Лилия Бронникова
Программа по организации группы раннего и адаптационного развития (возраст с 1 до 2 лет)
▼ Скачать + Заказать документы
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2.1. Адаптационная группа для детей раннего возраста «Умка».
2.2. Актуальность.
Приложения.
1. Перспективный план работы адаптационногй группы «Умка»
2. Рекомендации для родителей.
3. Анкета – знакомство.
4. Список литературы
Пояснительная записка.
Публикация «Программа по организации группы раннего и адаптационного развития (возраст с 1 до 2 лет)» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Цель: гармоничное развитие личности ребенка, адаптация детей к условиям детского сада и обеспечение ранней социализации
Задачи:
1. Помощь в адаптации к условиям ДОУ детям раннего возраста.
2. Установление контактов с родителями, педагогическое просвещение.
3. Формирование умений общения со сверстниками.
4. Развитие видов деятельности
Ранний возраст – это важный и ответственный этап развития человека. В современной педагогической литературе представлено три точки зрения на социализацию:
Процесс адаптации к окружающему миру (приспособление – главное средство и цель социализации);
Совокупность социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает и воспроизводит, репродуцирует определённую систему знаний, норм и ценностей, позволяющих адекватно функционировать в обществе
Процесс развития человека во взаимодействии с окружающей средой
Данные точки зрения на социализацию можно рассматривать одновременно и как этапы социального развития ребёнка (от адаптации к интеграции и дифференциации, однако в конкретной воспитательной работе всё-таки необходимо обеспечивать условия для активного взаимодействия ребёнка с окружающей действительностью в процессе вхождения в мир культуры и преобразования внутреннего мира на этой основе. В психолого-педагогических исследованиях выделяются основные формы развития ребёнка - стихийные и организованные виды активности. Они в свою очередь, выступают материальной основой реализации механизмов социального становления ребёнка.
У детей корректируются базовые ценностные ориентации, закрепляющиеся на уровне эмоционально-ценностных отношений в процессе вхождения в социум;
Дети усваивают социальные нормы как предписанные регуляторы поведения;
У детей ведущая роль принадлежит мотивации поведения.
В этом смысле выходом из создавшегося положения видится организация комплексного сопровождения социальной адаптации ребёнка, в том числе в рамках ДОУ. Главная роль в этом процессе отводится специально организованной социально-педагогической деятельности по оказанию помощи и поддержки направленных на благоприятную социализацию ребёнка.
Существует несколько направлений в организации оптимального режима адаптации ребёнка к детскому саду. Базовое и наиболее эффективное направление, складывается в процессе взаимодействия ДОУ и семьи. Именно в тесном сотрудничестве с семьей возможно создать необходимые условия для благоприятного развития ребёнка.
Для успешной адаптации ребёнка к режиму ДОУ необходимо создавать адаптационные занятия для детей раннего возраста «Умка».
Воспитание ребенка – сложное и ответственное дело. Развиваться и набираться знаний нужно как маме, так и ребенку. Нужно понимать, что первые 3 года жизни ребенок, как губка, впитывает все, что дает ему общество, в котором он растет. Ему подвластны и музыка, и художественное творчество, и математика, и языки. Все это ребенок усвоит быстро, играючи, и останется с этими знаниями на всю жизнь, как с любым из нас остается память как правильно ходить, как управлять голосовыми связками. Те взрослые, которые в силу разных причин теряли на длительное время какую-нибудь естественную способность человека (ходить, говорить, писать) знают, как это тяжело и сложно выучить снова. А ребенку это и многое другое дается легко и весело, и задача взрослого дать возможность малышу впитать как можно больше в этот благодатный момент. Именно поэтому, в МБ ДОУ «Детский сад N 2 «Алсу» начала функционировать группа «Умка» .
«Умка» - это адаптационная группа для детей 1– 2 лет, не посещающих детский сад. Основная идея создания группы :
1. Создать благоприятные психологические условия адаптации детей к детскому саду, повысить и закрепить престиж МБ ДОУ Детский сад
2. Сделать его привлекательным для семей, имеющих детей дошкольного возраста.
Условия работы группы
Адаптационная группа «Умка» - группа социализации :
Ребенок сам выбирает, чем ему заниматься.
Педагог использует ситуации, которые возникают естественным путем и мягко направляет внимание ребенка к областям, которые актуальны для развития.
