Папки-передвижки

Программа по развитию речи для детей (3–4 года)

Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.

Публикация «Программа по развитию речи для детей (3–4 года)» размещена в разделах

Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.

Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.

Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.

Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.

Ожидаемые результаты освоения программы

По итогам освоения программы дети начнут:

• активно общаться со сверстниками,

• говорить не торопясь, внятно,

• отвечать на вопрос воспитателя,

• освоят умения диалогической речи:

• вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;

• отвечать на вопросы, обращения;

• сообщать о впечатлениях, побуждениях;

• договариваться о совместной игре;

• участвовать в общем разговоре;

• слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.

У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:

• активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);

• называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);

• активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);

• активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного

• общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.

У детей повысится грамматическая правильность речи, они:

• освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;

• научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;

• научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;

• освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.

В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:

• воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;

• читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы

• слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;

• слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;

• слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;

• с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].

Критерии и формы оценки качества занятий

Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.

Уровень развития речи:

Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.

Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.

Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.

Диагностика уровня речевого развития

За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».

Цель методики - выявить умения:

1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;

2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;

3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;

4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);

5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).

Формы работы с родителями

Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:

• Анкетирование

• Беседа

• Рекомендации

• Консультации

• Родительские собрания

• Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)

• Участие в проектах

• Информация на сайте ДОУ

В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.

Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».

Содержание рабочей программы разработано в соответствии с требования ГОС ФК и НРК

Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.

2. Учебно-методическое планирование

1. Составление коротких рассказов.

1. «От шалости до беды – один шаг»/3

2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2

3. «Сочиняем сказку"/3

4. «Не ходи, козочка, в лес»/2

5. «Кто как кричит»/2

6. «Про любимого котенка»/2

7. «Вырастала елка»/2

8. «Встречаем гостей»/2

9. «Наши куклы – врачи»/2

10. «Моя любимая мама»/2

11. «Музыкальные игрушки»/2

2. Составление описательных рассказов.

12. «Любуемся красотой осени»/2

13. «Расскажи о фруктах»/4

14. «Как котенок зиме удивится»/2

15. «Опиши игрушки»/2

3. Пересказывание

16. «Что растет на огороде»/2

17. «О моем любимом папе»/2

18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2

19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2

20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2

4. Обучение правильно отвечать на вопросы.

21. «Не попади в беду на дороге»/2

22. «Как спасаются звери от стужи»/2

23. «Наши добрые дела»/2

24. «Рассказы о своей семье»/2

25. «Наш город»/2

5. Составление рассказов по картине.

26. «Пожарная машина"/2

27. «К нам пришла весна»/3

28. «Зимой на прогулке»/3

29. «Замечательные цветы»/2

30. «Цыпленок»/2

31. «Как нам транспорт помогает»/3

32. «Игрушки в гостях у детей»/3

Публикации по теме:

Развивающие игры «Ёжик», «Зайка»Развивающие игры «Ёжик», «Зайка» Цель: развитие мелкой моторике пальцев рук. Внимания, памяти, мышления. Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)
Опубликовано: 17 февраля 2015 в 08:49
+12Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Программа по развитию речи для детей (3–4 года)» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Хмелюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД