Лучший педагог года

Программа преемственности дошкольного и начального общего образования «Дорога к успеху»

Болтанова ЗульфияРимовна
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования «Дорога к успеху»
▼ Скачать + Заказать документы

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка –детский сад № 25»

города Магнитогорска

Программа преемственности

дошкольного и начального общего образования

в рамках реализации ФГОС НОО и ФГОС ДО

«Дорога к успеху»

Содержание

1. Обоснование программы. 3

2. Пояснительная записка. 10

3. Структура программы. 11

4. Целевой раздел. 12

Публикация «Программа преемственности дошкольного и начального общего образования „Дорога к успеху“» размещена в разделах

4.1. Цель программы.

4.2. Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы.

4.3. Цели и задачи на каждой ступени.

4.4. Принципы построения программы.

5. Условия реализации программы. 15

6. Ожидаемые результаты. 18-20

7. Нормативно-правовая база. 20

1. Обоснование программы

1.1 Современные подходы к проблеме преемственности дошкольного и начального общего образования.

Проблема преемственности между смежными звеньями системы образования всегда была одной из центральных проблем отечественной педагогики. В современной педагогической литературе накоплен значительный материал по проблемам преемственности между образовательными звеньями (Б. С. Гершунский, С. М. Годник, Ю. А. Кустов, А. А. Мерк и др.).

Ряд ученых считает, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой

Другие исследователи основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Н. В. Нижегородцева, В. Д. Шадриков)

Некоторые характеризуют преемственность в формах и методах обучения (Е. Ю. Аншукова, А. Н. Луговская). Нередко высказываются суждения, что преемственность должна осуществляться по всем направлениям, включая цели, содержание, формы, методы, и реализовываться через взаимодействие всех профессиональных уровней, включая работу воспитателя детского сада, школьного учителя, психолога дошкольного учреждения, психолога школы и т. д.

Реализация преемственных связей требует решения следующих задач:

1. Обеспечение «охранительной функции» процесса обучения: недопустимость умственных перегрузок; использование здоровье сберегающих технологий; поддержание эмоционально-положительного отношения ребенка к познавательной деятельности.

2. Организация процесса обучения, воспитания и развития детей на этапе предшкольного образования с учетом его самоценности: опора на потребности и возможности детей; создание условий для сохранения детской индивидуальности, раскрытия и развития способностей каждого ребенка.

3. Приоритетное развитие личности будущего первоклассника, формирование тех интеллектуальных и социальных качеств, без которых его обучение в школе не будет успешным.

Задача дошкольного образования в рамках проблемы преемственности – это обеспечение условий для психического развития ребенка, обогащение развития через различные виды продуктивной деятельности детей. Задача начальной школы — оказание помощи в адаптации ребенка к школе.

По мнению Г. А. Цукерман, не дети должны быть подготовлены к школе, а школа должна быть готова учить, развивать и любить самых разных детей, помогать их личностному росту — таков основополагающий принцип истинно гуманной педагогики.

Единые теоретические основания, принципы организации образовательной работы с детьми, преемственность и согласованность целей, задач, методов, средств, форм организации воспитания и обучения, обеспечивающих эффективное поступательное развитие ребёнка, являются основой для реализации на практике решения проблемы преемственности.

Введение утвержденных на государственном уровне стандартов образования существенно способствует обеспечению преемственности и перспективности повышения качества образования в целостной системе образования. Анализ ситуации показывает, что эта тенденция должна оставаться характерной чертой системы образования в будущем

2. Пояснительная записка.

Программа регламентирует деятельность дошкольных групп и начальной школы в вопросах организации преемственности согласно Федеральным государственным образовательным стандартам дошкольного образования и начального общего образования.

Программа преемственности «Дорога к успеху» является нормативно-управленческим документом и характеризует специфику:

содержания образовательных, воспитательных, оздоровительных мероприятий с дошкольниками и младшими школьниками;

инновационной работы воспитателей, учителей начальных классов и специалистов;

взаимодействия с родителями и оказания им необходимой консультативной помощи.