Педагог готовит предметную развивающую среду, которая стимулирует развитие познавательной активности ребенка и способствует появлению различных ситуаций общения между детьми и взрослыми.
Все игрушки доступны для ребенка, он сам делает выбор.
Педагог может работать, как с группой, так и индивидуально, степень концентрации внимания детей постепенно увеличивается и они включаются в совместную деятельность.
У детей больше возможностей для развития навыков общения, поэтому быстрее развивается речь и познавательная активность
Мама – активный участник общения, взаимоотношения мамы и ребенка оптимизируются
Навыки, приобретенные на встречах, ребенок легко переносит в повседневную жизнь. В группе одни и те же игры повторяются на каждой встрече. Это не случайно, повторяемость игр необходима: для создания комфортной предсказуемой обстановки, очень важной для детей раннего возраста. Малыши радуются, когда заранее знают, что будет дальше, для повышения уровня самостоятельной игры. Предлагаемые игры одни и те же, но они постепенно усложняются. Дети узнают, как можно по-разному играть в одну и ту же игрушку. Для социализации. Только тогда, когда ребенок хорошо знает игру, он может начать обращать внимание на то, как играют другие дети.
Здесь игра не регулируется педагогом. Педагог не говорит детям и родителям, что нужно делать. Но это совсем не означает, что дети ничему не учатся. Наоборот, именно во время свободной игры дети приобретают навыки общения, которые станут фундаментом для всего дальнейшего обучения. Во время свободной игры сами собой возникают различные ситуации, в которых дети вынуждены взаимодействовать, а родители и педагог могут помочь в тех случаях, когда малыш не в состоянии справиться сам.
Педагог иногда включается в ситуации, если это дает возможность родителям увидеть другую модель разрешения конфликта. А также может присоединиться к игре ребенка и усложнить ее сюжет, или предложить игру, в которой могут принять участие все дети. В игровой комнате родители могут увидеть: какие игрушки предпочитает их ребенок, как он в них играет, как поведет он себя в конфликтных ситуациях, например, когда другой ребенок попытается отнять понравившуюся вещь и т. д.
Наблюдая за поведением ребенка во время игры, родители узнают о нем гораздо больше, чем в обычных бытовых ситуациях. Игра покажет им все грани характера их малыша - его доброту, чувство юмора, фантазию, открытость или агрессивность, хитрость, своеволие. Благодаря игре родители получат мощный инструмент воспитания и развития своего ребенка. Играя с ребенком, можно научить его быть добрым, внимательным и отзывчивым.
Актуальность.
Каждое дошкольное образовательное учреждение, ступившее на путь развития, в своей деятельности осуществляет, прежде всего, линию дифференциации и гуманизации, учитывает интересы, потребности самих детей. Эта линия задаёт критерии отбора нововведений и их синтеза, а также позволяет рассматривать самые разнообразные комбинации соотношений, изменений в содержании, технологии, организации воспитательно-образовательной деятельности дошкольного образовательного учреждения.
Отрыв от дома и близких, встреча с новыми взрослыми, незнакомыми могут стать для ребёнка серьёзной психической травмой. Малыш может воспринять это как отчуждение, лишение родительской любви, внимания и защиты. Очень важно, чтобы этот переход был плавным, мягким.
Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособление к её условиям. Это универсальное явление всего живого, которое можно наблюдать как в растительном, так и в животном мире. Адаптация является активным процессом, приводящим или позитивным результатом, или негативным (стресс). При этом выделяются два основных критерия успешной адаптации : внутренний комфорт (эмоциональная удовлетворённость) и внешняя адекватность поведения (способность легко и точно выполнять новые требования). С приходом в ясли у ребёнка начинается новый этап в его жизни. Проблема социальной адаптации ребёнка не нова, однако до сих пор остаётся одной из актуальных в силу трансформации определённых ценностных ориентаций и в социальной политике государства, и в процессе воспитания детей. Социальная адаптация ребёнка перестаёт рассматриваться в биологическом аспекте приспособления индивида к новым условиям окружающей среды.
Направления.
Детско-родительская группа «Умка» - необходимая социальная площадка на пути решения проблем в семейном воспитании, укреплении детско-родительских отношений. Изучение родительских запросов выявило необходимость деятельности группы в 2 направлениях.
Обучение и консультирование родителей; ведущие формы обучения в условиях группы – беседы, консультации, анкетирование
Обучение детей; игры, игровые упражнения, развлекательные мероприятия, праздники и развлечения, организация различных видов детской деятельности.
Содержание работы.
Группа «Умка» создается для детей, не посещающих детский сад, с целью мягкой адаптации к новым условиям, индивидуализации личности ребенка. Дети посещают группу вместе с мамой или другим близким человеком. Организация работы строится на основе ведущих видов детской деятельности (в раннем возрасте – это предметная деятельность). Программа рассчитана на 8 месяцев, с октября по май. Каждая встреча занимает 20 минут. Предусмотренные программой блоки состоят из нескольких постоянно присутствующих видов детской деятельности: познавательной, музыкально-ритмической, творческой, двигательной, свободной. Виды деятельности постоянно меняются, что не дает малышу почувствовать усталость. Все виды деятельности, присутствующие на каждой встрече подчинены одной теме, которая определяется предметами и явлениями окружающего мира малыша. Занятия Материалом для встреч служат игры, игровые задания.
Методы и приемы.
Организационные
Наглядные
Словесные
Практические
Логические
Мотивационные
Форма организации – игровая
Ожидаемые результаты.
Накопление сенсорного опыта.
Становление речи ребенка.
Развитие мелкой и крупной моторики.
Умение уважать желание и возможности ребенка.
Представление ребенка об окружающем мире
Итогом работы является положительная динамика в развитии детских видов деятельности, мягкая адаптация к условиям детского сада.
Приложение 1
Перспективный план работы адаптационного клуба «Растишка», группа «Умка»
месяц неделя Виды детской деятельности примечания
октябрь 1 Сборы. Приветствие.
Знакомство с пространством, с предметной средой, с участниками Песенки «Колокольчики»
«Автобус»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики,массаж.
мячики
Знакомство с движениями «Шлёп! Хлоп! Топ!» Упражнение «Зашагали ножки» «Зашагали ножки»
Творческая деятельность. Рисование «Это Я!» (ладошки детей) Краски для пальчиковой живописи, листы
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2 Сборы. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Топ-топ»
«Едем-едем»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-прищепки
Двигательная деятельность. Упражнение «Зашагали ножки» «Зашагали ножки»
Творческая деятельность. Солёное тесто -знакомство Лепим «улитки», «Розочки»
Игровая деятельность Игры собираем картинки, пройдем лабиринт
3 Сборы. Приветствие. Песня «Здраствуйте»
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Кубики»
«Бычок», «Муз. интрум»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-шнуровка
ботинок
Творческая деятельность. Рисование «Разноцветные шарики»
Листы, краски, кисточки.
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
4 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Домашние животные»
«Цвета»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-делаем бусы
Творческая деятельность. Тестопластика «Это Я» (отпечаток ладошки на тесте» Соленое тесто
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Ноябрь 1 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?»
Песенки «Потягушеньки»
«Массаж»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики
Творческая деятельность. апликация Вырезанные загатовки из бумаги, клей
, «Кораблик».
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Я по комнате иду!»
Песенки «Топ-топ»
«Автобус»
«Утята», «Едем-едем»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-массаж. шишки
Первые шаги в математику. Разноцветные листочки (красный, желтый) Один – много. Игра «Собери листочки» Осенние листочки двух цветов
Двигательная деятельность. Игра «Догони мяч» Мячи
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
3
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики.
Песенки «Бычок»
«Наши ручки»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-прищепки
Речевое развитие. Овощи. Корзинка, макеты и рисунки овощей
Творческая деятельность: тестопластика Картон,ножички, делаем «Яблоню»
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
4
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики.
Песенки «Колокольчики»
«Автобус», «Музыкальные инструменты»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-шнуровка
Творческая деятельность. Рисование «Дождик» Листы, синяя краска, ватные палочки
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Декабрь 1
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики
Пение «Ножки», Вот какой я», «Ручки», пальчиковые игры, игры на развитие мо
Торики –массаж. мячики
Речевое развитие. Петушок и курочка. Игрушки: Петушок, Курочка
Творческая деятельность. Работа с войлоком. «Цыпленок» Цветной картон, войлок желтого цвета, клей
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики
Изучаем новогодние песни, пальчиковые игры, игры на развитие моторики -прищепки
Первые шаги в математику. Упражнение «Вышла курочка гулять» (один-много, большой – маленький)
Игрушки: Курочка, цыплята
Творческая деятельность. Тестопластика. «Зернышки для курочки» Соленое тесто, тарелочки
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
3
Сборы. Приветствие. «Приветсвие» Игры на развитие моторики.
Песня «Елка»учимся вести хоровод, пальчиковые игры, игры на развитие моторики -шнуровка
Двигательное развитие. Игра «Солнышко и дождик»
Зонтик
Творческая деятельность: аппликация Заготовки материала, «Светофор»
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
4
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики
Пение знакомых песенок, пальчиковые игры, игры на развитие моторики
Речевое развитие. Кукольный театр «Курочка Ряба» Куклы БиБаБо
Двигательное развитие. Игра «Бегите к маме»
Творческая деятельность. Рисование «Петушок» Листы, краски, кисточки
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Новогодний утренник Театрализ постановка, конкурсы, хоровод и подарки
январь 3 Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики Песенки «Колокольчики»
«Автобус»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики
Речевое развитие. А. Барто. «Игрушки» «Моя лошадка» Игрушка: Лошадка
Музыкально-ритмическое развитие «Лошадки» Т. Суворова «Танцуй, малыш»
Творческая деятельность. Рисование «Лошадки скачут по дорожке» Полоски бумаги, кисточки с лошадками, краски.
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
4 Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики Песенки «Колокольчики»
«Автобус»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики
Первые шаги в математику. Игра «Разложи игрушки» Фигурки разного цвета и размера
Музыкально-ритмическое развитие «Вот так холод, вот мороз» Е. Железнова (диск)
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
месяц неделя Виды детской деятельности примечания
февраль 1 Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики Песенки «Колокольчики»
«Автобус»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики- перебираем крупы
Речевое развитие. А. Барто. «Игрушки» «Моя лошадка» Игрушка: Лошадка
Творческая деятельность. Рисование «Лошадки скачут по дорожке» Полоски бумаги, кисточки с лошадками, краски.
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2 Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики Песенки «Колокольчики», «Паровозик»
«Жук»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики- прищепки
Первые шаги в математику. Игра «Разложи игрушки» Фигурки разного цвета и размера
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
3 Сборы. Приветствие.
Игры на развитие моторики.
Песенка «Топ-топ» Песенки «Массаж», «Заинька», «Дождик»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики
Творческая деятельность:тестопластика
Рыбка
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
4 Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики. Песенки
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики
Творческая деятельность:Аппликация –делаем ромашку
март 1 Сборы. Приветствие.
Знакомство с пространством, с предметной средой, с новыми участниками Песенки «Колокольчики»
«Автобус», «Весна»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики,массаж.
мячики
Знакомство с движениями «Шлёп! Хлоп! Топ!» Упражнение «Зашагали ножки» «Зашагали ножки»
Творческая деятельность. Рисование «Это Я!» (ладошки детей) Краски для пальчиковой живописи, листы
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2 Сборы. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Топ-топ», «Весна»
«Едем-едем»,Мошка, дятел
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-прищепки
Творческая деятельность. Солёное тесто –учимся катать шарики и «сосиски» Лепим «Гусеничка»
Игровая деятельность Игры собираем картинки, пройдем лабиринт
3 Сборы. Приветствие. Песня «Здраствуйте»
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Кубики», «Мошка», «Щенок»
«Бычок», «Муз. интрум»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-шнуровка
ботинок
Творческая деятельность. Рисование «Обрисовываем пальчики»
Листы, краски, кисточки. «Осьминожка
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
4 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?» Песенки «Домашние животные»
«Цвета»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-делаем бусы
Творческая деятельность. аппликация Делаем из заготовок «»Домик
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Апрель 1 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Кто к нам пришел?»
Песенки «Потягушеньки»
«Массаж»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики -шишки
Творческая деятельность: тестопластика Спички, картон, делаем «Ёжик»
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2 Сборы. Приветствие. Приветствие.
Упражнение «Я по комнате иду!»
Песенки «Топ-топ»
«Автобус»
«Утята», «Едем-едем»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-массаж. шишки
Первые шаги в математику. Блоки Дьеныша Строим в альбоме Ракету
Двигательная деятельность. Игра «Догони мяч» Мячи
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
3
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики.
