Людмила Зубарева
Программа воспитательной работы в лагере дневного пребывания
▼ Скачать + Заказать документы
III. Работа, реализуемая в лагере
3.1. Программа работы ЛДП «Солнышко»
на период со 2 июня по 27 июня 2014 г.
Игры детей - вовсе не игры, и правильнее смотреть на них как
на самое значительное и глубокомысленное занятие этого возраста.
М. Монтень
Введение
Лагерь – это сфера активного отдыха, разнообразная общественно значимая досуговая деятельность, отличная от типовой назидательной, дидактической, словесной школьной деятельности. Лагерь дает возможность любому ребенку раскрыться, приблизиться к высоким уровням самоуважения и самореабилитации. Лагерь с дневным пребыванием учащихся призван создать оптимальные условия для полноценного отдыха детей. Детские оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, в которой дети реализуют свои возможности, потребности в индивидуальной, физической и социальной компенсации в свободное время. Летний лагерь является, с одной стороны, формой организации свободного времени детей разного возраста, пола и уровня развития, с другой – пространством для оздоровления, развития художественного, технического, социального творчества.
Публикация «Программа воспитательной работы в лагере дневного пребывания» размещена в разделах
Ежегодно для учащихся проводится оздоровительная смена в лагере дневного пребывания на базе филиала средней школы. В нем отдыхают учащиеся начальных классов и среднего звена. Обязательным является вовлечение в лагерь ребят из многодетных и малообеспеченных семей.
Цели и задачи программы
Цель - организация отдыха и оздоровления учащихся школы в летний период.
Задачи:
• Создать систему физического оздоровления детей в условиях временного коллектива.
• Преодолеть разрыв между физическим и духовным развитием детей посредством игры, познавательной и трудовой деятельности.
• Формировать у школьников навыки общения и толерантности.
• Прививать навыки здорового образа жизни, укреплять здоровье.
• Приобщать ребят к творческим видам деятельности, развивать творческое мышление.
Принципы, используемые при планировании и проведении лагерной смены :
1. Безусловная безопасность всех мероприятий
2. Учет особенностей каждой личности
3. Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря
4. Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.
5. Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря
6. Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых
7. Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.
Направления и виды деятельности:
• • Экологическое направление
• • Художественно - творческое направление
• • Трудовая деятельность
• • Физкультурно-оздоровительная деятельность
• • Эстетическое направление
• • Досуговая деятельность
• • Патриотическое направление
Физкультурно–оздоровительная работа
Задачи физкультурно-оздоровительной деятельности:
• Вовлекать детей в различные формы физкультурно-оздоровительной работы;
• Вырабатывать и укреплять гигиенические навыки;
• Расширять знания об охране здоровья.
Основные формы организации:
• Утренняя гимнастика (зарядка)
• Спортивные игры на спортивной площадке или в спортзале.
• Подвижные игры на свежем воздухе
• Эстафеты (спортивная игра «Веселые старты»)
Утренняя гимнастика проводится ежедневно в течение 10-15 минут: в хорошую погоду – на открытом воздухе, в непогоду – в спортзале. Основная задача этого режимного момента, помимо физического развития и закаливания, - создание положительного эмоционального заряда и хорошего физического тонуса на весь день.
Подвижные игры включают все основные физкультурные элементы: ходьбу, бег, прыжки. Они способствуют созданию хорошего, эмоционально окрашенного настроения у детей, развитию у них таких физических качеств, как ловкость, быстрота, выносливость, а коллективные игры – еще и воспитанию дружбы.
Экологическое направление
Задачи экологической деятельности:
• воспитать бережное отношение к природе
• повысить уровень экологической культуры детей.
Эстетическое направление
Прекрасное окружает нас повсюду: и в природе, и в обществе, и в отношениях между людьми. Надо только его видеть, чувствовать и понимать. Ростки этого чудесного умения заложены в каждом ребенке. Развивать их – значит воспитывать эстетически. Вот почему эстетическое воспитание всегда было и остается важнейшей частью педагогической деятельности детских оздоровительных лагерей.
Задачи эстетической деятельности:
• • Пробуждать в детях чувство прекрасного;
• • Формировать навыки культурного поведения и общения;
• • Прививать детям эстетический вкус.
В рамках нравственно-эстетического воспитания в лагере можно многое сделать, и действовать можно в нескольких направлениях: музыка, песня, танец; общение с книгой, природой, искусством.
Основные формы проведения:
• Посещение театров, кинотеатров, музеев.
Художественно – творческая деятельность
Творческая деятельность – это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия от проявления духовных и физических сил. Основным назначением творческой деятельности в лагере является развитие креативности детей и подростков.
