Надежда Кананыхина
Программа социального партнерства с семьёй во второй младшей группе на 2020–2021 учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Важнейшим условием обеспечения целостного развития личности ребенка является развитие конструктивного взаимодействия с семьей.
Родители являются первыми педагогами своего ребенка. Они обязаны заложить основы интеллектуального, нравственного, физического, личностного развития ребенка. И именно воспитатели становятся союзниками, помощниками родителей, направляющих деятельность на формирование грамотности семьи в различных вопросах. Сотрудники дошкольного учреждения признают семью, как жизненно необходимую среду дошкольника, определяющую путь развития его личности.
Публикация «Программа социального партнерства с семьёй во второй младшей группе на 2020–2021 учебный год» размещена в разделах
Сопровождения личностного и возрастного развития детей может идти эффективнее через взаимодействия педагогов и родителей ДОУ, которое строится в духе партнерства, что является предпосылкой для обеспечения их полноценного развития. Такое партнерство, с общими целями и методами воспитания, сотрудничество в их достижении позволяют объединить усилия и обеспечить преемственность и взаимодополняемость в семейном и внесемейном образовании.
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности действий семьи и ДОУ. Положительный результат будет, достигнут только при рассмотрении семьи и детского сада в рамках единого образовательного пространства, подразумевающего взаимодействие и сотрудничество между педагогами ДОУ и родителями на всем протяжении дошкольного детства ребенка. Роль семьи в воспитании и развитии ребёнка нельзя недооценивать. Главной особенностью семейного воспитания признается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребёнка формируется отношение к себе, что определяет его чувство самоценности. Именно пример родителей, их личные качества во многом определяют результативность воспитательной функции семьи.
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Согласно ФГОС ДО от 1 января 2014г. педагогическим основанием изменений дошкольного образования, на современном этапе, является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. В ст. 18 п. 1 закона Российской Федерации «Об образовании» отмечено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Детский сад и семья - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Именно поэтому, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», одно из основных задач, которая стоит перед ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка». Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС- повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
ФГОС ДО содержит ряд требований по взаимодействию с родителями по вопросам воспитания и обучения детей:
п. 1.2 (2). Предусматривается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых (родителей (законных представителей) педагогических и иных работников Организации) и детей.
п. 1. 4 Основными принципами дошкольного образования является:
(5).сотрудничество Организации с семьей;
(6).приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
Предполагается:
п. 1.6. (9). Обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, органы и управления здоровья детей.
п. 1.7. (6). Оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укрепления из физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития.
п. 2.11.(2в) Учитываются особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
п. 3.1.(6). Созданы условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.
п. 3.2.1. (8). Обеспечены условия для поддержки родителей (законных представителей) в воспитании детей, охране и укреплении их здоровья, вовлечение семей непосредственно в образовательную деятельность.
п. 3.2.3. При реализации Программы может проводиться оценка индивидуального развития ребенка. При этом участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей).
п. 3.2.5.(5) Условия, необходимые для создания социальной ситуации развития детей, соответствующей специфике дошкольного возраста, предполагают взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственного вовлечения их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
п. 3.2.6. (2) В целях эффективной реализации Программы должны быть созданы условия для консультативной поддержки педагогических работников и родителей (законных представителей) по вопросам образования и охраны здоровья детей, в том числе инклюзивного образования (в случае его организации).
п. 3.2.8. Организация должна создавать возможности:
(1). Для предоставления информации о Программе семье и всем заинтересованным лицам, вовлеченным в образовательную деятельность, а также широкой общественности;
(3). Для обсуждения с родителями (законными представителями) детей вопросов, связанных с реализацией Программы.
Согласно п. 4.4 (г, требования к результатам освоения основной образовательной программы дошкольного образования, являются ориентирами для информирования родителей (законных представителей) и общественности относительно целей дошкольного образования, общих для всего образовательного пространства Российской Федерации.