Деятельность по программе осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» направлена на:

сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного и младшего школьного возраста;

формирование общей культуры;

развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств;

формирование предпосылок учебной деятельности у дошкольников через адекватные возрасту виды деятельности, в целях успешной социализации в школе;

обеспечение всем дошкольникам равных стартовых возможностей.

Основания преемственности содержания дошкольного и начального образования :

1) развитие любознательности как основы познавательной активности;

2) развитие индивидуальных способностей ребенка как залога успешности;

3) формирование творческого воображения как направления интеллектуально- личностного развития;

4) развитие коммуникативности;

5) формирование умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки.

3. Структура программы преемственности.

Учитывая то, что непрерывное образование выступает как связь, согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования, решение проблемы преемственности мы видим в создании программы сотрудничества начальной школы, дошкольных групп, семьи, которая бы отражала эту связь, согласованность и перспективность.

Модель программы

4. Целевой раздел

4.1. Цель программы.

Создать комплекс условий, обеспечивающих преемственность смежных уровней образования.

Реализовать единую линию развития ребенка на всех этапах образования, придав образовательному процессу целостный последовательный и перспективный характер.

4.2. Основные задачи сотрудничества дошкольных групп и школы.

Важнейшим условием эффективности работы по налаживанию преемственных связей дошкольных групп и школы является четкое понимание целей, задач и содержания осуществления преемственности.

Мы определили общие цели образования детей дошкольного и младшего школьного возраста:

• охрана и укрепление физического и психического здоровья детей;

• воспитание духовно-нравственного человека;

• сохранение и поддержка индивидуальности ребенка.

Единая система целей на дошкольном и начальном школьном уровне.

Цель дошкольного образования Цель образования в начальной школе

Общее развитие ребенка, задаваемое государственным стандартом в полном объеме в соответствии с потенциальными возможностями и спецификой детства как самоценного периода жизни человека. Продолжить общее развитие детей с учетом возрастных возможностей, специфики школьной жизни, наряду с освоением важнейших учебных навыков в чтении, письме, математике и становлением учебной деятельности (мотивации, способов и типов общения).

4.3. Цели и задачи на каждой ступени.

Непрерывность дошкольного и начального образования предполагает решение следующих приоритетных задач:

На дошкольной ступени :

приобщение детей к ценностям здорового образа жизни;

• обеспечение эмоционального благополучия каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения;

• развитие, инициативности, любознательности, произвольности, способности к творческому самовыражению;

• формирование различных знаний об окружающем мире, стимулирование коммуникативной, познавательной, игровой и др. активности детей в различных видах деятельности;

• развитие компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе; включение детей в различные формы сотрудничества (с взрослыми и детьми разного возраста);

• обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства;

На ступени начальной школы осуществляется:

• становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся, формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности;

• умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;

• духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;

• осознанное принятие ценностей здорового образа жизни и регуляция своего поведения в соответствии с ними; совершенствование достижений дошкольного развития, специальная помощь по развитию сформированных в дошкольном детстве качеств;

• индивидуализация процесса обучения, особенно в случаях опережающего развития или отставания.

4.4. Принципы построения программы.

• Принцип интеграции содержания дошкольного и начального школьного образования.

• Принцип гуманизации, означающий личностно-ориентированных подход к детям дошкольного и младшего школьного возраста на основе передовых идей психолого-педагогической науки.

• Принцип системности, означающий проектирование непрерывного процесса по реализации программы.

• Принцип учёта возрастных и индивидуальных особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста, основанного на специфике этапов развития и личностных характеристик воспитанников.

• Принцип преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы, позволяющий дошкольникам безболезненно переходить от одной возрастной ступени к другой, изменяя ведущий вид деятельности игру на учение.

5. Условия реализации программы.

Реализация общей цели и задач образования детей 5 - 10 лет требует соблюдения ряда психолого-педагогических условий:

На дошкольной ступени -личностно-ориентированное взаимодействие взрослых с детьми;

-формирование предпосылок учебной деятельности как важнейшего фактора развития ребенка;

-построение образовательного процесса с использованием адекватных возрасту форм работы с детьми, опора на игру при формировании учебной деятельности;

-сохранение самоценности и самоидентичности дошкольного возраста.

