Светлана
Программа «В поисках сокровищ»
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание программы
Паспорт программы …. 3
Пояснительная записка (анализ исходного состояния) …. 6
Цель, основные задачи …. 7
Механизм реализации программы …. 8
Содержание программы …. 14
Ожидаемые результаты программы …. 16
Методические рекомендации …. …. 17
Диагностика достижения планируемых результатов …. 18
Список литературы …. 19
Приложение …. … 20
Публикация «Программа „В поисках сокровищ“» размещена в разделах
Напряженная, неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время в нашем обществе, обуславливает рост семей, признанных нуждающихся в получении социальных услуг. Снижение уровня жизни семей, неблагоприятное влияние психоэмоциональной обстановки в семье, вызывающей стрессы, учебные перегрузки приводят к истощению и даже срыву адаптационных механизмов ребенка. Возрастает количество несовершеннолетних, испытывающих трудности в социальной адаптации.
Летний отдых детей – это не только социальная защита несовершеннолетних, это активная пора социализации детей, вовлечения их в новые социальные связи, удовлетворения индивидуальных интересов и по-требностей.
Организация летнего отдыха - это ещё и время для воспитания, развития творческого начала, толерантных качеств, формирования здорового образа жизни, коммуникативных умений, а также возможность параллельно решать проблему безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних при взаимодействии с организациями и учреждениями города.
Практика показывает, что в силу неустойчивой социально – экономической обстановки, не все родители в состоянии организовать своему ребёнку полноценный летний отдых. Особенно эта проблема касается малообеспеченных, многодетных, неполных семей, признанных нуждающимися в социальном обслуживании. Именно поэтому, в условиях отделения дневного пребывания несовершеннолетних на базе муниципального казенного учреждения Центр социальной помощи семье и детям, в летний период организуется оздоровление и занятость детей из семей, признанных нуждающимися в получении социальных услуг. Это доступная форма и помощь в организации летнего отдыха, которая не требует от родителей материальных расходов и является значимой мерой поддержки малообеспеченным семьям.
Программа оздоровления и занятости несовершеннолетних «В поисках сокровищ. Секрет пропавшего клада» по своей направленности является комплексной, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей. Целесообразная организация разных видов деятельности предусматривает возможность раскрытия потенциала каждого ребенка и социализации, путем занятий по интересам.
Система организованного отдыха позволит детям восстановить силы, снять физическую и психологическую нагрузку, приобрести новые и дополнить школьные знания, развить коммуникативные навыки, реализовать их в совместной коллективной деятельности.
Программа летней оздоровительной смены с дневным пребыванием «В поисках сокровищ. Секреты пропавшего клада», помимо оздоровления, создаст необходимые условия для проведения дальнейшей профилактической работы с несовершеннолетними по снижению или устранению причин девиантного поведения.
Программа является краткосрочной, реализуется в течение 3 месяцев (июнь – август). Продолжительность смены 21 календарный день (выходной – суббота, воскресенье). Количество летних смен - 4. Деятельность оздоровления и занятости детей в летний период основана на гуманистической концепции взаимоотношений личности и общества, целостном подходе к воспитанию и развитию личности в условиях коллективной деятельности, построенной на основе сотрудничества взрослых и детей, позволяющей максимально проявить и реализовать самые разнообразные интересы и запросы личности. Программа деятельности ориентирована на создание социально значимой психологической среды, дополняющей и корректирующей семейное воспитание ребенка.
Цель и задачи
Цель программы : организация отдыха, оздоровления и занятости несовершеннолетних из семей, находящихся в социально – опасном положении или нуждающихся в социальном обслуживании, на базе отделения дневного пребывания несовершеннолетних в летний период 2022 года.
Задачи:
1. Организовать в каникулярный период досуг, обеспечив профилактику асоциального поведения детей из семей СОП или малообеспеченных семей, проживающих на территориях Центрального и Куйбышевского районов.
2. Создать условия для сохранения и укрепления физического здоровья как жизненно важной ценности, формируя сознательное стремление к ведению здорового образа жизни и самореализации.
3. Развивать познавательные, творческие и коммуникативные способности детей, воспитывая патриотические чувства, бережное отношение к культурным и природным богатствам нашего края, по средствам наиболее эффективных форм социальной адаптации и реабилитации несовершеннолетних из семей, нуждающихся в социальном обслуживании.
