Ольга Яковлева
Программа социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью
▼ Скачать + Заказать документы
Программа социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью
В настоящее время в связи с изменениями в различных сферах жизни актуализировались вопросы, связанные с подготовкой подрастающего поколения к самостоятельной жизни. Особого подхода в этом плане требуют дети с интеллектуальной недостаточностью. Признание прав такого ребенка, его интересов, потребностей, оказание помощи в процессе его личностного становления, в выборе соответствующей профессиональной деятельности является чрезвычайно важными. Сегодня наиболее оправданным является такой подход к подготовке воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, при котором вся совокупность образовательных средств направлена на выработку у каждого конкретного обучающегося своего собственного варианта жизни, достойного его как личности. Мало воспитывать традиционные ценностные отношения. Воспитанник должен сам на их основе формировать свою жизненную позицию, быть способным на разумный выбор, выработку самостоятельных идей. Речь идет о личности, способной на управление своим поведением с опорой на существующие стандарты, нормы и законы общества.
Публикация «Программа социальной адаптации детей с интеллектуальной недостаточностью» размещена в разделах
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. Ребёнка следует учить не только читать, писать, считать, заниматься трудом. Не менее важным является формирование опыта общения, сотрудничества, усвоение навыков культурного и социального поведения, толерантности, креативных умений в доступных и разнообразных видах деятельности.
Социальная адаптация воспитанников это максимальное приспособление их к жизни, включение в окружающую социальную и трудовую среду, формирование социально-трудовой мобильности посредством накопления социального опыта.
Социальная адаптация выпускников специальной (коррекционной) школы VIII вида в первую очередь зависит от их общего развития, уровень которого обусловлен состоянием дефекта, сроками и результативностью обучения. Известно, что школьный период является сензитивным (чувствительным) для усвоения социального опыта. За это время ребёнок приобретает знания, умения, привычки, черты характера, которые служат регулятором практической деятельности и опорой для дальнейшего присвоения социального опыта.
Для кардинального решения проблемы социальной адаптации воспитанников необходима организация такого обучения, которое наиболее эффективно решает задачи развития процессов регуляции практической деятельности. Интеллектуальные составляющие структуры трудовой деятельности формируются: на уроках труда, общеобразовательного цикла, на занятиях со специалистами (психолога, социального педагога).
Следовательно, социальную адаптацию необходимо рассматривать как систему, включающую комплекс социально-педагогической, психолого-педагогической и учебно-воспитательной работы. Таким образом, выпускники школ VIII вида часто не могут найти свое место в жизни, организовать свой быт, затрудняются налаживать общение с коллегами по работе, соседями и т. д. В связи с этим актуальной становится подготовка данной категории детей к жизни в обществе.
Цель программы :
подготовка воспитанников с нарушениями интеллекта к жизни в современном обществе, усвоение ребёнком социального опыта, норм и образцов поведения.
Задачи:
1. Создание необходимых условий для реализации конституционного права детей с ОВЗ на образование; формирование социально-бытовых и начальных профессиональных навыков.
2. Коррекция познавательной сферы и поведения у детей с нарушениями интеллекта.
3. Повышение компетентности родителей в вопросах социализации детей с ОВЗ.
4. Первичная профилактика аддиктивного поведения детей с ОВЗ.