В соответствии с указанными пунктами ФГОС выстроена программа взаимодействия с родителями в нашей группе. Мероприятия, которые включены в данный план, составлены таким образом, чтобы они отвечали требованиям ФГОС ДО, задачам ООП ДО, интересам и возможностям родителей и педагогов. Предусматривается личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия родителей, педагогов ДОУ и детей.
Цель:
Выстроить подлинное доверие и партнёрство с семьёй на основе диалогической стратегии сотрудничества педагогов и родителей. В связи с этим, повысить эффективность позитивного воспитательного влияния детского сада на семью, в том числе и на проблемную.
Задачи:
- Обеспечение физического, психического здоровья, интеллектуального, эстетического развития детей.
- Вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребёнку.
- Повышение профессионального уровня педагогов, способствующего развитию и направленное на воспитание свободной, творческой, успешной личности, способной на самостоятельные поступки и нестандартные решения.
- Совершенствование развивающей среды, формирование творческой обстановки. Медицинское, психологическое, педагогическое сопровождение каждого ребёнка.
- Обучение конструктивным способам общения каждого участника педагогического взаимодействия.
Для решения поставленных задач на начало учебного года был составлен план работы с родителями.
Ожидаемые результаты:
Родители овладеют способом мониторинга поведения деятельности ребёнка, повысят свою педагогическую компетентность в вопросах воспитания и формирования основ экологической культуры.
Родители узнают о возможностях развития ребёнка младшего дошкольного возраста в условиях ДОО, осознают свои обязанности и необходимость педагогической компетентности в деле воспитания и формирования основ экологической культуры детей.
У родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей ребёнка, анализ его достижений и недостатков, обращения к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка).
Сформируется открытая единая система взаимодействия ДОО с семьями воспитанников.
Повысится заинтересованность и желание родителей активно и творчески участвовать в жизни группы и мероприятиях ДОО.
Будут разработаны и внедрены новые, интересные формы работы с родителями в вопросахформирования основ экологической культуры посредством проектной деятельности.
Сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Сроки реализации программы – 1 год.
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 45
План реализации программы партнерского взаимодействия с родителями воспитанников (законными представителями) во второй младшей группе на 2020-2021 учебный год в соответствии с ФГОС ДОО.
Выполнила:
Воспитатель Кананыхина Н. В.
Сентябрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Анкетирование родителей «Давайте познакомимся» Выявление запросов, интересов при организации образовательных и воспитательных услуг в ДОУ, готовности ребенка к посещению ДОУ Воспитатели, педагог- психолог.
2 Папка-передвижка «Золотая осень» Привлечь внимание родителей к событиям в детском саду. Воспитатели
3 Выставка поделок «Дары осени». Привлечение родителей к совместному созданию с детьми осенней выставки. Дети, родители, воспитатели.
4 Оформление наглядной информации «Уголок для родителей» Организация жизнедеятельности детей в ДОУ, расписание ОД, возрастные характеристики и т. д. Познакомить родителей с режимом работы группы младшего дошкольного возраста. Воспитатели, старший воспитатель.
5 Индивидуальные беседы, консультации. «Я в мире человек». Оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам. Воспитатели, педагог- психолог.
6 Родительское собрание. «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Знакомство родителей с психологическими и возрастными особенностями детей. Воспитатели, педагог- психолог.
7 Проектная деятельность «Краски осени» Взаимодействие педагогов с семьей в вопросах образования. Дети, родители, воспитатели.
Октябрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Консультация «Опасные ситуации в жизни ребёнка» Привлечь родителей к созданию безопасных условий в разные периоды деятельности и контролю за детьми. Раздача памяток. Воспитатели.
2 Папка-передвижка:
«Осень». Осуществить педагогическое просвещение родителей Воспитатели
3 Выставка творческих работ детей и их родителей «Берегите природу!» Способствовать развитию интереса к экологическому воспитанию. Совместная работа детей и родителей. Родители, дети, воспитатели.
4 Проектная деятельность «Веселый огород» Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Родители, дети, воспитатели.
5 Изготовление лепбука «Овощи» Привлечение родителей к изготовлению развивающего пособия Родители, дети, воспитатели.
