Пашкевич Светлана (Каптюхина)
Программа предпрофильной подготовки для 7–8 классов «Моя профессиональная карьера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа предпрофильной подготовки для 7-8 классов
«Моя профессиональная карьера»
Составитель: Пашкевич С. Ю., педагог-психолог ГОУ школа №1272.
В основе курса лежит программа Резапкиной Г. В. «Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки» с элементами бизнес-тренинга по программам готовых тренингов «Искусство публичных выступлений», «Успешность», разработанные под редакцией Завьяловой Ж. В. и компьютерная диагностика программы «Эффектон».
Публикация «Программа предпрофильной подготовки для 7–8 классов „Моя профессиональная карьера“» размещена в разделах
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа, 8 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Контингент учащихся: учащиеся 7-8 классов.
Срок реализации: 7 месяцев.
Количество часов: 58.
Количество занятий: 29 (по 2 часа,1 раз в неделю.
Цель программы - сформировать у учащихся реалистичный взгляд на выбор профессии с учетом их возможностей и требований рынка труда.
Пояснительная записка к программе «Моя профессиональная карьера»
В связи с тем, что существует необходимость реализации профильного обучения в школах на старшей ступени, возникла потребность создания предпрофильной программы с учетом специфики и возможностей ГБОУ школы № 1272, как базовой школы.
Программа «Моя профессиональная карьера» направлена на формирование представлений учащихся о профессиональной деятельности, особенностях выбора профессий и факторов, которые с ними связаны. Она разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на 58 часов, двухчасовое занятие один раз в неделю.
Ключевая идея: профессионал - это человек, которому профессиональная деятельность позволяет удовлетворять практически все потребности, от низших до высших (самоуважение, самоактуализация). Профессионализм зависит не от содержания работы, а от квалификации, личностных качеств и мотивации человека. В профессионале все эти факторы гармонично сочетаются. Человек выбирает профессию и карьеру в соответствии со своими убеждениями и ценностями. Поэтому цель - формирование психологической готовности подростка к профессиональной карьере.
Основные задачи программы :
- проведение профессиональных консультаций в микрогруппах;
- знакомство с факторами, влияющими на выбор профессии (темперамент, самооценка и т. д.);
- диагностика профессиональных интересов учащихся;
- проведение развивающих тренингов, направленных: формирование адекватного представления учащихся о своем профессиональном потенциале на основе самодиагностики и знания мира профессий; ознакомление со спецификой современного рынка труда; правилами выбора и способами получения профессии; а также отработка навыков самопрезентации, искусство публичных выступлений.
Основными средствами достижения задач являются: индивидуальная работа, групповые тренинговые занятия, на которых обучение происходит методом дискуссии, постановки и решения проблемных задач.
План занятий по программе «Моя профессиональная карьера» :
I четверть. Что я знаю о своих возможностях
• 1 урок. Самооценка и уровень притязаний.
• 2 урок. Темперамент и профессия. Определение темперамента. Методика Д. Кейрси.
• 3 урок. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.
• 4 урок. Что такое стресс.
• 5 урок. Определение типа мышления.
• 6 урок. Внимание и память.
• 7 урок. Уровень внутренней свободы. Социализация.
• 8 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях».
II четверть. Что я знаю о профессиях
• 9 урок. Классификации профессий. Признаки профессии.
• 10 урок. Определение типа будущей профессии
• 11 урок. Интересы и склонности в выборе профессии.
• 12 урок. Определение профессионального типа личности.
• 13 урок. Профессионально важные качества.
• 14 урок. Профессия и здоровье.
• 15 урок. Профориентационная игра «Спящий город».
• 16 урок. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях».
III четверть. Способности и профессиональная пригодность
• 17 урок. Способности общие и специальные. Практические способности.
• 18 урок. Административные способности.
• 19 урок. Менеджефрские способности.
• 20 урок. Лидерские качества.
• 21 урок. Способность к предпринимательской деятельности.
• 22 урок. Волевые качества личности и оценка степени готовности к риску.
• 23 урок. Нервно-психическая устойчивость и адаптационные способности.
• 24 урок. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность».
IV четверть. Самосовершенствование. Планирование профессиональной карьеры
• 25 урок. Контроль над жизненными ситуациями. Оценка мотивации к успеху и боязни неудач.
• 26 урок. Ошибки в выборе профессии. Пути получения профессии.
• 27 урок. Навыки самопрезентации.
• 28 урок. Искусство публичных выступлений.
• 29 урок. Обобщающий урок по теме «Моя будущая профессия».
Список литературы:
1. Резапкина Г. В. Психология и выбор профессии : программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Генезис, 2008. – 208с., ил.
2. Тренинги на все случаи бизнеса / Под ред. Ж. В. Завьяловой. – СПб. : Речь, 2008. – 151с.
3. Пряжников Н. С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения : учебно-методическое пособие. – 2-е изд. – М. : Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. – 400с. (серия «Библиотека школьного психолога»)
4. Профессиональная ориентация учащихся. – Мн. : Изд. ООО «Красико-Принт», 2004 – 176с. – (Педагогическая мастеская).
5. 18 программ тренингов : Руководство для профессионалов/ Под Науч. ред. В. А. Чикер. – СПб. : Речь, 2008. 368 с.
6. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения: Практическое пособие: Пер. с нем. В 4-х томах. Т. 1. – М. : Генезис, 2000. – 160 с.
7. Райгородский Д. Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты. Учебное пособие. – Самара: Издательский дом «БАХРАХ-М», 2007. – 672с.