Юлия Башорина
Программа «Правознайка»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа «Правознайка».
С наступлением XXI в. во всем мире проблема защиты детей обострилась, так как по-прежнему наблюдаются жестокое обращение, все виды эксплуатации, ущер физическому здоровью, умственному, моральному и социальному развитию, природные и экономические бедствия, вооруженные конфликты, похищение детей, торговля детьми в любых целях и в любой форме.
Публикация «Программа „Правознайка“» размещена в разделах
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2012
Социально-экономическая ситуация современного общества отражается прежде всего на детях, следовательно, нельзя равнодушно относиться к вопросу о защите прав и достоинств ребенка. В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Дошкольное детство – не просто уникальные период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, развивается личность, это еще и период, когда ребенок находится в полной зависимости от окружающих его взрослых – родителей и педагогов.
В дошкольном возрасте необходимо приучать детей соблюдать правила, помогающие жить дружно: не обижать друг друга, помогать друг другу. Дети начинают осознавать права сначала с подачи их воспитателем, а затем сами постепенно начинают понимать их значимость. Знание прав – щит, прикрывающий детей, их достоинство от посягательств со стороны взрослых. Только обладание правами дает ребенку возможность самореализоваться, раскрыться как личность.
Цель программы : максимально способствовать социальной адаптации ребенка через формирование основ правовых знаний.
Задачи программы :
- познакомить детей с основными документами по защите прав ребенка;
- развивать уважение и терпимость к людям независимо от социального происхождения, расовой и национальной принадлежности;
- формировать чувство собственного достоинства, осознание своих прав и свобод, чувство ответственности (за другого человека, начатое дело, данное слово);
- разъяснить общепринятые нормы и правила поведения;
- активизировать словарь ребенка в связи с расширением его кругозора.
Отличительные особенности программы : в отличие от имеющихся работ по изучению детьми прав, в моей работе сделан акцент на национальный аспект. Проблема многонационального состава населения нашей старны явилась причиной создания программы, в которой отразилась бы специфика дошкольного возраста. Необходимо использовать на занятиях фольклор разных народов, что способствует объединению детей разных национальностей, формированию толерантности.
Возраст детей: в реализации программы участвуют дети подгоотовительной к школе группы (6 – 7 лет).
Формы и режим занятий:
- игры с правилами (сюжетно-ролевые, словестные, подвижные);
- конкурсы;
- инценировки;
- моделирование и анализ ситуации;
- тематические праздники;
- игры-драматизации;
- экскурсии.
Занятия проводятся 1 раз в неделю во второй половине дня. Продолжительность занятия – 30 минут.
Предполагаемый результат:
1) Обеспечить детей знаниями, навыками, ценностными ориентирами для формирования правовой компетентности.
2) Формировать у детей навыки социальной ответственности, способности чувствовать, понимать себя и другого человека.
3) Развить у детей навыки общения в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения.
4) Развить адекватную оценочную деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
5) Приобщать детей к отечественным, этнокультурным и национальным ценностям.
Требования к уровню усвоения программы кружка :
К концу года дети должны знать: что существуют документы по правам человека; какие права в них закреплены; что этими правами обладают все люди в мире и что они не отъемлемы.
Уметь: слушать других; проводить анализ с точки зрения морально-нравственных ценностей; общаться с другими.
Иметь представления: об общепринятых нормах и правилах поведения; об ответственности.
Изучаемое
право Количество занятий, время проведение Занятие Работа вне занятий
Сентябрь
Конвенция о правах ребенка 1-я неделя Мы имеем
права Рассуждение на тему : «Я имею право».
Беседы: «Я не должен», «Права и обязанности».
Экскурсия по детскому саду.
Чтение: «Решая споры словами, а не кулаками» Г. Шалаевой.
3-я неделя Жизнь дана на добрые дела Цикл бесед: «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)».
Чтение: «О челрвечестве» А. Барто, «Старик и яблоки» Л. Толстой.
Беседы: «Жизнь детей разных стран», «Наши добрые дела», «Маленькое дело лучше большого безделья».
Подвижные и дидактические игры разных народов.
Октябрь
Право на жизнь 1-я неделя Право на имя
По – разному зовутся дети Беседы: «Что означает твое имя», «дай имя своей любимой игрушке», «мое полное имя», «О происхождении фамилии».
