Байкова Елизавета
Программа родительского клуба «Семейный очаг» для детей 3–4 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 11 г. Вязьмы Смоленской области
ПРОГРАММА
ДЕТСКО – РОДИТЕЛЬСКОГО КЛУБА
Руководитель клуба : Байкова Е. В.
воспитатель младшей группы
2019 – 2020 учебный год
Программа детско - родительского клуба «Семейный очаг»
Пояснительная записка.
Публикация «Программа родительского клуба „Семейный очаг“ для детей 3–4 лет» размещена в разделах
- Младшая группа
- Семейный клуб.
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2020
Семья и дошкольное учреждение – два самых важных института воспитания и развития ребенка. Их функции различны, но для полноценного, содержательного течения периода дошкольного детства необходимо объединение усилий родителей и воспитателей.
Современные тенденции ставят педагогический коллектив, стремящийся эффективно выполнять свои воспитательные функции, перед необходимостью искать в лице семьи единомышленников. В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи должно преобладать сотрудничество. Задача педагогического коллектива – не просто привлечь на свою сторону родителей, а выработать совместную стратегию воспитания ребенка. Первый шаг в формировании новых отношений с родителями должен сделать педагог.
На данный момент существует различные формы взаимодействия педагога с родителями, но наиболее новой и эффективной является создание родительских клубов.
Актуальность.
Актуальность взаимодействия педагога и семьи не подлежит сомнению. Ребенок приходит в детский сад из семьи и возвращается в свою семью.
Многолетние наблюдения показали, что опыт убеждения лозунгами на родительских собраниях не дает эффективных результатов.
Навязываемые нами родителям знания далеко не всегда были востребованы. Положительного результата можно ожидать лишь в случае, если родители станут активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Родительский клуб – оптимальная на сегодняшний день форма сотрудничества дошкольного учреждения с семьей. Это дополнительный компонент воспитательного процесса, где родители и педагоги ДОУ могут получить знания и развить свои умения, чтобы в дальнейшем обеспечить малышу эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома.
Сегодня все большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребенка дошкольного возраста.
Способность мыслить, творить – величайший из полученных человеком природных даров. Некоторые дети обладают большим творческим потенциалом, некоторые – меньшим, но даром этим отмечен каждый.
В настоящее время, когда жизнь становится разнообразнее и сложнее, требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению различных проблем, тема развития творческих способностей является актуальной. И от того, насколько были использованы возможности для развития творческих способностей в период дошкольного детства, во многом будет зависеть творческий потенциал взрослого человека. Тем более что основная задача работы детского сада подготовить ребёнка к школе, а значит дать знания и развить мелкую моторику кистей рук.
Почему же так важно развивать мелкую моторику рук ребенка? Дело в том, что в головном мозге человека центры, которые отвечают за речь и движения пальцев расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику, мы активируем зоны, отвечающие за речь. И, кроме того, в дальнейшем эти навыки ребенку потребуются для использования движений, чтобы рисовать, писать, одеваться и т. д.
Работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.
Мелкая моторика - одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка
Вот почему была выбрана такая форма для работы детско-родительского клуба «Семейный очаг».
В условиях детского сада дети приобретают графические навыки на занятиях изобразительным искусством, а мелкие движения рук развиваются в процессе конструирования и при выполнении трудовых действий. Но этих занятий не достаточно, необходима продуманная система специальных занятий и упражнений по формированию у детей графических навыков не только в детском саду, но и дома.
Кроме работы по развитию мелкой мускулатуры рук на занятиях, задания по развитию мелкой моторики могут быть включены в такие домашние дела, как перемотка ниток, завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке, собирание разрезных картинок, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков, завинчивание и развинчивание крышек, банок, пузырьков, разбор круп (горох, гречка, рис) и так далее.
Заданий и упражнений, направленных на развитие мелкой моторики очень много. При желании, особенно, если подключить фантазию и воображение, придумывать их можно бесконечно. И главное здесь - учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его возраст, настроение, желание и возможности. Умелыми пальцы станут не сразу. Игры и упражнения, пальчиковые разминки, проводимые систематически с самого раннего возраста, помогают детям уверенно держать карандаш и ручку, самостоятельно заплетать косички и шнуровать ботинки, строить из мелких деталей конструктора, лепить из глины и пластилина и т. д. Таким образом, если будут развиваться пальцы рук, то будут развиваться речь и мышление ребенка. Работа клуба предполагает познакомить родителей с видами творческого труда, обогатить домашний досуг.
Цели программы :
• способствовать установлению сотрудничества детского сада и семьи в вопросах обучения, воспитания и развития детей дошкольного возраста;
• развитие перспективных форм сотрудничества с родителями;
• повышение их образовательного и культурного уровня;
• создание условий для формирования у дошкольников художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности.
Задачи программы :
• содействие общению родителей с ребенком;
• выявлять и транслировать положительный опыт семейного воспитания;
• формирование у родителей практических умений в области изобразительной деятельности ребенка;
• обогащение жизненного опыта детей и развитие творческих способностей;
• развитие у детей психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
• развитие у взрослых и детей творческого мышления;
• содействие формированию гармоничных отношений между родителями и детьми, изменения образа ребенка в представлении родителей в положительную сторону;
• содействовать сплочению родительского коллектива с целью предупреждения межличностных конфликтных ситуаций;
• способствовать установлению доверительных отношений между родителями и детским садом.
Автор программы : воспитатель младшей группы «Звездочка»
Байкова Елизавета Вячеславовны
Сроки реализации программы : 2019 – 2020 учебный год (с сентября по май)
Участники программы : родители и дети младшей группы «Звездочка»
Формы работы:
• игры и упражнения;
• моделирование проблемных ситуаций;
• художественно-творческая деятельность;
• беседы;
• подготовка информации для родительского уголка;
• создание презентаций для занятий;
• рассматривание иллюстраций, тематических альбомов;
• участие в практической деятельности;
• рассказы воспитателя;
• консультации;
• изучение различных видов изобразительной деятельности;
• сбор расходного материала для творчества;
• мастер-классы;
• выставки творческих работ.
Принципы:
• принцип взаимодействия – подразумевает взаимную обусловленность, активность всех субъектов воспитательного процесса (ребёнок-педагог, родители - ребёнок, педагог - родители);
• принцип доверительного сотрудничества – ребёнок осознаёт свою причастность к совместному делу, социальную востребованность;
• принцип взаимного развивающего влияния.
Методы и приемы:
• организационные;
• наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);
• словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);
• практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение);
• логические;
• мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).
Ожидаемый результат:
• дети учатся рисовать нетрадиционными способами;
• возросла активность детей при совместной работе с родителями;
• улучшилась динамика творческого развития детей;
• формирование психолого - педагогической компетентности родителей в вопросах художественно-эстетического развития ребенка;
• родители смогут создать дома условия для художественно-эстетического развития ребёнка и творить с ним;
• родители заинтересованы в дальнейшем развитии своих детей;
• возросла степень удовлетворённости родителей работой дошкольного учреждения;
• развились эмоционально – позитивные отношения между родителями и детьми, родителями и педагогом.
Методическое обеспечение:
1. Баринова Н. М. Детско-родительский клуб как форма психолого-педагогического просвещения и сопровождения семьи //Школьный психолог. 2010. №2
2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 1. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007. – 80 с.
3. Давыдова Г. Н. Нетрадиционная техника рисования в детском саду. Ч. 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008. – 72 с.
4. Журнал Дошкольное воспитание № 10, 2005 г.
5. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : Сфера, 2005. – 155 с. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду – СПб: "КАРО” 2007.
6. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации, М, 2009 г. ;
7. Пищикова Н. Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – М: ООО "Скрипторий 2003” 2006.
8. Попова Л. Н., Гонтаревская М. Н., Киселева М. О. Детско-родительский клуб «Веселая семейка». Практические материалы, М. ТЦ Сфера, 2012г.
9. Программа «От рождения до школы» Н. Е. Вераксы
10. Программа «Цветные ладошки» И. А. Лыкова
План работы детско-родительского клуба
«Семейный очаг»
на 2019-2020 учебный год
МЕСЯЦ ТЕМА ЦЕЛЬ МАТЕРИАЛЫ
Сентябрь
Осень на опушке краски разводила (отпечатки листьев) Создание условий для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями в совместной деятельности с детьми. Белые листы бумаги формата А3, кисточки, гуашь трех цветов: желтая, зеленая, красная, разноцветные листочки, салфетки.
Октябрь Веточка рябины (рисование ватными палочками) Помочь детям осознать ритм как изобразительно-выразительное средство;
Учить анализировать натуру, выделяя ее признаки и особенности;
Закрепить прием вливания одного цвета в другой;
Учить технике пальчикового рисования, развитие мелкой моторики рук.
Альбомный лист, тонированный черным цветом, дополнительно А4, набор гуашевых красок, кисть, стаканчик с водой, салфетки, фартук, гроздь рябины – натура или иллюстрация.
Ноябрь «Веселые старты» (физкультурное развлечение) Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей;
способствовать развитию опорно-двигательного аппарата;
создавать условия для удовлетворения естественной потребности детей в движении.
Музыкальный центр, корзины с мячами, большие ложки, 2 галоши большого размера, 2 больших мяча, 2 скамейки, 2 дуги, 2 обруча
Декабрь
«Гирлянда» Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей Двусторонняя цветная бумага
Клей ПВА
ножницы
Январь «Снеговик»
(аппликация) Способствовать установлению партнерских отношений родителей с детьми. Вырезанный из цветного картона снеговик, вата, клей ПВА
Февраль Инсценировка сказки «Колобок» Создать благоприятный микроклимат для развития фантазии и воображения у детей и родителей. Маски героев сказки
«Колобок»
Март «Вазочка»
(пластилинография) Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей
Знакомство с нетрадиционной техникой Прозрачные вазы, белый пластилин, крупы:горох, рис, гречка, фасоль, пшено. Семечки арбуза
Апрель «Девушка весна»
(создание силуэта девушки весны, украшение платья цветами из цв. бумаги) Создание условий для укрепления сотрудничества между детским садом и семьей и развития творческих способностей детей Картон белый, цветная бумага, клей, ножницы.
Май «Украшаем нашу группу»
(делаем цветочный шар из салфеток) помочь родителям и детям ощутить радость, удовольствие от совместной деятельности Бумажные салфетки разных цветов, ножницы, степлер, деревянные шпажки, пенопластовый шар, клей