Песенки «Бычок»
«Наши ручки»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики-прищепки
Речевое развитие. Фрукты. Корзинка, макеты и рисунки фруктов
Творческая деятельность: рисование карандашом Разукрашиваем заготовки -смешарики
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
4
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики.
Песенки «Колокольчики»
«Автобус», «Музыкальные инструменты»
«Паучок»
«Пальчиковые игры»
Игры на развитие моторики -шнуровка
Творческая деятельность. аппликация Картон, заготовки «Банка соленостей»
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Май 1
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики
Пение «Ножки», Вот какой я», «Ручки», пальчиковые игры, игры на развитие моторики –массаж. мячики
Речевое развитие. Домашние животные. Игрушки домашних животных
Творческая деятельность. Тестопластика Божья коровка
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
2
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики
Изучаем новогодние песни, пальчиковые игры, игры на развитие моторики -прищепки
Первые шаги в математику. Упражнение «Паровозик)
Игрушки: логические блоки, сторим паровозик
По цветам и размерам
Творческая деятельность. Рисование пальчиками Гуашь – «Бабочка»
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
3
Сборы. Приветствие. «Приветсвие» Игры на развитие моторики.
Песня «Бычок», Автобус, едем-едем, я по комнате иду, массаж» -учимся повторять, пальчиковые игры, игры на развитие моторики -шнуровка
Двигательное развитие. Игра «Солнышко и дождик»
Зонтик
Творческая деятельность: аппликация Заготовки материала, «Грибок»
Игровая деятельность (свободная)
Игры на выбор
4
Сборы. Приветствие. Игры на развитие моторики песня «Здравствуйте»
Пение знакомых песенок, пальчиковые игры, игры на развитие моторики
Речевое развитие. Кукольный театр «Избушка лубяная» Куклы БиБаБо
Творческая деятельность. Рисование «Петушок» Листы, краски, кисточки
Игровая деятельность (свободная) Игры на выбор
Приложение 2.
Рекомендации для родителей.
Как способствовать развитию личности ребенка в отношениях с окружающим миром
• Главной задачей воспитания на втором году жизни является создание условий для разнообразных действий с предметами. Общение взрослого с ребенком носит характер сотрудничества. При этом взрослый выступает как образец новых действий и как главный ценитель успехов малыша. Постепенно отдельные действия соединяются в цепочку и развивается процессуальная игра. Так малыш катает машинку и завозит ее в гараж; играя с куклой, кормит ее и укладывает спать. В игре дети воспроизводят простейшие сюжеты и эпизоды из собственной жизни и из жизни взрослых. Освоив отдельные действия, ребенок, как правило, начинает противиться помощи взрослого в практических делах. Следует уважительно относиться к этим проявлениям самостоятельности ребенка, поощрять инициативу
• Следует поощрять стремление ребенка подражать действиям взрослого. Если он выражает желание вымыть посуду, можно дать ему небьющуюся тарелку, чашку, поставить на стульчик пред раковиной. Показать, как моют щеткой, тряпочкой. Взрослые должны поощрять стремление ребенка к самообслуживанию: давать возможность самостоятельно одеться, умыться, застегнуть пуговицы или молнию, натянуть рукавицы и т. п.
• Хвалите малыша за успехи. Если у ребенка что-либо не получается, помогите ему справиться с трудностями, поддержите, дайте почувствовать свою успешность. Не следует хвалить за неуспешные действия. Оценка детских достижений должна быть адекватна достигнутому результату. Заслуженная похвала может высказываться очень эмоционально, с энтузиазмом и радостью за ребенка, а отрицательная оценка всегда должна быть короткой и сопровождаться утверждением, что неуспех вызван объективными трудностями и может быть преодолен. Желательно дать малышу возможность справиться с затруднениями в сотрудничестве со взрослым.
• Оценивая малыша не пользуйтесь безличными оценками типа «хорошо», «плохо». Оценка должна быть развернутой, задавать малышу критерии успеха или неуспеха в каждом конкретном деле. Это способствует становлению его самостоятельности и независимости, контроля за собственными действиями.
Как направлять поведение ребенка
• Взрослые, заботящиеся о ребенке должны стараться удерживать его поведение в определенных рамках. Иногда родители думают, что любой контроль за действиями ребенка помешает его творческой активности и самостоятельности, лишь беспомощно взирают на то, как малыш делает все, что ему заблагорассудится. В другом случае родители убеждены, что маленький ребенок во всем должен вести себя сознательно, как маленький взрослый. Они контролируют и ограничивают поведение ребенка, практически не предоставляют ему самостоятельности. Недостатки подобных крайностей очевидны. Любые указания родителей не должны выходить за рамки здравого смысла и обязаны учитывать потребности детей в безопасности, независимости и творческой активности.
• Реакции родителей помогают детям понять. как их поступки влияют на окружающих. Малышам нужна обратная связь, чтобы научиться учитывать потребности других людей. Обратная связь может выражаться в похвале за хорошее поведение («Какой молодец, сам убрал игрушки, или же мягком порицании («Осторожно, так можно сделать больно сестричке»). Основным объектом критики должно быть поведение ребенка, а не он сам.
Как способствовать развития личностной активности и образа Я ребенка
• В совместных действиях и играх с ребенком мама должна заботиться о том, чтобы инициатива постепенно переходила от нее к ребенку. Взаимодействие должно быть гармоничным, т. е. соблюдаться соотношение инициативных и ответных действий, как со стороны матери, так и со стороны ребенка. Старайтесь отвечать на все инициативы малыша. Не прерывайте насильно игру малыша, чтобы позаниматься с ним (почитать книжку, порисовать, не мешайте его целенаправленной деятельности.
• Создавайте условия для развития образа Я ребенка. Для этого предоставляйте ему свободу выбора действий, игрушек, партнеров по игре. Уважайте право малыша на собственное мнение, проявления самостоятельности и независимости.
• С целью развития представлений ребенка о своих физических способностях следует создавать условия для овладения ребенком сложными движениями, называя их, совершая вместе с малышом, затем давая ему возможность выполнять их самостоятельно (по просьбе взрослого). Так, организуйте подвижные игры, включающие разные виды движений: ходьбу, подпрыгивание, приседания, прыжки, бег. Полезны музыкальные занятия с простыми танцевальными движениями.
• Время от времени подводите ребенка к зеркалу, улыбайтесь его отражению, называйте по имени. Предлагайте ребенку рассматривать одежду, соотносить отражение в зеркале с реальностью. Не нужно бояться того. что ребенок, который с удовольствием рассматривает себя в зеркале, «красуется», вырастет самовлюбленным и избалованным. Психологически никакой связи между эгоцентричностью и рассматриванием себя в зеркале нет. А вот взрослые, которые не любят смотреть на себя в зеркало, часто оказываются неуверенными в себе, имеющими заниженное неадакватное представление о себе. низкую самооценку.
• Следует также учить ребенка узнавать себя и других на фотографиях. Малышу показывают на них маму, папу, бабушку, знакомых взрослых, других детей. Особенно интересно для ребенка узнавать себя в младшем возрасте, сравнивать с собой в настоящий момент, наблюдать за изменениями в своем внешнем облике, физическом «Я».
• Следует принимать во внимание развивающееся у ребенка чувство собственности. Понимание того, что у него есть свое место за столом, свой уголок для игры, свои кроватка, чашка, одежда и т. п., свидетельствует о развитии самосознания, представления о себе как обладателе определенных вещей. Это не проявление жадности и себялюбия, как иногда интерпретируют такое поведение малыша взрослые. Это рост его знаний о себе. Поэтому следует уважать право ребенка на собственность и одновременно учить его считаться с аналогичными правами других людей.
• Предлагайте мальчикам и девочкам различные игрушки, сюжетные игры в соответствии с поло-ролевой принадлежностью, одобряйте, поощряйте поведение, соответствующее полу ребенка, создавая условия для формирования половой идентичности. Так, хвалите девочек, когда те выбирают куклы, помогают в домашней работе (стирка, уборка, приготовление обеда и т. п.); одобряйте мальчиков, играющих в кубики, машинки, манипулирующих различными предметами, проявляющих физическую активность, подчеркивайте разницу между поведением мальчиков и девочек.
• Поощряйте проявление ребенком чувства сопереживания эмоциональным состояниям других людей. Похвалите малыша за то, что он стремится утешить плачущего, подскажите, как это лучше сделать (предложить игрушку, угостить сладостями, обнять и поцеловать). Аналогично развивайте у ребенка способность разделить с другими положительные эмоции: радость, восхищение, чувство удовольствия и др.
• Создавайте условия для формирования конкретной самооценки, поскольку взрослый является поначалу главным ценителем достижений малыша, от его поведения во многом зависит, как будет происходить становление конкретной самооценки ребенка.
Как мы уже говорили, похвала, разрешение, положительные оценки должны преобладать над порицанием, негативными оценками. При правильно организованном общении и взаимодействии оценка взрослого играет важную роль, ориентируя ребенка относительно достигнутых результатов. Оценивая действия ребенка, взрослый время от времени может использовать отрицательные оценки конкретного достижения малыша, однако к конкретной оценке неуспеха ребенка должна быть присоединена положительная оценка его как личности. Например: «Ты ошибся, но я уверен, что, если ты постараешься, у тебя получиться правильно, потому что ты очень старательный и уже многое умеешь».
Создавайте условия для общения со сверстниками
• Для этого прежде всего следует формировать у детей положительное отношение к сверстниками. Собственным поведением взрослые демонстрируют уважительное отношение ко всем детям. Привлекают внимание малышей к эмоциональным состояниям друг друга, поощряют проявления сочувствия, сопереживания другому ребенку. Организуют совместные игры, учат детей координировать свои действия, учитывать желания друг друга. Взрослые стремятся также помочь детям мирно разрешать конфликт, указывая им на достоинства друг друга, вводя принцип очередности, переключая внимание на продуктивные формы взаимодействия (новая игра, чтение книги, прогулки и пр.)
• Не следует сравнивать ребенка со сверстником при оценке его умений, возможностей, достижений. Взрослые, которые часто используют прием сравнения одного малыша с другим, тем самым умаляют и даже унижают его достоинство, либо достоинство сверстника. Можно сравнивать достижения малыша только с его же достижениями на предыдущем этапе, показывая, как он продвинулся, что уже умеет, чему еще научитcя, то есть создавая перспективу позитивного развития и укрепляя образ себя как развивающуюся личность.
• Взрослым следует подчеркивать индивидуальные различия между детьми: одни мальчики любят играть в футбол, а другие – нет; одному ребенку кажется правильным одно, в другому – другое. Понимание своего отличия от других, права на это отличие, а также признание аналогичных прав другого человека – важный аспект развития социального «Я», начинающегося уже в раннем детстве.
Приложение 3
Анкета – знакомство.
Уважаемые родители, просим Вас заполнить эту анкету для облегчения дальнейшего общения с Вами и Вашим ребенком.
Фамилия, имя ребенка, дата рождения___
Фамилия, имя, отчество родителей___
Кто в семье занимается воспитанием и развитием ребенка?___
Кто еще из членов семьи, родственников или близких знакомых принимает активное участие в воспитании ребенка?
___
Как Вы называете своего ребенка дома?___
Умеет ли ребенок играть самостоятельно?___
Его любимые игрушки, игры?___
С желанием ли играет с другими детьми?___
Делится ли своими игрушками?___
С какими трудностями Вы сталкиваетесь в воспитании ребенка?___
О каких особенностях развития ребенка, его характера Вы бы хотели сообщить педагогам?
___
О чем бы Вы хотели узнать (поговорить) на встречах в группе?___
Консультацию, каких специалистов (врача-педиатра, медсестру, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, учителя-логопеда) Вы хотели бы получить и по каким вопросам?___
Что Вы ожидаете от пребывания ребенка в группе «Умка»?___
Благодарим за сотрудничество
Список использованной литературы:
1. Винникотт Д. В. Разговор с родителями /Пер. с англ. М. Н. Почукаевой, В. В. Тимофеева. — М. : Независимая фирма “Класс”
2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - СПб. : Питер, 2000. – 992 с.
3. Алексанина Н. С. Инновационная деятельность в образовании // Мир образования – образование в мире. № 4. - М. : Издательский дом Российской академии образования (РАО, 2006. - С. 119-124 .
4. Энциклопедия социальной работы (перевод с английского). - М. : Мнемозина, 2007. – 247 с.
5. Мухина В. С. Возрастная психология : феноменология развития, детство, отрочество- М. : Издательский центр «Академия», 2000.- 456 с.