Третьякова Ирина Александровна
Программа внеурочной деятельности по формированию здорового образа жизни для учащихся 1 и 2 классов коррекционной школы
▼ Скачать + Заказать документы
ГОУ ЯО «Рыбинская школа-интернат №1»
Программа
внеурочной деятельности социально-педагогической направленности
по формированию здорового образа жизни
«Неболей-ка».
Возраст воспитанников: 7-8 лет (1,2 класс).
Срок реализации программы: 1 год 2020-2021 учебный год
Составитель: воспитатель Третьякова И. А.
Пояснительная записка.
Человек, его культура и деятельность в той мере, в какой они имеют
Темочки:
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- ЗОЖ в школе. Уроки здоровья, внеклассные и классные часы
- ЗОЖ, здоровьесбережение
- Начальная школа. 1-4 классы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
ценность для человечества, полностью зависит от его здоровья. Согласно
исследованиям специалистов, 75 % болезней взрослых заложено в детстве.
По статистике, в последние годы численность практически здоровых
детей резко падает.
Здоровье человека зависит не только от его физических особенностей и
развития здравоохранения. По мнению медиков, большинство заболеваний –
следствие варварского отношения человека к своему организму: вредных
привычек, неправильного питания, несоблюдения режима дня,
малоподвижности, подверженности стрессам, неразумного поведения – всего
того, к чему большинство людей в той или иной мере привыкают с самого
детства.
Эффективным средством расширения образовательного поля ребенка
за счет решения проблемы формирования здорового образа жизни служит программа воспитательной работы «Неболей-ка», для детей 6-7 лет.
Данная программа составлена с учетом современных методологических
подходов к отбору содержания и технологии образовательного процесса в
учреждении, индивидуальных особенностей детей, посещающих учреждение (дети с ОВЗ) и отвечает объективным потребностям практики.
Согласно (ФГОС) образовательная область "Здоровье" направлена на достижение целей охраны здоровья детей и формирование основы культуры здоровья путем решения следующих задач:
1. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
2. Воспитание культурно-гигиенических навыков
3. Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
В связи с этим в нашем учреждении уделяется большое внимание физкультурно-оздоровительной работе с детьми.
Цели и задачи реализации программы.
Цель программы: формирование у детей дошкольного возраста осознанного отношения к собственному здоровью.
Задачи:
1. Воспитывать валеологическое сознание детей.
2. Учить детей использовать валеологические знания для своего здоровья.
3. Сформировать представления у детей о своем теле, способах сохранения своего здоровья, соблюдении личной гигиены, о культуре питания.
4. Воспитывать оценочные суждения о факторах, ухудшающих или улучшающих здоровье.
5. Способствовать пониманию детьми сущности здорового образа жизни.
6. Повысить эффективность форм взаимодействия с родителями – субъектами образовательного процесса, способствующих их ориентации на здоровье как основы полноценной жизнедеятельности ребенка в будущем; педагогическую компетентность родителей в вопросах здоровьесбережения.
Планируемые результаты.
-знают и понимают первоначальные основы здорового образа жизни;
- имеют представление о полезных продуктах питания, способах профилактики болезни, о правилах здорового образа жизни.
- знают и называют основные системы организма человека.
- имеют представления о том, что полезно и вредно для здоровья.
- осознанно относятся к своему здоровью.
- делают оценочные суждения о факторах, ухудшающих и улучшающих здоровье.
- используют полученные знания в повседневной жизни.
Критерии диагностики.
Педагогический анализ знаний и умений детей (диагностика)проводится 2 раза в год: вводный – в сентябре, итоговый – в мае.
Диагностическое обследование детей.
Высокий уровень Средний уровень Ниже среднего уровеня
• Знает основные части тела, органы и их функции.
• Понимает значение занятий физкультурой для здоровья человека.
• Может назвать основные виды закаливания. • Знает основные части тела, но имеет слабые знания о функциях основных органов человека.
• Затрудняется в определении способов укрепления здоровья. • Называет основные органы человека после наводящих вопросов.
• Затрудняется назвать способы закаливания.
• Не понимает значения физкультуры и закаливания для здоровья.
Работа с родителями.
Также проводилось анкетирование: «Здоровый образ жизни – что это?» (автор В. Г. Алямовская). Цель – определить отношение родителей к здоровому образу жизни. Основанием для оценки служил ключ к анкете, который позволил выявить уровень родительских отношений к здоровому образу жизни.
79 – 40 баллов – семья ведет здоровый образ жизни.
40 – 33 балла – в семье тяготеют к здоровому образу жизни.
32 – 19 баллов – здоровый образ жизни в семье не сложился.
Ниже 19 баллов – анкету игнорируют.
Только опираясь на поддержку семьи, совместными усилиями можно решить задачу – воспитание человека грамотного, который будет беречь своё здоровье.
Задача этой работы – показать родителям необходимость формирования у детей здорового образа жизни.
Календарно - тематический план
1.
02.09.2020 «Я – человек»- формировать представление о себе, как о человеке («у меня есть тело», «тело нужно, чтобы жить»; «я отличаюсь от животных»; «из каких частей состоит моё тело?» Рассматривание куклы, игрушки кошки. Игра «Где же мои». Игра «Чего не хватает?» Предложить детям поиграть в подвижные игры.
2. 09.09.2020 «Все люди разные»- формировать представление детей о том, что люди отличаются между собой по особенностям лица (цвету глаз, волос, кожи, форме носа, ушей, манере ходить, говорить; Рассматривание фотографии. Физкультминутка «На болоте две лягушки». Портрет для Кати. Дидактическая игра «Найди отличия».
4. 16.09.2020 «… Из чего же сделаны наши девчонки».- Обогатить знания детей о своей половой принадлежности, признаках сходства с родителями и родственниками ; способствовать воспитанию у девочек чувства женственности, а у мальчиков- мужественности. Игры: «Одень куклу Машу».
5. 23.09.2020 «Ай! Болит!» - Формировать умение характеризовать свое самочувствие. Раскрыть значение оздоровительных мероприятий и помощников» здоровья. «Весёлая зарядка!»
6. 30.09.2020 «Витаминка – помощница».- Сделать каталог витаминов для детей с помощью родителей. Загадки про овощи и фрукты.
Подвижные игры на свежем воздухе.
7. 07.10.2020 «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»- формировать представления о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний. Практические упражнения «Мой руки правильно!», «Наси маску правиьно!». Потешка «Водичка, водичка».
8. 14.10.2020 «Добрый доктор Айболит!»- Расширять представления детей о профессии врача; учить осознанно воспринимать врачебные предписания и строго их выполнять. Игра ролевая «Больница».
9. 21.10.2020 «Красивые ножки бегут по дорожке…» Формировать у детей правильную походку и осанку. Практическое занятие «Веселые ножки» полезные упражнения для стопы (массаж стоп.)
10. 28.10.2020 «Наши ушки на мокушке!» формировать представление детей о том, как беречь и ухаживать за своими ушами; Рассказ гномика «А-у». Игра «Отгадай чей голосок?.», «самомассаж ушей» .
Подвижные игры на свежем воздухе.
11.11.2020 «Чтобы глазки блестели…»» - продолжать учить бережному отношению к своим глазам, рассказать о болезнях глаз. Практическая работа: «Обучение гимнастике для глаз». Игра «Найди различия». Игра забава «Жмурки!»
12. 18.11.2020 «Здоровые зубы» - закреплять представления о необходимости ухода за зубами и полостью рта. Практическая работа: учимся правильно чистить зубы.
25.11.2020 «Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…» «Пальчики играют» Развитие мелкой моторике, укреплять мышцы пальцев «Гости», «Десять пальчиков» Массаж рук «Муравьишка»
Подвижные игры на свежем воздухе.
13. 02.11.2020 «Зубная паста, мыло и вода – наши лучшие друзья»-Формировать сознательное отношение к выполнению основных гигиенических навыков. Закрепить практические умения мытья рук. Закрепить знание игр и умение их играть «Кот и мыши»,«У медведя во бору»
14. 09.12.2020 «Опасно ли быть неряхой?»- учить детей содержать в чистоте и порядке свою одежду; убирать и мыть после еды посуду; помогать родителям содержать в чистоте дом. Ролевая игра: «Мамины помощники»
15. 16.12.2020 «Зачем мы дышим: органы дыхания» - Познакомить детей с дыхательной системой. Игра с надувными шариками.
16. 23.12.2020 Зачем мы едим – органы пищеварения»- «Развить у детей представление о работе главного органа пищеварения – желудка. Дать представление о вредных и полезных продуктах. Игра с мячом «Съедобное-несъедобное».
Подвижные игры на свежем воздухе.
17. 30.12.2020 «Сердце – наш мотор»- Познакомить детей с сердцем и его функцией в организме человека. Обучить правилам поведения, при соблюдении которых сердце сохраняется здоровым.
18. 13.01.2021 «Физкульт-Ура!» - укрепления здоровья с помощью физических упражнений, точечного массажа, гимнастики для глаз. Подвижные игры "Поймай комара", "Кролики", "Найди свой цвет"
19. 20.01.2021 «Солнце, воздух и вода- наши лучшие друзья!»- Закрепить знания детей о естественных факторах природы и правилах закаливания организма этими факторами.
20. 27.01.2021 Подвижные игры на свежем воздухе.
21. 03.02.2021 «Режим дня». Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья. Игра «Тик-так часики».
23. 10.02.2021 «Иду я как старушка, с изогнутой спиной!- Познакомить детей с понятием «осанка» и ее важностью для сохранения здоровья. Убедить в необходимости следить за своей осанкой. Практические упражнения для прямой спины.
24. 17.02.2021 «Спят усталые игрушки…» - Закреплять знания детей о том, что сон необходим человеку. Запомнить правила поведения перед сном. Упражнения для релаксации и расслабления.
25. 24.02.2021 «Ой, как вкусно!» Закрепить представления детей о том, какая еда полезна, какая вредна для организма. Ролевая игра «Повар».
26. 27.02.2021 «Мои защитники: кожа, ногти, волосы» - Дать общее представление о том, что кожа, ногти и волосы являются защитниками организма человека. Ролевая игра «Парикмахерская»
Подвижные игры на свежем воздухе.
27. 03.03.2021 «Где живут микробы?»- Сформулировать правила, которые нужно соблюдать, чтобы уберечься от инфекции.
28. 10.03.2021 «Мы играем» Совершенствовать умения действовать с различными предметами «Передай мяч назад»
29. 17.03.2021 «Разгадывание и загадывание загадок о спорте. Спортивные игры на свежем воздухе.
30. 24.03.2021 КВН «Я здоровье берегу – быть здоровым я хочу!». Развивать умения применять полученные знания на практике. Воспитывать устойчивый интерес к своему здоровью.