Федосеева Светлана
Программа профориентационной работы «Выбери свое будущее» на учебный год
▼ Скачать + Заказать документы
Раздел I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Сложность социально-экономических процессов в обществе, связанных с переходом в сферу рыночных отношений, сказывается на образовании молодежи и ее профессиональном самоопределении. Увеличивается число неработающей и неучащейся молодежи. Предприятия трудоустраивают молодежь осторожно, и часто молодые люди оказываются невостребованными на рынке труда. При сохранении престижа высшего и средне - специального образования старшеклассники в большей степени ориентированы на работу в коммерческих структурах и предпринимательство. Происходит замена профессиональной карьеры – коммерческой, что блокирует возможность состояться молодым людям в профессиональном отношении. Поэтому необходимо совершенствовать систему профориентационной работы в школе, привести ее в соответствие с требованиями времени.
Публикация «Программа профориентационной работы „Выбери свое будущее“ на учебный год» размещена в разделах
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Ранняя профориентация дошкольников
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2022
Подготовка подрастающего поколении к жизни, к труду – задача первостепенной важности. Правильно выбранная профессия способствует достижению наиболее высоких показателей в трудовой и общественной деятельности.
Программа по профориентации «Первые шаги» определяет содержание и основные направления работы в школе. Программа представляет комплекс мероприятий, творческих конкурсов, призванных решение основных задач в области самоопределения обучающихся.
В школе обучаются дети с ОВЗ. Программа предусматривает работу с детьми этой категории. Она заключается в выявлении их профессиональных интересов, в определении будущей сферы их деятельности, знакомства с перечнем профессий, отвечающих интересам, склонностям, возможностям и состоянию здоровья каждого из них. Профоринтационная работа заключается в том, чтобы помочь детям с ОВЗ и их родителям правильно и своевременно сориентироваться в мире современных профессий и не ошибиться в выборе будущего.
Цель Программы :
Помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии; формирование психологической готовности к совершению осознанного профессионального выбора, соответствующего индивидуальным особенностям каждой личности; повышение компетентности учащихся в области планирования карьеры.
Задачи Программы :
1. Создание системы профориентации обучающихся через урочную и внеурочную деятельность;
2. Осознание своих желаний и возможностей;
3. Исследование способностей, интересов, интеллектуальных и личностных особенностей;
4. Ознакомление с основными принципами выбора профессии, планирования карьеры;
5. Знакомство с особенностями современного рынка труда;
помощь в сопоставлении своих возможностей с требованиями выбираемых профессий; проведение профессиональной консультации, оказание помощи учащимся в оценке своих способностей и качеств, применительно к конкретным видам трудовой деятельности;
6. Помощь в осознании трудностей в достижении профессиональных целей и найти пути их преодоления;
составление индивидуального образовательного плана или программы саморазвития в соответствии с диагностическими данными;
7. Создание условий для практической пробы сил в различных видах деятельности;
8. Формирование профессионального намерения и оказание помощи в его реализации; анализ адаптации выпускников школы в профессиональных учебных заведениях и на производстве, изучение эффективности всей профориентационной работы.
Принципы в выборе профессии, заложенные в Программу :
«Принцип сознательности в выборе профессии выражается в стремлении удовлетворить своим выбором не только личностные потребности в трудовой деятельности, но и принести как можно больше пользы обществу.
Принцип соответствия выбираемой профессииинтересам, склонностями, способностями личности и одновременно потребностям общества в кадрах определенной профессии выражает связь личностного и общественного аспектов выбора профессии. По аналогии с известной мыслью нельзя жить в обществе и быть свободным от общества – можно также сказать: нельзя выбирать профессию, исходя только из собственных интересов и не считаясь с интересами общества. Нарушение принципа соответствия потребностей личности и общества приводит к несбалансированности в профессиональной структуре кадров.
Принцип активности в выборе профессиихарактеризует тип деятельности личности в процессе профессионального самоопределения. Профессию надо активно искать самому. В этом большую роль призваны сыграть: практическая проба сил самих учащихся в процессе трудовой и профессиональной подготовки, советы родителей и их профессиональный опыт, поиск и чтение (по интересующей теме) литературы, работа во время практики и многое другое.
Принцип развития. Этот принцип отражает идею выбора такой профессии, которая давала бы личности возможность повышения квалификации, увеличение заработка, по мере роста опыта и профессионального мастерства, возможность активно участвовать в общественной работе, удовлетворять культурные потребности личности, потребность в жилье, отдыхе и т. п.»
Виды деятельности:
1. Просвещение через учебную и внеучебную деятельность с целью расширения представлений обучающихся о рынке труда;
2. Диагностика и консультирование – с целью формирования у подростков осознанного выбора профессии;
3. Взаимодействие с предприятиями – с целью объединения усилий заинтересованных ведомств для создания эффективной системы профориентации в ОУ;
4. Профадаптация – с целью обеспечения функционирования системы содействия занятости и трудоустройства молодежи.
Профессиональное просвещение
Профессиональная информация включает в себя сведения о мире профессий, личностных и профессионально важных качествах человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах.
Профессиональное воспитание включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.
Профессиональное консультирование - изучение личности учащегося и на этой основе выдача профессиональных рекомендаций. Профессиональная консультация чаще всего носит индивидуальный характер. Классный руководитель может использовать такие методы работы как наблюдение за деятельностью и развитием учащихся, изучение результатов их учебной и внеучебной деятельности, анкетирование, составление
психолого-педагогических характеристик учащихся. Формы работы могут быть следующие: профориентационные уроки; уроки «Профмастерства», онлайн уроки «ПроеКТОрия», профессиональные пробы, уроки профессионального мастерства в рамках Фестиваля проекта «Билет в будущее»; экскурсии; классный час по профориентации; встречи со специалистами; родительские собрания по профориентационной тематике и т. д.
Участники реализации Программы
Администрация школы, социальный педагог, педагог-психолог, классные руководители, учителя-предметники, библиотекарь,, педагог-организатор.
Ответственные за механизм реализации Программы
Руководство за реализацией Программы осуществляет методический совет школы.
Ответственный координатор: заместитель директора по УВР
Ответственный за ресурсное обеспечение: директор школы.
Ответственный за методическое обеспечение: заместитель директора по УВР и ВР.
Ответственный за социально-психологическое сопровождение: педагог-психолог.
Ответственный за информационное обеспечение: заместитель директора по УВР.
Контроль за выполнением Программы
1. Включение в план ВШК и мониторингов вопросов организации и отслеживания результатов работы по профориентации и профдиагностики;
2. Отчёты по реализации Программы на педагогических советах, совещаниях при директоре.
Раздел II. Сроки, этапы и предполагаемые результаты реализации Программы
Реализация Программы «Выбери свое будущее»рассчитана на 5 лет – 2020-2025 годы.
Специфика содержания:
Система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации, профотбору, прфессиональному самоопределению с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
Участники программы :
• Учащиеся 1 -11 классов
• Учителя – предметники
• Классные руководители
• Социальный педагог
• Педагог-психолог
• Родители (законные представители)
Ожидаемые результаты:
• Сформировать у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, о их требовании к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки с учетом индивидуальных особенностей учащихся;Повышение мотивации обучающихся к труду;
• Возможность оказания адресной психологической помощи обучающимся в осознанном выборе будущей профессии;
• Ориентированность обучающихся на реализацию собственных замыслов в реальных социальных условиях.
Раздел III. Аспекты и этапы реализации программы профориентационной работы.
Профессиональная ориентация - это многоаспектная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей, проведение психодиагностики, организация элективных курсов, а также, что особенно важно, занятий по психологии. Это неслучайно, так как только на них происходит прямое воздействие на психику школьника через специально организованную деятельность общения.
Можно выделить следующие аспекты: социальный, экономический, психолого-педагогический, медико-физиологический.
Социальный аспект заключается в формировании ценностных ориентации молодежи в профессиональном самоопределении, где делается акцент на изучении требований к квалификации работника той или иной сферы.
Экономический аспект - это процесс управления выбором профессии молодежи в соответствии с потребностями общества и возможностями личности (изучение рынка труда).
Психологический аспект состоит в изучении структуры личности, формировании профессиональной направленности (способность к осознанному выбору).
Педагогический аспект связан с формированием общественно значимых мотивов выбора профессии и профессиональных интересов.
Медико-физиологический аспект выдвигает такие основные задачи как разработка критериев профессионального отбора в соответствии с состоянием здоровья, а также требований, которые предъявляет профессия к личности кандидата.
С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы, содержание профориентационной работы в школе :
1 - 4 классы:
-формирование у младших школьников ценностного отношения к труду, понимание его роли в жизни человека и в обществе;
-развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую, исследовательскую.
5 - 7 классы:
-развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности;
-представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа «Я»); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики : технике, искусстве, медицине, сельском хозяйстве, экономике и культуре. Этому способствует выполнение учащимися профессиональных проб, которые позволяют соотнести свои индивидуальные возможности с требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к человеку.
8-9 классы:
-уточнение образовательного запроса в ходе факультативных занятий и других курсов по выбору;
-групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
-формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.
10-11 классы:
-обучение действиям по самоподготовке и саморазвитию, формирование профессиональных качеств в избранном виде труда, коррекция профессиональных планов, оценка готовности к избранной деятельности.
Формы работы определяются с возрастными и индивидуальными особенностями:
Этап Возрастные особенности Формы профориентационной работы
Пропедевтический
1-4 классы Повышенная чувствительность к внешним взаимодействиям.
Ведущая деятельность – учебная.
В овладении ЗУН руководит мотив интереса, любознательность, стремление добиться одобрения со стороны взрослых. Недостаточно развита волевая сфера, мышление носит наглядно-действенный характер. Самооценка, уверенность в себе формируется в деятельности под воздействием взрослых. Ребенок должен ощутить значимость и целесообразность своего труда. Тематические классные часы:
Мастерим мы – мастерят родители (1 класс)
Профессии моего села (2 класс)
Трудовая родословная моей семьи (3 класс)
Известные люди нашего села, города Барабинска (4 класс)
Беседа:
«Кто работает в нашей школе?», «Как правильно организовать свое рабочее место?»(практическая минутка,
«Твои трудовые обязанности в школе и дома», «Мое любимое занятие в свободное время»,
Увлекательные рассказы с примерами об интересующих профессиях, особый интерес вызывает работа родителей.
Проигрывание профессий, сюжетно-ролевые игры. Методика «Кем быть»(Нарисуй, кем бы ты хотел стать, под рисунком сделай подпись)
Профпросвещение :
- встреча детей с мастерами своего дела (бабушки, дедушки)
-показы образцов труда, конкурс рисунков о труде, выставка детских поделок.
- сочинение на тему «Пусть меня научат»
- игра «Чей это инструмент?»
- трудовые поручения
- какие профессии живут в нашем доме
Поисково-зондирующий
5-7 классы Формируется чувство взрослости. Подростки стремятся самоутвердиться в коллективе. Формируется нравственная основа общения. Для профессионального самоопределения имеют значение те виды общественно полезной деятельности, которые связаны с проявлением милосердия, заботы об окружающих, младших и людях пожилого возраста. Это возраст для формирования профессионально ориентированных ЗУН. Тематические классные часы:
- Мир профессий (5 класс)
- Всякий труд надо уважать (6 класс)
- Я и моя будущая профессия (7 класс)
Встречи с интересными людьми (профессионалами)
Ролевые игры.
Экскурсии.
Творческие конкурсы.
Практическая, трудовая, общественно-значимая работа.
Период развития профессионального самоопределения
8-9 классы Формирование личностного смысла выбора профессии.
Показатель сформированности достаточного уровня самоопределения – адекватная самооценка.
Период уточнения социально-профессионального статуса. Тематические классные часы:
1. Дороги, которые мы выбираем.
2. Профессиональное самоопределение.
3. Форма успеха – труд по призванию.
4. Проблемы профессионального самоопределения учащихся.
5. Информация о профессиях, народного хозяйства, перспективами профессионального роста и мастерства.
Знакомство с правилами выбора профессии.
Формирование умение адекватно оценивать свои личностные особенности в соответствии с требованиями избираемой профессии.
Период уточнения социально-профессионального статуса.
10-11 классы Наиболее остро встают вопросы о выборе профессии, учебного заведения. Для юношей актуальна служба в армии. Тематические классные часы:
Дороги, которые мы выбираем.
Профессиональное самоопределение.
Встречи с бывшими выпускниками-медалистами школы:
Дороги, которые мы выбрали.
День допризывника.
Встреча с военными.
Отработка навыков самопрезентации и предъявления себя на рынке труда (написать резюме, собеседование, как проводить поиск работы, где получить информацию о вакансиях и т. д.)
Раздел IV. Мероприятия по реализации Программы «Выбери свое будущее»
№ п/п Содержание сроки ответственный
1. Информационно-аналитическая деятельность
1. Анализ трудоустройства и поступления в учебные заведения выпускников 9-11 классов Сентябрь Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
2. Проведение социологического опроса выпускников школы, с целью выявления профессиональных намерений и их реализации 2 раза в год сентябрь март Социальный педагог,
педагог-психолог
3. Выявление учащихся, неопределившихся с выбором профессии. В течение уч. года Кл. руководители
4. Анализ работы по профориентации с учащимися и их родителями Март-апрель Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
Кл. руководители
5. Проведение социологического опроса профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с целью дальнейшего определения сентябрь Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
Кл. руководители
педагог-психолог
2. Организационно-методическая работа
1. Подготовка плана работы по профориентации на учебный год. май Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
2. Подготовка планов совместной работы школ с заинтересованными организациями (внешкольные учреждения, профессиональные учебные заведения) май Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
3. Обновление информационного стенда, раздела «Профориентация» на сайте ОУ: профессиограммы (описание профессий);
Справочники об учебных заведениях (ПТУ, ВУЗы);
Методические материалы по вопросам профориентации для педагогических работников. В течение года Социальный педагог
4. Использование ИКТ технологий в организации профориентационной работы в школе (онлайн тестирование, удаленное консультирование, порталы профориентации)
5. Взаимодействие с образовательными организациями среднего и высшего профессионального образования и иными образовательными учреждениями (ГКУ НСО ЦЗН Барабинского района, Военный комиссариат г. Барабинск, Барабинского и Здвинского района НСО, Управление Роспотребнодзора по НСО в Барабинском районе и д. р. : дни открытых дверей, мастер-классы, Ярмарки вакансий уч. мест. В течение года согласно плану УО Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
3. Работа с педагогическими кадрами
1. Семинар для педагогов «Организация профориентации с учащимися - важнейшее условие успешной социализации ученика» Октябрь Администрация школы
2. Открытые классные часы для родителей профориентационной тематики В течение года Классные часы
3. Семинар: «Распространение опыта профориентационной работы с обучающимися по АООП для учащихся с умственной отсталостью (Интеллектуальными нарушениями) В течение года Заместитель директора по УВР
Педагог-психолог
4. Функционирование раздела «Профориентация» на сайте школы В течение года Социальный педагог
Администратор сайта
5. Мониторинг профессиональных предпочтений обучающихся с инвалидностью и ОВЗ с целью дальнейшего определения. В течение года Социальный педагог
Классные руководители
6. Распространение опыта профориентационной работы с обучающимися, обучающимися по АООП для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) В течение года Заместитель директора по УВР Социальный педагог
Классные руководители
7. Формирование и пополнение банка тематическими профориентационными фильмами, видеоматериалами, презентациями, буклетными изданиями. В течение года Социальный педагог
Классные руководители
8. Информационное обеспечение выпускников, их родителей (законных представителей) и курирование деятельности по вопросу целевого обучения. В течение года Социальный педагог
Классные руководители
9. Мониторинг поступления выпускников 9 и 11 классов в учреждения педагогического образования по направлениям подготовки с целью планирования профицита или дефицита педагогических кадров в Барабинском районе Ежегодно, октябрь Социальный педагог
Классные руководители
4. Работа с родителями
1. Проведение родительских собраний профориентационной тематики. 1 раз в год Социальный педагог
Классные руководители
2. Индивидуальные консультации для родителей по вопросам профориентации Постоянно Классные руководители
3. Привлечение родителей к участию в профориентационной работе школы с учащимися (экскурсии, встречи с представителями различных профессий) Постоянно Классные руководители
4. Организация для родителей встреч со специалистами (представителями учебных заведений) 1 раз в год Администрация ОУ
5. Работа с учащимися
1. Проведение групповых информационно-справочных консультаций профориентационной тематики В течение года Педагог-психолог
Классные руководители
2. Профориентация учащихся на уроках В течение года Учителя предметники
3. Профоринтационная работа с учащимися ОВЗ : В течение года Педагог-психолог
Классные руководители
4. Участие в сетевом проекте по развитию системы профориентации «Zасобой» В течение года Социальный педагог
5. Участие в открытых онлайн-уроках, реализуемых интерактивной цифровой платформой «ПроеКТОриЯ» для профориентации обучающихся В течение года Социальный педагог
Классные руководители
6. Участие в мероприятиях, связанных с популяризацией IT-профессий В течение года Социальный педагог
Классные руководители
7. В соответствии с паспортом регионального проекта «Успех каждого ребенка» участие в проекте по ранней профориентационной работе среди учащихся 6-11 классов ОО «Билет в будущее» В течение года Социальный педагог
Классные руководители
8. Профессиональные пробы, уроки профессионального мастерства в рамках Фестиваля проекта «Билет в будущее» В течение года Социальный педагог
Классные руководители
9. Участие в проекте президентской платформы «Россия – страна возможностей» участие обучающихся во всероссийском конкурсе «Большая перемена» В течение года Социальный педагог
Классные руководители
10. В целях популяризации профессии «Педагог» участие в общешкольной акции «Стань учителем на 1 день», посвященной Дню учителя Ежегодно, октябрь Заместитель директора по ВР
Социальный педагог
Кл. руководители
Активисты РДШ
11. Конкурс презентаций «Я – будущий педагог» Ежегодно, ноябрь-январь Классные руководители,
Социальный педагог
12. Вовлечение в общественную полезную деятельность обучающихся «группы риска», проведения адресной профориентационной работы с обучающимися «группы риска» В течение года Классные руководители,
Социальный педагог
13. Сотрудничество с предприятиями Барабинского района в рамках профориентационных экскурсий и просветительских мероприятий. В течение года Социальный педагог
Классные руководители
14. Трудоустройство обучающихся в свободное от учебы время Апрель-август Заместитель директора по ВР
15. Работа старшеклассников вожатыми в лагере при школе Летний период Начальник лагеря