Формы организации художественно-творческой деятельности:
• • Изобразительная деятельность (конкурсы стенгазет и рисунков «Красота мира», «Пластилиновый художник» и пр.)
• • Конкурсные программы («А знаете ли вы, что. ?», «Поле чудес», «Как стать отличником?»)
• • Творческие конкурсы («Мы - читатели!»)
• • Игровые творческие и командообразующие программы («Остров дружбы», «Веревочный курс»)
• • Концерты («Звездопад»)
• • Творческие игры («День рекордов»)
• • Праздники («День России»)
• • Выставки творческих достижений
Рисование в лагере дает большие возможности для развития художественных способностей детей. Рисуя, дети усваивают целый ряд навыков изобразительной деятельности, укрепляют зрительную память, учатся замечать и различать цвета и формы окружающего мира. В своих рисунках они воплощают собственное видение мира, свои фантазии.
Трудовая деятельность
Трудовое воспитание есть процесс вовлечения детей в разнообразные педагогически организованные виды общественно полезного труда с целью передачи им минимума трудовых умений навыков, развития трудолюбия, других нравственных качеств, эстетического отношения к целям, процессу и результатом труда.
Основные формы работы :
• • Бытовой самообслуживающий труд;
• • Общественно значимый труд (уборка прилегающей территории)
Бытовой самообслуживающий труд имеет целью удовлетворения бытовых потребностей ребенка и группы детей за счет личных трудовых усилий. Бытовой труд ребенка включает в себя уборку постели, уход за одеждой и обувью, создания уюта.
Самообслуживающая деятельность детей в лагере включает дежурство по лагерю, по столовой, уборку мусора на прилегающей к отряду территории.
Досуговая деятельность
Задачи досуговой деятельности:
• • Вовлечь как можно больше ребят в различные формы организации досуга.
Досуговая деятельность – это процесс активного общения, удовлетворения потребностей детей в контактах, творческой деятельности, интеллектуального и физического развития ребенка, формирования его характера. Организация досуговой деятельности детей – один из компонентов единого процесса жизнедеятельности ребенка в период пребывания его в лагере.
Механизм реализации программы
I этап. Подготовительный – апрель-май.
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия пришкольного летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
1. проведение совещаний при директоре и заместителе директора по воспитательной работе по подготовке школы к летнему сезону;
2. издание приказа по школе о проведении летней кампании;
3. разработка программы деятельности пришкольного летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей «Солнышко»;
4. подготовка методического материала для работников лагеря;
5. подбор кадров для работы в пришкольном летнем оздоровительном лагере;
6. составление необходимой документации для деятельности лагеря (план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т. д.)
II этап. Организационный – июнь
Этот период короткий по количеству дней, всего лишь 2-3 дня.
Основной деятельностью этого этапа является:
- встреча детей;
- запуск программы «Солнышко - 2014»;
- знакомство с правилами жизнедеятельности лагеря.
III этап. Практический – июнь
Основной деятельностью этого этапа является:
- реализация основной идеи смены;
- вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел;
- работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – июль
Основной идеей этого этапа является:
- подведение итогов смены;
- выработка перспектив деятельности организации;
- анализ предложений детьми, родителями, педагогами, внесенными по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
Условия реализации программы.
Нормативно-правовые условия:
1. Закон «Об образовании РФ»
2. Конвенция о правах ребенка, ООН, 1991г.
3. Всемирная Декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей 30.09.1990г.
4. Устав МБОУ «Покрово-Пригородная СОШ»
5. Положение о лагере дневного пребывания.
6. Правила внутреннего распорядка лагеря дневного пребывания.
7. Правила по технике безопасности, пожарной безопасности.
8. Рекомендации по профилактике детского травматизма, предупреждению несчастных случаев с детьми в пришкольном центре.
9. Инструкции по организации и проведению туристических походов и экскурсий.
10. Приказы Управления образования.
11. Должностные инструкции работников.
12. Санитарные правила о прохождении медицинского осмотра.
13. Заявления от родителей.
14. Правила регистрации детей при поступлении и выбытии.
15. Акт приемки лагеря.
16. План работы.
Кадровые условия.
В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют :
- начальник лагеря;
- воспитатели отрядов (из числа педагогов школы);
- вожатые (ученики средних классов).
Ожидаемые результаты
В ходе реализации данной программы ожидается :
• Общее оздоровление детей, укрепление их здоровья.
• Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
• Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
• Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
• Повышение творческой активности детей путем вовлечения их в социально-значимую деятельность.
• Приобретение новых знаний и умений в результате занятий в кружках (разучивание песен, игр, составление проектов)
• Расширение кругозора детей.
• Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
• Личностный рост участников смены.