Тамара Григорьева
Программа взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы по реализации ООП ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Программа
«Взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы по реализации
основной общеобразовательной программы ДОУ».
Воспитатели :
Григорьева Т. В, Дмитриева Н. В
2017г. -2018г
Содержание
1. Целевой раздел
1. Пояснительная записка.
2. Цели и задачи взаимодействия с родителями.
3. Принципы взаимодействия с родителями.
Публикация «Программа взаимодействия с родителями воспитанников второй младшей группы по реализации ООП ДОУ» размещена в разделах
4. Характеристика планируемых результатов в деятельности педагогов и родителей.
II. Основной раздел
2.1 Направления и формы взаимодействия с родителями.
2.2 Содержание деятельности по взаимодействию с родителями.
2.3 Критерии анализа годового плана.
2.4. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников.
2.5 Познавательные формы взаимодействия с родителями.
2.6 Досуговые формы взаимодействия с родителями.
2.7 Наглядно- информационные формы взаимодействия с родителями.
2.8 Информационно- аналитические формы организации взаимодействия с родителями.
2.9 письменные формы взаимодействия с родителями.
III.
1. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями.
Целевой раздел.
1.1 Пояснительная записка
План разработан на основе основной общеобразовательной программы детского сада «Золотая рыбка» для работы с родителями во 2-й младшей группе.
План определяет содержание и организацию образовательной деятельности с родителями группы.
Актуальность:
С одной стороны, появились нормативные правовые документы, обозначившие новые цели и задачи в дошкольном образовании:
- ФГОС дошкольного образования, где прописаны требования к структуре ООП дошкольного образовательного учреждения и к условиям реализации ООП ДОУ, в них одно из основных направлений- взаимодействие с семьями детей по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
С другой стороны, анализ работы с воспитателями показывает, что существуют проблемы в эффективном взаимодействии родителей и педагогов в формировании целостной картины мира дошкольников, по реализации основной общеобразовательной программы ДОУ.
1. 2 Цель: совершенствование содержания и механизмов взаимодействия ДОУ и семьи на основе методологии партнерства в условиях развития воспитательного пространства ДОУ.
Задачи:
- способствовать стимулированию мотивации родительской активности в решении задач воспитания, становлению партнёрских отношений с семьями воспитанников;
- знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей;
- способствовать формированию у родителей практических навыков воспитания;
- создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки;
- организовать совместную деятельность по созданию условий для личностного становления ребёнка;
- поддерживать уверенность родителей в собственных педагогических возможностях.
1.3 Принципы взаимодействия с родителями.
При построении данного плана учитываются следующие принципы:
1. Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, «выстроенных по принципу единства, уважения, и требований к ребёнку, распределения обязанностей и ответственности»
2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ – признание достоинства, свободы личности, терпимости к мнению другого, доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.
3. Открытость по отношению к семье воспитанника.
4. Индивидуальный подход – учет социального положения, традиций, интеллектуального и культурного опыта родителей.
5. Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон.
6. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями. Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями.
7. Сотрудничество.
8. Динамичность. Детский сад должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей.
9. Обратная связь необходима для изучения мнения родителей по различным вопросам воспитания.
Ценности: сотрудничество и диалог между педагогами и родителями, эмоциональный комфорт ребенка и его развитие в соответствии с задачами возрастной ступени развития.
1.4 ХАРАКТЕРИСТИКА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ в деятельности педагогов и родителей.
Мотивационно-ценностный компонент
Родители :
- осознают потребность во взаимодействии с педагогами с целью реализации ООП ДОУ, формирования целостной картины мира дошкольников;
Педагоги:
- осознают необходимость взаимодействия с семьей по реализации ООП, потребность в изменении характера взаимодействия (от субъект- объектного к субъект- субъектному);
- обладают устойчивой потребностью в совершенствовании в сфере общения с родителями воспитанников.
Когнитивный компонент
Родители :
- знают психофизиологические особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста;
- знают приемы и методы взаимодействия с педагогами.
Педагоги:
- владеет знаниями о семье, специфике семейного воспитания, методах изучения семьи и образовательных потребностей родителей;
- умеет ориентироваться в информации, отбирать из нее необходимое для собственной работы с родителями, оценивать эффективность применяемых родителями методов воспитания детей в семье и. т. д
Деятельностно - поведенческий компонент
Родители :
- реализуют методы, приемы воспитания ребёнка дошкольного возраста;
- активно взаимодействуют с педагогами ДОУ по реализации ООП;
Педагоги:
- учитывает социальный запрос родителей (интересы, образовательные потребности) при организации общения с ними;
- умеет планировать предстоящее общение: подбирать необходимую информацию, традиционные и нетрадиционные формы организации общения и методы активизации родителей;
-признает ведущую роль родителей в воспитании детей и роль педагога как «помощника»;
- стремится к активному содержательному общению с родителями с целью оказания им помощи в воспитании детей;
Рефлексивный
Родители :
- самостоятельно обдумывают ситуации, конфликты;
- самостоятельно решают проблемы родительской поддержки, на себе испытывают правильность своего выбора;
- удовлетворены работой педагогов ДОУ.
Педагоги:
владеют самодиагностикой процесса организации общения с родителями, выявления положительных моментов и недостатков;
- осознают собственные ошибки и трудности в организации общения с родителями воспитанников.
Сведения о семьях воспитанников
Педагоги второй младшей группы МБДОУ детского сада «Золотая рыбка» строят свою работу по воспитанию и обучению в тесном контакте с семьей. Во второй младшей группе контингент родителей социальной и образовательной статус членов семей воспитанников.
Социальный статус семьей (количестве)
Социальный паспорт группы прилагается
II. Основной раздел
2.4. Особенности организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников
При организации совместной работы дошкольного образовательного учреждения с семьями необходимо соблюдать основные принципы:
• открытость детского сада для семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок);
• сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
• создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• диагностика общих и частных проблем в развитии и воспитании ребенка.
Главная цель педагогов дошкольного учреждения – профессионально помочь семье в воспитании детей, при этом, не подменяя ее, а дополняя и обеспечивая более полную реализацию ее воспитательных функций :
• развитие интересов и потребностей ребенка;
• распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
• поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
• выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
• понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.
Цель реализуется через следующие задачи:
• воспитание уважения к детству и родительству;
• взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
• повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
• оказание практической и теоретической помощи родителям воспитанников через трансляцию основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
• использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.
Основными условиями, необходимыми для реализации доверительного взаимодействия между ДОУ и семьей, являются следующие:
• изучение семей воспитанников : учет различий в возрасте родителей, их образовании, общем культурном уровне, личностных особенностей родителей, их взглядов на воспитание, структуры и характера семейных отношений и др. ;
• открытость детского сада семье;
• ориентация педагога на работу с детьми и родителями.
2.5. Познавательные формы взаимодействия с родителями
Доминирующую роль среди форм общения педагог - родители по сей день продолжают играть познавательные формы организации их взаимоотношений. Они призваны повышать психолого-педагогическую культуру родителей, способствовать изменению взглядов родителей на воспитание ребенка в условиях семьи, развивать рефлексию. Кроме того, данные формы взаимодействия позволяют знакомить родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, рациональными методами и приемами воспитания для формирования их практических навыков. Родители видят ребенка в обстановке, отличной от домашней, а также наблюдают процесс его общения с другими детьми и взрослыми.
По-прежнему в этой группе лидируют следующие традиционные коллективные формы общения:
Общее родительское собрание ДОУ.
Родительская конференция.
Групповые собрания родителей.
Родительский совет (комитет) группы.
Открытые занятия с детьми в ДОУ для родителей.
«Дни открытых дверей».
Мини-собрания.
Тренинги.
Педагогические беседы с родителями.
Индивидуальные консультации.
2.6. Досуговые формы взаимодействия с родителями
Праздники, утренники, мероприятия (концерты, соревнования). К данной группе форм относятся проведение педагогами дошкольных учреждений таких традиционных совместных праздников и досугов, как «Встреча Нового года», «Праздник мам», «Лучший папа», «Папа, мама, я — дружная семья», «Праздник урожая» и др. Такие вечера помогают создать эмоциональный комфорт в группе, сблизить участников педагогического процесса. Родители могут проявить смекалку и фантазию в различных конкурсах. Они могут выступать в роли непосредственных участников: участвовать в составлении сценария, читать стихотворения, петь песни, играть на музыкальных инструментах и рассказывать интересные истории и т. д.
2.7. Наглядно-информационные формы взаимодействия с родителями.
Наглядно-информационные формы условно разделены на две подгруппы :
1. — информационно-ознакомительной — является ознакомление родителей с самим дошкольным учреждением, особенностями его работы, с педагогами, занимающимися воспитанием детей, и преодоление поверхностных мнений о работе дошкольного учреждения.
2. — информационно-просветительской — близки к задачам познавательных форм и направлены на обогащение знаний родителей об особенностях развития и воспитания детей дошкольного возраста. Их специфика заключается в том, что общение педагогов с родителями здесь не прямое, а опосредованное — через газеты, организацию выставок и т. д., поэтому они были выделены в самостоятельную подгруппу, а не объединены с познавательными формами.
