Наталья Селезнева
Программа внеурочной деятельности «Закулисье»
ПРОГРАММА
КРУЖКА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«ЗАКУЛИСЬЕ»
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЛЯ ТРЕТЬИХ КЛАССОВ
- программа рассчитана на 68 часов
- срок реализации 2014-2015
Автор-составитель:
Селезнева Наталья Юрьевна,
учитель начальных классов, 2 кв. к.
МБОУ «Боградская средняя общеобразовательная школа»
Боград, 2014
Дети должны жить в мире красоты
Публикация «Программа внеурочной деятельности „Закулисье“» размещена в разделах
и фантазии, сказки, музыки, творчества.
В. А. Сухомлинский
Программа внеурочной деятельности «Закулисье» для 3 класса духовно-нравственной направленности составлена на основе Закона «Об образовании в Российской Федерации», Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, с учетом образовательной программы МБОУ «Боградская сош».
Программа курса «Закулисье» рассчитана на 68 часов в год. Возраст обучающихся 9-10 лет.
Сроки реализации программы : 1 год, 2 раза в неделю по 35 минут.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Театр своей многомерностью, своей многоликостью и синтетической природой способен помочь ребенку раздвинуть рамки постижения мира, увлечь его добром, желанием делиться своими мыслями, умением слышать других, развиваться, творя и играя. Ведь именно игра есть непременный атрибут театрального искусства, и вместе с тем при наличии игры дети, педагоги взаимодействуют друг с другом, получая максимально положительный результат. Проиграв этюд-эксперимент, школьники могут практически побывать в любой ситуации и проверить на своем жизненно - игровом опыте предположения и варианты поведения и решения подобной проблемы.
Программа театральной деятельности основана на следующих принципах:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Цель программы «Закулисье» – формирование интереса учащихся к театру как средству познания жизни, духовному обогащению.
Задачи:
1. способствовать формированию навыков плодотворного взаимодействия с большими и малыми социальными группами.
2. создать условия для развития эмоциональной сферы ребенка, внимание, память, речь, чувства ритма, координацию движения, воображение, фантазию, самостоятельное мышление,воспитание чувства сопереживания к проблемам друзей из ближнего и дальнего окружения.
3. формировать навык коллективного творческого взаимодействия и общения;
4. способствовать развитию творческих способностей, их речевой и сценической культуры, наблюдательности, воображения, эмоциональной отзывчивости.
5. заложить первоначальную основу творчески, с воображением и фантазией, относиться к любой работе;
Формы и методы работы: просмотр спектаклей; использование игр и упражнений из театральной педагогики, тренингов и импровизаций, сюжетно-ролевых игр, работу с подручным материалом и изготовление макетов декораций, бутафории, пальчиковых кукол.
Планируемые результаты
В результате работы по данной программе формируются :
личностные УУД - система ценностных отношений к себе, другим участникам образовательного процесса, его результатам, толерантное отношение к окружающим, любовь к Родине, краю, почетание традиций и обычаев народов России и Кубани;
метапредметные УУД - умение добывать знания, освоение способами деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
регулятивные УУД - целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция, обеспечивающие учащимся организацию учебного процесса;
познавательные УУД - общечеловеческие, знаково - символические, информационные, логические, помогающие учащимся владеть информацией;
коммуникативные УУД - инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией, лежащие в основе взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Учебно-тематический план
№
Темы
Всего часов
Теория
Практика
1
Основы актерского мастерства
12
2
10
2
Сценическая речь
8
1
7
3
Пластика
6
1
5
4
Театр в школе
42
4
38
Итого:
68
8
60
Методическое обеспечение программы
Библиотечный фонд (книгопечатная литература) для детей.
1. Хрестоматия для учащихся начальных классов.
2. Детские журналы «Мурзилка», «Веселые картинки», газеты «ПДД» и другие печатные издания.
3. Художественные произведения русских и зарубежных писателей.
Технические средства обучения.
4. Компьютер
Экранно-звуковые пособия.
5. Диски с детскими песнями.
6. Интернет ресурсы
Игры и игрушки.
7. Бумажные куклы к настольному театру сказок.
8. Куклы, мягкие игрушки для постановок сценок кукольного театра.
Календарно-тематическое планирование
№
Тема занятия
Характеристика д-ти
Кол-во часов
Дата
1. Основыактерского мастерства. 12часов
1
У истоков театрального мастерства
Развитие коммуникативные возможности учащихся
1
2
Правила поведения зрителя
1
3
Развитие внимания
Этюды на развитие внимания
2
4
Развитие памяти
Этюды на развитие памяти
2
5
Развитие вооражения
Этюды на развитие воображения
2
6
Импровизация
Ролевые игры
4
2. Сценическая речь. 8 часов
7
Основы сценической речи
Развитие коммуникативные возможности учащихся
1
8
Артикуляционная гимнастика
«Речевые разминки»,
«Развитие артикуляции в чистоговорках, скороговорках», «Чистота произношения звука, логопедические игры»
2
9
Дыхательный комплекс
«Упражнения на развитие дыхания», «Формирование умения дышать во время произношения фраз», «Работа по формированию дыхательных навыков в чистоговорках», «Игры на определение выносливости и способностей органов дыхания»
2
10
Роль интонации, ритма, тембра в создании образа
«Мини - инсценировки», «Голоса в создании образа», «Упражнения на развитие интонации голоса»,
«Логическое ударение в предложениях разных по интонации»
2
11
Риторические игры, задачи
Игры-тренинги
1
3. Пластика. 6 часов
12
Умение владеть своим телом
Беседа, игры-тренинги
1
13
Работа над жестами и мимикой
«Упражнения на развитие мимических мышц», «Общение мимикой и жестами», «Использование мимики, жестов, движений в инсценировках», «Учимся дарить улыбки», «Приноси людям радость»,
«Театр лицедеев»,
«Инсценировки пантомим»
3
14
Создание образа в пространстве
2
4. Театр в школе. 42 часа
15
«Театр начинается с вешалки»
история театра, театральные профессии, великие актеры
виды театра «Драмтеатр, театр зверей, балаганчик и другие»,
1
16
Мастерская актера и режисера
Сочинение «История Дракона»
2
17
Характеристика героев «Истории Дракона»
Создание образов героев. Изготовление настольного театра
1
18
Театр своими руками
3
19
Путешествие по театральным мастерским
Изготовление декораций
2
20
Репетиции мини-спектакля «История Дракона»
Репетиции спектакля, разучивание ролей
4
21
Изготовление афиши
История происхождения афиши, ее предназначение, алгоритм изготовления.
2
22
Постановка спектакля «История Дракона»
Выступление перед классом
1
23
История про современный театр
История театра, театральные профессии, великие актеры - работа с библиотечным материалом.
1
24
Этюд «Знакомство» и «Ссора»
Инсценировка, отработка театрального мастерства
1
25
История про театральный билет
Работа со справочным материалом, изготовление билета
1
26
Этика поведения в театре. Этюд «В театре»
Инсценировка, отработка театрального мастерства
1
27
Пьеса «Подушка»
Чтение по ролям
1
28
Распределение ролей
Работа над пьесой, разучивание ролей, изготовление декораций и костюмов, репетиции
1
29
Театральная мастерская
2
30
Изготовление декораций
2
31
Репетиции
4
32
Изготовление афиши
1
33
Выступление на празднике в классе
1
34
Чтение стихотворения С. Миллигана «Призрак» в предлагаемых обстоятельствах
Инсценировка, отработка театрального мастерства
1
35
Импровизация или Театр-экспромт. Игра «Превращение»
Инсценировка, отработка театрального мастерства
1
36
Чтение по ролям пьесы «Приключения любопытного Слоненка в Африке» А. Белозеров
Распределение ролей
1
37
Театральная мастерская
Работа над пьесой, разучивание ролей, изготовление декораций и костюмов, репетиции
1
38
Изготовление декораций
2
39
Репетиции
3
40
Итоговое выступление
1
Литература
1. Алянский, Ю. Л. Азбука театра / Ю. Л. Алянский. – М. : АРКТИ, 1998.
2. Дорфман, Л. Эмоции в искусстве / Л. Дорфман. – М. : Педа-гогическое общество России, 2002.
3. Парулина, О. В. Мир игрушек и поделок / О. В. Парулина. – Смоленск, 2000.
4. Татьяна Шабалина. «Бродячие актеры» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: https://www.krugosvet.ru/enc/ kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/BRODYACHIE_AKTERI.html
5. «Актёрский тренинг – теория и практика». Л. Грачёва / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: https://biblioteka.teatr-
6. obraz.ru/page/akterskii-trening-teoriya-i-praktika-l-gracheva
7. А. П. Ершова и В. М. Букатов. «Программа четырёхлетне-го курса обучения в театральных школах, студиях, училищах» / Энциклопедия «Кругосвет». Режим доступа: https://biblioteka.teatr-obraz.ru/node/7051