МААМ-картинки

Программа «Умка»

Громова Светлана
Программа «Умка»
▼ Скачать +Заказ

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что поисково-исследовательская деятельность является важным шагом воспитания и обучения дошкольника. Ребёнок – исследователь по своей природе. Важнейшими чертами детского поведения являются любознательность, наблюдательность, жажда новых открытий и впечатлений, стремление к экспериментированию и поиску новых све-дений об окружающем ребёнка мире. Задача взрослых – помочь детям сохранить эту исследовательскую активность как основу для таких важных процессов как са-мообучение, самовоспитание и саморазвитие.

Публикация «Программа „Умка“» размещена в разделах

На современном этапе к выпускнику - дошкольнику предъявляются высокие требования. Ребенок должен быть любознательным, активным, физически разви-тым, эмоционально отзывчивым, а именно в детском экспериментировании инте-гративные качества ребенка развиваются.

Качество образования, создание комфортной развивающей образовательной среды для общего развития детей дошкольного возраста в самый сложный для них период перехода из дошкольного детства в школьное обучение являются основой актуальности программы «Умка».

Отличительные особенности программы «Умка»

Данная программа предусматривает увлекательную игровую форму занятий и обеспечивает возможность индивидуального подхода к каждому ребенку. В ходе реализации программы предусмотрены различные виды деятельности: игры, рисо-вание, запоминание и воспроизведения рисунков и таблиц, ассоциативные тренин-ги, поиск закономерности и т. д. Необходимость объяснять свои действия заставля-ет детей строить умозаключения, что способствует развитию мышления и речи. Важной составляющей процесса реализации Программы является интеллектуально поисковая деятельность, в которой ребёнок участвует совместно с другими детьми и взрослыми.

Принципы обучения

Программа «Умка» основывается на следующих принципах:

– системный подход, реализация образовательного содержания «от общего к частному»;

–создание проблемных ситуаций, которые будут мотивировать ребёнка к са-мостоятельному поиску возможностей их разрешения;

– учёт индивидуальных особенностей (в том числе лидерских качеств, ини-циативности, различий в темпе выполнения задач и пр.);

– создание условий для мотивации к саморазвитию (стимулирование у детей желания в различной свободной деятельности дополнять пройденный материал).

Целью данной программы является :

всестороннее развитие личности ребенка, его познавательных способностей, ценностных представлений об окружающем мире, развитие кругозора, интеллекта, личностных качеств через опытно-экспериментальную деятельность.

Задачи программы :

- расширение представлений детей о физических свойствах предметов и яв-лений окружающего мира;

- развитие представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, отражение и преломление света и т. д.)

- формирование у детей элементарных географических представлений;

- развитие познавательного интереса к миру природы, понимания взаимосвя-зей в природе и место человека в ней;

- воспитание гуманного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом.

Особенности организации образовательной деятельности

Возраст детей: 5-7 лет.

Срок реализации: программы 1 год, уровень – стартовый.

Форма реализации программы : очная, групповая.

Основной метод обучения – игра.

Наполняемость группы: до 12 обучающихся.

Режим занятий: 1 занятие в неделю (36 часов в год, продолжительность за-нятия – 25 минут.

Место проведения: кабинет дополнительных услуг

Предполагаемый результат усвоения программы

К конечному сроку реализации программы ребенок :

- имеет представления о свойствах некоторых веществ;

- умеет устанавливать причинно-следственные связи между свойствами ма-териалов и способами их использования;

- имеет навыки исследовательской деятельности;

- самостоятельно делает выводы, выдвигает гипотезы, анализирует;

- имеет расширенные знания об объектах и их свойствах.

Виды и формы контроля:

- вводный (проводится в первые две недели сентября, имеет своей целью вы-явление исходного уровня знаний);

- итоговый (проводится по итогам полугодий с целью определения успешно-сти усвоения учащимися программного материала и уровня развития способностей за данный период обучения);

- промежуточный (определяется уровень усвоения каждым учащимся про-граммного материала, проводится в форме организации несложных эксперимен-тов).

Аттестация по итогам завершения программы

Система контроля результативности программы носит индивидуальный ха-рактер и направлена на своевременное выявление учащихся, испытывающих опре-деленные затруднения в обучении, или опережающих обучение учащихся с целью наиболее эффективного подбора для них содержания, методов и средств обучения.

Учебный план

Название разделов, тем Количество часов Форма контроля

всего теории практики

1 Общие понятия об опытах

Свойства воды. 4 1 3 Контрольные задания

2 Песочная страна 8 2 6 Контрольные задания

3 Вода, лед, снег 4 1 3 Контрольные задания

4 Воздух 4 1 3 Контрольные партии

5 Мыльные пузыри 4 1 3 Контрольные задания

6 Дерево 4 1 3 Контрольные задания

7 Магнит 4 1 3 Контрольные задания

8 Почва 4 1 3 Контрольные задания

Итого часов 36 9 27

Календарный учебный график

№ Наименование дисциплины Сроки реализа-ции, количе-ство учебных недель Форма Количество учебных часов

Количество заня-тий в неделю, продолжитель-ность 1 занятия

1. Занятия

в кружке

«Умка» 01.09.2021-31.05.2022,

36 недель Групповая,

очная 36 1 раз в неделю

по 25 минут

Содержание программы

Структура занятия:

- Постановка проблемы и цели.

- Анализ объекта или явления.

- Сопоставление фактов.

- Выдвижение гипотезы.

- Отбор средств и материалов для самостоятельной деятельности.

- Осуществление эксперимента.

- Вывод.

Условия реализации программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Умка» может быть эффективно реализована при взаимодействии следующих факторов.

Методическое обеспечение:

научная, методическая литература (см. список литературы);

конспекты занятий;

фотоальбомы и фотовыставки;

предметные картинки;

сюжетные картинки.

Кадровое обеспечение:

педагог дополнительного образования.

Материально– техническое оснащение:

кабинет дополнительных услуг;

стулья, столы детские;

рабочие тетради;

доска магнитная–1шт. ;

цветные карандаши;

лупы;

магнит;

природные материалы – объекты исследования;

детская лаборатория;

уголок воды и песка;

уголок науки и природы.

Музыкально-технические средства:

ноутбук;

проектор;

демонстрационный экран.

Взаимодействие с родителями

Сотрудничество с семьёй является одним из важнейших условий реализации Программы. Задача педагогического коллектива – установить конструктивные партнёрские отношения, объединить усилия в области организации познавательной деятельности, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные знания и умения родителей. Приобщая воспитанника к экспери-ментированию в дошкольной организации, необходимо помнить, что семья должна поддерживать стремление ребёнка к познанию окружающего мира.

Цель: объединение интересов педагога и родителей по всестороннему разви-тию личности ребенка, его познавательных способностей, ознакомление родителей с результатами работы, достижениями детей. Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.

Формы взаимодействия с родителями:

– индивидуальные собеседования;

– консультации, беседы;

– совместное проведение мероприятий;

Условия работы с родителями:

– целенаправленность;

– систематичность;

– дифференцированный подход с учётом специфики каждой семьи;

– доброжелательность и внимание.

План мероприятий по взаимодействию с родителями

№ Мероприятие Сроки реализации

1. Организационное собрание с родителями детей, желающих посещать ДПОУ «Умка» сентябрь

2. Индивидуальные беседы с родителями об особенностях обу-чения по программе октябрь

3. День открытых дверей (занятие с участием родителей) декабрь

4. Индивидуальные беседы об успехах и трудностях, возника-ющих у детей в процессе занятий январь

5. Индивидуальные консультации по запросам родителей в течение срока обучения

6. День открытых дверей (занятие с участием родителей) март

7. Итоговое занятие. Родительское собрание по итогам обучения по программе «Эрудит» май

Календарно-тематический план

№ Месяц Тема, вид ОД Задачи Кол-во ча-сов Оборудование

1 сентябрь Свойства воды. Пла-вающая рыбка

Вода – растворитель. Очищение воды

Непотопляемая бума-га, бумажная крышка

Почему предметы под водой кажутся боль-ше? Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды, с которыми дети уже знакомы (вода прозрачная, не имеет вкуса, за-паха, форму, по-знакомить с новы-ми свойствами: вода отталкивает мыльные жидко-сти.

Выявить вещества, которые растворя-ются в воде, позна-комить со спосо-бом очистки воды – фильтрованием, закрепить знания о правилах безопас-ного поведения при работе с раз-личными материа-лами.

Продолжать зна-комить со свой-ствами воды и воз-духа, опытным пу-тем дать возмож-ность узнать мо-жет ли воздух за-щитить бумагу от воды.

Дать возможность опытным путем увидеть свойства воды. Опытным путем показать де-тям зрительное изменение предме-тов находящихся под водой. 1

1

1

1 Технологические карты по свой-ствам воды, про-зрачные емкости, красящие веще-ства, ножницы, средство для мы-тья посуды, лист картона, водостой-кий маркер, стек-лянная формочка для выпечки, вода.

Сосуды разного размера и формы, вода, растворите-ли: стиральный порошок, мука, песок, соль, расти-тельное масло, стеклянные палоч-ки, ложки, бумага, марля, воронки.

Глубокая миска, бумажная салфет-ка, вода, стакан, лист бумаги, нож-ницы.

Большие и ма-ленькие стаканы с водой, линейки, мелкие предметы, карандаши, полос-ки бумаги, шпаж-ки, соломки, масло растительное,

2 октябрь Песочная страна

Песчаный конус

Глина, какая она?

Песок и глина – наши помощники.

Познакомить детей со свойствами пес-ка.

Измерение сыпу-чих предметов с помощью условной мерки. Создавать эмоциональный настрой в группе на совместную де-ятельность, фор-мировать у детей доброжелательного отношения друг к другу.

Помочь опреде-лить, может ли пе-сок двигаться.

Закрепить знания детей о глине. Вы-явить свойства глины (вязкая, влажная). Созда-вать эмоциональ-ный настрой в группе на совмест-ную деятельность, формировать у де-тей доброжела-тельного отноше-ния друг к другу.

Уточнить пред-ставления о свой-ствах песка и гли-ны, определить от-личия.

1

1

1

1 Сухой, чистый пе-сок; тарелочки, сито, дощечки,

мерные стаканчи-ки.

Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, песочные часы

.

Тарелочки, сито, вода, глина, до-щечки, изделия из керамики,

.

Сухой, чистый пе-сок, тарелочки, сито, вода, глина, мерные стаканчи-ки, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, поли-этиленовые бу-тылки,

банка, карандаш.

3 ноябрь Ветер и песок

Свойства мокрого песка

Песочные часы

Песок и глина Предложить детям выяснить, почему при сильном ветре неудобно играть с песком

Познакомить со свойствами мокро-го песка

Знакомство с пе-сочными часами

Дать детям пред-ставление о влия-нии высоких тем-ператур на песок и глину

1

1

1

1 Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки

Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, тарелочки, сито, вода.

Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, песочные часы,

мерные стаканчи-ки, прозрачные ёмкости, трубочки из бумаги, поли-этиленовые бу-тылки.

Сухой, чистый пе-сок; большой, плоский лоток; маленькие лотки, тарелочки, сито, вода, глина, изде-лия из керамики,

банка, карандаш.

4 декабрь Цветное потепление

Попробуй переме-щать

Расплывчатые узоры

Искусственный снег

Познакомить детей сосвойствами воды в твердом состоя-нии.

Познакомить детей с физическим по-нятием: «отталки-вание веществ.

Опытным путем дать возможность разобраться, как образуется узоры из подкрашенных воды и подсолнеч-ного масла.

Познакомить детей с новым понятие абсорбенты. Опыт-ным путем дать возможность разо-браться, как дей-ствия абсорбенты. 1

1

1

1

Стаканы с водой, пищевые красите-ли, формочки для льда, бумага, про-тивень, фартуки для работы.

Пластиковые бу-тылки, стаканы водой, подсолнеч-ное масло, гуаше-вые краски.

Стакан с водой, бумага, пипетка, пищевые красите-ли, подсолнечное масло, противень

.Подгузник, ста-кан с водой, цвет-ной картон, нож-ницы, 2 стаканчи-ка.

5 январь Этот удивительный воздух

Вдох - выдох

Почему дует ветер?

Расширять пред-ставления детей о свойствах воздуха: не видим, не имеет запаха, имеет вес, при нагревании расширяется, при охлаждении сжи-мается. Познако-мить детей с исто-рией изобретения воздушного шара.

Расширить пред-ставления о возду-хе, способах его обнаружения, об объеме воздуха в зависимости от температуры, вре-мени, в течение которого человек может находиться без возду-ха. Закреплять зна-ния детей о здоро-вом образе жизни.

Познакомить детей с причиной воз-никновения ветра – движением воз-душных масс. Уточнить пред-ставления детей о свойствах воздуха: горячий – подни-мается вверх – он легкий, холодный – опускается вниз – он тяжелый. 1

1

1

Воздушные шары, целлофановые па-кеты, трубочки, прозрачные пла-стиковые стаканы, вертушки, ленточ-ки.

Лед, веер, листы бумаги, кусочек апельсина, духи (пробник, вани-лин, чеснок, воз-душные шарики, чашечные весы, миска, бутылка, насос.

Рисунок «Движе-ние воздушных масс», схема изго-товления вертуш-ки.

