Громова Светлана
Программа «Умка»
▼ Скачать +Заказ
Актуальность программы
Актуальность программы заключается в том, что поисково-исследовательская деятельность является важным шагом воспитания и обучения дошкольника. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых све-дений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как са-мообучение, самовоспитание и саморазвитие.
Публикация «Программа „Умка“» размещена в разделах
На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически разви-тым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании инте-гративные качества ребенка развиваются.
Качество образования, создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение являются основой актуальности программы «Умка».
Отличительные особенности программы «Умка»
Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисо-вание, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, ассоциативные тренин-ги, поиск закономерности и т. д. Необходимость объяснять свои действия заставля-ет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально поисковая деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.
Принципы обучения
Программа «Умка» основывается на следующих принципах:
– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;
–создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к са-мостоятельному поиску возможностей их разрешения;
– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, ини-циативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);
– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности дополнять пройденный материал).
Целью данной программы является :
всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, интеллекта, личностных качеств через опытно-экспериментальную деятельность.
Задачи программы :
- расширение представлений детей о физических свойствах предметов и яв-лений окружающего мира;
- развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света и т. д.)
- формирование у детей элементарных географических представлений;
- развитие познавательного интереса к миру природы, понимания взаимосвя-зей в природе и место человека в ней;
- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.
Особенности организации образовательной деятельности
Возраст детей: 5-7 лет.
Срок реализации: программы 1 год, уровень – стартовый.
Форма реализации программы : очная, групповая.
Основной метод обучения – игра.
Наполняемость группы: до 12 обучающихся.
Режим занятий: 1 занятие в неделю (36 часов в год, продолжительность за-нятия – 25 минут.
Место проведения: кабинет дополнительных услуг
Предполагаемый результат усвоения программы
К конечному сроку реализации программы ребенок :
- имеет представления о свойствах некоторых веществ;
- умеет устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териалов и способами их использования;
- имеет навыки исследовательской деятельности;
- самостоятельно делает выводы, выдвигает гипотезы, анализирует;
- имеет расширенные знания об объектах и их свойствах.
Виды и формы контроля:
- вводный (проводится в первые две недели сентября, имеет своей целью вы-явление исходного уровня знаний);
- итоговый (проводится по итогам полугодий с целью определения успешно-сти усвоения учащимися программного материала и уровня развития способностей за данный период обучения);
- промежуточный (определяется уровень усвоения каждым учащимся про-граммного материала, проводится в форме организации несложных эксперимен-тов).
Аттестация по итогам завершения программы
Система контроля результативности программы носит индивидуальный ха-рактер и направлена на своевременное выявление учащихся, испытывающих опре-деленные затруднения в обучении, или опережающих обучение учащихся с целью наиболее эффективного подбора для них содержания, методов и средств обучения.
Учебный план
Название разделов, тем Количество часов Форма контроля
всего теории практики
1 Общие понятия об опытах
Свойства воды. 4 1 3 Контрольные задания
2 Песочная страна 8 2 6 Контрольные задания
3 Вода, лед, снег 4 1 3 Контрольные задания
4 Воздух 4 1 3 Контрольные партии
5 Мыльные пузыри 4 1 3 Контрольные задания
6 Дерево 4 1 3 Контрольные задания
7 Магнит 4 1 3 Контрольные задания
8 Почва 4 1 3 Контрольные задания
Итого часов 36 9 27
Календарный учебный график
№ Наименование дисциплины Сроки реализа-ции, количе-ство учебных недель Форма Количество учебных часов
Количество заня-тий в неделю, продолжитель-ность 1 занятия
1. Занятия
в кружке
«Умка» 01.09.2021-31.05.2022,
36 недель Групповая,
очная 36 1 раз в неделю
по 25 минут
Содержание программы
Структура занятия:
- Постановка проблемы и цели.
- Анализ объекта или явления.
- Сопоставление фактов.
- Выдвижение гипотезы.
- Отбор средств и материалов для самостоятельной деятельности.
- Осуществление эксперимента.
- Вывод.
Условия реализации программы
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» может быть эффективно реализована при взаимодействии следующих факторов.
Методическое обеспечение:
научная, методическая литература (см. список литературы);
конспекты занятий;
фотоальбомы и фотовыставки;
предметные картинки;
сюжетные картинки.
Кадровое обеспечение:
педагог дополнительного образования.
Материально– техническое оснащение:
кабинет дополнительных услуг;
стулья, столы детские;
рабочие тетради;
доска магнитная–1шт. ;
цветные карандаши;
лупы;
магнит;
природные материалы – объекты исследования;
детская лаборатория;
уголок воды и песка;
уголок науки и природы.
Музыкально-технические средства:
ноутбук;
проектор;
демонстрационный экран.
Взаимодействие с родителями
Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации познавательной деятельности, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. Приобщая воспитанника к экспери-ментированию в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка к познанию окружающего мира.
Цель: объединение интересов педагога и родителей по всестороннему разви-тию личности ребенка, его познавательных способностей, ознакомление родителей с результатами работы, достижениями детей. Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.
Формы взаимодействия с родителями:
– индивидуальные собеседования;
– консультации, беседы;
– совместное проведение мероприятий;
Условия работы с родителями:
– целенаправленность;
– систематичность;
– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;
– доброжелательность и внимание.
План мероприятий по взаимодействию с родителями
№ Мероприятие Сроки реализации
1. Организационное собрание с родителями детей, желающих посещать ДПОУ «Умка» сентябрь
2. Индивидуальные беседы с родителями об особенностях обу-чения по программе октябрь
3. День открытых дверей (занятие с участием родителей) декабрь
4. Индивидуальные беседы об успехах и трудностях, возника-ющих у детей в процессе занятий январь
5. Индивидуальные консультации по запросам родителей в течение срока обучения
6. День открытых дверей (занятие с участием родителей) март
7. Итоговое занятие. Родительское собрание по итогам обучения по программе «Эрудит» май
Календарно-тематический план
№ Месяц Тема, вид ОД Задачи Кол-во ча-сов Оборудование
1 сентябрь Свойства воды. Пла-вающая рыбка
Вода – растворитель. Очищение воды
Непотопляемая бума-га, бумажная крышка
Почему предметы под водой кажутся боль-ше? Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, за-паха, форму, по-знакомить с новы-ми свойствами: вода отталкивает мыльные жидко-сти.
Выявить вещества, которые растворя-ются в воде, позна-комить со спосо-бом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопас-ного поведения при работе с раз-личными материа-лами.
Продолжать зна-комить со свой-ствами воды и воз-духа, опытным пу-тем дать возмож-ность узнать мо-жет ли воздух за-щитить бумагу от воды.
Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды. Опытным путем показать де-тям зрительное изменение предме-тов находящихся под водой. 1
1
1
1 Технологические карты по свой-ствам воды, про-зрачные емкости, красящие веще-ства, ножницы, средство для мы-тья посуды, лист картона, водостой-кий маркер, стек-лянная формочка для выпечки, вода.
Сосуды разного размера и формы, вода, растворите-ли: стиральный порошок, мука, песок, соль, расти-тельное масло, стеклянные палоч-ки, ложки, бумага, марля, воронки.
Глубокая миска, бумажная салфет-ка, вода, стакан, лист бумаги, нож-ницы.
Большие и ма-ленькие стаканы с водой, линейки, мелкие предметы, карандаши, полос-ки бумаги, шпаж-ки, соломки, масло растительное,
2 октябрь Песочная страна
Песчаный конус
Глина, какая она?
Песок и глина – наши помощники.
Познакомить детей со свойствами пес-ка.
Измерение сыпу-чих предметов с помощью условной мерки. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную де-ятельность, фор-мировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.
Помочь опреде-лить, может ли пе-сок двигаться.
Закрепить знания детей о глине. Вы-явить свойства глины (вязкая, влажная). Созда-вать эмоциональ-ный настрой в группе на совмест-ную деятельность, формировать у де-тей доброжела-тельного отноше-ния друг к другу.
