Татьяна Марикова
Программа по профилактике употребления ПАВ и ассоциального поведения несовершеннолетних
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Проблема злоупотреблением ПАВ среди молодежи остро стоит в современном обществе, имеет тенденцию к утяжелению в последние годы. Эксперты отмечают рост наркомании и токсикомании в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшем возрасте. Происходит неуклонное «омоложение» современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасти предшествует ранняя алкоголизация. Из этого вытекают самовольные уходы из дома и учреждений и правонарушения.
Публикация «Программа по профилактике употребления ПАВ и ассоциального поведения несовершеннолетних» размещена в разделах
По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Важно отметить, что проблема злоупотребления ПАВ острой не только в отношении популяции подростков, склонных к девиантному поведению. ПАВ плотно вошли в арсенал молодежной субкультуры в целом. Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой снижение социальной роли, нарушение личностного роста, разрушения ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной личности.
Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленная увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. 80% детей, поступающих в детские дома, входят в «группу риска», это дети с ограниченными возможностями здоровья склонные к девиантному поведению. Изложенные факты подчёркивают высокую степень важности проведения мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ и асоциального поведения и формирование мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни.
Нормативная база:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях; принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ; - Локальные акты ГУ ЯО Климатинского детского дома.
Цель программы :
1. Создание условий для профилактики асоциального поведения и употребления ПАВ несовершеннолетними через образовательную и просветительскую работу среди воспитанников ГУ ЯО Климатинского детского дома.
2. Становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства воспитанников.
3. Социально-психологическая адаптация подростков к окружающей их действительности.
Задачи, решаемые данной программой :
1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, самовольных уходов, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
2. Формирование негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции среди несовершеннолетних.
3. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в детском сообществе для творческого эффектного взаимодействия.
4. Научить воспитанников делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
5. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Ожидаемый результат.
1. Сформировать негативное отношение к психоактивным веществам у подростков.
2. Снижение правонарушений среди детей и подростков детского дома.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
Уверенного позитивного поведения;
Конструктивного общения между собой и со взрослыми;
Осознанного и уверенного умения сказать «нет» ПАВ;
4. Повышение общей культуры поведения, формирование здорового образа жизни и образа социально успешного молодого человека.
Реализация программы проводится с использованием различных форм работы- консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование и др., с использование наглядных, словесных, практических методов работы.
В реализации программы принимают участие :
Зам директора по УВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
Воспитатели
Содержание программы.
Программа состоит из трех блоков. Организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с воспитанниками.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике употреблению ПАВ и асоциального поведения несовершеннолетних
Диагностическая работа предполагает создание банка данных о воспитанниках, входящих в «группу риска» выявление негативных привычек подростков, взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми, организацию мониторинга посещаемости учебных заведений.
Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через разъяснительную профилактическую работу на занятиях, тренингах, мероприятиях, проводимых в детском доме по профилактике ПАВ и асоциального поведения.
Реализация первого этапа программы Профилактика ПАВ и асоциального поведения несовершеннолетних. 2022- 2023 года.
1. Работа с подростками асоциального поведения.
№ п/п Содержание Сроки Ответственные, привлекаемые к работе
1. Создание банка данных о детях с асоциальным поведением. ежегодно Социальный педагог, инспектор ПДН, секретарь КДН
2. Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН. ежемесячно Социальный педагог, психолог, воспитатель
3. Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики. 1 раз в квартал Социальный педагог, зам. директора по УВР
4. Контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам учащихся «группы риска». ежедневно Социальный педагог, зам. по УВР, воспитатель
5. Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции ежегодно Воспитатель, социальный педагог
6. Работа Совета профилактики 1 раз в квартал Социальный педагог, зам. по УВР, педагог-психолог, воспитатель.
7. Организация летнего труда и отдыха. Летнее время Директор учреждения, зам по УВР, социальный педагог.
8. Сотрудничество с органами опеки, попечительства, КДН и ОДН ОВД. ежедневно Социальный педагог
9. Проведение недели правовых знаний апрель Социальный педагог, педагог психолог, воспитатель.
10. Оформление уголка правовых знаний 1 раз в квартал Социальный педагог
11. Разработка карты выявления учащихся «группы риска» 2022-2023 Воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог
12. Диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков с асоциальным поведением. 2022-2023 Педагог-психолог
13. Методика определения глубины педагогической запущенности подростков «группы риска». 2023-2024 Социальный педагог, педагог-психолог
14. Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений. 2023-2024 Социальный педагог, педагог психолог.
2. Профилактика наркомании, курения и правонарушений.
№ п/п Содержание Сроки Ответственные, привлекаемые к работе
1. Диагностика воспитанников на предмет выявления фактов употребления ПАВ. «СТАЛКЕР» 2022-2023 Педагог психолог
2. Групповые занятия по формированию правовой культуры, толерантного поведения. Один раз в квартал Воспитатель
3. Групповые занятия нравственности Один раз в квартал Воспитатель
4. Тренинговые занятия «Вредные привычки и здоровье» (среднее звено) Один раз в квартал Педагог психолог
5. Тренинговые занятия «Курение как угроза здоровью» (среднее звено) Один раз в квартал Педагог психолог
6. Тренинговые занятия «Курильная опера» (старшие подростки) Один раз в квартал Педагог психолог
7. Тренинговые занятия для старших подростков «Курение и его последствия для организма» Один раз в квартал Педагог психолог, старшая медицинская сестра.
8. Месячник «ХХI век – без наркотиков» (1-11 классы) ноябрь Воспитатель, педагог психолог, социальный педагог
9. Беседа «Закон и ответственность» (7-8 классы) ноябрь Социальный педагог, педагог психолог, инспектор ПДН
10. Беседа для 4-6 классов «Наркотики: употребление и злоупотребление» апрель Воспитатель, старшая медицинская сестра.
11. Беседа для 6 классов «От шалости к правонарушениям» ноябрь Социальный педагог, педагог психолог, инспектор ПДН
12. Конкурс сочинений «Письмо другу: как не стать наркоманом» (старшие подростки) декабрь Воспитатель
13. Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция «Мы за здоровый образ жизни». декабрь Воспитатель
14. Дни «Здоровья» Два раза в год Воспитатель, социальный педагог, педагог психолог
1. Второй этап 2023 – 2024 год – этап реализации.
Проводимые мероприятия Ответственные
Определение глубины педагогической запущенности подростков «группы риска». Социальный педагог, педагог-психолог
Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений. Социальный педагог, педагог-психолог
Проведение различной консультативной помощи сотрудникам посещаемых учреждений воспитанниками. Социальный педагог, педагог-психолог
Проведение недели правовых знаний. Социальный педагог, педагог-психолог
Работа Совета профилактики. Социальный педагог
Дни посещения инспектора. Социальный педагог
Повышение квалификации педагогических работников по проблеме асоциального поведения несовершеннолетних и их безнадзорности. Зам по УВР
Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения, современных педагогических технологий, направленных на развитие здорового образа жизни, формирование у обучающихся правовых знаний и умений. Зам по УВР
Организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних. Директор учреждения, зам по УВР
Подведение предварительных итогов реализации Программы, корректировка программы Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог.
2. Третий этап 2024-2025 год – этап полной реализации
Проводимые мероприятия Ответственные
Полная реализация программы «Профилактика ПАВ и асоциального поведения среди несовершеннолетних». Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог
Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью. Социальный педагог, педагог психолог
Обобщение результатов работы по программе «Профилактика ПАВ и асоциального поведения среди несовершеннолетних». Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог
Литература.
1. «Программа профилактики курения в школе» под ред. В. Н. Касаткиной
2. «Мой выбор» под ред. П. Г. Половожец
3. А. Л. Соловова «Навыки жизни» программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.
4. А. Г. Жиляев, Т. Н. Палачева «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся 5-6, 7-9 классов»
5. «Педагогика здоровья» под ред. В. Н. Касаткиной
6. Головей Л., Рыбалко Е. «Практикум по возрастной психологии» СПб. : Речь 2002
7. Клитберг Ю. «Психология девиантного поведения» М., 2001
8. Волкова Е. «Скажи нет агрессии» Психологическая газета. Июнь 2003, № 5,6
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М, 2003.
10. Тренинг для подростков. Профилактика ассоциального поведения. Г. И. Макартычева. Речь. Санк-Петербург 2007г.
11. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М. : Издательский центр «Академия», 2012. -176 с.
12. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников Мн. : Народная асвета, 2008.
Мониторинг результативности реализации программы.
Учебный год Количество воспитанников состоящих на внутреннем учете Количество воспитанников состоящих на учете ОДН Количество воспитанников не приступивших к учебным занятиям Количество воспитанников систематически пропускающих занятия %воспитанников занимающихся в системе дополнительного образования
Пояснительная записка
Проблема злоупотреблением ПАВ среди молодежи остро стоит в современном обществе, имеет тенденцию к утяжелению в последние годы. Эксперты отмечают рост наркомании и токсикомании в детско-подростковой популяции со сдвигом показателей злоупотребления ПАВ в младшем возрасте. Происходит неуклонное «омоложение» современной российской наркомании, которой в детско-подростковом возрасти предшествует ранняя алкоголизация. Из этого вытекают самовольные уходы из дома и учреждений и правонарушения.
По всей России отмечается снижение возраста несовершеннолетних, состоящих на учете за совершенные противоправные деяния. Важно отметить, что проблема злоупотребления ПАВ острой не только в отношении популяции подростков, склонных к девиантному поведению. ПАВ плотно вошли в арсенал молодежной субкультуры в целом. Ранняя наркотизация и формирование зависимости у подростков влечет за собой снижение социальной роли, нарушение личностного роста, разрушения ценностных ориентаций, семейных отношений подростка, в конечном итоге ставит под сомнение возможность формирования полноценной личности.
Актуальность проблемы профилактики асоциального поведения подростков из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обусловленная увеличением числа правонарушений и преступлений, совершаемых несовершеннолетними. 80% детей, поступающих в детские дома, входят в «группу риска», это дети с ограниченными возможностями здоровья склонные к девиантному поведению. Изложенные факты подчёркивают высокую степень важности проведения мероприятий, направленных на профилактику употребления ПАВ и асоциального поведения и формирование мотивации молодого поколения к ведению здорового образа жизни.
Нормативная база:
- Конвенция о правах ребёнка;
- Конституция Российской Федерации;
- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях; принимаемые в соответствии с указами Президента нормативные правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления субъектов РФ; - Локальные акты ГУ ЯО Климатинского детского дома.
Цель программы :
1. Создание условий для профилактики асоциального поведения и употребления ПАВ несовершеннолетними через образовательную и просветительскую работу среди воспитанников ГУ ЯО Климатинского детского дома.
2. Становлению активно отрицающей позиции по отношению к ПАВ у большинства воспитанников.
3. Социально-психологическая адаптация подростков к окружающей их действительности.
Задачи, решаемые данной программой :
1. Осуществлять мероприятия по профилактике правонарушений, самовольных уходов, формированию здорового образа жизни, воспитанию толерантности и уважению к правам человека.
2. Формирование негативного отношения к алкогольной, табачной, наркотической продукции предотвращение незаконного оборота алкогольной продукции среди несовершеннолетних.
3. Создать благоприятный психоэмоциональный климат в детском сообществе для творческого эффектного взаимодействия.
4. Научить воспитанников делать осознанный выбор в любой жизненной ситуации и решать возникшие проблемы самостоятельно.
5. Обеспечить законные интересы и защиту прав несовершеннолетних.
Ожидаемый результат.
1. Сформировать негативное отношение к психоактивным веществам у подростков.
2. Снижение правонарушений среди детей и подростков детского дома.
3. Повышение уровня развития умений и навыков:
Уверенного позитивного поведения;
Конструктивного общения между собой и со взрослыми;
Осознанного и уверенного умения сказать «нет» ПАВ;
4. Повышение общей культуры поведения, формирование здорового образа жизни и образа социально успешного молодого человека.
Реализация программы проводится с использованием различных форм работы- консультации, наблюдение, групповые и индивидуальные занятия, тренинги, лекции, беседы, анкетирование, тестирование и др., с использование наглядных, словесных, практических методов работы.
В реализации программы принимают участие :
Зам директора по УВР
Социальный педагог
Педагог-психолог
Воспитатели
Содержание программы.
Программа состоит из трех блоков. Организационная работа, диагностическая работа, профилактическая работа с воспитанниками.
Организационная работа направлена на разработку и осуществление комплекса мероприятий по профилактике употреблению ПАВ и асоциального поведения несовершеннолетних
Диагностическая работа предполагает создание банка данных о воспитанниках, входящих в «группу риска» выявление негативных привычек подростков, взаимоотношения подростков со сверстниками и взрослыми, организацию мониторинга посещаемости учебных заведений.
Профилактическая работа включает предупредительно-профилактическую деятельность и индивидуальную работу с детьми «группы риска». Предупредительно-профилактическая деятельность осуществляется через разъяснительную профилактическую работу на занятиях, тренингах, мероприятиях, проводимых в детском доме по профилактике ПАВ и асоциального поведения.
Реализация первого этапа программы Профилактика ПАВ и асоциального поведения несовершеннолетних. 2022- 2023 года.
1. Работа с подростками асоциального поведения.
№ п/п Содержание Сроки Ответственные, привлекаемые к работе
1. Создание банка данных о детях с асоциальным поведением. ежегодно Социальный педагог, инспектор ПДН, секретарь КДН
2. Индивидуальные консультации психолога, социального педагога, инспектора ПДН. ежемесячно Социальный педагог, психолог, воспитатель
3. Организация встреч с инспектором ПДН и специалистами служб и ведомств системы профилактики. 1 раз в квартал Социальный педагог, зам. директора по УВР
4. Контроль за посещением занятий и подготовкой к урокам учащихся «группы риска». ежедневно Социальный педагог, зам. по УВР, воспитатель
5. Вовлечение обучающихся в кружки и спортивные секции ежегодно Воспитатель, социальный педагог
6. Работа Совета профилактики 1 раз в квартал Социальный педагог, зам. по УВР, педагог-психолог, воспитатель.
7. Организация летнего труда и отдыха. Летнее время Директор учреждения, зам по УВР, социальный педагог.
8. Сотрудничество с органами опеки, попечительства, КДН и ОДН ОВД. ежедневно Социальный педагог
9. Проведение недели правовых знаний апрель Социальный педагог, педагог психолог, воспитатель.
10. Оформление уголка правовых знаний 1 раз в квартал Социальный педагог
11. Разработка карты выявления учащихся «группы риска» 2022-2023 Воспитатель, социальный педагог, педагог-психолог
12. Диагностика познавательных интересов, потребностей, склонностей подростков с асоциальным поведением. 2022-2023 Педагог-психолог
13. Методика определения глубины педагогической запущенности подростков «группы риска». 2023-2024 Социальный педагог, педагог-психолог
14. Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений. 2023-2024 Социальный педагог, педагог психолог.
2. Профилактика наркомании, курения и правонарушений.
№ п/п Содержание Сроки Ответственные, привлекаемые к работе
1. Диагностика воспитанников на предмет выявления фактов употребления ПАВ. «СТАЛКЕР» 2022-2023 Педагог психолог
2. Групповые занятия по формированию правовой культуры, толерантного поведения. Один раз в квартал Воспитатель
3. Групповые занятия нравственности Один раз в квартал Воспитатель
4. Тренинговые занятия «Вредные привычки и здоровье» (среднее звено) Один раз в квартал Педагог психолог
5. Тренинговые занятия «Курение как угроза здоровью» (среднее звено) Один раз в квартал Педагог психолог
6. Тренинговые занятия «Курильная опера» (старшие подростки) Один раз в квартал Педагог психолог
7. Тренинговые занятия для старших подростков «Курение и его последствия для организма» Один раз в квартал Педагог психолог, старшая медицинская сестра.
8. Месячник «ХХI век – без наркотиков» (1-11 классы) ноябрь Воспитатель, педагог психолог, социальный педагог
9. Беседа «Закон и ответственность» (7-8 классы) ноябрь Социальный педагог, педагог психолог, инспектор ПДН
10. Беседа для 4-6 классов «Наркотики: употребление и злоупотребление» апрель Воспитатель, старшая медицинская сестра.
11. Беседа для 6 классов «От шалости к правонарушениям» ноябрь Социальный педагог, педагог психолог, инспектор ПДН
12. Конкурс сочинений «Письмо другу: как не стать наркоманом» (старшие подростки) декабрь Воспитатель
13. Всемирный День борьбы со СПИДом. Акция «Мы за здоровый образ жизни». декабрь Воспитатель
14. Дни «Здоровья» Два раза в год Воспитатель, социальный педагог, педагог психолог
1. Второй этап 2023 – 2024 год – этап реализации.
Проводимые мероприятия Ответственные
Определение глубины педагогической запущенности подростков «группы риска». Социальный педагог, педагог-психолог
Определение степени педагогической запущенности учащегося по методу карты наблюдений. Социальный педагог, педагог-психолог
Проведение различной консультативной помощи сотрудникам посещаемых учреждений воспитанниками. Социальный педагог, педагог-психолог
Проведение недели правовых знаний. Социальный педагог, педагог-психолог
Работа Совета профилактики. Социальный педагог
Дни посещения инспектора. Социальный педагог
Повышение квалификации педагогических работников по проблеме асоциального поведения несовершеннолетних и их безнадзорности. Зам по УВР
Внедрение технологий личностно-ориентированного обучения, современных педагогических технологий, направленных на развитие здорового образа жизни, формирование у обучающихся правовых знаний и умений. Зам по УВР
Организация досуговой занятости и летнего отдыха несовершеннолетних. Директор учреждения, зам по УВР
Подведение предварительных итогов реализации Программы, корректировка программы Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог.
2. Третий этап 2024-2025 год – этап полной реализации
Проводимые мероприятия Ответственные
Полная реализация программы «Профилактика ПАВ и асоциального поведения среди несовершеннолетних». Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог
Методика изучения удовлетворенности воспитанников жизнью. Социальный педагог, педагог психолог
Обобщение результатов работы по программе «Профилактика ПАВ и асоциального поведения среди несовершеннолетних». Зам по УВР, педагог психолог, социальный педагог
Литература.
1. «Программа профилактики курения в школе» под ред. В. Н. Касаткиной
2. «Мой выбор» под ред. П. Г. Половожец
3. А. Л. Соловова «Навыки жизни» программа ранней профилактики химической зависимости для детей 9-12 лет.
4. А. Г. Жиляев, Т. Н. Палачева «Формирование жизненных ценностей и развитие поведенческих навыков у учащихся 5-6, 7-9 классов»
5. «Педагогика здоровья» под ред. В. Н. Касаткиной
6. Головей Л., Рыбалко Е. «Практикум по возрастной психологии» СПб. : Речь 2002
7. Клитберг Ю. «Психология девиантного поведения» М., 2001
8. Волкова Е. «Скажи нет агрессии» Психологическая газета. Июнь 2003, № 5,6
9. Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. М, 2003.
10. Тренинг для подростков. Профилактика ассоциального поведения. Г. И. Макартычева. Речь. Санк-Петербург 2007г.
11. Сирота Н. А., Ялтонский В. М. Профилактика наркомании и алкоголизма. М. : Издательский центр «Академия», 2012. -176 с.
12. Колесов Д. В. Предупреждение вредных привычек у школьников Мн. : Народная асвета, 2008.
Мониторинг результативности реализации программы.
Учебный год Количество воспитанников состоящих на внутреннем учете Количество воспитанников состоящих на учете ОДН Количество воспитанников не приступивших к учебным занятиям Количество воспитанников систематически пропускающих занятия %воспитанников занимающихся в системе дополнительного образования