Татьяна Петкова
Программа социального партнерства с родителями в ДОУ. во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка.
Дошкольное детство – уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье и осуществляется развитие личности. В то же время этот период, в течение которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов – семьи и дошкольного учреждения.
Семья - одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и не обходятся – без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении заинтересовано общество, государство, в прочной, надежной семье нуждается каждый человек.
Публикация «Программа социального партнерства с родителями в ДОУ, во второй младшей группе» размещена в разделах
Семья и ДОУ - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего развития ребенка требуется их взаимодействие. Социальное партнерство – это один из способов социализации детей, способствующих безболезненному вводу наших воспитанников в общественную жизнь - «Социум».
Согласно ФГОС ДО от 1 января 2014г. педагогическим основанием изменений дошкольного образования, на современном этапе, является активное вовлечение родителей в работу ДОУ. В ст. 18 п. 1 закона Российской Федерации «Об образовании» отмечено, что родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в детском возрасте. Детский сад и семья - два воспитательных феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт. Именно поэтому, в соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании», одно из основных задач, которая стоит перед ДОУ является «взаимодействие с семьей для обеспечения полноценного развития личности ребенка».
Влияние на ребенка семейного воспитания настолько сильно, что способно свести на нет любые педагогические усилия ДОУ. Без согласования с семьей педагогические воздействия теряют всякую силу. Только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир. Отсюда следует актуальность одного из механизмов реализации ФГОС- повышение ответственности родителей за воспитание детей, углубленное взаимодействие между семьей и ДОУ.
Основные задачи взаимодействия ДОУ с родителями :
• Повышение активности и ответственности семей воспитанников детского сада и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
• Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
• Развитие партнерских взаимоотношений.
• Развитие творческого содружества в коллективе.
• Приобщение родителей к участию в жизни детского сада и социализации ребенка через поиск и внедрение наиболее эффективных форм взаимодействия.
• Обеспечение информационно-просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании по средствам выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
• Содействие созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
• Повышение уровня компетентности родителей.
Основные принципы взаимодействия с родителями :
• Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении воспитателя с родителями не уместна категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге». Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким будет отношение семьи к детскому саду в целом. Ежедневное доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
• Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях. Открытое прямое сотрудничество, взаимодействие ДОУ с семьей, активное включение родителей в жизнь детского сада - главный принцип взаимодействия семьи и ДОУ, при котором возможно выполнение главной цели воспитательного процесса - гармоничное развитие личности ребенка.
• Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;
• Индивидуальный подход;
Необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы или папы. Здесь и пригодится человеческое и педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
• Динамичность;
Детский сад сегодня должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
• Информированность
Обеспечение взаимной информированности педагога и родителей об особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения; согласованности требований к ребенку, обеспечение единства педагогических влияний на него.
Для решения поставленных задач на начало учебного года был составлен план работы с родителями (прилагается).
Ожидаемые результаты:
• увеличится рост посещаемости родителями и другими членами семьи, участвующими в воспитании ребёнка, мероприятий по педагогическому просвещению;
• у родителей проявится осознанное отношение к воспитанию и развитию ребёнка (понимание потребностей детей, анализ его достижений и недостатков, больше обращений к педагогам как квалифицированным помощникам, осознание своей ведущей роли в воспитании и развитии ребёнка);
• сформируются теплые, дружеские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями;
• повысится уровень психолого-педагогических знаний родителей, родительская компетенция;
• определены потребности и интересы родителей (законных представителей) в вопросах сотрудничества с детским садом;
• вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
• созданы условия для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности, обеспечивающие непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (школьное обучение).
• гармонизированы родительско-детские отношения.
• расширен психолого-педагогический кругозор родителей.
• улучшился эмоциональный климат в семье.
• изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов ребенка, уровень родительских притязаний стал лучше соотноситься со способностями ребенка.
• повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми.
В заключении необходимо отметить, что преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны.
• Положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей.
• Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и др.).
• Учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Данный факт ведет к повышению эффективности педагогического процесса.
• Укрепление внутрисемейных связей, что к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен.
• Возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.
Мы уверены в том, что чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, и первый социальный опыт будет успешным. Убеждены, что наши воспитанники легко адаптируются в школе.
Таким образом, в эмоционально насыщенной атмосфере семейных отношений, аналогов которой нет в социуме, заложен важнейший резерв для обогащения чувственного и социально нравственного опыта дошкольников.
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Родительское собрание «Возрастные особенности детей 3-4 лет» Ознакомить родителей с возрастными и психологическими особенностями детей 3-4 лет, с целями и задачами дошкольного образовательного учреждения на предстоящий учебный год, дать возможность родителям задать вопросы по данной теме. Воспитатели, родители, педагог- психолог.
2 Оформление информационного стенда. «Для Вас, родители»
(информация о ФГОС ДО). Знакомство родителей с основными положениями ФГОС ДО. Воспитатели, старший воспитатель.
3 Папка-передвижка «Золотая осень» Привлечь внимание родителей к событиям в детском саду. Воспитатели.
4 Выставка поделок «Осенние фантазии» Привлечение родителей к совместному созданию с детьми осенней выставки. Родители, дети, воспитатели.
5 Индивидуальные беседы, консультации. Консультация на тему: «Развитие речи детей 3-4 лет»
Обеспечение педагогической поддержки семьи в вопросах развития речи, интереса к чтению детям. Познакомить родителей с особенностями речевого развития малышей четвертого года жизни.
Воспитатели, педагог-психолог, родители
6 Практическая помощь. «Подготовка группы к учебному году». Сотрудничество организации с семьей в создании развивающей среды в группе и на прогулочном участке на улице. Воспитатели, родители, старший воспитатель, Зав. дет. садом.
7 Папка-передвижка. «Соблюдаем правилам дорожного движения». Обратить внимание родителей и детей на безопасности на дорогах. Дети, родители, воспитатели.
Октябрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Индивидуальные беседы, консультации. Консультация «Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста». Познакомить родителей с ролью пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста, оказание помощи в организации семейного досуга. Воспитатели, родители
2 Проектная деятельность Проект «Золотая осень» Взаимодействие педагогов с семьей в вопросах образования. Воспитатели, родители, дети
3 Оформление выставки детских рисунков. «Осенние фантазии». Развитие творческого взаимодействия. Родители, дети, воспитатели.
4 Консультация «Роль артикуляционной гимнастики в коррекции звукопроизношения» Оказание помощи родителям по охране и укреплению здоровья детей. Воспитатели, учитель-логопед.
5 Утренник.
«Праздник Осени». Развитие творческого взаимодействия детей и родителей. Помощь родителей в изготовлении костюмов. Воспитатели, музыкальный руководитель, родители, дети.
6 Беседа «О необходимости развития мелкой моторики»
Напомнить родителям взаимосвязь развития мелкой моторики и развития речи ребёнка, предложить картотеку игр для совместного домашнего досуга родителей и детей. Родители, воспитатели, дети.
7 Конкурс для детей и родителей «За безопасность на дороге!» Конкурс светоотражающих деталей одежды «Засветись!» для участия всей семьей. Привлечь внимание родителей к событиям в детском саду, учить родителей и детей соблюдать ПДД. Воспитатели, родители, дети, мед. сестра.
Ноябрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Беседа Беседа
«Воспитание у детей младшего возраста самостоятельности в самообслуживании»
Дать родителям знания о значении воспитания у детей самостоятельности и культурно-гигиенических навыков; заинтересовать проблемой, приобщить ребенка к самообслуживанию в условиях семьи. Воспитатели, родители.
2 Оформление папки передвижки. «Здоровый образ жизни». Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Распространение педагогических знаний среди родителей. Воспитатели, руководитель физ. Воспитания.
3 Выставка детских работ ко Дню Матери «Любимый мамочкин портрет». Активизация и обогащение воспитательных умений родителей. Воспитатели, родители.
4 Индивидуальные беседы, консультации. «Режим дня дошкольника». Формирование единого подхода к соблюдению режима дня в вопросах воспитания детей. Воспитатели.
5 Консультация «Профилактика детских заболеваний» Привлечение родительского интереса к здоровому образу жизни. Распространение педагогических знаний среди родителей. Воспитатели, родители, дети.
6 Создание совместной фотовыставки ко Дню Матери. «Моя мама – лучшая на свете!» Приобщение родителей к совместному творчеству. Воспитатели, родители.
7 Консультация, беседа Беседа «Развитие логического мышления у детей».
Раскрыть родителям сущность понятия «логическое мышление»; выделить особенности развития логического мышления в младшем возрасте; дать возможность родителям способствовать развитию логического мышления у дошкольников через игровую деятельность. Воспитатели, родители, дети
Декабрь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Подготовка к новогоднему празднику «Здравствуй, Новый год» Заучивание стихотворений детьми к утреннику Воспитатели, дети
2 Памятка «Ребенок и электронные гаджеты». Повышение уровня ответственности родителей за здоровье сбережением ребенка. Родители, воспитатели
3 Конкурс творческих семейных работ. «Наши зимние забавы» Привлечение родителей к работе д/с. Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. Воспитатели, родители, дети.
4 Практическая помощь. «Изготовление костюмов для Новогоднего карнавала». Привлечение родителей к активному участию в подготовке костюмов для Новогоднего Праздника. Воспитатели, родители.
Снежные постройки на прогулочном участке группы. Помощь родителей в создании снежной горки и игровых построек по мотивам сказки «Гуси-лебеди»
5 Оформление папки передвижки. «Новогодний утренник в детском саду» Обогащение отношений детей и родителей опытом эмоционального общения. Воспитатели, родители
6 Утренник для детей и родителей. «Новогодний карнавал». Демонстрация творческих способностей детей, сформированных творческих умений и навыков. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, работников детского сада. Музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители.
7 Конкурс подделок «Елочная игрушка», «Новогодняя елочка» Оформление выставки «Новогодняя елочка». Привлечение родителей к активному участию в жизни детского сада, совместная работа детей и родителей, создание праздничной атмосферы и новогоднее оформление детского сада. Воспитатели, родители, дети
Январь
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Оформление папки-передвижки. «С Новым Годом и Рождеством Христовым». Знакомство родителей с православными традициями. Воспитатели.
2 Практическая помощь Расчистка снега на игровой площадке группы. Создание комфортных условий для детей на прогулке, обеспечение безопасности игровой деятельности детей зимой. Родители, воспитатели.
3 Индивидуальные беседы, консультации. «Грипп. Вирусы. Меры профилактики. Симптомы заболеваний». Ознакомление родителей с основными факторами, способствующими укреплению и сохранению здоровья детей в домашних условиях и условиях д/с. Медсестра, воспитатели. Воспитатели, руководитель физического воспитания, старший воспитатель, родители, зав. д/с.
4 Текстовая информация «Играем с детьми на улице и дома». Привлечение внимания родителей к вопросам оздоровления детей. Реализация единых методов оздоровления в детском саду и дома.
5 Индивидуальные беседы, консультации. «Как провести выходной день с ребенком?» Предложения родителям ряда мероприятий и приёмов для проведения выходного дня с ребенком. Помощь в вопросах воспитания детей. Воспитатели.
6 Практикум «Роль семьи в социально-нравственном развитии ребенка» Повышение педагогической культуры родителей. Совершенствование психолого-педагогических знаний родителей. Воспитатели, педагог-психолог, родители.
7 Фотовыставка "Мой день в группе"
Информировать родителей об актуальных занятиях, интересах и общении детей в группе. Воспитатели, родители, дети
Февраль
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Консультация. Консультация
"Учим стихи и развиваем речь" Создать условия для углубления педагогических знаний родителей. Воспитатели, педагог-психолог, дети.
2 Папка-передвижка. «Безопасность в вашем доме». Объединение усилий педагогов и родителей по приобщению детей к основам безопасности Воспитатели
3 Анкетирование. «Ребенок и игра» Способствовать установлению эмоционального контакта родителя с ребенком. Родители, воспитатели.
4 Консультации. «Роль игры в жизни дошкольника», "Игры с ребёнком в домашних условиях". Создать условия для стимулирования интереса родителей к использованию возможностей игровой деятельности с собственным ребёнком. Воспитатели, родители.
5 Беседа. «Как воспитать у ребенка любовь к книге». Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Решение проблем воспитания. Воспитатели, родители.
6 Беседа. «Роль отца в воспитании ребенка». Изменение позиции отцов по отношению к вопросам воспитания детей. Внедрение положительного опыта семейного воспитания. Воспитатели, родители.
7 Конкурс творческих работ, посвященный Дню Защитника Отечества. «Мой папа - самый лучший друг!» Приобщение родителей к совместному творчеству. Воспитатели, родители, дети.
8 Фотоотчет совместного музыкально-спортивного досуга. «23 февраля – День Защитника Отечества» Формировать у детей готовность к совместной двигательно-игровой деятельности, способствовать установлению эмоционального контакта. Формирование у детей уважительного отношения к Армии. Руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, воспитатели, дети, родители
9 Папки -передвижки «Загадки в рифму», «Чистоговорки». Вовлечение родителей в педагогическую деятельность. Воспитатели, родители
10 Консультация
«Значение «Пальчиковой гимнастики» в развитии детей дошкольного возраста». Познакомить родителей с ролью пальчиковой гимнастики в развитии детей дошкольного возраста, предложить картотеку пальчиковых игр. Воспитатели, родители
Март
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
1 Оформление родительского уголка на весеннюю тематику. «К нам весна - красна пришла». Привлечь внимание родителей к новой информации в уголке. Воспитатели.
2 Консультация
«Здоровье-сберегающие подходы в системе образовательной деятельности детского сада». Познакомить родителей с работой детского сада по здоровье сберегающим технологиям и охране здоровья и жизни детей.