В педагогической практике используются и сочетаются различные виды наглядности:
изобразительная,
информационная.
Уголок для родителей. В нем размещается полезная для родителей и детей информация : режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.
Информационные листы. Они могут нести в себе следующую информацию:
• информацию о дополнительных занятиях с детьми
• объявления о собраниях, событиях, экскурсиях;
• просьбы о помощи;
• благодарность добровольным помощникам и т. д.
Памятки для родителей. Небольшое описание (инструкция) правильного (грамотного) по выполнению каких либо действий
Папки–передвижки.
2.8. Информационно-аналитические формы организации взаимодействия с родителями
Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличии у них необходимых педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями.
2.9. Письменные формы взаимодействия с родителями
Новое в практике работы детского сада с семьёй это использование письменных форм общения с родителями. Как и когда использовать письменные формы общения?
Когда нехватка времени или сложности с графиком работы родителей мешают вам встретиться с ними лично; если у вас нет телефона или вы хотите обсудить какой-либо вопрос лично, то поддерживать контакт с родителями вам помогут некоторые формы письменного общения. Но злоупотреблять такими формами общения не стоит. Так как они не способствуют сплочению детско-родительского коллектива группы. А некоторые (брошюра, пособие, бюллетень, отчёт) более приемлемы для организации работы с родителями в рамках всего детского сада.
Брошюры. Брошюры помогают родителям узнать о детском саде и группе. Брошюры могут описать концепцию детского сада и дать общую информацию о нем.
Пособия. Пособия содержат подробную информацию о детском саде. Семьи могут обращаться к пособиям в течение всего года.
Доска объявлений. Доска объявлений – это настенный экран, который информирует родителей о собраниях на день и др.
Ящик для предложений. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими идеями и предложениями, что позволяет им делиться своими мыслями с группой воспитателей.
3. Критерии эффективности использования различных форм работы с родителями в воспитании и развитии личности ребенка
К сожалению, формы и методы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано очень много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей, и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям.
С целью эффективного решения этой задачи администрации ДОУ, да и воспитателям необходимо проводить анализ (самоанализ) эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада.
Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать опрос, книги отзывов, оценочные листы, экспресс-диагностику, и другие методы сразу после проведения того или иного мероприятия. Не менее важным является самоанализ со стороны педагогов.
В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т. п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.
Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют :
• проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;
• возникновение дискуссий, диспутов по их инициативе;
• ответы на вопросы родителей ими самими; приведение примеров из собственного опыта;
• увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его внутреннего мира;
• стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем;
• размышление родителей о правильности использования тех или иных методов воспитания;
• повышение их активности при анализе педагогических ситуаций, решение задач и обсуждение дискуссионных вопросов.
Перспективный план работы с родителями
во второй младшей группе на 2017-2018 г
Воспитатели : Дмитриева Н. В
Григорьева Т. В.
СЕНТЯБРЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Групповое родительское собрание «Партнерство семьи и детского сад в период адаптации детей раннего возраста.» «Режим дня», «Наша непосредственно образовательная деятельность», «Адаптация», «Визитка», «Что должно быть в шкафчике», «Именинники», «Объявления», и т. д. Беседы по адаптации, обновление группового инвентаря, участка. Повысить эффективность позитивных воспитательных влияний учреждения на семью детей раннего возраста. Воспитатели
2. Педагогические беседы с родителями «Беседы на волнующие темы для родителей» «Профилактика ДТП». Беседы с родителями вновь прибывших детей. Оказать родителям своевременную помощь по вопросам воспитания детей 3-4 лет, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Воспитатели
ОКТЯБРЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Выставка поделок из природного материала «Чудесные превращения» «Подвижная игра в жизни ребенка» Беседа «Совместный труд ребенка и взрослого». Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. Воспитатель, инструктор физ-ры, родители.
2 Совместная подготовка группы к зиме (утепление окон). Советы воспитателей
(«Режим – это важно!», «Роль семьи в воспитании детей!»). «Мы любим природу!» (приметы, признаки осени). Беседы «Одежда детей в группе и на улице, ее маркировка». Настроить родителей на плодотворную совместную работу по плану и правилам группы. Воспитатель, родители.
НОЯБРЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Фотовыставка
«Мамочка, милая моя!» Фотовыставка, консультация «Начнем утро с зарядки» Советы по оформлению семейного фото. Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотографий. Воспитатель, родители.
