Наталья Малиновская
Перспективный план работы кружка дополнительного образования «Чудесный песок»
▼ Скачать + Заказать документы
Кружка «Чудесный песок».
Пояснительная записка
Игра с песком - одно из самых любимых занятий детей. Но игра с песком - это не простое времяпрепровождение. Это много новых эмоций и развивающих игр. Ребенок сам тянется к песку, и надо только придать этой тяге творческую составляющую, и из обычного ковыряния в песке получается образовательный процесс.
Главное достоинство песочной терапии заключается в том, что ребенок простым и интересным способом может построить целый мир, ощущая при этом себя творцом этого мира.
Публикация «Перспективный план работы кружка дополнительного образования „Чудесный песок“» размещена в разделах
- Кружковая работа. Дополнительное образование
- Песок. Все материалы с использованием песка
- Планирование. Планы работ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Песочная терапия для детей – это прекрасная возможность для самовыражения, развития творческих склонностей в ребенке, а также простой и действенный способ научиться выражать свои чувства, эмоции, переживания.
Занятия по песочной терапия обеспечивают гармонизацию психоэмоционального состояния ребенка в целом, а также положительно влияют на развитие мелкой моторики, сенсорики, речи, мышления, интеллекта, воображения. Детям часто трудно выразить правильно свои эмоции и чувства, а играя в песок, ребенок может, сам того не замечая, рассказать о волнующих его проблемах и снять психоэмоциональное напряжение.
Основная цель кружка - снятие психоэмоционального напряжения, развитие тактильной чувствительности, создание положительного эмоционального настроя. Для реализации поставленной цели используются различные игры и упражнения с кинетическим песком: «Песочный дождик», «Следы на дорожке», «Волшебный холмик», «Воротца и заборчики», «Найди и назови», превращает коррекционно-развивающее занятие в интересную и увлекательную игру, на протяжении которой дети эмоционально раскрепощаясь, активно и свободно выражают свои эмоции и настроение в постройках из песка.
Использование данного терапевтического средства, как кинетический песок способствует коррекции ассоциального поведения у дошкольников, снятию симптомов тревожности, гиперреактивности, замкнутости, формированию умения выражать чувства, повышению самооценки и формированию уверенности в себе. Кинетический песок развивает мелкую моторику рук, благоприятно влияет на тактильные ощущения, а также успокаивает и расслабляет мышцы рук. Правильно подобранные игры и упражнения с песком способствуют снятию психоэмоционального напряжения, а также развитию межполушарного взаимодействия.
Kinetic Sand – песок, являющийся чем-то средним между пластилином и песком из песочницы. Из него можно лепить различные фигуры либо вырезать их при помощи формочек, а затем он одним движением руки превратится обратно в рассыпчатую песчаную массу. Кинетический песок на 98% состоит из натурального песка, а на 2% из полимера, но эти 2% имеют огромное значение. Песок не застывает и не вызывает аллергических реакций. Он не рассыпается на мелкие крупинки и не оставляет жирных следов как пластилин. Волшебная текстура массы настолько приятна на ощупь и невероятна по эффектам, что завораживает детей и взрослых не менее чем строительство замков из песка на морском побережье. Дети остаются довольны от интересной игры, а взрослые не переживают за испачканную мебель, комнату и руки ребенка.
Песочная терапия полезна, если у ребенка:
• плохой сон, ночные кошмары;
• плохо развита мелкая моторика;
• истерики, непослушание, капризы;
• логоневроз (заикание, задержки развития речи, а также другие речевые проблемы;
• застенчивость, неуверенность в себе;
• агрессия, тревожность;
• нет взаимопонимания с родителями;
• расстройства невротического характера;
• недержание мочи или кала (энурез, энкопрез);
• психосоматические заболевания;
• страх перед школой, садиком;
• частая плаксивость (без повода);
• ребенок пережил сильный стресс.
Результаты индивидуальны и зависят от целей, поставленных в начале коррекционного курса:
• Улучшится общее эмоциональное состояние ребенка;
• Уйдут страхи, негативные эмоции, переживания;
• Развитие воображения, творческого потенциала;
• Развитие мышления, речи, памяти, внимания, мелкой моторики;
• Развитие самооценки и уверенности в себе;
• Адаптация в новой среде (детский сад, школа);
• Улучшение взаимоотношений с родителями и сверстниками;
• Формирование положительных черт характера.
Перспективный план работы кружка «Чудесный песок».
Дата
Тема
Цель
Оборудование
Сентябрь
2-я неделя
1.«О чем рассказала Фея песка»
(Знакомство с песочницей)
Познакомить детей с песочницей.
Закрепить, уточнить, систематизировать знания о природном материале- песке.
Развивать интерес к играм с песком.
Создать у детей радостное настроение.
Песочница, кукла Фея.
4-я неделя
2. «В гостях у Феи песка»
(Беседа о правилах игры с песком)
Закрепить с детьми правила поведения в песочнице. Создать положительный эмоциональный настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать аккуратность.
Песочница, кукла Фея, салфетки
Октябрь
2-я неделя
1. Игра – упражнение «Здравствуй, песок!»
Снижение психофизического напряжения.
Развитие чувства эмпатии путем тактильных взаимодействий. Учить отражать в речи свои ощущения, настроение
Развивать мелкую моторику.
Песочница, салфетки.
4-я неделя
2. Исследовательская деятельность:
«Сыпем – лепим»
Формировать знания детей о свойствах сухого и сырого песка, об изменчивости его формы в зависимости от формочки.
Учить способам обследования.
Воспитывать интерес к экспериментальной деятельности. Развивать мелкую моторику рук.
Песочница, совочки, формочки, сита, салфетки
Тема
Цель
Материалы
Ноябрь
2-я неделя 1.
Игра с песком и водой
«Ручеек течет»
Познакомить детей с приемами увлажнения песка.
Воспитывать познавательный интерес к окружающему миру, аккуратность в играх с природными материалами.
Развивать навыки взаимодействия друг с другом
Песочница, лейки, пульверизатор, фартуки, салфетки.
4-я неделя 2.
Упражнение
«Необыкновенные следы»
Развивать тактильную чувствительность, воображение.
Развивать мелкую моторику, координацию движений.
Песочница, салфетки.
Декабрь
2-я неделя 1.
Сказка на песке:
«Репка»
Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей.
Развивать творческое воображение, связную речь, навык следования игровому правилу, мелкую моторику рук.
Воспитывать умение взаимодействовать в игре.
Песочница, фигурки театра игрушек по сказке «Репка»,дополнительный материал для декораций, салфетки
4-я неделя
Исследовательская деятельность.
«Песочные струйки»
Закрепить свойство сухого песка: сыпучесть.
Развивать умение наблюдать, сосредотачиваться, сравнивать, высказываться.
Расширять словарный запас.
Песочница, воронки, пластиковые бутылочки.
Тема
Цель
Материал
Январь
2-я неделя
1. Беседа
«Кому нужен песок для жизни?»
Расширять знания детей об окружающем мире.
Обратить внимание на то, что песок бывает разный, он нужен для жизни не только животным, но и людям.
Развивать мыслительную и речевую активность.
Формировать умение выслушивать друг друга, дополнять
Мультимедиа, подборка книг, иллюстраций
4-я неделя 1.
Упражнение
«Мои ощущения»
(наблюдение за сыплющимся песком в песочных часах, песочной картине)
Вызвать у детей эмоциональный отклик.
Учить рассказывать о своих чувствах, ассоциациях, фантазиях, возникающих во время наблюдения за сыплющимся песком.
Развивать творческое воображение, монологическую речь.
Песочные часы, песочная картина, карточки-эмоции.
Февраль
2-я неделя 1.
Игра с песком
«Поможем кузнечику Кузе».
Развивать эмоционально-чувствительный опыт детей, творческое воображение.
Воспитывать умение всем вместе находить решение проблемной ситуации.
Развивать коммуникативные навыки, мелкую моторику рук.
Способствовать возникновению эмпатии, чувства сопереживания.
Песочница, фигурка кузнечика, дополнительный набор различных игрушек и материала, салфетки
4-я неделя 2.
Исследовательская деятельность
«В гости к мышке»
Закрепить знания о свойствах песка.
Развивать мелкую моторику рук, умение делать умозаключения.
Воспитывать положительное отношение к исследовательской деятельности.
Песочница, игрушечное семейство мышек, салфетки.
Март
2-я неделя 1.
Игра с песком.
Урок волшебства:
«Озеро и его обитатели»
Развивать и расширять представления детей об окружающем мире природы.
Побуждать строить самостоятельно и по инструкции различные сообщества.
Развивать тактильную чувствительность, произвольность, умение работать коллективно.
Песочница, набор игрушек водного сообщества, дополнительный декоративный материал, салфетки
4-я неделя 2.
Сказка на песке:
«Колобок»
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице, располагать материалы по всей поверхности песка.
Способствовать возникновению игровых взаимодействий между детьми.
Развивать творческие способности, диалогическую речь, коммуникативные навыки.
Песочница, фигурки театраигрушек по сказке «Колобок», дополнительный материал, салфетки.
Апрель
2-я неделя
1. Упражнение
«Что спрятано?»
Учить находить на ощупь спрятанные в песке игрушки, называть их, ориентироваться на «песочном листе».
Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.
Способствовать повышению самооценки у детей.
Развивать речь.
Песочница, набор различных игрушек, предметов, салфетки.
2. Исследовательская
деятельность:
«Угощение для кукол»
Подвести детей к пониманию того, что формуется только сырой песок.
Развивать мыслительную активность, пальцевую моторику.
Воспитывать интерес к исследовательской деятельности, любознательность, аккуратность, коммуникативные навыки.
Песочница, набор формочек, лопатки, сита, игрушечная посуда.
4-я неделя
Тема
Цель
Материал
Май
2-я неделя
1. «Необычная картина»
Заинтересовать детей необычной техникой рисования песком.
Познакомить с алгоритмом выполнения песочных картин.
Вызвать эмоциональный отклик.
Панно, алгоритм.
4-я неделя
2. Песочная графика
Упражнять детей в рисовании песком небольших миниатюр.
Учить действовать в соответствии с алгоритмом.
Побуждать к творчеству.
Развивать мелкую моторику, совершенствовать координацию движений руки,
Воспитывать усидчивость, зрительное внимание, умение доводить начатое до конца
Песок, клей ПВА, пластиковые бутылочки, цветной картон, карандаши.
^ 2-ой год обучения
Тема
Цель
Материал
Сентябрь
2-я неделя
1. «Здравствуй, песочная страна!»
Закрепить, уточнить и систематизировать знания детей о песке.
Вспомнить правила игры в песочнице.
Развивать тактильно-кинестическую чувствительность.
Создать комфортный микроклимат в группе, радостное настроение у детей.
Песочница, наборы фигурок, природные материалы, аудиозапись музыки.
4-я неделя
2. Игра с песком:
«Песочные строители»
Закрепить знания о сенсорных эталонах, пространственных представлениях, ориентировке на «песочном листе».
Развивать слуховую и зрительную память, мелкую моторику.
Воспитывать умение взаимодействовать бесконфликтно.
Песочница, миниатюрные фигурки, формочки, запись спокойной музыки, пульверизаторы с водой, салфетки
Октябрь
2-я неделя
1. Сказка на песке:
«Заюшкина избушка»
Учить детей моделировать ситуацию сказки в песочнице.
Рассказывать сказку, перемещая игровые материалы по плоскости песочного ящика.
Развивать творческие способности, воображение, речь, умение работать в коллективе.
Песочница, фигурки сказочных персонажей, деревья, дом, дополнительные материалы, салфетки.
4-я неделя
2. Исследовательская деятельность: «Какой разный песок!»
(рассматривание песка под лупой)
Вызвать интерес к объектам природы.
Обратить внимание детей на то, что песчинки все разной формы и размера. Рассказать о происхождении песка.
Активизировать словарь.
Воспитывать аккуратность.
Песок, тарелочки, бумага белая и темная, лупы.
Тема
Цель
Материал
Ноябрь
2-я неделя
1. Изготовление «Песочного панно»
Продолжать упражнять детей в технике рисования песком.
Побуждать детей к творчеству, к поиску собственных решений.
Развивать фантазию, глазомер, пальцевую моторику
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Цветной картон, клей ПВА, песок, пластиковые бутылочки, карандаши
4-я неделя 1.
Игра с песком.
Урок волшебства:
«Лес, поляна и их обитатели»
Расширять представления детей об окружающем мире природы.
Обогащать игровой опыт.
Развивать творческую активность и самостоятельность, коммуникативные навыки, тактильную чувствительность.
Песочница, набор игрушек лесного сообщества, дополнительный материал, салфетки
Декабрь
2-я неделя
1. Упражнение «Портрет на песке»
Расширять представления детей об эмоциях. Упражнять в рисовании пальчиком на песке выражений лиц с различными эмоциями.
Развивать мелкую моторику.
Гармонизировать эмоциональную сферу детей.
Песочница, салфетки
4-я неделя
2. Исследовательская деятельность:
«Цветной песок»
Углублять знания детей о песке.
Побуждать к получению разного по цвету песка разными способами: с помощью цветных мелков и гуаши.
Развивать познавательный интерес, мышление, память, умение сравнивать, делать выводы, речь.
Песок, цветные мелки, гуашь, палочки, доски, тарелочки, бумага, салфетки
Тема
Цель
Материал
Январь
2-я неделя 1.
«Радуга в бутылке»
(рассматривание изделий)
Заинтересовать детей необычными изделиями из цветного песка.
Способствовать возникновению положительных эмоций от рассматривания их.
Познакомить с алгоритмом выполнения «радуги в бутылке»
Изделия с различным наполнением из цветного песка, алгоритм.
4-я неделя
2. Изготовление из цветного песка «Радуги в бутылке»
Способствовать развитию у детей умения создавать художественные изделия из различных природных материалов.
Развивать творчество, фантазию, мелкую моторику рук.
Воспитывать стремление доводить начатое до конца, видеть результаты своего труда, получать от этого удовольствие.
Цветной песок, сосуды различной формы, воронки, трубочки, палочки, доски, салфетки, декоративная лента.
Февраль
2-я неделя 1.
Сказка на песке:
«Колобок»
Развивать умение импровизировать в образе действий знакомых персонажей, следовать в соответствии игрового замысла.
Способствовать развитию коммуникативных способностей, тактильной чувствительности, координации движений, фантазии, образной речи.
Песочница, набор фигурок театра игрушек, дополнительный материал, салфетки.
4-я неделя 2.
Исследовательская деятельность:
«Что лучше пропускает воду: песок?»
Расширять знания детей о природных материалах.
Показать водонепроницаемость песка.
Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, интерес к поисковой деятельности. Воспитывать умение работать в коллективе.
Песок, глина, вода, сосуды, тарелочки, салфетки.
Тема
Цель
Материал
Март
2-я неделя 1.
Знакомство с песочной анимацией
(просмотр видеороликов)
Упражнение «Учимся рисовать песком»
Расширять кругозор детей.
Познакомить с песочной анимацией, вызвать эмоциональный отклик.
Развивать зрительное и слуховое восприятие, мелкую моторику рук,
Мультимедиа, интернет ресурсы.
4-я неделя 2.
Подарок своими руками.
«Рисуем картину песком»
Продолжать учить детей использовать технику рисования цветным песком.
Развивать творческие способности, зрительное внимание, мелкую моторику.
Побуждать к поиску собственных решений.
Формировать добрые чувства к своим близким.
Наборы цветного песка, картон, клей ПВА, салфетки.
Апрель
2-я неделя 1.
Игра с песком:
«Строим космодром»
Расширять представления детей об окружающем мире.
Развивать воображение, творческое мышление, умение гармонично общаться друг с другом, взаимодействовать.
Совершенствовать развитие пальцевой моторики.
Песочница, наборы «Лего», фигурки, пульверизаторы, дополнительный материал, салфетки
4-я неделя 2.
Исследовательская деятельность:
«Своды и тоннели»
Вызывать у детей интерес к исследованиям.
Развивать мыслительные операции.
Стимулировать любознательность.
Формировать навыки коммуникативности, наблюдательности, самостоятельности
Песок, трубки различного диаметра, салфетки.
Тема
Цель
Материал
Май
2-я неделя
1.«Сказки из шкатулки»
Продолжать знакомить детей с нравственными категориями: добро, зло, дружба.
Формировать умение действовать в песочнице в соответствии с ними.
Развивать творческие способности детей, воображение, речевую активность.
Воспитывать гуманные чувства, стремление к взаимопомощи, сотрудничеству.
Песочница, наборы миниатюрных игрушек, шкатулка, материал для декораций, салфетки.
4-я неделя
2. «Песочный вернисаж» Подготовить к выставке совместно с детьми работы, оформленные песком.
Воспитывать и поощрять самостоятельность, творческий подход, желание доставить радость и удовольствие другим.
Экспонаты для выставки.