Щербакова Анастасия
Программа по профориентации для учащихся старшего школьного возраста «Выбор профессии как важный жизненный этап»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
В жизни любого человека, всегда возникает серьезный вопрос: «Кем мне быть?», «Куда идти после школы?». Каждый старшеклассник сталкивается с этой проблемой. Самое главное в это время не потерять себя, не растеряться, а суметь сориентироваться и сделать правильный выбор.
Темочки:
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профориентация школьников, выбираем профессии
- Старшая группа
- Старшая школа. 10-11 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2023
Выбор профессии должен подходить подростку по интересу, соответствовать его способностями и возможностям. Ведь, это очень ответственный шаг во взрослую жизнь. Это путь подростка к успеху, благосостоянию и самореализации. Данная программа может помочь старшеклассникам с выбором профессии. Побудить их к самопознанию, исследованию своих интересов, возможностей, жизненных ценностей.
Целью данного курса является оказание профориентационной помощи старшеклассникам в процессе выбора профессии.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Дать школьнику знания о самом себе и научить его получить эти знания;
2. Познакомить учащихся с различными профессиями;
3. Получение диагностических данных о предпочтениях, склонностях, возможностях;
Учебно-тематический план
№ Тема
Методическое,
Кол-во часов
1 Введение. Профессиональное просвещение.
Анкета «Осведомленность о профессиях» Анкета «Осведомленность о профессиях».1ч.
Модные профессии 2ч.
2 Психодиагностика Использование ДДО Климова и опросника Йовайши для выявления склонности к определенным типам профессий. 2ч.
Методика Р. В. Овчарова «Мотивы выбора профессии»2ч.
3-4 В поисках будущей профессии
Листы бумаги, ручки, презентация. 2ч.
5 Деловая игра «Путешествие в мир профессий» Листы бумаги
и маркеры 2ч.
6 Темперамент и профессия Тест по Белову. 1ч.
7-8 Выбор профессии Профессия – это важно 2ч.
Профессия и личность. 2ч.
Эмоции и профессия. 2ч.
Здоровье и моя профессия. 2ч.
Мои способности 2ч.
9-10 Память и ее проявления в профессиональном труде. Бланки с фигурами, карточки с парами слов с логической связью, пары слов без логической связи, памятки «Как улучшить память» 2ч.
11-12 Внимание и его особенности в профессиональном труде Таблицы Шульте, бланки с текстом, памятки «Как развивать внимание» 1ч.
13 Профориентационная игра «Турнир знатоков профессий» Карточки с заданиями, маркеры, фломастеры, ватманы 2 шт. ножницы, журналы. 2ч.
14 Консультирование Индивидуальные консультации 3ч.
15 Анкета «Осведомленность о профессиях» Бланки анкеты. 1ч.
Приложение.
1. Профессиональное просвещение
Модные профессии (Презентация)
Бланки анкеты «Осведомленность о профессиях»
2 . Психодиагностика.
Цель диагностического исследования состоит в том, чтобы при помощи определенных психодиагностических методик произвести объективную оценку интересов и способностей личности к той или иной профессии.
Дифференциально-диагностический опросник (ДДО) Е. А. Климова
Методика предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А. Климова.
Методика Йовайши.
Методика Йовайши заключается в исследовании 6 склонностей к различным направлениям деятельности на основе увлечений, навыков и предрасположенностей.
Методика Р. В. Овчарова «Мотивы выбора профессии»
Данная методика позволяет определить ведущийтип мотивации при выборе профессии.
3-4
5. Деловая игра «Путешествие в мир профессий»
Цель помочь учащимся приобрести знания по основам выбора профессии;
Развивать способность правильной самооценки и ответственность в вопросах выбора профессии.
Ученик делятся на2 команды, каждой предлагается придумать эмблему и название в соответствии с темой игры.
Игра «Разминка-юморинка»
Задание. Переставить буквы впредложенных словах так, чтобы получились названия профессий.
Кроссворд по теме Профессии.
Игра «Что это за профессия?»
Игра «Подумай, посчитай»
Задание Игрокам 2 команд предлагается посоревноваться в решении весьма сложных задач- ответить на 7 вопросов классического теста. Время на обдумывание не более 3 минут.
Блиц-опрос.
В конце занятия учащиеся высказывают свое мнение.
6 .Темперамент и профессия
7-8 Выбор профессии:
Занятие 1. Профессия – это важно.
Цели: -дать учащимся представление об основах профессионального самоопределения;
Презентация
Профессия-это
Выбор профессии
Сколько же всего существует профессий?
Как ориентироваться в мире профессий?
По предмету труда можно выделить 5 типов профессий:
По характеру труда выделяется 2 класса профессий.
Упражнение «Рука судьбы»
Цель: показать участникам последствия случайного выбора профессии.
На отдельных листочках написать профессии, которые интересны. Складываем эти листочки в мешочек и перемешиваем, затем по очереди вытягиваем из мешочка, не глядя.
Читаем. Хотели бы вы стать…. Смотрим эмоции.
Проблемная ситуация «Чей это выбор?»
Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?
Как вы считаете? Дети высказываются.
Мини-лекция «Формула профессии»
При выборе профессии нужно ориентироваться на 3 важные вещи:
На три слова, которые вынесены в задачу урока: «хочу», «могу» и «надо»?
Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.
ХОЧУ - это все, что мне нравится, к чему лежит душа;
МОГУ - это все, что мне по силам, по способностям
НАДО - это все, что нужно для общества, страны
Тестирование
Шуточный тест с геометрическими фигурами. Используя три геометрические фигуры - треугольник, круг, квадрат, нарисуйте человечка, состоящего из 10 элементов. Должны быть использованы все три вида фигур. Качество рисунка не имеет значения. Если нарисованы лишние элементы - их надо зачеркнуть, если их не хватает - дорисовать недостающие. Время выполнения - 30 с.
(Дети рисуют фигурки.)
Упражнение "Самая-самая".
Отгадать профессии:
Отгадай профессию (загадки)
Игра "Профессия на букву". Назвать профессии на определенную букву за 3 минуты. Побеждает команда, которая вспомнит больше профессий
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Занятие 2. «Профессия и личность»
Цель занятия: продолжение знакомства учащихся друг с другом, повышение групповой сплоченности, изучение личностных особенностей и представлений о будущей профессии участников посредством рисунков.
Упражнение 1. “Меняются местами те, кто…”
Участники группы садятся на стулья в кружок. Ведущий встает в центр круга, так как для него нет свободного стула. Его задача задать ориентир, по которому сидящие на стульях должны поменяться местами. А ведущий в этот момент стареется занять освободившееся место. Например, он говорит: “Меняются местами все девушки” или “Меняются местами все, кто купался в море”. Все участники группы, которые обладают указанным свойством, должны встать со своего места и поменяться местами с кем-то из участников. А стоящий в центре занимает свободный стул, следующий участник, оставшийся без стула, задает новое свойство.
Упражнение 2. “Автопортрет”
Ведущий предлагает задание нарисовать каждому участнику свой портрет так, чтобы другой участник его не видел (это не обязательно изображение лица или человеческого облика, похожего на того или иного участника, это может быть метафорическое изображение). После чего все рисунки собираются и перемешиваются. Далее ведущий раздает эти рисунки участникам в любой последовательности. Каждый участник, получив рисунок, должен написать, какими качествами обладает автор данного рисунка (пишутся слева на листе) и порекомендовать профессии, которые, как ему кажется, подходят автору данного портрета (пишутся справа). Далее рисунки передаются по кругу, таким образом, каждый участник характеризует автора каждого рисунка и рекомендует ему подходящие профессии. Когда рисунки вернуться к тем участникам, с кого они начинали свои “путешествия”, ведущий собирает их и раздает авторам. Далее каждый автор просматривает качества, которые ему написали участники, и те профессии, которые порекомендовала группа, и презентирует для обсуждения. После чего, у каждого участника есть возможность обсудить, задать вопросы или высказаться относительного того или иного рисунка или полученной информации. В конце упражнения ведущий спрашивает участников, желающих высказаться, о впечатлениях и чувствах, переживаемых в ходе выполнения данного упражнения.
Упражнение 3. “Моя будущая профессия”
Ведущий предлагает каждому участнику нарисовать свою будущую профессию. Далее любой из участников, по желанию, пускает свой рисунок по кругу, а каждый из участников высказывает свои ассоциации или мнения о представленном рисунке. Участник, чей рисунок интерпретируется группой, молчит и только, когда рисунок вернется к нему, он может задать свои вопросы, уточнить или высказаться о той или иной ассоциации. После чего ведущий обязательно спрашивает участника, рисунок которого анализировала группа, о его чувствах и впечатлениях от участия в задании. Далее предлагается по желанию любому участнику предложить свой рисунок для обсуждения группе.
Упражнение 4. “Сюрприз на память” (ритуал прощания)
Ведущий просит участников представить, что у каждого из них сегодня День Рождения! И мы хотим преподнести каждому подарок. Один из участников выбирает в группе сверстника, которому он хотел бы сделать сюрприз. Обращаясь к этому участнику, он без слов, используя жесты, мимику и пантомимику, пытается изобразить свой подарок. Участник, которому дарят подарок, пытается отгадать, что же это за подарок. После того, как подарок отгадан, именинник принимает его и дарит придуманный подарок любому другому участнику группы. И так по кругу, ведущий просит, чтобы каждый участник покинул сегодня занятие с подарком. В конце занятия мы благодарим всех участников за занятие и за активное участие в упражнениях.
Занятие 3. «Эмоции и профессия»
Цель: способствовать формированию представлений о собственных эмоциях, и профессиях которые вызывают положительные эмоции
Психогимнастика “Доброе тепло”.
Игра «Заросли»
Нужно выбрать для себя цель-предмет, находящийся в кабинете, до которой вы бы хотели дойти при этом другие участники изображают заросли и не дают вам пройти.
Что вы чувствовали во время сопротивления?
Что необходимо, чтобы сопутствовал успех?
Просмотр презентации «Моя профессиональная карьера»
Психогимнастика “Спасибо за приятный день”.
Цель: получение обратной связи.
Занятие 4. «Здоровье и моя профессия»
Презентация
Цель:раскрыть взаимосвязь здоровья и выбора профессии, познакомить с важнейшими характеристиками здоровя человека, Выявить роль координации движений и глазомера в профессиональной деятельности.
Занятие 5. «Мои способности»
Цель: способствовать формированию представления о собственных способностях и возможностях детей.
Упражнение «Я умею…».
Ведущий бросает ребятам мяч, они быстро называют различные умения, которыми владеют.
Упражнение «Я горжусь тем, что я…».
Ведущий показывает лист бумаги, на котором красивыми буквами написано: «Я горжусь, что я…». Дети закрывают глаза и мысленно «дописывают» это предложение, а затем рассказывают группе, что получилось.
Упражнение «Лесенка времени».
Ведущим заранее приготовлен плакат «Лесенка времени», на котором отмечены возрастные этапы от одного до двадцати лет. К этим этапам прикрепляются карточки со словами «Заставляют», «Делаю сам». Детям предлагается называть действия, которые их заставляют делать взрослые и которые они выполняют сами в 3, 5, 7, 10, 15, 20 лет. Ведущий кратко записывает ответы детей на плакате. В результате все приходят к выводу: чем взрослее человек, тем больше дел он выполняет самостоятельно, тем больше умений у него.
Упражнение «Автопортрет».
1. Детям предлагается подумать и назвать все хорошие человеческие качества. Например : культурный, добрый, вежливый, серьёзный, умный, доброжелательный, любознательный, трудолюбивый, самостоятельный, внимательный, оптимистичный, ласковый, весёлый, смелый, храбрый, активный, аккуратный, жизнерадостный и т. д. Далее детям даётся задание: выберите те качества, которые, как вам кажется, присущи вам. Запишите их в рамочки своих портретов (заранее заготавливаются рамки и красиво оформляются).
Детям предлагается подумать и назвать способности, необходимые для успеха в том или ином деле. У певцов и музыкантов – музыкальные способности, у художников – способности к рисованию и т. д. Далее делается вывод, что у каждого человека есть разные способности. Но некоторые люди либо ничего не знают о них, либо не используют их по разным причинам: стесняются, боятся насмешек и др. А если способности не использовать, они не развиваются. Значит, чтобы добиться Успеха, надо иметь Способности и Трудолюбие, чтобы их развивать. Выводиться формула:
Успех = Способности + Трудолюбие Далее детям предлагается дополнить свои автопортреты: записать свои способности в рамку и подписать свой портрет.
Оформление выставки автопортретов детей.
Подведение итогов
9-10 Память и ее проявления в профессиональном труде.
Цель: дать представление о понятии «память», охарактеризовать основные процессы памяти,выявление особенностей памяти учащихся и определение их роли в различных видах профессиональной деятельности, формирование навыков соотнесения своих качеств с требованиями определенной профессии к ним.
Теоретическая часть.
Практические работы по определению особенностей своей памяти.
1 Выявить ваш тип памяти.
1 Прочитать вслух слова.
2 Закрыть их листком бумаги и повторить их по порядку.
2 Исследуйте свою логическую и механическую память.
Прочитать ряд из пар слов. Закрыть листком и подсчитать количество запомнившихся слов.
А) с логической связью Б) без логической связи
3 Выявление индивидуальных особенностей своей памяти
Отвечаем на вопросы
4 Исследуем произвольную память
На рисунке таблица, где изображены гимнастические упражнения. надо их запомнить, с тем чтобы отыскать эти упражнения и записать в тетрадь номера, которыми они обозначены
Итог.
Памятка «Как улучшить память»
11-12 Внимание и его особенности в профессиональном труде
Теоретическая часть. Что такое внимание.
Практические работы по выявлению у себя индивидуальных свойств внимания.
Задание 1.
Определите особенность колебания своего внимания (периодические непроизвольные изменения
напряжения внимания)
.
Для этого в течение 1 мин смотрите на приведенный здесь рисунок и отмечайте те
моменты, когда восприятие изображения рисунка у вас будет
изменяться: усеченная
пирамида будет то приближаться к вам, то удаляться.
Отмечать надо, не глядя на листок с записью
Задание 2.
Определить устойчивость своего внимания (длительность удержания внимания на чем
-
либо,
сопротивляемость внимания утомляемости и отвлечению).
С этой целью попросите кого
-
нибудь засечь время, в течение которого вы сможете с помощью волевого усилия
удержать во
сприятие рассмотренного
рисунка только в одном положении: видеть только усеченную пирамиду,
приближающуюся к вам, или только уходящую внутрь
, удаляющуюся от вас.
Задание 3.
а) Определите объем своего внимания
—
наблюдательность (количество объектов, которые человек может
одновременно и отчетливо воспринимать).
Посмотрите на рисунок вверху в течение 1 с. Постарайтесь запомнить все, что увидите на нем.
Закройте рисунок и запишите, какие фигуры нарисованы и какие цифры были вписаны з каждую фигуру.
Проверьте свои записи и подсчитайте.
Задание4 Определить особенность распределения своего внимания. Засекаем время и считаем до 20, одновременно записывая их на листе бумаги в обратном порядке.
Задание 5 Определить особенность переключаемости своего внимания
Задание 6 Определить особенность концентрации своего внимания
Из текста надо вычеркнуть как можно быстрее букву «а» перед «л» и «о» после «м»
Задание 7.
Начертите в тетради 25 фигур в порядке, как они изображены на рисунке. У вас есть возможность проверить, можете ли вы быстро и внимательно работать. Обратите внимание на фигуры с цифрами. Как можно быстрее впишите в приготовленные 25 фигур цифры следующим образом: в квадраты
—
2, в
треугольники
—
5, в круги
—
8, в ромбы
—
1. Учтите, что вписывать цифры необходимо во все фигуры подряд, а не
вразбивку. Зафиксируйте (в с) время выполнения задания.
Для тренировки можно заранее приготовить несколько наборов с различным расположением фигур и с другими
цифрами. Вместо цифр можно вписывать знаки, например в квадрат
—
тире, в треугольник
—
точку, в круг
—
запятую, в
ромб
—
волнистую линию
Задание 8.
Определите особенности своего произвольного внимания (внимания, связанного с сознательно поставленной целью, с волевым усилием в контроле собственной активности).
Для этого начертите в тетради квадрат иразбейте его на 25квадратиков
В течение 1,5 мин перепишите в них цифры в порядке их возрастания с рисунка слева. Начинать надо с пустого
верхнего левого квадрата. Всего в таблице 25 цифр от 1 до 40
Памятка «Как развить внимание»
13 Профориентационная игра «Турнир знатоков профессий»
Цель: Способствовать формированию у воспитанников умения ориентироваться в мире профессий
Деление на команды: «Профессии»
Ребятам выдаются карточки с названиями профессий «Повар» и «Швея»
Ваша задача объединиться в команды.
1 тур. Разминка.
Любой конкурс начинается с разминки, и наш не исключение.
1“Самая-самая…”. Сейчас я зачитаю необычные характеристики профессий, а вы должны по очереди называть те из них, которые, по вашему мнению, в наибольшей степени данной характеристике подходят.
Теперь подвигаемся всей командой! Выходим и встаем в 2 колонки. По очереди каждый из участников команды доходит до этой черты и на каждый свой шаг называет какую-либо профессию. Повторяться нельзя! Итак, пока все участники не преодолеют это расстояние.
2 тур «Строители»
3. БАШНЯ
Вам предстоит построить башню из бумаги как можно большей высоты и стоящей самостоятельно, без опор. Использовать можно только бумагу, скотч, ножницы, трубочки для коктейля. На работу у вас будет 10 минут (проследить, как работала команда, и определить, какие навыки взаимодействия были применены командой).
3 тур Задания на эрудицию.
4.“Угадай профессию”.
По предметам, указанным на карточках нужно угадать профессию, которая имеет дело с этими предметами.
5. «Ребусы»
Задания с ребусами, надо отгадать зашифрованные профессии и рассказать, какими качествами должны обладать люди этих профессий.
6. Раздаются карточки каждой команде, на одних карточках указаны названия профессий, а на других качества, которые присуще людям этих профессий, задача сложить профессии с качествами вместе.
Четвертый тур «Анализ ситуаций»
Многие люди мечтают об одной профессии, выбирают другую, а работают – в третьей. И это часто становиться следствием ошибочных действий в профессиональном самоопределении. Вам предлагается изучить список ошибок, наиболее часто встречающихся при выборе профессии.
Пятый тур «Творческий»
Реклама профессии (составление рекламного ролика).
От каждой команды выходит один человек и рассказывает, почему надо выбирать ту или иную профессию. (2 профессии от каждой команды)
Пантомима
Один из участников игры – ведущий. Он показывает жестами и мимикой характерные признаки (особенности) одной из профессий. Каждый игрок поднятием руки заявляет о своем желании правильно назвать профессию. За верные ответы игроки получают жетоны. По окончании игры объявляется победитель. В игре используются профессии, наиболее доступные для пантомимы.
Итог
14 Консультирование (индивидуальное)