Лариса Фадеева
Программа социального партнёрства с семьёй
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОГРАММА
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА
С СЕМЬЁЙ
в старшей разновозрастной группе
с. Починки
Содержание
1. Пояснительная записка….3
2. Актуальность….4
3. Цель, задачи программы…. 5
4. Реализация программы….5
5. Формы взаимодействия с семьёй…. 5
6. Основные педагогические принципы…5
7. Ожидаемые результаты программы…. 6
8. План работы с родителями на 2023 -2024 учебный год…6
9. Результативность…. 9
10. Аналитическая справка за 2023 – 2024 учебный год…. 9
Публикация «Программа социального партнёрства с семьёй» размещена в разделах
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
«Семья для ребенка – это источник
общественного опыта. Здесь он находит
примеры для подражания и здесь
происходит его социальное рождение. И
если мы хотим вырастить нравственно
здоровое поколение, то должны решать
эту проблему «всем миром» : детский
сад, семья, общественность».
(В. А. Сухомлинский)
Важной и сложной частью деятельности педагога является работа с родителями. Родители являются первыми педагогами своего ребенка (Закон «Об образовании» РФ). Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах.
Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов, родителей ДОУ. Основная идея взаимодействия педагогов и родителей является установление партнёрских отношений, позволяющих объединить усилия для воспитания детей, создание атмосферы общности интересов, активизации воспитательных умений родителей.
Общение педагогов и родителей базируется на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построения взаимодействия с семьей на качественно новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но и осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию, что особенно важно в организации по сохранению и укреплению жизни и здоровья детей.
Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
2. АКТУАЛЬНОСТЬ
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем
экономического, а порой физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит положительных результатов.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их
воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие.
Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится
на ребенка. Не секрет, что многие родители интересуются только питанием ребенка, считают, что детский сад – место, где только присматривают за
детьми, пока родители на работе. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по этой причине.
В результате этого, одной из основных задач детского сада, педагогов
является установление положительных взаимоотношений с родителями, разработка новых форм работы с родителями для пропаганды педагогических знаний, привлечение внимания родителей к ребенку и освещение последствий негативных отношений в семье.
Семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить
друг друга. Поэтому так важно для успешного воспитания, установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями. В результате этого, встал вопрос о создании условий взаимодействия с родителями, которые являются не только социальными заказчиками, но и активными социальными партнерами.
Для целенаправленного восполнения «воспитательных пробелов» родителей, была разработана программа социального партнёрства по работе с родителями.
3. ЦЕЛЬ
-Установление партнерских отношений между дошкольным образовательным учреждением и родителями.
ЗАДАЧИ
-Создать условия для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
-Разработать и внедрить новые формы работы с родителями.
-Установить положительные взаимоотношения с родителями как социальными партнёрами.
-Привлечь родителей к активному участию в воспитательно-образовательном процессе.
-Привлечь внимания родителей к ребенку для успешной социализации детей дошкольного возраста.
-Содействовать формированию активной позиции родителей по отношению к процессу обучения детей с учетом индивидуальных особенностей.
-Организовать совместную деятельность детей с родителями в тематических досугах и праздниках.
4. СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ- 1 год.
5. ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЁЙ
Для реализации программы используются следующие формы взаимодействия с семьёй :
Знакомство с семьёй :
- встречи – знакомства
- анкетирование
Информирование родителей о ходе образовательного процесса:
- индивидуальные консультации
- родительские собрания
- оформление информационных стендов
- организация выставок детского творчества
- приглашение на детские праздники
- создание памяток
Образование родителей:
- создание библиотеки
Совместная деятельность:
- привлечение родителей к совместному труду
6. ОСНОВНЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ
В основе взаимодействия педагога и семьи воспитанника ДОУ по созданию единого пространства развития ребенка лежат следующие принципы:
1. Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Преемственность согласованных действий.
3. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
4. Индивидуальный подход.
5. Сотрудничество, а не наставничество.
6. Динамичность.
7. Поэтапность реализации.
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПРОГРАММЫ
• Увеличится рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
8. ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В СТАРШЕЙ РАЗНОВОЗРАСТНОЙ ГРУППЕ ЗА 2010– 2011 Г.