Чтение художественной литературы: А Успенская «Я не заноза», Э. Фарджен «Имена девочек», «Имена мальчиков», Э. Успенский «Рыжий».
Игры: «А ты…», «Узнай по голосу», «Имена великих людей», «Обратить в другу по имени».
Ноябрь
Право на
гражданство 2-я неделя Я – гражданин России Беседа о государственной символике, гербе, флаге, гимне.
Рассказ воспитателя о стране, об истории города, рассматривание фотографий.
Экскурсия по городу.
Рисование: «Мой дом – Россия», «Мой город».
Игры: «Мы путешествует по родному краю», «Лишнее слово», «Откуда эти строки».
Декабрь
Право на семью 1-янеделя Без семьи нет счастья Рассматривание семейных фотографий.
Беседы: «Расскажи о своей семье», «Как мы отдыхаем всей семье», «Что я знаю о своих родных»
Разучивание «Песни мамонтенка», стихотворений и загадок о родных людях; пословиц и поговорок о семье.
Совместная работа с родителями: аппликация «Семейное древо».
Право на охрану и укрепление здоровья 3-я неделя Расти
здоровым Просмотр мультфильма «Мойдодыр».
Чтение: «Приключения Незнайки и его друзей», Н. Носов «Человек заболел», К. Чуковский «Айболит».
Игры: «Что я знаю о своем здоровье», «Больница», «Скорая помощь».
Проведение спортивных праздников и развлечений «Веселые старты», «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья».
Январь
Право на жилье и его неприкосновенность 3-я неделя Мой дом – моя крепость Чтение: «Три поросенка», «Кошкин дом» С. Маршак, Бобик в гостях у Барбоса» Н. Носов, «Таинственный дом» Ю. Коринеца, сказки «Три медведя», стихотворений «Над нашей квартирой» Э. Успенский, «Лиса и крот» Б. Заходер.
Просморт мультфильма «Винни-Пух в гостях у Кролика».
Рисование: «Дом моей мечты».
Прослушивание песен о доме.
Обсуждение пословиц.
Февраль
Право на свободу 1-я неделя Право на свободу на сказке «Маша и медведь»
Беседа по сказке «Кот, петух и лиса».
Решение проблемного вопроса «Для чего люди учатся?».
Рассматривание иллюстраций к сказкам, в которых нарушается право на свободу.
Право на образование 3-я неделя Грамоте учиться –
всегда пригодится Разучивание стихотворения «Как хорошо уметь читать» В. Берестова, «Школьнику на память», «Кот и лодыри» С. Маршак.
Чтение: «Филиппок» Л. Толстой, «Песенка-азбука», «Птичья школа» Б. Заходер.
Игры: «Скоро в школу», «Библиотека», «Магазин книг».
Прослушивание песен: «Первоклашка-первоклассник» В. Шаинского, Ю. Энтина «Чему учат в школе» В. Шаинского, М. Пляцковского.
Составление рассказов: «Чему я могу научить других людей», «Что могла бы рассказать книга о своем хозяине».
Экскурсия в школу, библиотеку.
Рисование: «Школа».
Март
Право на игру 1-янеделя Игралочка – чудесная страна Чтение стихотворения «Детский сад» О. Высотская.
Игры: «Передай улыбку», «Кто позвал?», «Послушаем себя», «Кто самый важный на Земле?»,
«Мы все одинаковые или нет?»,
«Школа жестов», «Я разный».
Составление рассказов: «Нам нравится наш детский сад…».
Право на труд 3-я неделя Беседа: «Что можно и что нельзя делать детям?».
Помощь при уборке участка.
Игры: «Кем я буду и каким?».
Отгадывание загадок «Кому что нужно для работы».
Апрель
Право на отдых 1-я неделя Я на солнышке лежу Совместная работа с родителями: «Ура, мы на отдыхе!».
Прослушивание песенки «Я на солнышке лежу».
Право на особую защиту 3-я неделя Упражнения на освоение и закрепления позы покоя и расслабления мышц.
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
Игры: «Поводырь», «Спина к спине».
Май
Итоговое занятие 2-я неделя Маленьким детям –
больший права
Июнь
Развлечение 1-я неделя День защиты детей