Болтанова ЗульфияРимовна
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования «Дорога к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка –детский сад № 25»
города Магнитогорска
дошкольного и начального общего образования
в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО
«Дорога к успеху»
Содержание
1. Обоснование программы. 3
2. Пояснительная записка. 10
3. Структура программы. 11
4. Целевой раздел. 12
Публикация «Программа преемственности дошкольного и начального общего образования „Дорога к успеху“» размещена в разделах
- Преемственность детского сада и школы. Взаимодействие ДОУ со школой
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
4.1. Цель программы.
4.2. Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы.
4.3. Цели и задачи на каждой ступени.
4.4. Принципы построения программы.
5. Условия реализации программы. 15
6. Ожидаемые результаты. 18-20
7. Нормативно-правовая база. 20
1. Обоснование программы
1.1 Современные подходы к проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования.
Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.).
Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой
Другие исследователи основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков)
Некоторые характеризуют преемственность в формах и методах обучения (Е. Ю. Аншукова, А. Н. Луговская). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т. д.
Реализация преемственных связей требует решения следующих задач:
1. Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения: недопустимость умственных перегрузок; использование здоровье сберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.
2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.
3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.
Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе.
По мнению Г. А. Цукерман, не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.
Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.
Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем
2. Пояснительная записка.
Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.
Программа преемственности «Дорога к успеху» является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:
содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;
инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов;
взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.
Деятельность по программе осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:
сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;
формирование общей культуры;
развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;
формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;
обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.
Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования :
1) развитие любознательности как основы познавательной активности;
2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;
3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально- личностного развития;
4) развитие коммуникативности;
5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.
3. Структура программы преемственности.
Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы, дошкольных групп, семьи, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.
Модель программы
4. Целевой раздел
4.1. Цель программы.
Создать комплекс условий, обеспечивающих преемственность смежных уровней образования.
Реализовать единую линию развития ребенка на всех этапах образования, придав образовательному процессу целостный последовательный и перспективный характер.
4.2. Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы.
Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.
Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:
• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание духовно-нравственного человека;
• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.
Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне.
Цель дошкольного образования Цель образования в начальной школе
Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения).
4.3. Цели и задачи на каждой ступени.
Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:
На дошкольной ступени :
• приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;
• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;
• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;
• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;
• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);
• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;
На ступени начальной школы осуществляется:
• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;
• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;
• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.
4.4. Принципы построения программы.
• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.
• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.
• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.
• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.
• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.
5. Условия реализации программы.
Реализация общей цели и задач образования детей 5 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:
На дошкольной ступени -личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;
-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;
-построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;
-сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста.
На ступени начальной школы - опора на личный уровень достижений дошкольного детства;
- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;
- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.
Общие условия - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;
- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;
- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;
- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;
- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;
- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;
- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.
6. Планируемые результаты освоения Программы.
1) Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования :
• благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень — начальную школу (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО);
• уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;
• возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности;
• стабильный интерес детей к процессу обучения;
• формирование позиции успешного первоклассника.
2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:
• создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;
• понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;
• создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;
• использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности.
3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию :
• повышение интереса к деятельности дошкольной ОО, их активного и сознательного вовлечения в жизнь ОУ;
• укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную;
• обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;
• предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.
4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.
5) Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды :
• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;
• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;
• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.
Целевые ориентиры, которые обозначены в Стандарте дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.
Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.
Таким образом, ориентиры для каждой ступени образования представлены в Программе в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.
Анализируя данные положения, можно выделить следующие критерии для определения образа выпускника детского сада.
Образ успешного участника программы
1. Компетентность:
- коммуникативная;
- социальная;
- интеллектуальная;
- компетентность ребенка в плане физического развития.
2. Инициативность:
- любознательность;
- умение найти сферу применения своего опыта переживания и познания в любом
виде деятельности;
- стойкая мотивация достижения
3. Креативность:
- активная позиция экспериментатора;
- способность к речевому комментированию процесса и результата своей
деятельности;
- готовность к разработке нескольких вариантов или способов решения
интеллектуальной или практической задачи;
- развитое воображение.
4. Произвольность:
- настойчивость, умение преодолевать трудности;
- соподчинение мотивов деятельности;
- самостоятельность и ответственность.
5. Самосознание и самооценка:
- осознание своего места в коллективе;
- мотивация к освоению новой социальной позиции в обществе;
- сформированность внутренней позиции;
- способность к принятию собственных решений.
ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по которым можно составить портрет выпускника.
7. Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.
Федеральный уровень:
• Закон об образовании в РФ.
• Семейный кодекс РФ.
• Конвенция о правах ребенка.
• Концепция модернизации Российского образования.
• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).
• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».
• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».
• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).
• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
• Федеральный государственный стандарт начального общего образования
• Профессиональный стандарт педагога
• Сан. Пин.
Уровень ОУ:
• Договор с родителями
• Основная образовательная программа дошкольного образования
• Основная образовательная программа начального общего образования