зыкова
Программа туристическо-краеведческой направленности «Моя малая Родина»
▼ Скачать + Заказать документы
ПАСПОРТ программы
1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цель и задачи программы
1.3 Планируемые результаты
1.4. Учебно-тематический план
1.5. Содержание программы
1.6. Тематическое планирование
2.«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график
2.2. Формы аттестации / контроля
2.3. Материально- техническое обеспечение
2.4. Информационное обеспечение
2.5. Кадровое обеспечение
2.6. Методические материалы
2.7. Список литературы
Публикация «Программа туристическо-краеведческой направленности „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Темочки
3 Приложения
Паспорт программы
Фамилия
автора-составителя программы
Т. В. Зыкова
Учреждение Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Варгашинский детско-юношеский центр»
Наименование программы «Моя малая Родина»
Тип образовательной программы Дополнительная общеобразовательная
общеразвивающая программа
Направленность программы туристско-краеведческая
Образовательная область Гражданско-патриотическое воспитание
Возраст учащихся 5-7 лет
Срок обучения 1 год
Объем часов по годам обучения 34
Уровень усвоения программы Стартовый
Цель программы : Создание условий для формирования у
учащихся патриотического отношения к
своей малой Родине, семье, селу, культуре на основе исторических особенностей родного края.
Вид программы Модифицированная, программа создана на основе государственной программы
«Патриотическое воспитание граждан
Российской Федерации»
С какого года реализуется программа С 2024 года
1 «КОМПЛЕКС ОСНОВНЫХ ХАРАКТЕРИСТИК ПРОГРАММЫ»
Пояснительная записка
1.1 Пояснительная записка
Программа кружка «Моя малая Родина» составлена в соответствии с основными нормативными документами, положенными в основу обще -развивающей. В настоящее время содержание, роль, назначение и условия реализации программ дополнительного образования закреплены в следующих нормативных документах:
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (в действующей редакции);
Федеральный закон № 304-ФЗ от 31 июля 2020 г «О внесении изменений в ФЗ «Об образовании в РФ» по вопросам воспитания обучающихся» от 29.12.2012 г. ;
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» (Постановление Правительства РФ от 26.12.2017 г. № 1642);
Концепции развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства РФ от 4.09.2014 г. № 1726-р);
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», (Приказ Министерства просвещения РФ от 09.11.2018г. № 196);
Национальный проект «Образование», Федеральный проект «Успех каждого ребенка»;
СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодёжи» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);
Профессиональный стандарт «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (Приказ Минтруда России от 05.05.2018 № 298н);
методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (Минобрнауки России (Департамент государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи №09-3242 от 18.11.2015 г.);
методическими рекомендациями по разработке дополнительных общеразвивающих программ в Курганской области (письмо Департамента образования и науки Курганской области от 26.10.2021 г. исх. № 08-05794/21 «О структурной модели дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы»,
Устав образовательного учреждения МБУ ДО "Варгашинский ДЮЦ".
Направленность
Программа «Моя малая Родина» имеет туристско-краеведческую
направленность и представляет собой вариант программы организации
дополнительной деятельности детей старшей группы.
Новизна, актуальность, педагогическая целесообразность программы
Новизна программы состоит в том, в настоящее время остро ощущается
необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа,
изучения прошлого и настоящего своей “малой родины”, восстановление
духовности для формирования нравственной личности гражданина и
патриота своей страны. Программа составлена на основе материалов
Курганской области, она позволяет больше узнать, правильно понять
исторические, этнические особенности малой Родины; содействует
сохранению того, что веками создавалось народом проживающим на этой
территории. Воспитанники включаются в процесс исследовательской и
творческой деятельности. Предполагается более осознанное освоение
прошлого Курганской области.
Актуальность программы заключается в усилении внимания к таким
важным понятиям как патриотизм, чувство гордости за своих земляков,
способствует развитию: духовной памяти, чувства родства, уважения к
живущим рядом. Особое внимание уделяется знакомству детей с родным
краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями.
Педагогическая сообразность
Настоящая программа способствует воспитанию у детей любви к родному
селу, краю, Отечеству. Материал программы актуален и современен,
позволяет объяснить воспитанникам важнейшие нормы человеческой жизни:
почему мы должны сохранять и преумножать историческое и культурное
наследие прошлых поколений, относиться друг к другу гуманно, стараться
понять и принять каждого живущего рядом, вне зависимости от его
социального положения, богатства, образования, религии и цвета кожи, т. е.
быть толерантными.
Отличительная особенность данной программы – продуктивная работа
всех воспитанников, активизация их мыслительной деятельности. Сочетая
научность преподавания с доступностью и яркой интересной наглядностью,
можно добиться того, что все дети будут работать увлеч нно. К занятиям
могут привлекаться родители.
Адресат программы : программа рассчитана на учащихся в возрасте 5-7лет Возраст учащихся 5-7 лет.
Объем и срок освоения программы
Программа рассчитана на 1 год
Годовая нагрузка – 34 часов
Недельная нагрузка -1 час.
Продолжительность занятия - 30 минут.
Занятия проводятся 1 раз в неделю
Форма обучения и виды занятий
Форма обучения - групповая
Виды занятий: беседы; ролевые и дидактические игры; экскурсии; творческие задания; просмотр и обсуждение видеоматериала; проектная и исследовательская деятельность; оформление выставок, встречи с ветеранами и детьми войны. Уровень сложности содержания программы – стартовый ознакомительный
1.2 Цель и задачи программы
Цель программы :
Формировать у детей дошкольного возраста патриотические отношения и
чувства к своей семье, селу, к природе, культуре на основе исторических и природных особенностей родного края. Всестороннее изучение родного края.
Задачи:
Образовательные:
-Расширять представления детей о том, что делает малую родину родной, село - красивым,
-Расширять у детей представления о символике родного края (герб, флаг).
- Знакомить детей с жизнью и творчеством некоторых знаменитых жителей села, района, края.
-дать представление учащихся об окружающем мире родного края, осознание своего места в нем на примере ближнего природного и социального окружения;
-обучать воспитанников ориентироваться в природной среде обитания;
-приобщать учащихся к духовно-нравственной традиции русского народа.
Развивающие:
- Развивать у дошкольников интерес к родному селу, району, краю, их достопримечательностям, событиям прошлого и настоящего.
-Развивать чувство гордости за свою малую родину, ее достижения и культуру, воспитывать бережное отношение к родному селу
-Формировать гражданскую позицию и патриотические чувства к прошлому, настоящему и будущему родного села, района, края, чувства гордости за свою малую Родину
-Формировать художественный вкус и любовь к прекрасному, развивать творческие способности.
Воспитательные:
-способствовать воспитанию уважения и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу, области;
Воспитывать у дошкольников чувство уважения и заботык Защитникам Отечества
-воспитывать бережное отношение к природе и всему живому;
- Воспитывать чувство уважения к профессиям и труду взрослых;
1.3. Планируемые результаты
К концу года обучения учащиеся должны знать:
-культуру, традиции, природу, предметный мир и мир людей родного края;
- символику России и Курганской области;
- достопримечательности родного города;
- значение любви и бережного отношения к родному краю для каждого человека;
- значение семейных ценностей.
Учащиеся должны уметь:
- слушать, отвечать на вопросы, делать выводы, уметь сравнивать и мыслить логически;
- собирать информацию у членов своей семьи;
- самостоятельно обобщать собранную информацию и делиться ею с детьми.
В результате освоения содержания программы у учащихся предполагается формирование универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных, позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Личностные результаты:
У учащегося будут сформированы:
-внутренняя позиция учащегося на уровне положительного отношения к детскому саду, семье, обществу;
-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой задачи;
-ориентация в нравственном отношении как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
-знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, развитие этических чувств как регуляторов моральных норм;
-чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с культурой города и края.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
учащийся научится:
-адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других субъектов;
-проявлять познавательную инициативу в сотрудничестве с другими субъектами социализации.
Познавательные УУД:
учащийся научится:
-выражать речь в устной форме;
-проводить анализ, сравнение.
Коммуникативные УУД:
учащийся научится:
-формулировать собственное мнение и позицию;
-задавать вопросы, необходимые для совместной работы;
1.4 Учебный план
№
п/п Наименование раздела
(блока, темы) Количество часов Формы
организации
занятий Формы
контротя
Всего Теория Практика
1. Блок «Моя семья» 4
1.1 Вводная занятие 1 30мин Беседа Наблюдение, беседа
1.2 «Я и моя семья». 1 15мин 15мин Беседа, творческая мастерская Наблюдение, беседа
1.3 «Традиции нашей семьи. Профессии нашей семьи». 1 20мин 10мин Беседа, игра Наблюдение, беседа
1.4 «Где мы любим отдыхать всей семьёй в селе. Увлечение моей семьи» 1 30мин Беседа Наблюдение, беседа
2. Блок «Моя малая Родина» 13
2.1 «Малая Родина - Верхнесуерское. История возникновения». 1 30мин Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.2 «Природа нашего края». 1 15мин 15мин Беседа, презентация,
творческая мастерская Наблюдение, беседа
2.3 «Водоёмы нашего края. Озеро Чаша. Река Суерь. 1 20мин 10мин Беседа, игра Наблюдение, беседа
2.4 «Улицы родного села и подстерегающие опасности на ней.». 1 30мин Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.5 «Наш дом культуры. Библиотека» 2 60мин Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.6 «Знаменитые люди села» 1 30мин Беседа Наблюдение, беседа
2.7 «Мой любимый детский сад. Профессии детского сада» 1 10мин 20мин Беседа, экскурсия, игра Наблюдение, беседа
2.8 «Наша школа – нам в пример». 1 30мин Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.9 «Праздники в нашем селе». 1 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия
Наблюдение, беседа
2.10 «Достопримечательности села. Памятники». 1 30мин Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.11 «От зёрнышка до каравая» 2 30мин 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия
творческая мастерская Наблюдение, беседа
2.12 «Они защищали Родину. Встреча с воинами Афганцами.». 1 30мин Беседа, встреча с Афганцами Наблюдение, беседа
3. Блок «Наше Зауралье» 8
3.1 «История возникновения Царёво городище» 1 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия
Наблюдение, беседа
3.2 «Город – село. Заводы Зауралья». 1 20мин 10мин Беседа, Виртуальная экскурсия
творческая мастерская Наблюдение, беседа
3.3 «Достопримечательности города Кургана» 1 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия
Наблюдение, беседа
3.4 «Творчество Зауральских художников-пейзажистов». 1 15мин 15мин Беседа, Виртуальная экскурсия
творческая мастерская Наблюдение, беседа
3.5 «Красная книга. Лекарственные растения Зауралья». 1 20мин 10мин Беседа, презентация,
игра Наблюдение, беседа
3.6 «Творчество поэтов и поэтесс Зауралья» 1 30мин Виртуальная экскурсия,
Поэтический час Наблюдение, беседа
3.7 «Известные люди Зауралья, результатам их труда». 1 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия Наблюдение, беседа
3.8 «Символика Зауралья». 1 20мин 10мин Словесный, наглядный,
практический Наблюдение, беседа
4. Блок «Наша Родина-Россия» 8
4.1 «Откуда пошла Русская земля. Как жили люди на Руси». 1 30мин Беседа,
презентация Наблюдение, беседа
4.2 «Мастера – золотые руки». 1 20мин 10мин Беседа,
презентация
творческая мастерская Наблюдение, беседа
4.3 «Космические просторы. Освоение космоса» 1 30мин Занятие путешествие Наблюдение
4.4 «Богатыри – защитники Руси.». 1 20мин 10мин Беседа,
Просмотр видеофильма Наблюдение, беседа
4.5 «Наша Родина – Россия». 1 20мин 10мин Беседа, презентация,
игра Наблюдение, беседа
4.6 «Возникновение Москвы. 1 30мин Беседа,
презентация
творческая Наблюдение, беседа
4.7 Москва – столица России. 1 30мин Беседа, Виртуальная экскурсия Наблюдение, беседа
4.8 Итоговое занятие 1 30мин Беседа,
игра Наблюдение, беседа
Итого 34 26 8
1.5 Содержание программы
1. Вводная занятие - 1час
Теория: Познакомить с правилами поведения на занятиях. Рассказать детям, что такое краеведение?
2. «Я и моя семья» - 1 час
Теория: Способствовать формированию у детей интереса к истории семьи, что такое семья, для чего она создается, кого называют членами семьи.
Формировать элементарные представления о том, что такое род и родословие.
Практика: составление семейного древа.
3. «Традиции нашей семьи. Профессии нашей семьи». - 1 час
Теория: Способствовать формированию у детей семейных ценностей и традиций. Расширять представление детей о том, где работают их родители и как важен для общества их труд.
Практика: настольная игра "Профессии"
4. «Где мы любим отдыхать всей семьёй в селе. Увлечение моей семьи» - 1 час
Теория: Систематизировать представление детей о семье и увлечении своей семьи. Развивать умение анализировать структуру объекта (семью).
5. «Малая Родина - Верхнесуерское. История возникновения» - 1 час
Теория: Познакомить детей с историей возникновения села, его названием.
Способствовать формированию понятия «малая Родина».
Практика: экскурсия в школьный музей
6. «Природа нашего края» - 1 час
Теория: Знакомить детей с растительным и животным миром нашего края. Расширять представления о приспособлении диких животных к жизни в природных условиях.
Практика: поделка из природного материала
7. «Водоёмы нашего края. Озеро Чаша. Река Суерь -1 час
Теория: Дать детям представление о водоемах родного края, их обитателях: рыбах, птицах, водных насекомых.
Практика: сюжетно-ролевая игра "На рыбалке"
8. «Улицы родного села и подстерегающие опасности на ней.» -1 час
Теория: Знакомить детей с названиями улиц села, их местом расположения и особенностями. Закрепить с детьми правила дорожного движения и правила.
Практика: экскурсия
9. «Наш дом культуры» - 1 час
Теория: Познакомить с творческим коллективом «Хорошие», сферой обслуживания жителей, мероприятиями, проводимыми в доме культуры.
Практика: экскурсия в дом культуры
10. «Библиотека в нашем селе» - 1 час
Теория: Знакомить с сферой обслуживания жителей – библиотека
Практика: экскурсия в библиотеку
11. «Знаменитые люди села» - 1 час
Теория: Познакомиться с жизнью и творчеством поэтов и писателей нашего села – Т. В. Бородиной.
Практика: встреча с поэтом
12. «Мой любимый детский сад. Профессии детского сада» - 1 час
Теория: Расширить знания детей о своём детском саду (кто работает, какие есть ещё группы, кабинеты в учреждении, какие праздники и мероприятия проводятся и т. д.). Способствовать формированию уважительного отношения к сотрудникам детского сада.
Практика: сюжетно-ролевая игра "Детский сад"
13. «Наша школа – нам в пример» - 1 час
Теория: Формировать представление о профессии учителя и «профессии» ученика, положительного отношения к этим видам деятельности.
Практика: экскурсия в школу
14. «Праздники в нашем селе» -1 час
Теория: Формировать интерес к русским обычаям и традициям и традициям проведения праздников на селе.
15. «Достопримечательности села. Памятники» -1 час
Теория: Познакомить с памятниками боевой славы.
Практика: экскурсия к памятникам боевой славы.
16. «От зёрнышка до каравая» - 1 час
Теория: Познакомить с профессией хлебороб, сельскохозяйственной технике, облегчающей его труд.
Практика: изготовление хлебобулочных изделий из соленого теста
17. «От зёрнышка до каравая» - 1 час
Теория: Познакомить детей с жизнью хлебороба Т. С. Мальцева
18. «Они защищали Родину. Встреча с воинами Афганцами.» -1 час
Теория: Познакомить детей с защитниками Родины, войнами Афганцами
19. «История возникновения Царёво городище» -1 час
Теория: Познакомить детей с историей возникновения города Кургана.
20. «Город – село. Заводы Зауралья» - 1 час
Теория: Познакомить с промышленным объектом посёлка Варгаши «Завод ППСО»; с транспортными предприятиями города Кургана: Автобусный завод, КМЗ.
Практика: рисуем транспорт
21. «Достопримечательности города Кургана» - 1 час
Теория: Познакомить с достопримечательностями города Кургана
22. «Творчество Зауральских художников-пейзажистов» - 1 час
Теория: Познакомить с творчеством зауральских художников-пейзажистов: Б. Лапшина, В. Пичугина, А. Абрамова, В. Коршунова, Г. Травникова.
Практика: Рисование «Зимний пейзаж родной природы».
23. «Красная книга. Лекарственные растения Зауралья» -1 час
Теория: Познакомить с лекарственных растениях. Формировать представление детей о Красной книге как о документе и о занесении в неё исчезающих видах растений и животных.
Практика: дидактическая игра "От какого растения часть"
24. «Творчество поэтов и поэтесс Зауралья.» - 1 час
Теория: Познакомиться с жизнью и творчеством поэтов Зауралья: Н. Агеева, Я. Вохменцова, Л. Куликова, И. Ягана, А. Виноградова, Л. Андреевой, Л. Блюмкина, Л. Тумановой, И. Анисимовой.
25. «Известные люди Зауралья, результатам их труда» - 1 часТеория: Познакомить детей с доктором Г. А. Илизаровым, хирург – ортопед, его биографией.
26. «Символика Зауралья» - 1 час
Теория: Расширять знания детей о символике города Кургана, символике Варгашинского района. Знакомить детей с местом расположения города Кургана на карте страны.
Практика: дидактическая игра "Отгадай символы"
27. «Откуда пошла Русская земля. Как жили люди на Руси» - 1час
Теория: Расширять знания детей о истории возникновения Руси, с жизнью наших предков, с условиями их быта и культурой. Формировать знания о жилище славян – избе, её внутреннем виде, обстановке; познакомить со значением старинных слов: «горница», «полати», «люлька», «лучина», «прялка», «лапти».
28. «Мастера – золотые руки» - 1 час
Теория: Закрепить и обобщить знания детей о русских народных промыслах, средствами эстетического воспитания формировать чувство восхищения творениями народных мастеров.
Практика: Изготовление тряпичной куклы
29. «Космические просторы. Освоение космоса» - 1 час
Теория: Расширять знания детей о космосе, космическом пространстве, о космонавтах, луноходах, космических путешествиях, о происхождении луны, солнца, о планетах солнечной системы. Дать понятие «Галактика», познакомить с галактикой «Млечный путь», понятия: «невесомость», «космодром», «Байконур».
Практика: Занятие путешествие
30. «Богатыри – защитники Руси.» - 1 час
Теория: Продолжать знакомить детей с русскими богатырями (Илья Муромец, Алёша Попович, Никита Добрынич, их особенностями одежды и подвигами.
Практика: Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей»
31. «Наша Родина – Россия» - 1 час
Теория: Расширять и углублять знания детей о символике России: о флаге, гербе и гимне.
Практика: рисунок флага РФ.
32. «Возникновение Москвы - 1 час
Теория: Познакомить с историей основания Москвы и её основателем – Юрием Долгоруким.
33. Москва – столица России - 1 час
Теория: Познакомить с основными достопримечательностями Москвы: Красная площадь, Кремль, Спасская башня, Покровский собор, Храм Христа Спасителя.
34. Итоговое занятие - 1 час
Теория: Закрепление знаний детей о родине
Практика: Круглый стол «Мы любим свою родину».
1.6. Тематическое планирование
№
п/п Дата проведения
занятий Наименование раздела
(блока, темы) Формы
организации
занятий Формы
контротя
Всего
1. Блок «Моя семья» 4
1.1 Вводная занятие 1 Беседа Наблюдение, беседа
1.2 «Я и моя семья». 1 Беседа, творческая мастерская Наблюдение, беседа
1.3 «Традиции нашей семьи. Профессии нашей семьи». 1 Беседа, игра Наблюдение, беседа
1.4 «Где мы любим отдыхать всей семьёй в селе. Увлечение моей семьи» 1 Беседа Наблюдение, беседа
2. Блок «Моя малая Родина» 13
2.1 «Малая Родина - Верхнесуерское. История возникновения». 1 Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.2 «Природа нашего края». 1 Беседа, презентация,
творческая мастерская Наблюдение, беседа
2.3 «Водоёмы нашего края. Озеро Чаша. Река Суерь. 1 Беседа, игра Наблюдение, беседа
2.4 «Улицы родного села и подстерегающие опасности на ней.». 1 Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.5 «Наш дом культуры. Библиотека» 2 Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.6 «Знаменитые люди села» 1 Беседа Наблюдение, беседа
2.7 «Мой любимый детский сад. Профессии детского сада» 1 Беседа, экскурсия, игра Наблюдение, беседа
2.8 «Наша школа – нам в пример». 1 Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.9 «Праздники в нашем селе». 1 Беседа,
презентация Наблюдение, беседа
2.10 «Достопримечательности села. Памятники». 1 Беседа, экскурсия Наблюдение, беседа
2.11 «От зёрнышка до каравая» 2 Беседа, Виртуальная экскурсия
творческая мастерская Наблюдение, беседа
2.12 «Они защищали Родину. Встреча с воинами Афганцами.». 1 Беседа, встреча с Афганцами Наблюдение, беседа
3. Блок «Наше Зауралье» 8
3.1 «История возникновения Царёво городище» 1 Беседа, Виртуальная экскурсия
Наблюдение, беседа
3.2 «Город – село. Заводы Зауралья». 1 Беседа, Виртуальная экскурсия
творческая мастерская Наблюдение, беседа
3.3 «Достопримечательности города Кургана» 1 Беседа, Виртуальная экскурсия
Наблюдение, беседа
3.4 «Творчество Зауральских художников-пейзажистов». 1 Беседа,
презентация
творческая мастерская Наблюдение, беседа
3.5 «Красная книга. Лекарственные растения Зауралья». 1 Беседа, презентация,
игра Наблюдение, беседа
3.6 «Творчество поэтов и поэтесс Зауралья» 1 Презентация
Поэтический час Наблюдение, беседа
3.7 «Известные люди Зауралья, результатам их труда». 1 Беседа, Виртуальная экскурсия Наблюдение, беседа
3.8 «Символика Зауралья». 1 Словесный, наглядный,
практический Наблюдение, беседа
4. Блок «Наша Родина-Россия» 8
4.1 «Откуда пошла Русская земля. Как жили люди на Руси». 1 Беседа,
презентация Наблюдение, беседа
4.2 «Мастера – золотые руки». 1 Беседа,
презентация
творческая мастерская Наблюдение, беседа
4.3 «Космические просторы. Освоение космоса» 1 Занятие путешествие Наблюдение
4.4 «Богатыри – защитники Руси.». 1 Беседа,
Просмотр видеофильма Наблюдение, беседа
4.5 «Наша Родина – Россия». 1 Беседа, презентация,
игра Наблюдение, беседа
4.6 «Возникновение Москвы. 1 Беседа,
презентация
творческая Наблюдение, беседа
4.7 Москва – столица России. 1 Беседа, Виртуальная экскурсия Наблюдение, беседа
4.8 Итоговое занятие 1 Беседа,
игра Наблюдение, беседа
2.«КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО - ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ»
2.1. Календарный учебный график
Этапы образовательного процесса 1 год
Всего часов по программе 34 часа
теория практика
26 8
Продолжительность учебного года 34 недели
1 полугодие 16.09.2024г- 31.12.2024г
Промежуточная аттестация Декабрь 2024
Каникулы 1.01.2025- 08.01.2025г
2 полугодие 09.01.2025г- 16.05.2025г
Итоговая аттестация Май 2025
2.2. Формы текущего контроля
Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы.
Оценка полученных детьми знаний и умений производится по системе критериев оценки сформированности качеств знаний обучающихся детского объединения. Контроль проводится на основе трех уровней сформированности качеств знаний (репродуктивный, конструктивный, творческий, которые определяются на вводном, промежуточном и итоговом контролях. (Приложение № 1)
Вводный контроль - это предварительное выявление уровня подготовленности к выбранному виду деятельности; уровень воспитанности обучающихся (ценностные ориентации). Вводный контроль проводится в начале учебного года при наборе детей в объединение.
Промежуточный контроль осуществляется в процессе усвоения учебного материала в конце первого полугодия.
Итоговый контроль осуществляется в конце учебного года для проверки знаний, умений и навыков по образовательной программе. В соответствии с результатами итогового контроля определяется, насколько достигнуты результаты программы каждым воспитанником, полнота выполнения программы. Итоговое занятие объединения «Моя малая Родина» может проходить в форме праздника, конкурса знатоков, викторины, опросника.
2.3. Материально- техническое обеспечение
Для успешной реализации программы требуется материально-техническое обеспечение:
Компьютер, проектор, экран, ноутбук.
Банк мультимедийных презентаций (текстов с рисунками, фотографиями и т. д., экспонаты школьного музея, материалы школьного архива.
2.4. Информационное обеспечение
Виртуальная экскурсия "Хлебороб Т. С. Мальцева. "
Виртуальная экскурсия «Царёво городище».
Виртуальная экскурсия по заводам «Завод ППСО», «КМЗ Автобусный завод», «Завод ППСО».
Виртуальная экскурсия по городу Кургану.
Виртуальная экскурсия "Центр Г. А. Илизарова"
Просмотр мультфильмов: «Алёша Попович и Тугарин Змей»
Виртуальная экскурсия " Москва – столица России. "
2.5. Кадровое обеспечение
-Педагог дополнительного образования
2.6. Методические материалы
Настольно-печатная игры «Найди свой флаг».
Дидактическая игра «Найди предметы русской старины».
Дидактическая игра «Собери герб», «Собери флаг», «Отгадай символы».
Дидактическая игра «Кем быть?», Кому, что нужно для работы».
Дидактическая игра «Узнай и назови», «От какого растения часть».
Дидактическая игра «Собери картинку» (рыбы и птицы)
Сюжетно – ролевая игра «На рыбалке»
Дидактическая игра «Моя семья».
Настольная игра «Профессии»
2.7. Список литературы
Список литературы для педагога:
1. Голованов В. П. Педагогика дополнительного образования детей / В. П. Голованов. — Йошкар-Ола, 2006.
2. Краеведение: пособие для учителя / под ред. А. В. Даринс-кого. — М., 1987.
3. Музей и школа: пособие для учителя / под ред. Т. А. Кудриной. — М., 1985.
4. Остапец А. А. Педагогика и психология туристско-краеведческой деятельности учащихся / А. А. Остапец. — М., 2001.
5. Сборник нормативно-правовых актов по туристско-краевед-ческой работе, организации отдыха детей и молодёжи / сост. Ю. С. Константинов, С. В. Усков. — М., 2006.
6. Сейненский А. Е. Музей воспитывает юных / А. Е. Сейненский. —- М., 1988. 7. Материалы школьного архива
18. Хрестоматия по истории Курганской обл. 1945-1996гг. /Изд. «Зауралье» 1999 19. История Курганской обл. т. 2ГИПП «Зауралье» 1996
Интернет ресурсы:
1. Российское музееведение. Информационно-образовательный портал
2.«Государственная Публичная Историческая Библиотека»;
3. Зауральский исторический портал
4. Формирование_системы_образования_в_Зауралье_(Варгашинский_район)
г) электронно-библиотечные системы (ЭБС, базы данных, информационно-справочные и поисковые системы:
5. Словари и энциклопедии на Академике
6. Научная электронная библиотека
7. Российская музейная энциклопедия