тона. Интонации при приветствии.

Задача: Формировать правила хорошего тона.

Форма работы: лекция

Количество занятий: 1 занятие

2. 2 Тема занятия:“Давайте знакомиться”

Примерное планирование: Роль знакомства в жизни и общении людей. Правила поведения при знакомстве. Виды знакомств. Представление людей друг другу. Формы проявления интереса к человеку.

Задача: Развивать умения вести себя в соответствии с правилами этикета.

Форма работы: Беседа; практическое занятие (тестирование, инсценировка ситуаций по теме).

Количество занятий: 2 занятия

2.3. Тема занятия: “Правила хорошего тона”

Примерное планирование: Обращение –одна из форм речевого этикета. Зависимость обращения людей друг другу, независимо от возраста, пола, социального положения. Формы обращения.

Задача: Формировать навык общения друг с другом.

Форма работы: Лекция – беседа; практическое занятие

Количество занятий: 2 занятие

2.4. Тема занятия: «В мире вежливости»

Примерное планирование: Культура общения при разговоре. Формы выражения просьбы, благодарности, сочувствия. Искусство ведения разговора. Роль общения в жизни людей.

Задача: Воспитывать культуру этикета в общении с людьми.

Форма работы: Лекция-беседа

Количество занятий: 1 занятие

2.5. Тема занятия: «Пишем письма»

Примерное планирование: Письмо – средство связи и общения между людьми. Культура письма, стиль, тон, внешнее оформление. Традиционное построение писем, аккуратность и разборчивость написания. Ответ на письмо, своевременность ответа.

Сетевой этикет.

Задача: Учить культуре написания и построения письма.

Форма работы: Беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме).

Количество занятий: 2 занятия

2.6. Тема занятия: “Беседа по телефону”

Примерное планирование: Телефон в нашей жизни. Номера телефонов, которые должен знать каждый (01, 02, 03, ситуации обращения, данные, которые необходимо сообщить. Построение разговора по телефону.

Задача: Формирование навыков общения по телефону.

Форма работы: Беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)

Количество занятий: 2 занятия

3. «Поведение в общественных местах» 5 занятия

3.1. Тема занятия:«Ох уж эти пассажиры!”

Примерное планирование: Правила поведения в общественном транспорте. Виды транспорта. Выработка правил поведения. Безопасность на дорогах.

Задача: Формирование навыков поведения в общественном транспорте.

Форма работы : Лекция - беседа

Количество занятий: 1 занятие

3.2. Тема занятия: «Ах, вернисаж!»

Примерное планирование: правила поведения в кафе, кинотеатре и т. д.

Задача: Формирование навыков поведения в местах досуга.

Форма работы: Беседа; Экскурсия в музей

Количество занятий: 2 занятие

3.3. Тема занятия: «Повседневный этикет»

Примерное планирование: Правила поведения на улице. Курение.

Задача: Формирование навыков поведения на улице.

Форма работы: Беседа

Количество занятий: 2 занятие

4. «Внешний вид» 3 занятия

4.1. Тема занятия: «Внешний вид»

Примерное планирование: Гардероб мужчины, гардероб женщины. Как подобрать обувь. Прическа макияж. Домашняя одежда.

Задача: Привить навыки ухода за собой. Личная гигиена.

Форма работы: Лекция- беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)

Количество занятий: 3 занятия

5. «Гостеприимство» 11 занятий

5.1. Тема занятия «Милости просим”

Примерное планирование: Приглашение в гости, способы приглашения. Подготовка к приёму гостей. Законы гостеприимства. Основные правила поведения в гостях. Встреча гостей. Приглашение за стол. Угощение за столом и умение вести беседу

Задача: Формировать правила поведения и культуру гостеприимства.

Форма работы: Беседа; лекция; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)

Количество занятий: 4 занятия

5.2. Тема занятия «Красота на столе и за столом”

Примерное планирование: Понятие сервировки стола. Эстетика украшения блюд на столе. Правила пользования столовыми приборами во время трапезы. Хорошие манеры за столом.

Задача: Формировать навыки и умения пользования столовыми приборами.

Форма работы: Лекция-беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)

Количество занятий: 3 занятия

5.3. Тема занятия: «Семь бед – один обед…”

Примерное планирование: Правила поведения за столом во время принятия пищи. История возникновения столовых приборов. Правила пользования приборами. Как и что есть за столом.

Задача: Формирование культуры поведения за столом.

Форма работы: Лекция-беседа; практическое занятие (инсценировка ситуаций по теме)

Количество занятий: 4 занятия

6. Тема занятия «Печальный этикет»

Примерное планирование:Понятие печальный этикет. Похороны. Поминки. Годовщины.

Задача: Дать понятие о печальном этикете, о его роли в нашей жизни.

Форма работы: Лекция-беседа

Количество занятий: 1 занятие

Условия реализации программы

Для успешной реализации программы имеются следующие материально технические условия:

- учебный кабинет оснащенный мебелью, соответствующей возрасту клиентов;

- дидактический материал:

а) презентации;

б) художественная литература;

в) иллюстрационный материал;

- карандаши, фломастеры, бумага;

- телевизор;

- ноутбук;

Список литературы

1. Гольдникова А. Хорошие манеры в рисунках и примерах М. -1988

2. Гусев И. Е. Этикет от А до Я. Энциклопедия Минск - 1999

3. Гальперина Д., Языкова Г. Магистр вежливых наук М. - 1991

4. Иванова В. И. Этикет. Путешествия, бизнес, праздники М. - 2001

5. Кобзева В. В. Этикет в вопросах и ответах М. - 2000

6. Лихачева Л. С. Уроки этикета в рассказах, задачах и картинках Екатеринбург - 2000

7. Мигалатий Б. С. Этикет за столом СПб - 1996

8. Потапов С., Вакса О. Этикет для подростков, или искусство нравиться другим М. -1999

9. Равич М. М. Современный этикет. Курс лекций 2002

10. Рукавчук Г. Н. Энциклопедия этикета СПб 1996

11. Рольф М. Этикет. Энциклопедия М. -2000

Публикации по теме:

Беседа «Этикет за столом» в начальной школеБеседа «Этикет за столом» в начальной школе Задачи: Обучающие: - вызвать интерес детей к манере их поведения за столом; - учить правильно пользоваться столовыми приборами. Развивающие:.

Конспект музыкального занятия «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятие «Этикет для малышей» Открытое музыкальное занятия «Этикет для малышей» для старшего дошкольного возраста подготовила.

Консультация для родителей «Культура общения»Консультация для родителей «Культура общения» Культура общения. Консультация для родителей. Задача родителей и педагогов – воспитывать у ребенка культуру общения. Какие наиболее важные.

Мастер-класс «Лото «Этикет»Мастер-класс «Лото «Этикет» Приобщать к этикету дошкольников необходимо с малых лет. Немаловажным в этом считается ознакомление детей с посудой и ее назначением. Сушествуют.

Памятка для родителей «Культура общения вашего ребенка» Воспитание культуры общения в условиях современной жизни определяется востребованностью общества и каждой личности в отдельности. В процессе.

Памятка для родителей «Этикет для малышей». Презентация Воспитать ребёнка, это значит научить его хорошим манерам. Но, для начала давайте разберёмся, что именно стоит за этим понятием – этикет?.

Презентация «Этикет для детей» Презентация по теме недели «Этикет для детей» В рамках тематической недели в нашем детском саду проводился конкурс «Этикет для детей». В.

Программа по развитию межличностного общения для обучающихся 5–6-х классов «Планета моего настроения» О. А. Смородина, педагог-психолог высшей категории МБОУ «СШ № 23 с углубленным изучением иностранных языков», г. Нижневартовск, ХМАО, Тюменская.

Сценарная карточка дня «Этикет в транспорте» для старшей группы Сценарная карточка дня «Этикет в транспорте» для старшей группыАвтор: Кожанова Е. М. Дата:__06.02.18___Тема модуля: «Взрослые и дети».

Этикет для малышей «Как вести себя за столом» ЭТИКЕТ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ " КАК ВЕСТИ СЕБЯ ЗА СТОЛОМ " Ребятки, этикет включает в себя так много правил, что их не в состоянии запомнить, даже.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Этикет и культура общения»
Опубликовано: 14 мая 2021 в 19:11
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Этикет и культура общения»» (включая файлы) размещена пользователем Козлова Галина (УИ 2600452) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 декабря. День зимовья зверей

 С наступлением зимней поры изменения происходят не только в природе, но и в жизни птиц и зверей. Все дикие животные выработали свои способы пережить холод и голод долгой зимы.

6 декабря. День памяти великого князя Александра Невского. Передвижка

ИмяАлександра Невского— одно из самых славных в истории нашей страны. Его жизнь и ратные подвиги могут служить лучшим примером для подрастающего поколения.




РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД