Ольга Капустина
Программа саморазвития педагога
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
Программа саморазвития педагога
I. Целевой раздел программы
Актуальность
Понятие «творчество» определяется как деятельность, в результате которой ребенок создает новое, оригинальное, проявляя своё воображение, реализует свой замысел, самостоятельно находя средства для воплощения.
Темочки:
- Самообразование, саморазвитие
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2020
Дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Родители, поощряя любознательность, сообщая детям знания, вовлекая их в различные виды деятельности, способствуют расширению детского опыта. Дети с удовольствием включаются в творческий процесс театрализованной деятельности.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Участвуя в театрализованных играх, дети становятся участниками разных событий из жизни людей, животных, растений, что дает им возможность глубже познать окружающий мир. Одновременно театрализованная игра прививает ребенку устойчивый интерес к родной культуре, литературе, театру.
Искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства и тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, способствует осуществлению цели современного образования.
Эффективность театрализованной деятельности во многом зависит от ее интегрирования с занятиями по изобразительному творчеству детей. В процессе декоративно-оформительского творчества дети имеют возможность подумать, пофантазировать, что также положительно влияет на выразительность создаваемых образов.
Театральная деятельность детей не только развивает психические функции личности ребенка, художественные способности, но и общечеловеческую способность к межличностному взаимодействию, творчеству в любой области.
Таким образом, театрализованная деятельность – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, помогает раскрывать духовный и творческий потенциал ребенка и способствует его адаптации в социальной среде.
Цель саморазвития. Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Задачи саморазвития.
1. Изучить методическую литературу по развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
2. Создать условия для реализации театрализованных игр, драматизации, продуктивной творческой деятельности, самостоятельной творческой деятельности.
3. Организовать целенапраленную работу по приобщению детей к театрализованной деятельности, наметить этапы и направления работы.
4. Определить эффективные формы взаимодействия с родителями.
5. Транслировать опыт работы на уровнях ДОУ, муниципальном, региональном, федеральном, а так же на персональном сайте Купустиной О. А.
II.Содержательный раздел программы
Планируемые результаты
Повышение компетенции воспитателя в вопросах развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
У детей развит интерес к участию театрализованных играх драматизациях, в продуктивной деятельности по созданию театральных атрибутов.
Дети умеют разыгрывать сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням с использованием кукол знакомых видов театров, элементов костюмов, декораций; чувствовать и понимать эмоциональное состояние героев, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; выступать перед сверстниками, детьми младших групп, родителями, иной аудиторией.
Дети адекватно проявляют различные эмоции, передают их в рисунке, мимикой, пантомимикой, речевыми высказываниями, передают художественный образ в театральной деятельности, показывают перевоплощение образов, соответствующих сценическому образу.
Дети имеют представления о некоторых видах театров (кукольный, драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.); некоторых приемах и манипуляциях, применяемых в знакомых видах театров: верховых кукол, пальчиковом, бибабо;
Дети имеют представления: о театре, театральной культуре, об истории театра, об устройстве театра (зрительный зал, фойе, гардероб); о театральных профессиях (актер, гример, костюмер, режиссер, звукорежиссер, декоратор, осветитель, суфлер)
У детей развитое воображение, фантазия.
Повышение педагогической компетенции родителей в вопросах развития творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности.
Активное участие родителей в реализации учебно-воспитательной работы по развитию творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности
III. Организационный раздел программы
Изучение методической литературы • Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования/Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. - СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2014. - 321 с.
• Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. -МТворческий центр., 2009.
• Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. -М., 1990.
• Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М., 1991.
• Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до7 лет в театрализованной деятельности// Ребенок в детском саду. - 2001.-№2.
• Зацепина, М. Б «Развитие ребёнка в театрализованной деятельности»; Москва, Творческий центр «сфера» 2010г. -125с.
• Мигунова Е. В. «Театральная педагогика в детском саду» .-М., Творческий центр, 2009.
• Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в д/ с: конспекты занятий, методические рекомендации. Старшая/Подготовительная группа– М. : «КарапузДидактика», 2007
Оснащение предметно-пространственной развивающей среды • Оформление центра «Театр».
• Подбор разных видов театров: бибабо, настольный, марионеточный, театр на фланелеграфе, теневой и др.
• Подбор реквизитов для разыгрывания сценок и спектаклей: набор кукол, ширмы для кукольного театра, костюмы, элементы костюмов, маски.
• Подбор атрибутов для различных игровых позиций: театральный реквизит, грим, декорации, стул режиссёра, сценарии, книги, образцы музыкальных произведений, места для зрителей, афиши, касса, билеты, карандаши, краски, клей, виды бумаги, природный материал.
• Подбор иллюстративного материала.
• Подбор музыкальных инструментов (металлофоны, деревянные ложки, барабаны, бубны, колокольчики, погремушки, бубенчики, маракасы и др.).
• Создание медиатеки: фонограммы для сопровождения театрализованной деятельности; видео театральных постановок для просмотра.
Взаимодействие с дошкольниками • Ознакомление с театрами разных видов, приемами и манипуляциями.
• Ознакомление с театром и театральной культурой, театральными профессиями.
• Разыгрывание сценок знакомых сказок, этюды, драматизация.
• Создание театров, атрибутов, декораций, афиш, масок, костюмов.
• Создание театральных постановок по сказкам, рассказам. Придумывание свои сценариев.
• Конкурс чтецов.
Взаимодействие с родителями • Информирование родителей: информационный стенд, папки-передвижки, буклеты, памятки, рекомендации, фотовыставки.
• Выступление на родительском собрании с докладом по теме «Театр - наш друг и помощник».
• Участие родителей в оформлении иллюстрированных тематических альбомов, создании театров, декораций, атрибутов, оформлении афиш, стенгазет.
Транслируемость • Распространение опыта работы на персональном сайте воспитателя Капустиной О. А. и в сетевых педагогических сообществах : maam.ru, и др.
• Мастер-класс для педагогов «Театр своими руками».
• Выступление на педсовете с докладами по теме «Развитие творческих способностей старших дошкольников через театрализованную деятельность».
IV.Анализ результатов саморазвития
Презентация творческого отчета по теме саморазвития на педагогическом совете.