6 февраль Сказка мыльных пу-зырей Учить детей вы-полнять действия согласно алгорит-му. Познакомить с искусством выду-вания мыльных пу-зырей. Познако-мить с техникой рисования мыль-ными пузырями. Развивать коорди-нацию, внимание, мелкую моторику рук. Развивать умение последова-тельно вести рабо-ту. Воспитывать интерес к творче-скому процессу. Воспитывать эсте-тические чувства. 1 Стаканчики с окрашенным рас-твором из моюще-го вещества и гли-церина, набор для опытов, альбомные листы с нарисо-ванными пузыря-ми, фломастеры, проектор, экран, флэшка с записью, магнитофон, де-монстрационный материал, фартуки для работы.

Рисование мыльными пузырями Продолжать учить детей работать с гуашью. Воспиты-вать интерес к творчеству. Спо-собствовать разви-тию творческого воображения, мышления, худо-жественно-эстетических навыков, мелкой моторики, глазо-мера, внимания. Развивать интерес к изобразительно-му творчеству. 1 Гуашь, стаканчи-ки с водой, тру-бочки для сока, кисточки, аль-бомные листы, фартуки для рабо-ты, шампунь или средство для мы-тья посуды.

7 март Экспериментирова-ние с деревом. Тонет - не тонет

Посадим деревце

Отпечаток дерева

Растущая радуга Познакомить детей со свойствами де-рева. Овладеть средствами позна-вательной деятель-ности, способами обследования объ-екта. Развивать умение определять существенные при-знаки и свойства (структура поверх-ности, твёрдость, прочность, не то-нет, лёгкое). Сти-мулировать жела-ние детей для са-мостоятельного эстетического пре-образования пред-метов.

Дать детям поня-тие - что растение добывает воду че-рез корневую си-стему

Познакомить детей со свойствами де-рева. Овладеть средствами позна-вательной деятель-ности, способами обследования объ-екта. Развивать умение определять существенные при-знаки и свойства. Помочь опреде-лить, что у каждо-го вида дерева есть свой рисунок.

Познакомить детей со свойствами бу-маги и воды. Овла-деть средствами познавательной деятельности, спо-собами обследова-ния объекта. Раз-вивать умение определять суще-ственные признаки и свойства

1

1

1

1 Кора разных дере-вьев, большая мис-ка, вода комнат-ные растения, цел-лофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Саженцы расте-ний, большая мис-ка, вода комнат-ные растения, цел-лофановые пакеты, земля, лупы, стека.

Гуашевые краски, бумага, ведерко с водой, губка для мытья посуды.

Стакан с водой, салфетки, ножни-цы, стаканчик, фломастеры 7 цве-тов, линейка.

8 апрель Магнит и его свой-ства. Эксперименти-рование с магнитом

Притягивает - не при-тягивает

Восковые пчелки

Рисует магнит или нет Помогать накопле-нию у детей кон-кретных представ-лений о магните и его свойствах при-тягивать предметы; выявить материа-лы, которые могут стать магнетиче-скими; отделять магнетические предметы от не-магнетических, используя магнит; Познакомить с фи-зическим явлением «магнетизм».

Помогать накопле-нию у детей кон-кретных представ-лений о магните и его свойствах при-тягивать предметы; выявить материа-лы, которые могут стать магнетиче-скими; отделять магнетические предметы от не-магнетических, используя магнит; Изучить влияние магнетизма на раз-ные предметы.

Помочь опреде-лить, какими свой-ствами обладает-воск.. Воспиты-вать интерес к экс-периментальной деятельности и желание занимать-ся ею.

Познакомить детей с практическим применением маг-нита в творчестве. Способствовать воспитанию само-стоятельности, развитию комму-никативных навы-ков. 1

1

1

1 Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.

Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.

Восковая веча, стакан с водой, ак-варельные краски, бумага, кисточки, черный фломастер

Магниты разных размеров, метал-лические предме-ты, деревянные и пластмассовые предметы, вода, магнит на палочке, верёвочка, различ-ные пуговицы.

9 май Экспериментирова-ние с поч-вой. Домашняя засуха

Где лучше расти?

«Сюжетно-ролевая игра «Детективы» Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений. Дать представление о том, что в земле есть вода.

Знакомство со свойствами почвы. Обогатить знания детей о свойствах почвы. Установить необходимость почвы для жизни растений, влияние качества почвы на рост и развитие растений.

Закреплять навыки исследовательской деятельности, уме-ние детей распре-делять роли, взаи-модействовать. 1

1

2 Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, гли-на, песок, семена укропа, лейка, со-вок, палочки для рыхления.

Почва; большой, плоский лоток; маленькие лотки (тарелочки, сито, вода, лупы, ящик для рассады, гли-на, песок, семена укропа, лейка, со-вок, палочки для рыхления.

Все необходимые материалы пропи-санные ранее.

Список литературы

1. Веракса Н. Е., Галимов О. Р. Познавательно-исследовательская деятельность до-школьников. Для работы с детьми 4-7 лет. – М. : Мозаика-синтез, 2012.

2. Веракса Н. Е. и др. Познавательное развитие. – М. : Мозаика-синтез, 2016.

3. Дыбина О. В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой дея-тельности детей дошкольного возраста– М: ТЦ Сфера, 2017.

4. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы - М: ТЦ Сфера, 2013

5. Дыбина О. В. Творим, изменяем, преобразуем - М: ТЦ Сфера, 2013

6. Дыбина О. В. Неизведанное рядом – М: ТЦ Сфера, 2013

7. Дыбина О. В. Приобщение к миру взрослых– М: ТЦ Сфера, 2013

8. Дыбина О. В. Что было до… – М: ТЦ Сфера, 2013

9. Дыбина О. В. Рукотворный мир – М: ТЦ Сфера, 2013

10. Мартынова Е. А., Сучкова И. М. Организация опытно-экспериментальной дея-тельности детей 2-7 лет: тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий – Волград: Учитель, 2011.

11. РуноваМ. А., БутиловаА. В. Ознакомление с природой через движение. Инте-грированное занятие для работы с детьми 5-7 лет-М. : Мозаика-синтез, 2014

Публикации по теме:

Мастер-класс для детей 4–5 лет. Творческая работа «Умка в гостях у ребят»Мастер-класс для детей 4–5 лет. Творческая работа «Умка в гостях у ребят» Детский мастер - класс по созданию творческой работы в средней группе детского сада. " Умка гостях у ребят" Цель: создание условий для подготовки.

Детский мастер-класс «Умка» с использованием бумажных ажурных салфетокДетский мастер-класс «Умка» с использованием бумажных ажурных салфеток Все взрослые помнят очень интересный и познавательный мультфильм про белого мишку Умку. Помнят, как малыш прикрывал лапами глаза и нос,.

Фото и видео отчет «Звезда Арктики — Умка»Фото и видео отчет «Звезда Арктики — Умка» Воспитанники подготовительной группы «Родничок» приняли участие в V Всероссийском литературном конкурсе «Звезда Арктики – Умка», который.

Фотоотчет «Презентация книги «Умка»Фотоотчет «Презентация книги «Умка» В группу к детям пришли девочки из школы с презентацией книги, которую сделали своими руками. Книга называлась "Умка", само название говорит.

Коллективная работа детей в технике обрывной аппликации «Умка»Коллективная работа детей в технике обрывной аппликации «Умка» Обрывная аппликация относится к нетрадиционным техникам. Обрывная аппликация – это отдельный вид аппликации, который выполняется без использование.

Конкурсная работа «Умка»Конкурсная работа «Умка» В объединении «Умелые руки» разрабатываются различные формы взаимодействия с семьями. Одной из результативных форм работы с родителями.

Конспект детского спектакля «Медвежонок Умка» в средней (4–5 л), подготовительной (6–7 л) группеКонспект детского спектакля «Медвежонок Умка» в средней (4–5 л), подготовительной (6–7 л) группе Цель: создание благоприятных условий для раскрытия творческих способностей детей через постановку спектакля. Образовательные: Обогащать.

Логопедический ноутбук «Умка»Логопедический ноутбук «Умка» Задачи для детей возраста 5-6 лет. Усваивание представлений связанных с: - существительными уменьшительно-ласкательного суффикса;.

Мастер-класс «Медвежонок Умка» Объемная аппликацияМастер-класс «Медвежонок Умка» Объемная аппликация Аппликация - это один из самых доступных и понятных видов детского творчества, который тесно связан с сенсорным восприятием и познавательной.

Мастер-класс пособие «Умка на севере»Мастер-класс пособие «Умка на севере» Привет всем, кто вновь заглянул ко мне в гости!Хочу представить вашему вниманию очередной макет, который я сделала со своими малышами (им.

Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Программа «Умка»
Опубликовано: 3 февраля 2023 в 11:49
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа «Умка»» (включая файлы) размещена пользователем Громова Светлана в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД