Ахунова Рина
Программа экологической направленности «Эколята-дошколята»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
Ведение
I. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка.
1.2. Цели и задачи по освоению Рабочей Программы
1.3. Принципы обучения
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности воспитанников групп
1.5. Планируемые результаты освоения программы
1.6. Педагогическая диагностика
II. Содержательный раздел
2.1. Учебно-тематический план
III.Организационный раздел
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
3.2. Требование к кадровому обеспечению
3.3 Требование к методическому обеспечению
Публикация «Программа экологической направленности „Эколята-дошколята“» размещена в разделах
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
3.4. Ссылка на электронный образовательный ресурс:
Образовательная социальная сеть https://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2023/06/23/ekolyata-doshkolyata
Введение
Всё – хорошее в людях из детства!
Как истоки добра пробудить?
Прикоснуться к природе всем сердцем:
Удивиться, узнать, полюбить!
Мы хотим, чтоб земля расцветала,
И росли, как цветы, малыши,
Чтоб для них экология
стала не наукой, а частью души!
Каждое поколение стремиться усвоить мудрость, накопленную человечеством, просеянную через сито времени. Но мудрость – не постулат, а пропущенное через сознание, подчас выстраданное отношение к жизни. Так считали древние философы, пытаясь обрести духовность посредством общения с природой. Так вероятно, полагаем и мы, современники, когда в воскресные дни устремляемся за город в надежде слиться с природой, очиститься в ней и душой и помыслами.
Но приходят будни, и умиление природой с лёгкостью сменяется потребительским к ней отношением, мы становимся иногда, нетерпеливы, грубы, души наши черствеют. Мы даже не осознаём, что давно противопоставили себя природе. Разучились жить с ней в ладу, слышать её голос. Ощущать её дыхание. И природа напоминает нам об этом – природные катаклизмы наглядное тому подтверждение.
Но хочется верить, что мудрость древних философов всё же откроется нашим детям, и они поймут, что только в гармонии с природой, а значит и с самим собой, можно осознать себя человеком, способным приумножать добро. И задача взрослых – помочь им в этом.
Первой ступенью организации экологического образования детей должно и может стать дошкольное образовательное учреждение, так как именно в дошкольном возрасте дети делают «первые шаги» в прекрасный мир природы, богатый красками, звуками, запахами, мир, развивающий все потенциальные возможности ребёнка. Именно в этом возрасте взрослые должны помочь ребёнку ощутить себя частью этой природы.
I.Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
Данная программа «Эколята-дошколята» (далее Программа) для детей старшего дошкольного возраста от 6-7 лет составлена на основе парциальной программы «Юный эколог» С. Н. Николаевой и в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее - ФГОС ДО). Программа включена в часть, формируемую участниками образовательных отношений Основной общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад «Белоснежка».
Программа «Эколята-дошколята», является дополнением образовательной области «Познавательное развитие» и учитывает новейшие достижения науки, практики и отечественной педагогики.
Формы образовательной деятельности, указанные в Программе – занятие, экскурсии, акции, проекты и др.
Содержание образовательной деятельности в данной Программе направлено на формирование у детей осознанно-правильного отношения к окружающим их объектам природы.
Нормативно-правовые акты:
ФЗ №273 от 29.12.2012г. «Об образовании РФ»;
Федеральный закон РФ «Об охране окружающей среды»;
Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного стандарта дошкольного образования»;
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 "Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 18 декабря 2020 г., регистрационный № 61573) (далее - постановление № 28);
«Указ Президента Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» №236 от 04.02.1994г. (с учетом Декларации Конференции ООН по окружающей среде и развитию, подписанной Россией, соответствующие постановления Правительства возводят экологическое образование в разряд первостепенных государственных проблем.
Указанные документы подразумевают создание в регионах страны системы непрерывного экологического образования, первым звеном которого является дошкольное. Именно в этом возрасте закладываются основы мировоззрения человека, его отношения к окружающему миру.
1.2. Цели и задачи по освоению рабочий программы
Цель: Формирование у детей системы ценностных отношений к природе, животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
Дать детям знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира, показать неповторимость и красоту родной природы;
• Способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• Расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• Способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
• Воспитывать у детей культуру Природолюбия.
1.3. Принципы обучения:
Принцип интеграции: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания с эстетическим, интеллектуальным, физическим развитием и трудовым воспитанием.
Педоцентрический: отбор наиболее актуальных для детей данного возраста знаний, необходимых для индивидуального психического и личностного развития каждого обучающегося, предоставление каждому воспитаннику возможности удовлетворить свои познавательные интересы.
Культурологический: воспитание строится в соответствии с ценностями, нормами и особенностями существования животного и растительного мира, с учётом своего края и возможностями восприятия дошкольника.
Краеведческий: используя местное окружение, проводятся экскурсии на природу. Принцип непрерывности и преемственности: воспитание в семье и в детском саду на основе сотрудничества.
1.4. Возрастные и индивидуальные особенности.
В возрасте 6 - 7 лет происходит расширение и углубление представлений детей об окружающем мире. Ребенок уже целенаправленно, последовательно обследует внешние особенности природных объектов. При этом он ориентируется не на единичные признаки, а на весь комплекс. К концу дошкольного возраста существенно увеличивается устойчивость непроизвольного внимания, что приводит к меньшей отвлекаемости детей. Сосредоточенность и длительность деятельности ребенка зависит от ее привлекательности для него. В этом возрасте продолжается развитие наглядно-образного мышления, которое позволяет ребенку решать более сложные задачи с использованием обобщенных наглядных средств и обобщенных представлений о свойствах различных предметов и явлений.
1.5. Планируемые результаты освоения программы.
- повышена общая культура ребёнка;
- повышен уровень познавательных интересов, наблюдательность;
- сформирована основа экологической культуры и культуры природолюбия у детей;
- сформированы устойчивые навыки поведения в природном окружении;
- сформирован у ребёнка внутренний мир и система ценностных отношений к окружающей среде;
- развита внутренняя потребность любви к природе, участию в природоохранной и экологической деятельности;
- преобразована групповая зона и участок детского сада;
- расширен общий кругозор детей, развита творческая способность.
Практические результаты в ходе реализации Программы
Продукт деятельности детей:
- рисунки детей на экологическую тематику;
- модели и схемы экологии Земли; - творческие работы;
- посадочный материал (посадка семян на рассаду);
Продукт деятельности педагогов:
- разработка и оформление проекта;
- внедрение инновационных технологий;
- разработка технологий экспериментальной деятельности;
- разработка конспектов ООД по тематике проекта;
- презентация текущий мероприятий и итогов проекта;
- консультации и информационный материал по работе с родителями (брошюры, памятки, консультации и т. д.);
- тематические стенды и выставки;
- сценарии и конспекты музыкальных, спортивных, тематических мероприятий.
1.6. Педагогическая диагностика усвоения Программы
Педагогический мониторинг по Программе проводится 2 раза в год: Октябрь, Апрель.
Количественный анализ результатов мониторинга
ФИО Ребенка № п/п
- имеет представление о поведении в естественных природных условиях (в лесу; у реки; на поляне и др.);
- имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений.
- владеет умением и представлением о сортировки бытовых отходов.
- имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира.
- имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов.
- имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении.
- имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями: рыхление, полив, прополка. -имеет представления об изменениях климата и водных ресурсах.
-имеет элементарные представления о значении солнечной системы, об уникальности земли и других планетах. Умение проводить простейшие опыты,создание правил безопасности. Умение вести наблюдения за обьектами живой и неживой природы. Общие показатели ознакомления детей с миром.
Условные обозначения:
3 - высокий уровень
2 – средний уровень
1 – низкий уровень
Критерии уровней развития детей
Высокий уровень – ребенок правильно отвечает на поставленный вопрос, понимает смысл.
Средний уровень – ребенок затрудняется с ответом, может ответить с помощью наводящих вопросов.
Низкий уровень – ребенок не может ответить на поставленный вопрос.
II. Содержательный раздел
2.1. Календарно – тематическое планирование согласно датам Международного экологического календаря.
сроки тема Цель занятия
Сентябрь
1неделя Планета Земля в опасности! Дать детям представление о том, что планета Земля- это громадный шар. Большая часть земного шара покрыта водой-океанами и морями. Кроме воды есть материки-твердая земля-суша. Планета Земля сейчас в опасности. Чтобы спасти нашу планету, надо с детства любить природу, изучать ее, правильно с ней обращаться.
2 неделя Экскурсия «В гости к Листопаду»
Поведение в природе. Объяснить детям взаимосвязь человека с природой. Знакомить с правилами поведения на природе и возможными опасностями, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. Обобщить и систематизировать знания детей об осени. Учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме.
3 неделя 7сентября Международный день чистого воздуха. «Что мы знаем о воздухе. Приборы- помощники».
Опыт. «Экспериментирование с воздухом (вдох – выдох)
Систематизировать знания о свойствах воздуха. Уточнить значение воздуха в жизни человека и других живых организмов. Познакомить с термометром: для чего он используется, как действует, измерение температуры воздуха.
Расширять представление о воздухе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, от времени, в течение которого человек может находиться без воздуха.
Октябрь
1 неделя «Осень, осень в гости просим»
Закреплять представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы.
2 неделя Животные нашего края. Жизнь животных осенью.
Познакомить детей с представителями животного мира родного края; расширить и закрепить представления дошкольников о диких и домашних животных; рассмотреть влияние сезонных изменений на жизнь диких животных.
3 неделя Насекомые и их подготовка к зиме.
Актуализировать имеющиеся у детей представления о насекомых; дополнить знания об их отличительных признаках.
4 неделя 4 октября Всемирный день защиты животных «Они просят защиты». формирование бережного отношения к домашним и диким животным, формировать активную жизненную позицию; воспитывать ответственность за живое существо. Активизировать познавательный интерес детей к природе родного края и способствовать повышению уровня экологической культуры дошкольников.
Ноябрь
1 неделя Чтение и обсуждение литературных произведений о природе, об охране природы.
Формировать элементарные экологические представления о природе посредством произведений Н. Сладкова.
2 неделя 12 ноября Синичкин день: «Пернатые друзья»
Познакомить детей с особенностями празднования по народному календарю праздника «Синичкин День». Формировать представления детей о жизни синицы, её особенностях; о других зимующих птицах. Воспитывать заботливое отношение и интерес к зимующим птицам; взаимовыручку, дружеские взаимоотношения.
3 неделя Конкурс поделок: «Птичья столовая»
Развитие творческой и практической деятельности по охране и защите птиц;Воспитание у детей любви к родной природе, навыков бережного и ответственного отношения к её обитателям;
4 неделя 15ноября День вторичной переработки: «Вторая жизнь бутылки»
Изготовление поделок из промышленных и бытовых отходов.
Развивать познавательный интерес к миру природы;
формировать экологическое сознание и чувство уважения к планете, на которой ты живешь;
Дать «вторую жизнь» пластиковой бутылке, сделав оригинальную, полезную, красивую вещь. Кратко ознакомить, что представляет собой пластиковая бутылка, и на что их можно использовать. Учить детей беречь природу и не загрязнять ее.
Декабрь
1 неделя Как живут наши пернатые друзья зимой.
Обобщить знания детей, полученные при наблюдениях за птицами; установить связь между формой клюва и питанием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки. Вызвать желание помощь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу.
2 неделя Как животные приспособились к зиме.
Уточнить и расширить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям. Учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиям среды обитания. Воспитывать стремление помогать птицам, зверям зимой.
3 неделя 11декабря Международный день гор. «Удивительный мир камней»
Рисующие камни
Познакомить детей с удивительными свойствами камней. Дать представление о горах какие они бывают: со снежными вершинами, с водопадами, покрытые лесами. Камни можно увидеть: в горах, на море, на речке. Обратить внимание на особенности камней, классифицировать камни по признакам: размер, поверхность, вес, плавучесть – тонет в воде;
Сформировать представления о свойствах камня.
4 неделя Изготовление плаката «Сохраним елку- красавицу». Познакомить с плакатом как особым видом цветного рисунка, на котором есть слова, призывающие к добрым делам или соблюдению правил поведении. Учить придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его. Воспитывать желание защищать природу.
Январь
1 неделя 11января День заповедников и национальных парков - «Красная книга» Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Тюменской области.
Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе.
2 неделя Через добрые дела можно стать экологом. Раскрыть перед детьми на конкретных литературных примерах, что бывают хорошие и плохие поступки. Показать, что юный эколог- это ребенок, который любит природу, заботится о живых существах (растениях и животных) в детском саду и дома, создает для них хорошие условия жизни.
Февраль
1 неделя Путешествие по страницам Красной книги ЯНАО. Познакомить детей с Красной книгой, охраняемыми растениями и животными. Формировать представление о том, что человек – часть природы и он должен беречь, охранять и защищать её. Формировать потребность познавать природу своей малой Родины.
2 неделя 19 февраля Всемирный день защиты морских млекопитающих «Морские обитатели» Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Воспитывать дружелюбные отношения и интерес к обитателям морских глубин, бережное отношение к природе, доброжелательность, навыки сотрудничества, самостоятельность, активность, инициативность.
3 неделя «Подводное царство реки Пур»
Уточнить и расширить представление детей о воде, роли в жизни человека и живых организмов. -Познакомить детей с обитателями реки Пур, подвести детей к выводу о том, чем похожи все рыбы: местом обитания, кожным покровом, наличием плавников, способом передвижения. -Воспитывать бережное отношение к воде как основному природному ресурсу, обитателям водоемов и уметь в трудное время прийти на помощь.
4 неделя Посадка лука и наблюдение за ним Вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого
лука на перо в комнатных условиях. Узнать о его пользе.
Расширить представление детей о луке, его свойствах, полезных
качествах, закрепить знание о строении луковицы.
Март
1 неделя Как поссорились март и февраль
Продолжить формировать у детей представления о марте как месяце пробуждения природы. Развивать умение замечать нарастающие изменения в неживой природе: увеличение светового дня, появление проталин, капели, кучевых облаков. закрепить знания о том, что в марте есть день весеннего равноденствия (21 марта). Дать знания об изменениях в жизни животных и птиц. Воспитывать интерес к народному календарю. Учить детей объяснять смысл примет и пословиц о марте (весне) по моделям.
2 неделя 1 марта Всемирный день кошек «Мы в ответе за тех, кого приручили». Создать у детей радостное, веселое настроение; закрепить полученные знания о жизни кошек, их повадках, уходе за животным, о жизни кошки рядом с людьми. Воспитывать гуманное отношение к животным, чувство ответственности за тех, кого приручили.
21марта Всемирный день леса.
«Деревья»
«Роль леса в природе и жизни людей». Продолжать воспитывать любовь к деревьям, бережное и заботливое отношение к ним. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Учить узнавать по внешнему виду дерево, его возраст (дать понятие, что даже старое дерево растет, появляются молодые веточки, кора на них молодая, тонкая, гибкая, нежная, в отличие от коры старого дерева). Закрепить название профессии людей, занимающихся изучением и уходом за лесом, за птицами, за животными. Уточнять и расширять знания о том, для чего нужна древесина и что изготавливают из коры деревьев. Учить моделировать кору из бумаги.
Способствовать формированию представлений о том, как растения влияют на человека, значением леса; как человек использует лес.
4 неделя 22 марта Всемирный день Воды «Круговорот воды в природе»
опыт «Окрашивание воды». Уточнить представление детей о том, что вода очень ценный продукт. Формировать представления о круговороте воды в природе. Развивать умение самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи.
Выявить свойства воды: вода может быть тёплой и холодной, некоторые вещества растворяются в воде. Чем больше этого вещества, тем интенсивнее цвет; чем теплее вода, тем быстрее растворяется вещество.
Апрель
1 неделя 1апреля Международный день птиц «Перелётные птицы».
- закрепить знания и дать новые представление о перелётных птицах (внешний вид, среда обитания, питание, повадки, перелёт); - закрепить умение делить птиц на перелётных и зимующих, на основе связи между характером корма и способом его добывания; - активизировать словарь детей (перелётные, насекомоядные, зерноядные, хищные, водоплавающие, певчие, клином, шеренгой, дугой); - учить согласовывать имена существительные с числительными; - учить согласовывать имена существительные с глаголами; - развивать связную речь, зрительную память, внимание, мелкую моторику; - воспитывать у детей интерес к пернатым обитателям живой природы, бережное отношение к ним.
2 неделя Солнце, Земля и другие планеты.
Дать детям первоначальные элементарные представления о строении Солнечной системы; рассказать об уникальности Земли. Объяснить детям, почему происходит смена дня и ночи.
3 неделя Рассматривание карты звёздного неба.
Дать детям представление о том, что звезды громадные, раскаленные газовые шары, похожие на наше Солнце. Звезд на небе очень много и чтобы разобраться в них, люди объединили группы отдельных звезд в созвездия. Самым ярким созвездием дали имена: Большая, Малая Медведица, Полярная звезда. Уметь находить их на небе.
4 неделя 22 апреля День Земли.
Познакомить детей с праздником «Днём Земли», закрепить понимание того, что природа – наш общий дом, сформировать представление о взаимодействии живой и неживой природы, подвести к пониманию необходимости любить и беречь природу.
Май
1 неделя 3мая – день солнца
«Солнце – большая звезда»
Дать представления о солнце как о звезде, о планетах солнечной системы. Познакомить детей с понятием света и тени, показать значение разного освещения в жизни растений и животных
2 неделя 15мая - Международный день климата: «Природные явления»
«Что такое радуга». Формировать представление детей о климате.
Обратить внимание человечества на один из главных вызовов современности – глобальное потепление, причиной которого является человек. Метеорологи призывают к ответственности - ведь сохранение климата зависит от каждого жителя планеты.
Познакомить детей со свойством света превращаться в радужный спектр; расширять представления о смешении цветов, составляющих белый цвет.
3 неделя Знатоки природы (Викторина). рисунки на асфальте «Я дружу с Природой!».
Обобщить знания детей об окружающем мире, в форме проведения экологической викторины. Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.
Участие в Акциях
№ Название акции сроки
1. «Подарим книжке вторую жизнь – сохраним дерево» - «Посади дерево и сохрани его» сентябрь
1 «Птицы – наши друзья! Помоги другу!» октябрь
2 «Сохраним Елочку – красавицу наших лесов». декабрь
3 «Сбережем первоцветы» апрель
4 «Берегите лес от пожара». май
5 Чистый двор май
Формы и методы работы с родителями: Экологическое просвещение родителей.
• Консультации и сообщения экологической направленности для родительского уголка.
• Беседы с родителями о важности данной проблемы.
• Оформление папки "Люби и охраняй окружающую природу!"
• Изготовление фотоальбома.
• Привлечение родителей к пополнению уголка природы.
• Участие родителей в конкурсах на экологическую тематику.
• Участие родителей в субботниках.
• Сбор пластиковых отходов.
• Проведение совместных экологических экскурсий.
• Анкетирование родителей с целью выявления их экологической компетентности.
III Организационный раздел.
Программа обучения рассчитана на один год для детей 6-7 лет.
Формы образовательной деятельности, указанные в Программе – занятие, экскурсии, акции, проекты и др.
Продолжительность занятийной деятельности в подготовительной группе – до 30 минут.
Периодичность в неделю – 1 раз.
Количество занятий в месяц – 4 занятия.
Количество занятий в год – 32 занятия.
В середине статичной занятийной деятельности проводятся физкультминутки, с использованием упражнений для глаз, мышц шеи, спины, рук, проходящие в игровой форме.
Формой подведения итогов реализации программы являются участие детей в конкурсах, акциях, проектах проводимых, как в детском саду, так и за его пределами, а также результаты педагогического мониторинга.
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
1. Наглядный и демонстративный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, видеофильмы, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т. д.).
2. Дидактические и настольные игры.
3. Библиотека книг с экологическим содержанием.
4. Обучающие видео-уроки на экологическую тему.
5. Технические средства обучения: автоматизированное рабочее место педагога (ПК, принтер, проектор, интерактивная доска.
3.2. Требования к кадровому обеспечению
Педагог, имеющий педагогическое образование.
3.3. Требования к методическому обеспечению
Методическое обеспечение для данной программы соответствует основным принципам: природосообразности, научности, последовательности, возрастного соответствия, интеграции, регионализации, гуманизации, педоцентричестности, культурологизации.