Ирина Хмелюк
Программа по развитию речи для детей (3–4 года)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Возраст от двух до четырех лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. В отличие от предшествующего периода раннего детства, когда ребенок для достижения речевых целей широко пользовался внеречевыми средствами (мимикой, жестом, действием и др.) он переходит к собственно речевому общению. Главным средством установления контактов с окружающими, выражения мыслей, переживаний становится язык, а внеречевые формы играют вспомогательную роль. Качественные изменения в речевом развитии детей связаны с расширением их контактов с окружающим миром людей, вещей, природы. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи между предметами и явлениями: временные, пространственные, количественные, простейшие причинно-следственные. Необходимость отражения этих отношений и связей в речи побуждает детей к активному освоению грамматически форм (окончаний, суффиксов, приставок). Расширение социальных контактов заставляет правильно воспринимать слова, стремиться точнее их произносить, чтобы быть понятым слушателями.
Темочки:
- Младшая группа
- Развитие детей. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Программы
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2015
Задача воспитателя в области развития речи детей младшего дошкольного возраста помочь им в освоении разговорной речи. Эта главная задача предполагает воспитание умений: понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления, используя речевые средства.
Развитие связной речи. Четвертый год жизни знаменует собой возникновение новых возможностей в развитии связной речи детей. В этом возрасте у ребенка имеется достаточно большой запас представлений, полученных как сенсорным, так и опосредованным способам. С помощью взрослого ребенок устанавливает разнообразные связи в окружающем мире. Речь активно перестраивает все психические процессы, становится орудием мысли ребенка.
Существенную роль в развитии речи детей четвертого года жизни начинают играть опосредованные способы познания мира. Чтение книг, рассматривание картин, предметов, наблюдение за объектами природы под руководством взрослого значительно обогащают содержание речи и способствуют освоению сложных речевых форм.
Совершенствуются умения пользоваться установленными формами вежливого общения, здороваться, благодарить, называть по имени, извиняться, говорить доброжелательным, спокойным тоном; использовать элементы монологической речи в сообщениях о выполнении поручения, в разговорах с воспитателем, в совместной творческой деятельности по сочинению чистоговорок, договариванию стихов, в пересказе известных текстов с помощью воспитателя.
Ожидаемые результаты освоения программы
По итогам освоения программы дети начнут:
• активно общаться со сверстниками,
• говорить не торопясь, внятно,
• отвечать на вопрос воспитателя,
• освоят умения диалогической речи:
• вступать в речевые контакты со взрослыми и сверстниками по разным поводам;
• отвечать на вопросы, обращения;
• сообщать о впечатлениях, побуждениях;
• договариваться о совместной игре;
• участвовать в общем разговоре;
• слушать, не перебивая собеседника, не отвлекаясь от темы беседы.
У детей повысится общий уровень развитие словаря, они начнут:
• активно употреблять слова, обозначающие действия (смять, сжать, погладить и др., качества и свойства (мягкость, твердость, гладкость, шероховатость и др. ; предметы рвутся, бьются, размокают);
• называть некоторые материалы (глина, песок, бумага, ткань);
• активно использовать слова, обозначающие объекты и явления природы: названия растений близкого окружения, некоторых домашних и диких животных (кошка, собака, лошадь, корова, медведь, заяц, лиса и др.);
• активно осваивать и использовать в разговорной практике необходимые для успешного
• общения слова, связанные с этикой общения, культурой поведения, бытовой и практикой и другими необходимыми жизненными проявлениями.
У детей повысится грамматическая правильность речи, они:
• освоят структуру простого предложения, пользуясь системой окончаний для согласования слов;
• научатся строить сложные предложения, сначала бессоюзные, затем с союзами и союзными словами;
• научатся вслушиваться в звучание слов; слышать части слова (окончание, суффикс, приставку, ориентироваться на них в понимании речи, пользоваться ими в словообразовании, а также для выражения разнообразных отношений;
• освоят систему окончаний существительных, прилагательных и глаголов.
В звуковой культуре речи дети овладевают следующими умениями:
• воспроизводить ритм речи, правильно пользоваться речевым дыханием;
• читать стихи не крикливо, пользуясь средним темпом речи; говорить громко, чтобы
• слышали окружающие; слышать и воспроизводить звуковой образ слова, правильно передавать его звучание;
• слышать в потешке, чистоговорке, стихотворении часто повторяющийся звук;
• слышать в отдельном слове интонационно выделяемый воспитателем гласный или простой по произношению согласный звук и называть его;
• с помощью воспитателя произносить односложные трехзвуковые слова, интонационно подчеркивая в них нужный простой по артикуляции звук [а, о, у, и, э, м, ф, в, б, п].
Критерии и формы оценки качества занятий
Критериями и формами оценки качества занятий выступают уровни развития речи: низкий, средний, высокий.
Уровень развития речи:
Низкий: -Ребенок понимает речь. Затрудняется в оформлении предложений, помогает себе жестами, словами-заменителями. От пересказа отказывается. В общение по своей инициативе не вступает. Не владеет формами вежливого речевого общения.
Средний:-Ребенок в речи преимущественно пользуется простыми предложениями. Пересказывает рассказы и сказки по вопросам, фрагментарно. В общение с воспитателями и сверстниками вступает, но общение затруднено недостаточной развитостью речевых форм.
Высокий: Ребенок пользуется в речевом общении простыми и сложными предложениями. Охотно пересказывает знакомые сказки и рассказы при помощи взрослого. Инициативен и активен в общении. Слышит и интонационно выделяет звук в слове с помощью взрослого.
Диагностика уровня речевого развития
За основу диагностики уровня речевого развития была взята методика О. С. Ушаковой «Выявление уровня владения речевыми умениями и навыками».
Цель методики - выявить умения:
1. Называть слова, обозначающие предмет, выраженные именем существительным и отвечающие на вопросы: «Кто это?» или «Что это?»;
2. Обозначать признаки и качества предмета, выраженные именем прилагательным и отвечающие на вопросы: «Какой?» или «Какая?»;
3. Называть действия (глаголы, связанные с движением, состоянием, отвечающие на вопросы: «Что делает? Что можно с ним делать?»;
4. Употреблять обобщающие слова (игрушки);
5. Понимать противоположные значения слов (большой – маленький, громко – тихо, бежать – стоять).
Формы работы с родителями
Важная составляющая в развитии устной речи младших дошкольников – создание предметно-развивающей речевой среды. Родители – активные участники мероприятий по речевому развитию детей. С родителями проводятся совместные мероприятия: обучающие семинары по проведению артикуляционной гимнастики дома, разработка дидактического материала, проведение деловых игр, дней открытых дверей, литературных посиделок, консультации, игры-инсценировки. Формами работы с родителями выступают:
• Анкетирование
• Беседа
• Рекомендации
• Консультации
• Родительские собрания
• Наглядная агитация (фотогазеты, фотоширмы и т. п.)
• Участие в проектах
• Информация на сайте ДОУ
В уголок для родителей мы помещаем список детской литературы для домашнего чтения детям, текстов стихотворений, потешек для заучивания с детьми, фотоматериалы (газеты, ширмы) о проведенных мероприятиях.
Для проведения эффективной работы по инсценировке литературных текстов в домашних условиях родители получают рекомендации в виде консультаций: «О роли родителей в развитие речи ребенка». «Играйте вместе с детьми», «Игра инсценировка как средство развития речи ребенка», «Роль художественной литературы в развитии речи детей», «Развитие речи дошкольников в игре».
Содержание рабочей программы разработано в соответствии с требования ГОС ФК и НРК
Количество занятий (организованная форма обучения) составляет на год – 72 по 2 занятия в неделю в течение 9 месяцев.
2. Учебно-методическое планирование
1. Составление коротких рассказов.
1. «От шалости до беды – один шаг»/3
2. «Знакомим куклу Дашу с нашей группой»/2
3. «Сочиняем сказку"/3
4. «Не ходи, козочка, в лес»/2
5. «Кто как кричит»/2
6. «Про любимого котенка»/2
7. «Вырастала елка»/2
8. «Встречаем гостей»/2
9. «Наши куклы – врачи»/2
10. «Моя любимая мама»/2
11. «Музыкальные игрушки»/2
2. Составление описательных рассказов.
12. «Любуемся красотой осени»/2
13. «Расскажи о фруктах»/4
14. «Как котенок зиме удивится»/2
15. «Опиши игрушки»/2
3. Пересказывание
16. «Что растет на огороде»/2
17. «О моем любимом папе»/2
18. «Кто у нас в группе трудолюбивый»/2
19. «Как лисичка с бычком поссорились»/2
20. «Чтобы хлебушком насладиться надо долго потрудиться»/2
4. Обучение правильно отвечать на вопросы.
21. «Не попади в беду на дороге»/2
22. «Как спасаются звери от стужи»/2
23. «Наши добрые дела»/2
24. «Рассказы о своей семье»/2
25. «Наш город»/2
5. Составление рассказов по картине.
26. «Пожарная машина"/2
27. «К нам пришла весна»/3
28. «Зимой на прогулке»/3
29. «Замечательные цветы»/2
30. «Цыпленок»/2
31. «Как нам транспорт помогает»/3
32. «Игрушки в гостях у детей»/3