Таисья Сагалакова
Стенгазета «Пусть не погаснет очаг в нашей Юрте»
▼ Скачать + Заказать документы
Пусть не погаснет очаг в нашей Юрте.
В традиционном обществе народное искусство играет этнодифференцирующую и этноинтегрирующую роль, создавая художественными средствами образ этнической культуры народов Саяно- Алтая. Если вернуться назад в эпоху., то в течение столетий аборигенные народы Южной Сибири накопили огромный опыт ремесла, воплощавшего устойчивые художественные каноны, имевшего мифо- ритуальное содержание
Публикация «Стенгазета „Пусть не погаснет очаг в нашей Юрте“» размещена в разделах
- Стенгазеты
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая стенгазета» сентябрь 2018
. В тесной связи с кочевым или полукочевым образом жизни у тюрских народов Саяно-Алтая развивались домашние ремесла, такие, как обработка кожи и шерсти, изготовление одежды, упряжи и предметов обихода. Высокого уровня достигла обработка дерева и рога, производство посуды и утвари.
Природа Хакасии щедро наделена богатствами леса, где преобладают хвойные породы: сосна, ель, лиственница, кедр, много березы и осины. Искусство хакасов проявлялось с основательностью, начиная со строительства своего дома- юрты, выполненная каркасным и срубным способом, известные с глубокой древности. Они были шести-, восьми-, десятиугольными, а у баев двенадцатиугольными и даже четырнадцатигранными. Кстати, у самого богатого бая Хакасии Картина была шестнадцатиугольная юрта, который подарил царю Александру первому в борьбе с турками сто отборных коней. А его сыновья закончили лицеи в городе Красноярске, которые организовали ссыльные декабристы.
Хакасская юрта еще более определенно сформулировано у хакасского этнографа К. М. Патачакова: «…В связи с переходом на оседлую жизнь, к концу XIX века переносные юрты были совершенно вытеснены новыми бревенчатыми срубными юртами. Срубные юрты начали строить хакасы еще в первой половине прошлого столетия, причем (по рассказам стариков) войлочные юрты исчезли раньше, чем берестяные. Это вполне естественно, так как шерсть больше шла на продажу…». Эту точку зрения разделяют известные исследователи А. А. Попов и С. И. Вайнштейн, указывая на несомненное влияние русской строительной традиции в формировании технологии изготовления деревянной юрты. В частности, их изображения мы можем увидеть на Боярской писанице (2 в. до н. э.). Если Летописцы Древнего Китая отмечали, что жители государства «Хягас» «зимою живут в избах покрытых древесною корою», то традиция создания деревянной юрты формируется на территории Саяно- Алтая.
Хакасия – территория, где представлены не только отдельные объекты этнографического наследия, но и целые комплексы.
Считается, что Аскизский район является единственным но и последним в Хакасии национальным районом (доля коренного населения – 47%, русского – 45,4%).Охраняя и уважая свое жилище, мы верим, что этносфера юрты – это экологическая ниша человека, его микро- и макро- мир. Здесь люди получают жизненную энергию, общение, воспитание, развитие и т. д.
Хотя, в наше время традиционные национальные жилища, в частности юрты, в современном обществе можно увидеть крайне редко. нельзя сказать о том, что они исчезнут полностью. Потому что это один из национальных символов. В пользу этого говорит то, что отдельные хакасские семьи на сегодняшний день строят в своих хозяйствах юрты. Образовательная Система села Аскиз активно прививает интерес к традиционной культуре хакасского народа. Среди них: жилища хакасов- юрта.
Например, у нас в саду идет целенаправленная активизация познавательной деятельности :
- по представлению детей о жизни и быте хакасов;
- воспитание любви к культуре хакасского народа.
- применение разнообразных средств для приобщения детей к национальной хакасской культуре через: знакомство со сказками, с песнями, танцами, играми, хороводами, национальными промыслами, обрядами хакасского народа.
Одна из любимых народных игру «Построй Юрту»
Игра «Юрта»
Дети разбиваются на несколько команд по 5 человек. Необходимый инвентарь – на каждую команду нужен один большой цветастый платок, положенный на пол. Дети встают в круг, взявшись за руки, ведут любой хоровод или поют:
Мы весёлые ребята,
Соберемся все в кружок,
Поиграем и попляшем,
И помчимся на лужок.
Пока будет звучать музыка, идут в хороводе. Когда музыка замолкает, каждая команда детей бежит к своему платку. Дети берут платок за четыре угла и натягивают его над головой. А пятый ребенок встает в середину и указательным пальцем организует купол для юрты. Выигрывает та команда, которая быстрее всех построит юрту.
Мы считаем, что не угаснет очаг в наших хакасских юртах.
Пусть волшебный мир сказок, интересные фольклорные повествования раскрывают матери, отцы своим детям перед очагом своего уютного жилища- юрты. Пусть из нашей юрты идет мир добра, любви и уважения ко всему живому, родной земле.
Ценность для современных промыслов представляют бытовые деревянные изделия с росписью и фигуры, вырезанные из дерева, которые имеют свои отличительные особенности, что является уникальным зрелищем для наших туристов.