6 Подготовка к осеннему празднику. «Праздник Осени». Привлечение родителей к подготовке к осеннему празднику (совместное с детьми разучивание с песен, стихотворений, изготовление атрибутов, поделок, украшений, костюмов). Родители, дети, воспитатели.
Ноябрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Консультация «Можно ли обойтись без наказаний?» Расширение педагогического опыта родителей. Воспитатели
2 Папка-передвижка «Нашим мамам посвящается» Просветительская деятельность, направленная на формирование положительных отношений между работниками ДОУ и родителями. Воспитатели
3 Консультация «Приобщение детей к экологической культуре». Предложить рекомендации, способствующие развитию интереса к объектам природы. Формирование взаимодействия родителей и детей. Воспитатели
4 Создание совместной фотовыставки ко Дню Матери. «Моя мама – лучшая на свете!» Приобщение родителей к совместному творчеству. Родители, дети, воспитатели.
5 Подготовка к новогоднему празднику «Здравствуй, Новый год» Заучивание стихотворений детьми к утреннику Родители, дети, воспитатели.
6 Консультация «Профилактика детских заболеваний» Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Распространение педагогических знаний среди родителей. Воспитатели, мед. сестра
Декабрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Информационный стенд для родителей «Развиваемся, играя» (игры развивающие познавательный интерес) Педагогическое просвещение родителей. Развивать желания у родителей поддерживать у детей стремление к познанию окружающего мира в игровой форме. Воспитатели
2 Памятка «Растим здорового ребёнка». Формировать в сознании родителей желания воспитывать у детей ценностного отношения к здоровому образу жизни, через личный пример. Приучать к бережному отношению к своему организму. Воспитатели
3 Консультация: «Организация прогулок зимой». Дать рекомендации родителям по организации прогулок в зимнее время. Воспитатели
4 Индивидуальные беседы, консультации. «Формирование основ экологической культуры ребёнка в семье». Привлечь особое внимание к проблеме формирования экологической культуры детей, предложить практические рекомендации по теме. Воспитатели
5 Конкурс снежных фигур «Зимняя сказка» Привлечь родителей к совместной творческой деятельности. Способствовать укреплению сотрудничества между родителями и ДОУ Родители, дети, воспитатели.
6 Утренник для детей и родителей. «Новогодний карнавал». Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
7 Выставка творческих работ «Новогодняя сказка» Способствовать развитию интереса к художественно-эстетической деятельности. Изготовление поделок в разных техниках. Воспитатели, дети, родители.
8 Природоохранная акция «Береги елочку» Привлечение внимания родителей к вопросам экологического воспитания Воспитатели, дети, родители.
Январь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Оформление папки-передвижки. «С Новым Годом и Рождеством Христовым». Знакомство родителей с православными традициями. Воспитатели.
2 Практическая помощь «Строим снежный городок». Привлечение родителей и детей к посильному участию в строительстве снежных городков на площадке. Родители, дети, воспитатели.
3 Индивидуальные беседы, консультации. «Грипп. Вирусы. Меры профилактики. Симптомы заболеваний». Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д/с Медсестра, воспитатели.
4 Текстовая информация «Играем с детьми на улице и дома». Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей. Реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома. Воспитатели, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, родители, зав. д/с.
5 Индивидуальные беседы, консультации. «Как провести выходной день с ребенком?» Предложения родителям ряда мероприятий и приёмов для проведения выходного дня с ребенком. Помощь в вопросах воспитания детей. Воспитатели.
6 Практикум «Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Воспитатели, педагог-психолог, родители.
7 Проект «Птицы» Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Воспитатели, дети, родители.
Февраль
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Консультация. «Роль отца в воспитании ребенка». Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Воспитатели, педагог-психолог.
2 Оформление совместной стенгазеты. «Наши папы - Защитники Отечества». Приобщение родителей к совместному творчеству. Формирование у детей уважительного отношения к Армии. Воспитатели, родители.
3 Совместный спортивный досуг, посвященный Дню Защитника Отечества. «Папа-самый лучший друг!» Формировать у родителей готовность к совместной двигательно-игровой деятельности с ребенком. Способствовать установлению эмоционального контакта родителя с ребенком. Руководитель физического воспитания, воспитатели, родители, дети.
