Милена Хуснутдинова
Программа управленческого содействия адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Для успешной адаптации молодых специалистов в МКДОУ «Детский сад «Родничок» с. Сары разработана и внедрена программа управленческого содействия по адаптации молодым специалистам, а также создано методическое объединение молодых педагогов.
Публикация «Программа управленческого содействия адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Целью программы является : создание в ДОУ условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.
Задачи:
1. Обеспечить условия для наиболее эффективной адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя.
2. Использовать эффективные формы повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями.
3. Совместно планировать карьеру молодых специалистов.
4. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций ДОУ.
Основные принципы программы :
принцип поэтапности адаптации и развития профессионализма молодого учителя;
принцип уважения и доверия к человеку;
принцип целостности;
принцип сотрудничества;
принцип индивидуализации.
Сроки и формы реализации программы : в течение трех лет организуются по две методические сессии ежегодно. Методические сессии предполагают лекции, семинары, мастер-классы, тренинги, проектирование, деловые игры, открытые занятия, выставки литературы и методических материалов и т. п.
Кадровое обеспечение программы : лучшие педагоги района, педагоги-наставники учреждения, сотрудники управления образования Кунашакского муниципального района.
Методическое обеспечение программы : интернет-портал ЧГПУ для молодых педагогов.
По своей структуре программа состоит из направлений, ориентированных на социально-психологическую адаптацию (знакомство молодого специалиста с руководством и коллективом сотрудников; участие сотрудника в праздничных, культурных и общественных мероприятиях педагогического коллектива и жизни школы в целом, организационную адаптацию (усвоение писанных и «неписанных» норм и правил образовательного учреждения, эффективная организация рабочего места, производственную (профессиональную) адаптацию (знакомство с основными задачами и непосредственными обязанностями в новой должности, знакомство с показателями эффективности работы, включение в работу, работа по профессиональному самосовершенствованию, регулярный мониторинг профессиональной деятельности и др.).
Направления программы.
1. Профессионально-ценностные ориентации молодых педагогов. Данное направление предполагает развитие терминальных и инструментальных ценностей профессиональной деятельности на основе сформированной системы общечеловеческих ценностей, в ряду которых сопереживание, милосердие, ответственность, альтруизм, трудолюбие, добросовестность, ответственность, инициативность и т. п. Реализация данного направления осуществляется через встречи, мастер-классы, «круглые столы» с педагогами Кунашакского района; участие в конкурсах профессионального мастерства для молодых педагогов муниципального, регионального, федерального уровней; освещение деятельности педагогов (в том числе и молодых) в средствах массовой информации (в том числе на сайте учреждения); участие в научно-исследовательской деятельности и т. п.
2. Формирование предметно-профессиональной компетентности молодого педагога. Это направление программы ориентировано на формирование постоянно развивающейся системы предметно-профессиональных знаний, умений, навыков (конкретная сфера научного знания, педагогика, психология, нормативно-правовая база образования, являющихся основой предметно-профессиональной компетентности педагога. Реализуется это направление посредством организации самостоятельной работы молодых педагогов; участия в работе методических семинаров; создания системы консультативной помощи молодым специалистам; участия в научно-практических конференциях разного уровня; посещения открытых занятий опытных педагогов (курсы повышения квалификации и профессиональной переподготовки педагогических работников (молодых специалистов) и т. п.
3. Научно-методическое обеспечение деятельности педагога. Это направление призвано помочь молодому педагогу в формировании устойчивой системы научно-методических знаний в сфере обучения и воспитания ребенка (методика преподавания, воспитания, в овладении соответствующими методами и технологиями, позволяющие решать диагностические, обучающие, воспитывающие и коррекционно-развивающие задачи. Реализация направления в основном базируется на активных формах обучения: семинары, деловые игры, тренинги, работа проектных центров, творческих мастерских, консультации и т. п.
4. Социально-психологическая компетентность молодого педагога. Данное направление ориентировано на помощь молодому педагогу в освоении этических норм и правил поведения в профессиональном сообществе, основ корпоративной культуры основ, психологии общения и разрешения конфликтов профессионального и детского коллектива. Начинающему воспитателю предлагаются для заполнения анкеты, диагностические таблицы (например, «Диагностика определения модели взаимодействия воспитателя с детьми» М. В. Крулехт и др.).
Еще одной важной составляющей, влияющей на эффективность деятельности педагога, являются личностные особенности (характер, темперамент, внешняя или внутренняя ориентация: интроверт, экстраверт, самооценка и др., которые откладывают свой отпечаток на работу специалиста в целом. Особенно это касается взаимодействия с членами коллектива, детьми и родителями. Воспитатели получают памятку для молодых педагогов «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».
Для изучения личностной сферы молодого педагога используются следующие методики.
1. Определение педагогической позиции педагога, основанное на самостоятельной оценке черт характера.
2. Тест для молодого воспитателя (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева) на определение его педагогической стрессоустойчивости.
3. Тест для молодого воспитателя (Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева) на определение эффективности работы педагога стажника.
4. Тест Г. Айзенка (Шайгородский Ю. Ж. «Точка отсчета», Омск, 1992) используется с целью определения совместимости педагогов для кадрового подбора в группу.
5. Тест фигур (Рогов Е. И. «Настольная книга практического психолога в образовании», М., 1996) - предназначен для выявления типологии личности.