4. Организовать взаимодействие с учреждениями культуры, спорта, дополнительного образования детей, представителями правоохранительных органов с целью профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Новизна программы заключается в организации реабилитационных занятий (индивидуальных, групповых) со специалистами (психолог, логопед, инструктор по труду, инструктор по физической культуре, музыкальный руководитель, социальный педагог) по результатам постоянно действующего психолого-медико-педагогического консилиума в довершении реализующихся мероприятий данной летней программы.
В основе программы лежат принципы :
принцип гуманизации отношений – построение всех отношений на основе уважения и доверия к человеку, на стремление привести его к успеху;
принцип сотрудничества ребенка и взрослого – организация и участие в подготовке и проведении коллективно – творческих дел по принципу сотрудничества, что позволяет каждому ребенку почувствовать себя творческой личностью;
принцип демократичности – участие всех детей в программе развития творческих способностей;
принцип дифференцированного воспитания: отбор содержания, форм и методов воспитания в соответствии с индивидуальными – психологическими особенностями ребенка; создание возможности переключиться с одного вида деятельности на другой в рамках смены (дня); взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематики дня; активное участие детей во всех видах деятельности;
принцип творческой индивидуальности.
Механизмы реализации программы
Реализация программы осуществляется поэтапно:
1. Подготовительный этап (апрель-май).
• Подготовка документальной базы: приказы, утверждение календарного планирования, проведение инструктажей по ТБ со специалистами.
• Решение вопросов материально-технического и финансового обеспечения. Проверка летних площадок на предмет безопасности.
• Привлечение специалистов заинтересованных ведомств системы профилактики.
• Заключение договоров с учреждениями, для оказания услуг несовершеннолетним в рамках программы.
• Информирование семей, находящихся в трудной жизненной ситуации и социально-опасном положение об организации летнего отдыха на базе МКУ Центр социальной помощи семье и детям.
• Распределения ответственности и обязанностей между трудовыми кадрами в период летней кампании.
• Составление списков несовершеннолетних, оформление необходимых документов для зачисления.
2. Основной этап (июнь-август).
• Реализация плана досуговых и оздоровительных мероприятий.
• Выявление и раскрытие творческого потенциала несовершеннолетних, путем вовлечения в коллективно-творческие дела.
3. Завершающий этап (сентябрь)
• Подведение итогов смен в летний период, мониторинг удовлетворенности клиентов.
• Информирование КСЗ об итогах летнего отдыха, по средствам творческого отчета.
Алюминщик.
Ресурсное обеспечение:
Нормативно-правовое обеспечение:
Конвенция ООН о правах ребенка, Федеральный закон от 29.12.2012 № 273 - ФЗ «Об образовании», Федеральный закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ», Федеральный закон от 24.06.1990 №120 - ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы - СанПиН 2.4.4.3155-13 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях с дневным пребыванием детей в период каникул».
Содержание программы
Целевые установки каждого мероприятия программы соответствуют одному из направлений:
Спортивно-оздоровительное: спортивные, оздоровительные и профилактические мероприятия, направленные на формирование представлений о здоровом образе жизни для сохранения и укрепления здоровья, включая меры профилактики заболеваний. Выработка правильной позиции по отношению к вредным привычкам.
Художественно-творческое: деятельность педагогов, которая подразумевает раскрытие и применение творческих способностей, умений, не стесняясь представлять их.
Психолого-педагогическое: развитие умений бесконфликтного межличностного общения и коммуникативных навыков. Приобретение необходимых знаний об общепринятых нормах поведения, привитие правил культуры общения, уважительного отношения и толерантности.
Гражданско-патриотическое: формирование личности гражданина и патриота России с присущими ему ценностями, взглядами, ориентациями, установками, мотивами деятельности и поведения.
Эколого-трудовое: формирование положительного отношения к труду как высшей ценности в жизни и воспитание целостного экологического мировоззрения и этических ценностей по отношению к природе.
