олеся нестерюк
Программа по Тимуровскому движению «Звезда»
▼ Скачать + Заказать документы
Программа по тимуровскому движению ЗВЕЗДА"
Пояснительна записка
Детство и подростковый период – время активного социального “развертывания” растущего человека и освоения им социально значимых достижений и ценностей, становления личности, формирования чувства ответственности, активной гражданской позиции; период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
В подростковом возрасте складываются способности к свободному мышлению и самостоятельности, а творческая деятельность, в том числе социальная, становится реальной личностной потребностью.
Публикация «Программа по Тимуровскому движению „Звезда“» размещена в разделах
Не все современные молодые люди знают, кто же такие тимуровцы. Книгу про них Гайдар написал давно, и это уже не модно. В конце 90-х годов из школьной программы убрали книги А. Гайдара. Годы кризиса 90-х годов и начала 21 века прошли почти без тимуровского движения. Но всё же, правильно говорят, что "новое - это хорошо забытое старое. Стоит любому, кому сегодня за 30, услышать имя Тимур, и человек машинально добавит: «…и его команда». Целое поколение выросло с этой доброй книгой Аркадия Гайдара. Любовь к книге, ее героям переросла в большое детское патриотическое движение, появлению первых тимуровских команд в пионерской организации. В начале 40-х годов под влиянием этой повести возникло тимуровское движение, задачей которого являлась помощь семьям военнослужащих. Вначале это были стихийно возникшие «команды» (отряды, дружины, помогавшие взрослым так, как это было описано в повести.
В годы ВОВ 1941-1945 годов тимуровские команды и отряды действовали в школах, детских домах, при дворцах и домах пионеров и других внешкольных учреждениях по месту жительства. Только в РСФСР насчитывалось свыше 2 млн. тимуровцев. Тимуровцы шествовали над госпиталями, семьями солдат и офицеров Советской Армии, детскими домами и садами, помогали собирать урожай, работали в фонд обороны. В послевоенные голодные, помогали по хозяйству инвалидам войны и труда, семьям погибших, ухаживали за могилами погибших воинов, выращивали домашнюю птицу и кроликов. В 60-70-е годы тимуровские дружины были в каждой школе страны.
Тимуровское движение просто необходимо в наши дни. Изменения в политической жизни страны, смена ценностных ориентиров общества, структуры и содержания информационного пространства и культурной среды являются одними из объективных факторов, заставляющих нас иначе взглянуть на развитие движения сегодня. Хочется, чтобы тимуровское движение, зародившееся более 70-ти лет назад, вновь вернулось в наше общество, и люди, оказавшиеся в сложной жизненной ситуации, снова почувствовали, что рядом подрастает поколение ребят, способное разделить их проблемы и заботы, подарить надежду. Надежду на то, что они не забыты, их помнят, и в трудную минуту готовы прийти на помощь. Не следует забывать, что мир состоит не только из радости: в ней, увы, муки, и страдания старости и одиночества. Если будешь уважать старших, то и сам будешь уважаемым. Кроме того, общаясь с пожилыми людьми, ребята могут узнать много нового о своем городе, традициях и обычаях, а также выслушать их воспоминания о событиях давно минувших дней.
Ребята должны понять, что они прикоснулись к истории, связь поколений не оборвана. А ведь самое главное - теплота между поколениями, связующая нить между прошлым и будущим.
Данная программа рассчитана на то, что она поможет воспитанникам утвердиться в том, что человеческая доброта, милосердие, умение радоваться и переживать за других людей и составляют основу человеческого счастья.
Содержание программы способствует формированию активной гражданской позиции и создает мотивацию на принятие активной социальной роли даже тех ребят, которые в силу ряда причин не имеют ярко выраженных лидерских способностей.
Несомненно, знакомить детей с самим понятием «тимуровское движение, тимуровцы» можно через диспуты о прочитанных книгах, просмотренных кинофильмах, обсуждение примеров и поступков наших современников. Важно приобщить детей к культурным, духовным, трудовым традициям своего народа, сформировать у них патриотические чувства и развить духовность.
Для достижения положительных результатов тимуровского движения необходимо вовлекать ребят в различные операции, акции, общественно значимые мероприятия; проводить социальные акции совместно с добровольцами, волонтерами, студентами КМК; организовывать трудовой десант (организация помощи подшефным, престарелым людям, инвалидам); посещать краеведческий музей
Чисто детских социальных инициатив быть не может. На самом деле детская социальная инициатива - это всегда инициатива взрослых, поддержанная ребятами, увлекшая ребят. Благодаря помощи и руководству взрослых дети взрослеют.
Участниками программы могут стать подростки не только старшего и среднего, но и младшего возраста в зависимости от целей и формы проводимых мероприятий.
Цель программы:
Поддержка социальных инициатив, направленных на - распространение гуманизма, милосердия, человеколюбия и сострадания.
Задачи программы:
1. Формирование у воспитанников понимания сущности добровольной помощи людям.
2.. Воспитание у подростков чувства отзывчивости, внимательности, взаимопонимания, взаимопомощи через осознание собственной полезности людям и себе.
3. Популяризация трудовой деятельности детей.
Ожидаемые результаты:
• Приобретение воспитанниками таких духовно-нравственные качества как: милосердие, терпимость, трудолюбие, самодисциплина, чувство долга и ответственности. Понимание ценности человеческой жизни, справедливости, бескорыстия, уважения человеческого достоинства, доброжелательности, способности к состраданию и сопереживанию.
• Приобщение к культуре, традициям, общечеловеческим ценностям своего народа.
• Повышение чувства ответственности у детей при выполнении общественных поручений.
• Сформированность осознания полезности и нужности своей семье, своему обществу.
Формы и методы реализации программы:
- Анкетирование.
- Библиотечные уроки;
- Беседы, диспуты, круглые столы
- Оказание помощи нуждающимся.
- Трудовой десант.
- Социальные акции
- Шефство над младшими воспитанниками
- Выпуск стенных газет; просмотр фильмов
- Встречи с интересными людьми
- Экскурсии, походы
- Патриотические праздники
-ТВ
Ведущим методом для реализации данной программы являются личный пример, совместная деятельность детей и взрослых, а также методы убеждения и самовоспитания.
Критерии воспитательной системы в программе:
- сформировать нравственный, познавательный потенциал личности ;
- развитие креативных способностей воспитанников;
- сформированность группового коллектива.
Содержание программы.
1. Акция «Дом без одиночества» - шефская помощь ветеранам и инвалидам Великой Отечественной войны, кто находится практически только в стенах своего дома.
2. Акция «Милосердие» - окружение заботой и вниманием инвалидов, подшефных и престарелых людей.
3. Акция «Внуки по переписке» - поздравление подшефных и престарелых людей с праздниками, знаменательными датами (изготовление сувениров, открыток)
4. «Сотрудничество» - участие в общецентровских, школьных, районных, краевых, республиканских социальных акциях (Международный день защиты детей; день семьи, любви и верности; Воды России; Леса России; и др.)
5. «Дети - детям» - организация мероприятий для младших, стремление сделать их жизнь увлекательной и интересной
6. «Мир вокруг нас» - проведение субботников и благоустройство территории учреждения, поселка, природоохранная деятельность.
7. «Вахта памяти» мероприятия посвященные Дню Победы.
Основные направления деятельности
«Дом без одиночества»
Цель: Шефская помощь ветеранам Великой Отечественной войны, труженикам тыла кто находится практически только в стенах своего дома.
Формы работы:
• Акции "Ветеран живет рядом"(посещение на дому); "Подарок ветерану"(изготовление и вручение сувениров, открыток к праздничным датам); «С днём рождения, ветеран!»(поздравления на дому); «Пожилые люди»(акция к международному дню пожилого человека); «За чашкой чая»;
• Операции «Чистый двор», «Огород», «Уют», «Сосулька» (практическая помощь).
"Дети - детям"
Цель: Учить старших воспитанников заботиться о младших, стремиться сделать их жизнь увлекательной и интересной.
Форма работы:
• Операция «Забота» (совместная трудовая деятельность, организация досуга, спортивно-развлекательные мероприятия).
«Милосердие»
Цель. Организация и проведение для своих сверстников тематических дней и недель.
Формы работы:
• День толерантности (знакомство детей с понятием «толерантность, толерантное отношение»)
• Декада инвалида;
• Воспитательские часы: «Кто, если не ты?»; «Жизнь дана на добрые дела»;
• Акция «Копилка добрых дел»;
• Акция милосердия «Сумка дружбы» (сбор вещей, помощь нуждающимся);
• Акция «Внуки по переписки» (изготовление открыток);
«Мир вокруг нас»
Цель: Организация и проведение мероприятий, направленных на воспитание чувства любви к родной земле, желание оберегать ее, формирование экологической культуры.
Формы работы:
• Акция «Кто, если не ты», «Домик пернатому другу»(изготовление кормушек для птиц, воспитание ответственности за братье наших меньших);
• Трудовой десант «Добрые дела» (уборка территории учреждения, близлежащего микрорайона, озеленение Центра и поселка);
Экологический субботник «Родник Благодатный».
«Вахта памяти»
Цель: Организация мероприятий, направленных на формирование у воспитанников уважения к истории своего Отечества, к ветеранам ВОВ, мужеству и героизму современного народа, защищающих Родину в годы ВОВ
Формы работы:
• Экскурсии в музей
• Экскурсия в военный комиссариат: «Профессия Родину защищать»;
• Воспитательские часы «Мы здесь не потому, что дата» (Рассказать воспитанникам о знаменательных и судьбоносных событиях ВОВ)
• Встречи с ветеранами ВОВ, участниками военных событий;
• Акция «Мужеству посвящается» (Участие в праздничных мероприятиях посвященных дню победы, Бессмертном полку, митинге, возложение цветов к памятнику. Участие в конкурсах, тематических выставках.);
«Мой край родной»
Цель. Организация мероприятий, направленных на:
- воспитание любви к родному краю, развитие интереса к его истории;
- уважения к людям труда, прославившим свой край;
Формы работы:
• Уроки истории «Моя малая родина»,
• «Славим Приморье своим трудом» встречи с интересными людьми
• Конкурсы стихов, рисунков, поделок.
• Участие в мероприятиях, посвященных 80-летию образования Приморского края (фестиваль «Люблю тебя, мой край Приморский)