Воспитатели, родители
3 Организация выставки рисунков: "Маму я люблю, милую мою». «Портрет любимой мамочки». Развитие творческого взаимодействия детей и педагогов. Привлечь детей к оформлению выставки-поздравления к 8 марта. Воспитывать желание делать подарки, проявлять творчество. Воспитатели, дети.
4 Индивидуальные беседы, консультации. Беседа «Секреты воспитания вежливого ребенка».
Прививать уважение и вежливое обращение взрослых и детей. Распространение педагогического опыта среди родителей. Воспитатели, педагог-психолог, родители.
5 Праздничный концерт с участием мам и бабушек. «Праздник Весны»
(Ко Дню 8 Марта). Демонстрация творческих способностей детей, умений и навыков. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
6 Собрание - консультация.
«Значение сюжетно – ролевой игры в жизни ребенка» Вовлечение родителей в игру с детьми. Порекомендовать более целесообразно подходить к выбору игрушек.
Привлечь родителей к обогащению предметно-развивающей среды в группе. Воспитатели, родители
7 Фольклорное развлечение. «Широкая масленица». Привлечение родителей к активному участию в фольклорном празднике. Воспитатели, музыкальный руководитель, дети, родители.
8 Беседы. Индивидуально.
«Гиперактивный ребенок» Создать условия для повышения компетентности родителей в воспитании гиперактивных детей.
Воспитатели, родители
Апрель
№ Форма работы Тема Цель Исполнители
11 Развлечение. «День Смеха». Продолжать приобщать родителей к активной жизни в группе и умению совместно с детьми проводить отдых, развлечения. Воспитатели, помощник воспитателя, дети, родители, музыкальный руководитель.
2 Помощь родителей в создании ППРС в группе.
Познавательно-исследовательский проект «Огород на окне «Бабушкины сказки" Привлечь родителей к помощи в создании огорода на окне. Предложить родителям литературу, наблюдения для домашнего досуга с детьми. Воспитатели, родители, дети.
3 Создание совместного фотоальбома. «Моя семья» Привлечение внимания родителей к мероприятиям творческого характера для объединения семей. Воспитатели, родители.
4 Анкетирование.
«Растем здоровыми». Получение информации о формах и методах оздоровления детей дома. Оценка готовности родителей к участию в физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ. Руководитель физического воспитания, воспитатели, родители.
Консультация
«Пример и авторитет старших» Углубить знания родителей по вопросам нравственного воспитания. Познакомить родителей с детскими произведениями, которые помогут сформировать у детей основы доброты и нравственности.
Воспитатели, дети, родители
5 Папка – передвижка, консультации.
«Безопасность детей – наше общее дело», «Как одевать ребенка весной» Продолжить совместную с родителями работу по обеспечению безопасного поведения детей в быту, на природе, на улице. Быть аккуратными и самостоятельными. Одеваться по сезону.
Воспитатели.
6 Проведение субботника на участке детского сада. «Чтобы город был чистым». Способствовать развитию совместной трудовой деятельности детей и родителей. Воспитатели, родители, дети.
7 Консультация –памятка.
«Артикуляционная гимнастика» Познакомить родителей с выполнением артикуляционной гимнастики.
Привлекать родителей к выполнению артикуляционной гимнастики с плохо говорящими детьми.
Воспитатели, дети, родители.
Май
№ Формы работы Тема Цель Исполнители
1 Проект с участием родителей «Дерево памяти» Привлечь родителей к участию в конкурсе, воспитать у детей патриотические чувства. Воспитатели, дети
2 Коллаж. «9 Мая – Праздник Победы». Привлечь родителей к подбору фотоматериала, прививать детям чувство патриотизма. Воспитатели, родители, дети.
3 Праздничный концерт. «Этот День Победы». Демонстрация творческих способностей детей. Развитие эмоционально-насыщенного взаимодействия родителей, детей, педагогов ДОУ. Воспитатели, родители, дети, музыкальный руководитель.
4 Наглядная педагогическая информация. «Воспитание любви к родному городу в семье и детском саду» Дать рекомендации по чтению книг, статей из газет и журналов на тему патриотического воспитания детей. Воспитатели, дети, родители.
5 Беседа. «Как воспитывать усидчивость?»
Дать рекомендации по организации игр с подвижными детьми Воспитатели, родители
6 Родительское собрание «Год прошел, мы подросли».
Подвести итоги учебного года, рассказать о проделанной работе за год. Воспитатели, родители
7 Консультация. «Об особенностях питания детей летом» Внедрение здорового питания в летний период. Профилактика желудочно-кишечных нарушений. Обогащение родительских знаний о витаминизации детского питания летом. Воспитатели, мед. сестра, родители
8 Консультация. «Оздоровление детей в летнее время»
Использование малоподвижных, но эффективных форм организации отдыха, оздоровления и занятости детей.