Логика развития каждой смены строится по традиционной схеме и включает основные формы и методы работы:
Формы работы
Индивидуальные:
- консультация
- беседа
- практическое занятие
- инструктаж
- диагностика Групповые:
- диагностика
- экскурсии
- викторины
- конкурсы
- лекции
- тренинги
- акции
- праздничные и спортивные мероприятия
Методы работы
Организационные:
- планирование
- разработка мероприятий
- разработка методического,
диагностического материала Практические:
- игровые методы: сказкотерапия,
куклотерапия, изотерапия, арттерапия
- беседа
- рассказ
- встреча
- решение проблемных ситуаций Аналитические:
- анализ деятельности,
- информирование в СМИ
Методы воспитания, используемые при реализации программы, объединяются в группы и составляют систему:
Методы формирования сознания: рассказ, беседа, лекция, дискуссия, диспут, метод примера.
Методы организации деятельности и формирования опыта поведения: упражнение, приучение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций. Методы стимулирования поведения: игра, соревнование, поощрение, наказание.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование, тестирование, анализ результатов деятельности.
Летние каникулы долгожданные, но скоротечные. За три коротких месяца хочется побывать во многих местах, увидеть и познать много нового и интересного. В основе программы заложена сюжетно ролевая игра. Она представляет собой исполнение детьми какого-либо сюжета. Эти игры проходят без зрителей, все - участники! Ценность такой игры определяется тем, насколько в ребенке она развивает такие качества как: настойчивость, смелость, умение ориентироваться в сложной ситуации, умение действовать в интересах коллектива, сообща добиваться победы, не разрушая позитивного отношения к действительности.
Игра дает возможность каждому ребенку попытаться сменить свой имидж, зачастую сыграть ту роль, которую он не в состоянии исполнить в том коллективе, где его знают долгое время, предполагает огромный потенциал социального и творческого развития детской личности.
Игровым сюжетом всей летней площадки является путешествие групп детей по морям, городам, континентам, странам, космическим просторам и подводным мирам на разных видах транспорта в поисках сокровища, где за 21 день предстоит узнать секрет пропавшего клада.
В ходе реализации программы организаторы действуют согласно распределенным ролям:
Специалисты – гиды
Воспитатели – путевожатые
Дети – путешественники
Легенда игры:
В одной стране жил добрый волшебник, который хотел помогать людям. Но, присмотревшись к ним, он понял, что дела его не будут приносить пользы, потому что люди разучились радоваться. А какая человеку польза, если нет радости?
Тогда волшебник отправился на поиски добра и радости. Он искал «счастье», опускаясь в подводные глубины, поднимаясь на высокие горы, путешествовал по разным мирам и планетам. И из каждого места, которое посетил волшебник, он забирал самое дорогое «сокровище». Все собранные сокровища он спрятал в тайном месте, где даже в пасмурную погоду солнечный свет играет в листьях деревьев летом, а зимой сияет в кристалликах льда. В дождь там нельзя вымокнуть, а в холода невозможно замерзнуть, даже если лечь спать на голый снег. Звери там не нападают ни на человека, ни друг на друга. Найти затерянные сокровища могут только самые смелые, отважные люди с открытым сердцем, пройдя путь волшебника. Если человек найдет затерянное место, он услышит пение птиц, вдохнет полной грудью воздух, то какая бы тяжесть не лежала у него на сердце, он почувствует свободу, душа его вновь обретет надежду, а в его глазах засветится радость. Он станет способным видеть то, что недоступно другим, играть с ветром, читать по звездам, понимать язык зверей и птиц.
В течение 21 дня ребята будут путешествовать по воде, суше и небу в поисках сокровища, которое таит много чудес. Но чтобы отыскать сокровища, ребятам предстоит проходить испытания в виде ежедневных мероприятий. Принимая участие в запланированных мероприятиях, ребенок поощряется отличительным знаком, что позволяет педагогам своевременно скорректировать ИППСУ (индивидуальная программа предоставления социальных услуг) и в конце смены наградить активных участников летних мероприятий. За период действия программы, дети познают себя, оздоровятся, заведут новых друзей, получат заряд положительных эмоций на весь учебный год.
Ежедневно ребята включаются в различные виды деятельности, систематизированные в план смены по районам (приложение 1). По мимо отрядных, коллективных мероприятий, ребята посещают занятия психолога, логопеда, инструктора по труду, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя на выбор и по рекомендации. Организация программы осуществляется с учетом распорядка дня:
Время Элементы режима дня
9.00-9.30 Прием детей, осмотр детей медицинским работником
9.30-10.00 Утренняя зарядка, планирование дня (линейка);
10.00-10.20 Завтрак
10.20-13.30 Прогулка, организация культурных мероприятий
13.30-14.00 обед
14.00-15.45 Прогулка, проведение познавательно-развивающих занятий
15.45-16.00 Полдник
16.00-16.15 Уход домой
Ожидаемые результаты
Реализация мероприятий позволит укреплению здоровья, развитию творческих способностей несовершеннолетних из семей СОП или малообеспеченных семей; формированию навыков здорового образа жизни через преодоление аддиктивного поведения несовершеннолетних группы риска с последующим снятием с учета в КДН и ЗП, а также в ОПДН; закреплению знаний, умений и навыков индивидуальной и коллективной трудовой деятельности, социальной активности несовершеннолетних; восстановлению положительных психологических отношений между детьми и родителями в семьях СОП или малообеспеченных семей.
Методические рекомендации
Факторы риска и меры их профилактики
№ п / п Факторы риска Меры профилактики
1 Плохие погодные условия Изменение режима дня по отношению к запланированным видам деятельности. Запасные формы работы, адаптированные для работы в помещении.
2 Пассивность воспитанников Отбор эффективных методов и средств для повышения активности участников программы : стимулирование мотивации
3 Усталость педагогического коллектива Четкое распределение обязанностей, объединение коллективных усилий в сложных ситуациях.
4. Утомляемость детей Хорошая организация мероприятий, чередование игровой деятельности с творческой, интеллектуальной, спортивной и другой.
5 Эмоциональное сгорание Тщательная подготовка программы смены. Разработка корпоративной культуры, использование стимулирования деятельности.
6 Травматизм Инструктаж по ТБ. Исключение травмоопасных ситуаций, ответственность и бдительность за здоровье и жизнь детей.
7 Недостаточность спортивного и игрового инвентаря. Своевременное и достаточное обеспечение.
8 Подвижные игры на улице Чередование игр на улице и в помещении.
Деятельность несовершеннолетних организованна в форме путешествия по разным местам. Каждому дню дано свое название. Ежедневно дети, каждый день, видят преграду в виде какого-либо мероприятия, с которым они должны будут справиться, получив награду. Эти мероприятия, возможно, проводить в первую и вторую половину дня.
Список используемой литературы
1. Артамонова Л. Е. Летний лагерь: Организация, работа вожатого, сценарии мероприятий: 1-11 классы. М., 2007.
2. Афанасьев С. П. Коморин С. В. Что делать с детьми в загородном лагере. М., 2009.
3. Гиринин Л. Е., Ситникова Л. Н. Вообрази себе. Поиграем – помечтаем. – М., 2001.
4. Григоренко Ю. Н., Кострецова У. Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. М. : Педагогическое общество России, 2002.
5. Губина Е. А. Летний оздоровительный лагерь (нормативно-правовая база). Волгоград: издательство «Учитель», 2016.
6. Гузенко А. П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
7. Гусева Н. А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. СПб., 2013.
8. Дубровина И. В. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. М., 1999.
9. Жиренко О. Е. Мир праздников, шоу, викторин. М., 2008.
10. Игры по естествознанию. Как познавать природу, играя и путешествуя /под редакцией И. Ю. Алекшиной. СПб: СМИО-пресс, 2001. 128 с.
11. Коваленко В. И. Младшие школьники после уроков. М., 2007.
12. Коган М. С. С игрой круглый год в школе и на каникулах: Внеклассные мероприятия на каждый месяц учебного года. М., 2008.
13. Козлова Ю. В., Ярошенко В. В., Туристский клуб школьников: Пособие для руководителя. М. : ТЦ Сфера, 2004.
14. Кулаченко М. П. Учебник для вожатого. М., 2007.
15. Куликов В. М., Ротштейн Л. М. Школа туристских вожаков: Учеб. -метод. Пособие. М. : Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 1999.
16. Лобачёва С. И., Великородная В. А. Загородный летний лагерь. М. : ВАКО, 2008.
17. Роткина Т. С., Курзова О. А., Нестеренко А. В. Уроки добра и милосердия. Омск: «Детство», 2007.
18. Соколова Н. В. Лето, каникулы – путь к успеху: сборник программ и игр для детей и подростков в условиях детского оздоровительного лагеря, - О. : «Детство», 2009.
19. Титов С. В. Здравствуй, лето! Волгоград, Учитель, 2007 г.
20. Шмаков С. А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 2009 г.