2. «Поможем тем, кто рядом» изготовление кормушек для птиц. Стихи об осени, птицах для совместного чтения, «Покормите птиц зимой». «Профилактика гриппа». Беседа «Совместный труд», развешивание кормушек для зимующих птиц. Беседа о здоровье детей, индивидуальных способах профилактики и лечения. Привлечь родителей к экологическому воспитанию детей, совместному труду; сплочение в общем деле. Снизить заболеваемость детей. Воспитатели, родители, медсестра.
ДЕКАБРЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Родительское собрание «Детский сад пришел в семью» «Зимние игры и развлечения»,"Если у ребенка плохой аппетит". Советы и рекомендации медсестры. Обеспечение условий комфортной адаптации детей и родителей к ДОУ, через нетрадиционные формы организации сотрудничества, которые помогут установить психологический контакт с семьей. Воспитатели, медсестра.
2. «К нам шагает новый год» привлечение родителей к праздничному украшению группы. «Игры с детьми в праздники», «Первые космонавты». Приобретение и изготовление в группу украшений. Формировать у детей и родителей интерес и желание совместно украсить группу к празднику. Воспитатели, родители.
ЯНВАРЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Конкурс – выставка «Волшебные снежинки!» «Какие бывают снежинки». Советы для родителей по изготовлению снежинок вместе с детьми. Формировать у детей и родителей интерес к совместному творчеству. Воспитатели, родители.
2. День добрых дел «Снежные постройки». «Лепим из снега!», пословицы и поговорки о зиме, зимние стихи. Советы по изготовлению построек, горки, использованию орудий труда. Организация совместной деятельности по оформлению участка зимними постройками.
Положительные эмоции всех участников, оздоровление. Воспитатели, родители.
ФЕВРАЛЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Привлечение родителей к расчистке участка от снега. «Растим будущего мужчину». Советы по изготовлению подарков ко дню Защитника Отечества из нетрадиционного материала (бросовый, природный, показ образцов. Организация совместной деятельности по расчистке участка от снега; Воспитатели, мамы.
2. Фотовыставка «Лучше папы друга нет!». Организация фотовыставки с рассказами о папах
(оформление детскими рисунками). Сбор фоторассказов, их оформление, советы по тексту, подбор стихов. Привлечь мам и детей к оформлению выставки–поздравления к дню Защитника Отечества. Воспитывать у детей желание делать порадовать близкого человека, проявлять творчество. Воспитатели, мамы.
МАРТ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Выставка поделок «Золотые руки наших мам!». «Авторитет родителей – необходимое условие правильного воспитания». Подбор стихов к празднику. Привлечь пап и детей к оформлению выставки–поздравления к Международному женскому дню. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Воспитатели, папы.
2. Совместно проведённый весенний праздник. «Весенние стихи», «Приметы и пословицы о весне» Разучивание стихов, советы по оздоровлению. Формировать у родителей и детей желание участвовать в совместном празднике, получить положительные эмоции. Воспитатели, родители, музыкальный руководитель.
АПРЕЛЬ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Организация изобразительной выставки «Весна пришла, птиц позвала!». Оформление выставки рисунков – игр для совместной логической и изобразительной деятельности детей и родителей, стихи о птицах. Объяснение заданий, советы по использованию творческого подхода, подбор стихов о птицах. Привлечение родителей к совместной деятельности дома с детьми, воспитывать желание вместе доводить дело до конца и видеть свой результат на выставке, углублять знания детей о птицах. Воспитатели, родители.
2. Совместное создание в группе огорода. «Что посадим в огороде», «Стихи о растениях», фоторепортаж «Как мы ухаживаем за растениями». Сбор семян, подготовка земли, творческое оформление огорода. Приобщить родителей к созданию в группе огорода, знакомству детей с растениями, уходу за ними. Фотоотчёт для родителей. Воспитатели, родители.
МАЙ
№ Активные формы работы Наглядная информация Индивидуальная работа Цель Ответственные
1. Организация выставки – поздравления к Дню Победы. Выставка «Звезда памяти», информационные файлы «Мои родные защищали Родину». Советы по оформлению, подбор стихов, поздравлений. Привлечь родителей к участию в дне памяти участников в ВОВ, творческому изготовлению звезды памяти из любого материала. Воспитывать желание знать больше о родных. Воспитатели, родители.
2. Родительское собрание «Успехи 2-й младшей группы». «Диагностика», «Родительская помощь на следующий учебный год». Консультация «Безопасность детей – забота взрослых» Выбор помощи на следующий год, рекомендации по одежде. Советы по безопасности детей на дороге в летний период. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года, познакомить с планом работы на летне-оздоровительный период. Воспитатели.