№ ФОРМЫ РАБОТЫ ТЕМА Ответственные
Сентябрь
1 Анкетирование Анкетирование родителей с целью выяснения контактного телефона, места жительства. Воспитатели
2 Папка - передвижка «Учите детей общаться». Воспитатели
3 Оформить стенд для родителей «Режим дня»,
«Сетка занятий»,
«Советы Айболита»
«Времена года» Воспитатели
Медсестра
4 Индивидуальные
беседы «Одежда детей осенью» Воспитатели
5 Конкурс на лучшую осеннюю композицию «Осенние краски» Воспитатели
Родители
Октябрь
1 Оформление альбома «Моя семья» Воспитатели
Родители
2 Книжная выставка «Читаем вместе с детьми»- стихи об осени. Воспитатели
Родители
3 Консультация в папке- передвижке «1 октября Декада пожилого человека» Воспитатели
4 Оформить фотовыставку ко Дню пожилых людей «Бабушка милая моя»
«Дедушка - родной» Воспитатели
Дети
Родители
5 Обновить родительский уголок статьей «Чем опасен грипп»
Медсестра
Воспитатели
6 Папка- передвижка «Хлеб в прикуску» Воспитатели
Медсестра
7 Родительское
собрание «Физическое развитие детей старшего возраста» Воспитатели
Ноябрь
1 Анкетирование «Как часто вы разговариваете с ребёнком и о чём?» Воспитатели
Родители
2 Оформление праздничного поздравления ко «Дню матери» «Мама, мамочка, мамуля все цветы для тебя» Воспитатели
Дети
3 Консультация в папке - передвижке «Воспитание культуры поведения за столом» Воспитатели
4 Внесение схемы в групповую комнату «Накрываем стол к обеду» Воспитатели
5 Праздник «За подарками для мамы» Воспитатели
Муз. руководитель
Декабрь
1 Индивидуальные консультации «Воскресный день» Воспитатели
2 Консультация «Здоровые зубы» Воспитатели
3 Консультация Как учить стихотворения с использованием схем (мнемодорожки) Воспитатели
4 Папка-передвижка «Учим стихотворения к Новому году» Воспитатели
5
Выставка совместных работ «Зимушка, зима» Воспитатели
Родители
6 Праздник «В зимний сказочный лес» Воспитатели
Муз. руководитель
Январь
1 Выставка «Елочка красавица» Воспитатели
Родители
2 Зимнее оформление участка «Герой мультфильмов» Воспитатели
Родители
3 Консультация в папке - передвижке «Безопасное поведение на горке» Воспитатели
Февраль
1 Анкетирование «Качество питание в детском саду» Воспитатели Медсестра
2 Стенгазета «Лучше папы друга нет» Воспитатели
3 Выставка детских работ по изо деятельности «Родина наша – нет её краше» Воспитатели
4 Индивидуальные консультации «Способы реагирования на негативное поведение ребенка» Воспитатели
5 Консультация «Какие игрушки предпочитает ваш ребёнок» Воспитатели
6 Индивидуальные консультации «Кто убирает игрушки дома» Воспитатели
7 Фотовыставка «Мой любимый папа» Воспитатели
Родители
8 Спортивное состязание между командами родителей и детей «Мы ребята хоть куда» Воспитатели
Родители
Март
1 Выставка детских работ по изо деятельности «Весенняя капель» Воспитатели
2 Фотовыставка «Моя мама милиционер. А кто у Вас?» Воспитатели
Родители
3 Праздник- соревнование «Вот какая мама» Воспитатели
4 Папка- передвижка «Масленица к нам пришла» Воспитатели
5 Фольклорное развлечение «Широкая масленница» Воспитатели
Муз. руководитель
Апрель
1 Консультация «Игры и упражнения для развития речи детей» Воспитатели
2 Индивидуальные консультации «Режим дома» Воспитатели
3 Консультация «Развитие речи детей 4-5 лет» Воспитатели
4 Выставка поделок «Весенний кораблик» Воспитатели
Родители
5 Субботник «Как красиво у нас саду» Воспитатели
Родители
Май
1 Групповое родительское собрание «Готовность ребёнка к школе»
Воспитатели
Родители
2 Консультация «Путешествие с малышами» Воспитатели
3 Конкурс «Лучший головной убор» Воспитатели
Родители
Дети
4 Папка - передвижка «Ребёнок на дороге» Воспитатели
5 Праздник - выпускной «Мы школьники» Воспитатели
Родители
Дети
9. РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ
• Увеличился рост посещаемости родителями, другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• У родителей проявился осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• Сформировались теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция.
10. АНАЛИТИЧЕСКАЯ СПРАВКА ЗА 2023-2024 УЧЕБНЫЙ ГОД
Работа с родителями проводилась регулярно, систематически. В ДОУ уделяется большое внимание вопросу взаимодействия педагогического коллектива и родителей, в том числе вновь поступающих детей: консультирование по организации пребывания ребёнка в детском саду, оздоровления и закаливания; самообслуживания, культурно-гигиенических навыков, по развитию и образованию ребёнка по всем направлениям развития. В течение года с родителями проводились различные консультации по организации совместной деятельности дома, по режиму дня в выходные и праздничные дни.
В ДОУ было проведено два родительских собрания по актуальным вопросам. Родители принимали участие в различных мероприятиях, конкурсах и выставках, оказывали помощь саду.
Между участниками образовательного процесса детьми, педагогами и родителями сформировались тёплые, дружеские взаимоотношения. Повысился уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция. Я не останавливаюсь на достигнутом, продолжаю искать новые пути сотрудничества с родителями.