Формы работы по повышению психолого-педагогической компетентности :
теоретические семинары (доклады, сообщения);
семинары-практикумы;
ролевые игры, деловые игры;
дискуссии, диспуты;
обсуждение открытых мероприятий;
конкурсы педагогического мастерства;
педагогические советы;
методические объединения,
индивидуальные консультации и т. д.
Главная задача состоит в том, чтобы помочь начинающему педагогу организовать педагогический процесс как процесс свободного личностного развития каждого воспитанника в меру его индивидуальных способностей, интересов и склонностей, так как результатом должно явиться становление индивидуальной, авторской, высоко эффективной системы педагогической деятельности, когда каждый педагог овладевает умением осуществлять проблемный анализ (видеть не только свои достижения, но и недостатки в своей работе) и на основе его данных моделировать, планировать свою деятельность, получать намеченные результаты.
5. Личностный потенциал молодого педагога. Это направление призвано помочь молодому педагогу в процессе самопознания, самоорганизации, саморазвития, самореализации; в освоении методик и технологий профилактики профессиональных деструкций; в формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности; в развитии значимых для профессиональной деятельности личностных качеств; в становлении профессионального самоуважения. Наиболее эффективные формы работы: тренинги личностного роста; тренинги преодоления профессиональных деструкций; мастер-классы, «круглые столы», дискуссионные центры с ведущими педагогами города и области; участие в конкурсах профессионального мастерства для молодых педагогов муниципального, регионального, федерального уровней; консультации и т. п.
Примерная тематика методических сессий.
«Нормативно-правовые основы деятельности молодого педагога».
1. Государственные образовательные стандарты национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» как основа профессиональной деятельности педагога.
2. Нормативно-правовая основа деятельности образовательных учреждений разного вида.
3. Государственная поддержка молодых специалистов.
4. Курирование молодых специалистов органами образования.
5. Трудовой кодекс – в помощь молодому педагогу.
«Здоровье молодого педагога как условие успешности его профессиональной деятельности» :
1. Влияние здоровья на эффективность профессиональной социализации.
2. Пути и средства здоровьесбережения.
3. Аспекты и потенциал здоровья молодого специалиста.
4. Формирование здорового образа жизни детей и педагогов.
5. Пути и средства укрепление здоровья молодых специалистов.
6. Мониторинг здоровья молодого педагога и детей.
7. Способы оздоровления.
8. Педагогические технологии здоровьесбережения.
9. Экологические проблемы современности и их влияние на состояние здоровья.
«Общение в профессиональной деятельности педагога» :
1. Общение в структуре педагогической деятельности.
2. Влияние общения на развитие личности ребенка.
3. Специфика и стили профессионально-педагогического общения.
4. Средства и техники эффективного педагогического общения.
5. Диагностические методики определения эффективности педагогического общения.
6. Ресурсы личности и психические процессы накопления профессионального опыта.
7. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности молодых специалистов.
8. Психологические аспекты взаимодействия субъектов образовательного процесса.
9. Развитие личности профессионала.
10. Профессиональные конфликты и способы их преодоления.
11. Профессиональные деструкции: их диагностика и профилактика.
«Профессионально-педагогическое сетевое взаимодействие» :
1. Возможности сетевого взаимодействия для профессиональной деятельности молодых специалистов.
2. Пути и средства реализации сетевого взаимодействия.
3. Повышение профессионального уровня молодых педагогов в рамках модели сетевого взаимодействия.
4. Поддержка молодых специалистов с помощью интеренет-ресурсов.
5. Преодоление внутриорганизационных барьеров субъектов сетевого взаимодействия в процессе профессиональной социализации молодых специалистов.
6. Привлечение молодых специалистов к профессиональному сетевому взаимодействию.
«Социально-педагогическая деятельность молодого педагога с семьей».
1. Современная семья и особенности семейного воспитания.
2. Совместная деятельность образовательной организации и семьи по формированию личности ребенка.
3. Здоровая семья – здоровая нация.
4. Эффективное взаимодействие детей и родителей.
5. Диагностика семейных отношений и типов семейного воспитания.
6. Традиции российского семейного воспитания.
7. Особенности конфессионального семейного воспитания.
8. Возможности сетевого взаимодействия в деятельности молодого педагога с семьей.
«Социализация и воспитание ребенка в современной школе».
1. Организация воспитательной работы в школе как условие успешной социализации ребенка.
2. Содержание, формы и методы внеучебной работы в условиях образовательной организации.
3. Использование возможностей дополнительного образования для успешной социализации и воспитания ребенка в школе.
4. Как организовать работу родительского комитета.
5. Детская общественная организация или как сплотить детский коллектив.
6. Родительское собрание : правила его успешной подготовки и проведения.
7. Воспитательное мероприятие: плюсы и минусы.
8. Диагностика проблем детского коллектива и пути его оздоровления.
Основной формой управленческого содействия адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении представлено в виде наставничества, консультирования и партнерства. Разработано положение «О наставничестве» (Приложение 5).
В соответствии с положением о наставничестве за каждым молодым специалистом руководителем учреждения были закреплены наставники.
Задача наставника – помочь молодому специалисту реализовать себя, развить личностные качества, коммуникативные и управленческие умения.
Обеспечить поддержку молодым педагогам в области :
- практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);
- разработки программы собственного профессионального роста;
- выбора приоритетной методической темы для самообразования;
- подготовки к первичному повышению квалификации;
- освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании; подготовки к предстоящей аттестации.
Таким образом, на формирующем этапе нами была начата реализация первого этапа программы по управленческому содействию адаптации молодых педагогов в образовательном учреждении «Школа профессионального роста молодого учителя