Уточнить пред-ставления о свой-ствах песка и гли-ны, определить от-личия.
1
1
1
1 Сухой, чистый пе-сок; тарелочки, сито, дощечки,
мерные стаканчи-ки.
Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, песочные часы
.
Тарелочки, сито, вода, глина, до-щечки, изделия из керамики,
.
Сухой, чистый пе-сок, тарелочки, сито, вода, глина, мерные стаканчи-ки, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, поли-этиленовые бу-тылки,
банка, карандаш.
3 ноябрь Ветер и песок
Свойства мокрого песка
Песочные часы
Песок и глина Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком
Познакомить со свойствами мокро-го песка
Знакомство с пе-сочными часами
Дать детям пред-ставление о влия-нии высоких тем-ператур на песок и глину
1
1
1
1 Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки
Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, тарелочки, сито, вода.
Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, песочные часы,
мерные стаканчи-ки, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, поли-этиленовые бу-тылки.
Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, глина, изде-лия из керамики,
банка, карандаш.
4 декабрь Цветное потепление
Попробуй переме-щать
Расплывчатые узоры
Искусственный снег
Познакомить детей сосвойствами воды в твердом состоя-нии.
Познакомить детей с физическим по-нятием: «отталки-вание веществ.
Опытным путем дать возможность разобраться, как образуется узоры из подкрашенных воды и подсолнеч-ного масла.
Познакомить детей с новым понятие абсорбенты. Опыт-ным путем дать возможность разо-браться, как дей-ствия абсорбенты. 1
1
1
1
Стаканы с водой, пищевые красите-ли, формочки для льда, бумага, про-тивень, фартуки для работы.
Пластиковые бу-тылки, стаканы водой, подсолнеч-ное масло, гуаше-вые краски.
Стакан с водой, бумага, пипетка, пищевые красите-ли, подсолнечное масло, противень
.Подгузник, ста-кан с водой, цвет-ной картон, нож-ницы, 2 стаканчи-ка.
5 январь Этот удивительный воздух
Вдох - выдох
Почему дует ветер?
Расширять пред-ставления детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжи-мается. Познако-мить детей с исто-рией изобретения воздушного шара.
Расширить пред-ставления о возду-хе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, вре-мени, в течение которого человек может находиться без возду-ха. Закреплять зна-ния детей о здоро-вом образе жизни.
Познакомить детей с причиной воз-никновения ветра – движением воз-душных масс. Уточнить пред-ставления детей о свойствах воздуха: горячий – подни-мается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. 1
1
1
Воздушные шары, целлофановые па-кеты, трубочки, прозрачные пла-стиковые стаканы, вертушки, ленточ-ки.
Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, вани-лин, чеснок, воз-душные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.
Рисунок «Движе-ние воздушных масс», схема изго-товления вертуш-ки.
6 февраль Сказка мыльных пу-зырей Учить детей вы-полнять действия согласно алгорит-му. Познакомить с искусством выду-вания мыльных пу-зырей. Познако-мить с техникой рисования мыль-ными пузырями. Развивать коорди-нацию, внимание, мелкую моторику рук. Развивать умение последова-тельно вести рабо-ту. Воспитывать интерес к творче-скому процессу. Воспитывать эсте-тические чувства. 1 Стаканчики с окрашенным рас-твором из моюще-го вещества и гли-церина, набор для опытов, альбомные листы с нарисо-ванными пузыря-ми, фломастеры, проектор, экран, флэшка с записью, магнитофон, де-монстрационный материал, фартуки для работы.
Рисование мыльными пузырями Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспиты-вать интерес к творчеству. Спо-собствовать разви-тию творческого воображения, мышления, худо-жественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазо-мера, внимания. Развивать интерес к изобразительно-му творчеству. 1 Гуашь, стаканчи-ки с водой, тру-бочки для сока, кисточки, аль-бомные листы, фартуки для рабо-ты, шампунь или средство для мы-тья посуды.
7 март Экспериментирова-ние с деревом. Тонет - не тонет
Посадим деревце
Отпечаток дерева
Растущая радуга Познакомить детей со свойствами де-рева. Овладеть средствами позна-вательной деятель-ности, способами обследования объ-екта. Развивать умение определять существенные при-знаки и свойства (структура поверх-ности, твёрдость, прочность, не то-нет, лёгкое). Сти-мулировать жела-ние детей для са-мостоятельного эстетического пре-образования пред-метов.
Дать детям поня-тие - что растение добывает воду че-рез корневую си-стему
Познакомить детей со свойствами де-рева. Овладеть средствами позна-вательной деятель-ности, способами обследования объ-екта. Развивать умение определять существенные при-знаки и свойства. Помочь опреде-лить, что у каждо-го вида дерева есть свой рисунок.
Познакомить детей со свойствами бу-маги и воды. Овла-деть средствами познавательной деятельности, спо-собами обследова-ния объекта. Раз-вивать умение определять суще-ственные признаки и свойства
1
1
1
1 Кора разных дере-вьев, большая мис-ка, вода комнат-ные растения, цел-лофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Саженцы расте-ний, большая мис-ка, вода комнат-ные растения, цел-лофановые пакеты, земля, лупы, стека.
Гуашевые краски, бумага, ведерко с водой, губка для мытья посуды.
Стакан с водой, салфетки, ножни-цы, стаканчик, фломастеры 7 цве-тов, линейка.
8 апрель Магнит и его свой-ства. Эксперименти-рование с магнитом
Притягивает - не при-тягивает
Восковые пчелки
Рисует магнит или нет Помогать накопле-нию у детей кон-кретных представ-лений о магните и его свойствах при-тягивать предметы; выявить материа-лы, которые могут стать магнетиче-скими; отделять магнетические предметы от не-магнетических, используя магнит; Познакомить с фи-зическим явлением «магнетизм».
Помогать накопле-нию у детей кон-кретных представ-лений о магните и его свойствах при-тягивать предметы; выявить материа-лы, которые могут стать магнетиче-скими; отделять магнетические предметы от не-магнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на раз-ные предметы.
Помочь опреде-лить, какими свой-ствами обладает-воск.. Воспиты-вать интерес к экс-периментальной деятельности и желание занимать-ся ею.
Познакомить детей с практическим применением маг-нита в творчестве. Способствовать воспитанию само-стоятельности, развитию комму-никативных навы-ков. 1
1
1
1 Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.
Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.
Восковая веча, стакан с водой, ак-варельные краски, бумага, кисточки, черный фломастер
Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.
9 май Экспериментирова-ние с поч-вой. Домашняя засуха
Где лучше расти?
«Сюжетно-ролевая игра «Детективы» Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дать представление о том, что в земле есть вода.
Знакомство со свойствами почвы. Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.
Закреплять навыки исследовательской деятельности, уме-ние детей распре-делять роли, взаи-модействовать. 1
1
2 Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, гли-на, песок, семена укропа, лейка, со-вок, палочки для рыхления.
Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, гли-на, песок, семена укропа, лейка, со-вок, палочки для рыхления.
Все необходимые материалы пропи-санные ранее.
Список литературы
1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2012.
2. Веракса Н. Е. и др. Познавательное развитие. – М. : Мозаика-синтез, 2016.
3. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой дея-тельности детей дошкольного возраста– М: ТЦ Сфера, 2017.
4. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы - М: ТЦ Сфера, 2013
5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем - М: ТЦ Сфера, 2013
6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом – М: ТЦ Сфера, 2013
7. Дыбина О. В. Приобщение к миру взрослых– М: ТЦ Сфера, 2013
8. Дыбина О. В. Что было до… – М: ТЦ Сфера, 2013
9. Дыбина О. В. Рукотворный мир – М: ТЦ Сфера, 2013
10. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной дея-тельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волград: Учитель, 2011.
11. РуноваМ. А., БутиловаА. В. Ознакомление с природой через движение. Инте-грированное занятие для работы с детьми 5-7 лет-М. : Мозаика-синтез, 2014