4 Консультация «Как научить ребенка любить литературу» Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. Воспитатели, родители
5 Папка-передвижка «День Защитника Отечества». Информация для родителей Воспитатели, родители.
6 Анкетирование «Ребенок и игра». Способствовать установлению эмоционального контакта родителя с ребенком. Воспитатели.
Март
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Оформление родительского уголка на весеннюю тематику. «К нам весна - красна пришла». Привлечь внимание родителей к новой информации в уголке. Воспитатели.
2 Подготовка экологическому развлечению «Тропа здоровья» Реализация экологического проекта Воспитатели, родители, дети
3 Организация выставки рисунков: "Маму я люблю, милую мою». «Портрет любимой мамочки». Развитие творческого взаимодействия детей и педагогов. Привлечь детей к оформлению выставки-поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Воспитатели, дети.
4 Индивидуальные беседы, консультации. «Вежливый ребёнок – счастье родителей» Прививать уважение и вежливое обращение взрослых и детей. Воспитатели, педагог-психолог.
5 Праздничный концерт с участием мам и бабушек. «Для любимых и родных» (Ко Дню 8 Марта). Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
6 Консультация для родителей. «Как научить ребенка дружить». Формировать желание у родителей воспитывать у детей ценностного отношения к понятию «дружба». Приучать использовать в речи вежливые формы обращения. Предложить рекомендации по преодолению детских конфликтов. Воспитатели, родители.
7 Фольклорное развлечение. «Широкая масленица». Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
8 Папка-передвижка История праздника 8 марта Информация для родителей Воспитатели
Апрель
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Развлечение. «День Смеха». Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, развлечения. Воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители, музыкальный руководитель.
2 Мастерская добрых дел. «Изготовление поздравительных открыток», разучивание стихов Привлечение внимания родителей к мероприятиям творческого характера для объединения семей Воспитатели, родители, дети.
3 Создание совместного альбома. «Игры детей на свежем воздухе». Рассказать о том какую пользу для здоровья приносят игры на свежем воздухе. Воспитатели, родители.
4 Анкетирование.
«Растем здоровыми». Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Руководитель физического воспитания, воспитатели, родители.
5 Выставка детских работ, посвященных Дню Космонавтики «Такой разный космос» Способствовать развитию совместной творческой деятельности детей и родителей.
Участники: воспитатели, дети, родители
6 Индивидуальные беседы, консультации.
«Профилактика детского травматизма».
«О поведении детей, умении содержать свои вещи аккуратными»
«Как одевать ребенка весной» Повысить уровень осведомлённости родителей в области травмоопасных предметов в быту. Быть аккуратными и самостоятельными. Одеваться по сезону Воспитатели.
7 Проведение субботника на участке детского сада. «Чтобы город был чистым». Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. Воспитатели, родители, дети.
8 Подбор для родителей библиотеки семейного чтения по теме «Детям о добрых делах и поступках». Познакомить родителей с детскими произведениями, которые помогут сформировать у детей основы доброты и нравственности. Воспитатели, дети, родители.
Май
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Фотовыставка «9 Мая – Праздник Победы». Привлечь родителей к организации выставки, подбору фотоматериала. Воспитатели, родители, дети.
2 Праздничный концерт. «Этот День Победы». Демонстрация творческих способностей детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов ДОУ. Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.
3 Наглядная педагогическая информация. «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» Дать рекомендации по чтению книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Воспитатели, дети, родители.
4 Консультация. «Об особенностях питания детей летом» Внедрение здорового питания в летний период. Профилактика желудочно-кишечных нарушений. Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом. Воспитатели, мед. сестра.
5 Праздник «Утренник». Выступление детей Активизация взаимодействий родителей и детей. Развитие творческого взаимодействия д/с и семьи. Родители, дети, воспитатели.
6 Беседа «Как предупредить весенний авитаминоз». Педагогическое просвещение родителей. Предложить практические рекомендации родителям по здоровому питанию, способствующему укреплению здоровья детей в период дефицита витаминов. Воспитатели, мед. сестра.