На ступени начальной школы - опора на личный уровень достижений дошкольного детства;

- направленность процесса обучения на формирование умения учиться как важнейшего достижения этого возрастного периода развития;

- сбалансированность репродуктивной (воспроизводящей готовый образец) и исследовательской, творческой деятельности, коллективных и индивидуальных форм активности.

Общие условия - признание решающей роли содержания образования, способов организации образовательной деятельности и взаимодействия участников образовательного процесса в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;

- создание преемственной предметно-развивающей образовательной среды, способствующей эмоционально-ценностному, социально-личностному, познавательному, эстетическому развитию ребенка и сохранению его индивидуальности;

- учёт индивидуальных, возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания, и путей их достижения;

- воспитательно-образовательный процесс должен быть подчинен становлению личности ребенка: развитию его компетентности, инициативности, самостоятельности, ответственности свободы и безопасности поведения, самосознания и самооценки;

- создание основы для самостоятельного успешного усвоения обучающимися, воспитанниками новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности;

- разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья, обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов, обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной деятельности;

- осуществление индивидуальной работы в случаях опережающего или более низкого темпа развития ребёнка;

- доброжелательный деловой контакт между педагогическими коллективами образовательных учреждений.

6. Планируемые результаты освоения Программы.

1) Обеспечение оптимального перехода ребенка – субъекта образования - от дошкольной ступени к ступени начального общего образования :

• благоприятные условия для успешного перехода на следующую образовательную ступень — начальную школу (подведение выпускника дошкольных групп к целевым ориентирам, определенными в ФГОС ДО, его готовность к первоначальному включению в жизнь общества, единство требований, предъявляемых к первокласснику ФГОС НОО);

• уменьшение периода адаптации первоклассников к условиям обучения в школе;

• возможности для развития неповторимой индивидуальности каждого ребенка, проявления каждым ребенком творческих способностей в разных видах деятельности;

• стабильный интерес детей к процессу обучения;

• формирование позиции успешного первоклассника.

2) Осуществление профессиональных взаимосвязей между воспитателями и учителями начальной школы, обеспечивающих:

• создание условий для успешной профессиональной самореализации, проявления и развития творческого потенциала, в том числе в рамках предшкольного образования детей;

• понимание взаимосвязи ФГОС ДО и ФГОС НОО;

• создание возможностей для постоянного повышения уровня психолого-педагогических знаний и умений, взаимообмена ими с коллегами;

использование механизмов новой системы оплаты труда: возможность финансового стимулирования педагогов при оценке качества их деятельности.

3) Максимальное удовлетворение социального заказа, в частности запросов родителей в качественной подготовке ребенка к начальному общему образованию :

• повышение интереса к деятельности дошкольной ОО, их активного и сознательного вовлечения в жизнь ОУ;

• укрепление партнерских отношений с педагогами на этапе перехода ребенка на новую ступень развития – школьную;

• обеспечение свободного доступа к информации, возможности повышения компетентности в вопросах развития и воспитания детей с использованием информационной среды учреждения;

• предоставление родительской общественности возможности принимать активное, заинтересованное участие в государственно-общественном управлении учреждением.

4) Разработка методических рекомендаций необходимых для воспитания, обучения и развития выпускника дошкольных групп – успешного первоклассника.

5) Создание комфортной преемственной предметно-развивающей образовательной среды :

• обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, воспитанников, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся и воспитанников;

• гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся и воспитанников;

• комфортной по отношению к обучающимся, воспитанникам (в том числе с ограниченными возможностями здоровья) и педагогическим работникам.

Целевые ориентиры, которые обозначены в Стандарте дошкольного образования, выступают основаниями преемственности дошкольного и начального общего образования. При соблюдении требований к условиям реализации Программы настоящие целевые ориентиры предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Целевые ориентиры Программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия, установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников.

Таким образом, ориентиры для каждой ступени образования представлены в Программе в виде возрастных портретов, описывающих достижения ребенка к концу ступени.

Анализируя данные положения, можно выделить следующие критерии для определения образа выпускника детского сада.

Образ успешного участника программы

1. Компетентность:

- коммуникативная;

- социальная;

- интеллектуальная;

- компетентность ребенка в плане физического развития.

2. Инициативность:

- любознательность;

- умение найти сферу применения своего опыта переживания и познания в любом

виде деятельности;

- стойкая мотивация достижения

3. Креативность:

- активная позиция экспериментатора;

- способность к речевому комментированию процесса и результата своей

деятельности;

- готовность к разработке нескольких вариантов или способов решения

интеллектуальной или практической задачи;

- развитое воображение.

4. Произвольность:

- настойчивость, умение преодолевать трудности;

- соподчинение мотивов деятельности;

- самостоятельность и ответственность.

5. Самосознание и самооценка:

- осознание своего места в коллективе;

- мотивация к освоению новой социальной позиции в обществе;

- сформированность внутренней позиции;

- способность к принятию собственных решений.

ФГОС НОО ориентирован на становление личностных характеристик выпускника начальной школы, по которым можно составить портрет выпускника.

7. Нормативно–правовая база по вопросу преемственности.

Федеральный уровень:

• Закон об образовании в РФ.

• Семейный кодекс РФ.

• Конвенция о правах ребенка.

• Концепция модернизации Российского образования.

• Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено).

• Методическое письмо Министерства Образования РФ №35-М от 25.03 1994 «Об организации преемственности в программах дошкольного и начального общего образования».

• Письмо министерства Образования РФ № 237/23-16 от 09.08.2000 «О построении преемственности в программах дошкольного образования и начальной школы».

• Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.

• Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (2010 г.).

• Федеральный государственный стандарт дошкольного образования

• Федеральный государственный стандарт начального общего образования

• Профессиональный стандарт педагога

• Сан. Пин.

Уровень ОУ:

• Договор с родителями

• Основная образовательная программа дошкольного образования

• Основная образовательная программа начального общего образования

Публикации по теме:

Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образованияФотоотчет о районном методическом объединении педагогов дошкольного и начального школьного образования Фотоотчет о районном методическом объединении педагогов образования. 3 ноября на базе нашего МБДОУ «Радуга» прошло районное методическое.

Кинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 годКинокружок «Мир вокруг нас». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016–17 год Кинокружок (киноклуб) «МИР ВОКРУГ НАС». Программа дополнительного образования для детей старшего дошкольного возраста на 2016-2017 учебный.

Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» Модифицированная программа дополнительного образования «До-ре-ми» для старших и подготовительных групп. Музыкальный руководитель Сидорова.

Нормативно-правовое обеспечение дошкольного образования. Основная образовательная программа ДО Основная образовательная программа дошкольного образования – это обязательный документ, который должен быть в каждом образовательном учреждении,.

Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возрастаОрганизационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста Всем известно огромное влияние и воздействие художественной литературы на умственное, нравственное и эстетическое развитие ребёнка. А.

План-конспект родительского собрания в подготовительной группе «Преемственность дошкольного и начального общего образования» 1 часть. Выступление воспитателя. Проблема преемственности в образовании не нова. Она актуальна во все времена. Задача наша, как педагогов,.

Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста по вязанию крючком «Волшебный крючок» Программа дополнительного образования для детей дошкольного возраста вязание крючком "Волшебный крючок" Пояснительная записка. Художественное.

Реализация целей профориентационной работы посредством учебных предметов на первой ступени общего среднего образования Начиная с начальной школы, очень важно расширять представления ребенка о различных профессиях. Младшим школьникам необходимо помочь сформировать.

Нетрадиционный урок в условиях реализации ФГОС общего образования Кондалеева Юлия Сергеевна Учитель начальных классов Статья для выступления на семинарах и педагогических советах Нетрадиционный урок.

Эссе «Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования?» Эссе по теме "Существует ли проблема преемственности в условиях введения ФГОС дошкольного образования". «Школьное обучение никогда не начинается.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа преемственности дошкольного и начального общего образования «Дорога к успеху»
Опубликовано: 11 декабря 2023 в 10:44
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа преемственности дошкольного и начального общего образования «Дорога к успеху»» (включая файлы) размещена пользователем Болтанова ЗульфияРимовна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД